Эллинизма искусство. .крупулезная и настойчивая систематизация знаний, накопленных в течение столетий, стремление к их классификации и единовременному осмыслению
АНТИЧНОСТЬ
.крупулезная и настойчивая систематизация знаний, накопленных в течение столетий, стремление к их классификации и единовременному осмыслению. В науке эта тенденция проявилась з создании целостных фундаментальных систем и разработке единых основ ряда наук (звездный каталог Гиппарха; систематизация ботаники, выполненная Теофрастом; многочисленные труды по географии; «Начала» Эвклида; открытия Архимеда и мн. др.). Этот процесс суммирования коснулся и художественной жизни: правители государств, заботясь об упрочении своей славы и власти, собирали при дворах цвет тогдашней науки и искусства. Всемирной славой пользовалась библиотека в Александрии, где хранилось около 700 тыс. свитков — трудов по всем существовавшим отраслям знаний.
Серьезнейшие изменения по сравнению с классическим периодом происходят и в религии, и в философии. Особенностью эллинистической философии является возникновение, наряду с классическими, нескольких новых школ, чьи интересы сосредоточены на проблеме человеческой свободы и нравственности, поиске путей к достижению спокойствия духа, отрешенности и мужественного приятия судьбы. В середине II в. до н. э. философские поиски эллинистических авторов сближаются с религиозными традициями; кроме того, делаются попытки достичь глобального синтеза существующих религиозных, философских и мистических учений. Подобные черты присущи и религиозной культуре. Наиболее характерным признаком эллинистической мифологии и религии является синкретизм, в котором огромную роль играли восточные влияния. Боги греческого пантеона нередко отождествлялись с древнейшими восточными божествами и при этом наделялись новыми свойствами. Постепенно укрепились культы некоторых универсальных божеств, объединивших в себе сходные функции наиболее почитаемых богов разных народов. Их изображения и упоминания зачастую существенно помогают определить время возникновения того или иного художественного памятника. Особенно значимым божеством был Зевс Гипсист (Высочайший), называвшийся также Пантократором (Всемогущим), Гелиосом (Солнцем) и Сотером (Спасителем). Необычайной популярности достигает древнейший по своему происхождению культ Диониса, мистерии которого в этот период заимствовали некоторые особенности из восточных культов Осириса, Сабазия и Адониса. Специфическим явлением в религиозно-мифологической жизни эллинизма стало появление культа Сераписа, в облике которого соединились черты Зевса-Посейдона с атрибутами египетских божеств (Осириса и священного быка Аписа). Некоторые во-
.Л | |
\ | . ■Як |
\ | Х:;:^Н |
•1 | |
1 Л тШГШ | |
Афродита. III в | . до н. э. |
сточные культы были восприняты греками почти в неизменной форме. До уровня главных божеств выросло значение некоторых прежде второстепенных религиозных персонажей, в первую очередь — богини Судьбы (а по некоторым версиям — божества Случая), Тихе. Обилие новых культов дополнялось возникшей под восточным влиянием традицией обожествления царей.
Художественная культура также отличается не только обилием новшеств, но и немалыми противоречиями. Э. и. находит пути к соединению повышенной экспрессии и подчеркнутого рационализма, даже своего рода академизма; нарочитой архаизации и дерзкого новаторства; драматизма и просветленной лиричности. В результате таких разнообразных тенденций усилились различия локальных художественных школ (александрийской. родосской, пергамской, афинской, сирийской и др.!. Однако вскоре после падения власти греко-македо-нян различия и расхождение этих и других культур
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 786;