Эллинизма искусство. Круг Лисиппа, возможно Лисистрата
Круг Лисиппа, возможно Лисистрата. Голова кулачного бойца. I в. до н. э.
верности классическому искусству — знаменитая статуя Афродиты Мелосской (Милосской). Статуя была найдена в XIX в. на небольшом островке Мелос. Автором этого произведения был скульптор Аге-сандр (или Александр — несколько отсутствующих в надписи букв не позволяют бесспорно установить его имя); видимо, оно было выполнено ок 120 г. до н э. Некоторые исследователи более осторожно определяют время создания статуи (П1-П вв. до н. а).
Эта легендарная скульптура вошла в историю под латинизированным названием Венеры Милосской. Полуобнаженная фигура богини высечена из паросского мрамора, руки ее были утрачены еще в древности. Ученые предполагают, что одной рукой Афродита придерживала ниспадающую одежду, а в другой держала яблоко, символ острова Мелос. Фигура богини кажется с разных точек зрения то гибкой и подвижной, то полной сдержанного покоя. Скульптор достиг удивительной тонкости в обработке поверхности мрамора: по ней легко скользят световые блики и прозрачные тени, создавая ощущение живого человеческого тела. Лицо
Афродиты исполнено спокойствия и одухотворенности. Это произведение — замечательный образец того неуловимого равновесия, в котором нечасто находится присущая памятникам эллинизма жизненная достоверность и чисто классицистическая благородная идеализированность. Ни одно из произведений этой эпохи не несет в себе так много черт высокого классического искусства. Сама трудность его датировки во многом объясняется необычностью образа Афродиты Милосской для Э. и.
В некоторых приемах улавливаются отзвуки художественной манеры скульпторов V в. до н. э. Это, однако, не подражание, а продолжение классической традиции, уже потому хотя бы, что поза Афродиты содержит характерный для Э. и. 8-образ-ный поворот и легкий наклон.
Но милосская богиня — лишь одно из редких исключений. Скульптура этой эпохи давно перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней уже долгое время усиливались отвлеченность и декоративность. На смену эстетике самодовлеющего спокойствия пришли динамичность, живая по-вествовательность, подчас иллюстративность. Один из характерных признаков искусства поздней классики и эллинизма — следование учению о мимесисе, подражании жизни. Тщательность и скрупулезность отражения реальности, которые нередко становятся самоцелью для художника, приводят к подчеркнутой натуралистичности, а в мастерстве больше всего ценится умение создавать полную иллюзию реальности. Скульптурная группа «Лаоко-он» и знаменитый Пергамский алтарь — наиболее характерные в этом отношении произведения, воплотившие к тому же наиболее оригинальные и неповторимые качества Э. и.: острый драматизм, экспрессию, патетическую страстность.
Не менее значительным и художественно совершенным эллинистическим памятником является т. н. Саркофаг Александра с изображенными на нем сценами битвы греков с персами. Мастер уделяет равное внимание изображению всадника, коня или деталей сбруи. Искусство здесь приобретает отпечаток утонченного академизма. Пластические формы эллинистической скульптуры строятся на взаимодействии с окружающим пространством; избираются необычные ракурсы и жесты, смелые контрасты света и тени, сложный рисунок композиции. Характерный для искусства классики принцип архитектонической ясности здесь сменился типичным для Э. и. принципом общего живописного целого.
Этими чертами отмечена и замечательная статуя Ники Самофракийской, посвященная победе ро-досцев над флотом Птолемея. Это произведение — несомненный шаг вперед в изображении пластики
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1029;