Эллинизма искусство. чально ансамбевый подход к застройке, согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом.
АНТИЧНОСТЬ
Голова сатира. II в. до н. э.
чально ансамбевый подход к застройке, согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом.
Большую популярность получает идея симметрии и фронтальности архитектурных композиций. Архитектурные типы общественных, культовых и жилых зданий восходят к эпохам греческой классики и даже архаики, но их черты были трактованы в духе времени. Появились новые виды зданий: мусейоны, библиотеки. Синкретизм эллинистических религий повлиял на развитие культовых и мемориальных строений, в которых сильнее, чем прежде, проявлялось взаимодействие с архитектурой Востока.
В строительстве храмов, наряду с периптером, широкое распространение получил более торжественный и нарядный диптер. Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер. Эллинистическая трактовка ордера отличается свободным отношением к традиционной схеме и усилением декоративного начала за счет конструктивного. Ордера подвергались местной интерпретации (псевдоко-
ринфские капители колонн в городише Ай-Ханум. свободный стиль святилища Асклепия на острове Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии). Если в сооружениях V в. до н. э. двухъярусная колоннада использовалась только внутри храмовых святилищ (см. Парфенон), то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире. Так, например, святилище Афины в Пергаме окружено снаружи двухъярусным портиком.
Колонны ставились в несколько рядов и в святилищах, и в библиотеках, и на агорах; нередко перед фасадом здания устанавливались дополнительные колонны с пролетами для входа. Во всяком случае, первоначальное их назначение перестало учитываться.
Самым крупным сооружением эллинистических Афин был храм Зевса Олимпийского (т. н. Олим-пейон). Начатый еще в VI в. до к э. храм был закончен только при римском императоре Адриане во II в. н. э. Он представлял собой диптер длиной ок. 100 м, с двадцатью колоннами на продольных сторонах и восемью — на торцевых. Впервые в греческой архитектуре коринфский ордер, использовавшийся чаще во внутренних помещениях, был применен в наружной колоннаде. Другая известная афинская постройка этой эпохи — Башня ветров, возведенная в середине I в. до н. э. Это восьмигранное сооружение высотой ок. 12 м, поставленное на трехъярусное основание.
Снаружи на башне находились солнечные часы, внутри — механизм для водяных часов (клепсидры). Перед дверьми, ведущими в башню, с двух сторон находились коринфские портики. Башня была украшена фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров — сюжет, очень популярный в Э. и. и в искусстве Древнего Рима. К числу характерных построек эллинистической эпохи относится также т. н. Арсинойон — храм великих богов на острове Самофраке — и многие жилые постройки острова Делос.
Первые по времени произведения эллинистической скульптуры были созданы мастерами материковой Греции и островов Эгейского архипелага. Однако здесь Э. и. не получило такого заостренного, отчетливого выражения, как, например, в Пергаме. Необычный характер эллинистического зодчества нашел отражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии. В изобразительном искусстве, наряду с творческим и продуктивным развитием классического наследия, существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, излишне патетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало III в. до :-: ? Ватикан). Один из редких примеров подлин:-: ;':
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 903;