АНТИЧНОСТЬ
ния. Афина передала Эрехтея младенцем дочерям Кекропа на воспитание. Став царем, Эрехтей ввел в городе культ Афины. По требованию Дельфийского оракула он принес в жертву одну из своих дочерей во время войны против элевсинцев. Согласно другому преданию, Э. был построен на том самом месте, где некогда происходил спор Афины с Посейдоном за владычество над Аттикой. Перед храмом росла священная маслина, давшая начало роще богини, а через отверстие в полу храма можно было увидеть на скале след, оставленный трезубцем Посейдона.
Э. — последняя постройка классического периода в афинском акрополе, завершившая его архитектурный ансамбль. В нем хранились древнейшие святыни города, и в том числе — деревянная статуя Афины, упавшая, согласно легенде, с неба. Именно для этой статуи предназначался пеплос, изготавливаемый жрицами Афины (см. Парфенон) и торжественно проносимый по священной дороге во время панафинейской процессии. Вероятно, Э. был задуман и воплощен в проекте еще при жизни Перикла и Фидия. Одна из интереснейших особенностей храма — необычная планировка и
асимметричное расположение помещении. Эта :-::;. вописная асимметричность отчасти объясняется тем, что Э. объединил в себе несколько древня; святилищ. Композиция Э. подчинена характеру ландшафта, и восточная часть здания выше западной почти на 3 м. К храму примыкают три раалгч-ных портика: два из них снабжены ионическими колоннами, а в третьем крышу поддерживают изваяния кариатид в ниспадающих одеждах. Их благородное спокойствие оттеняло драматизм изображений на метопах соседнего Парфенона. Монументальные статуи кор-кариатид выполняют роль колонн, и поэтому им свойственно единообразие пропорций и масштаба, однако все они отличаются разными оттенками пластического решения, в связи с чем каждая обладает неповторимой индивидуальностью. Другой характер имеют рельефы фриза: в них присутствуют динамика и стремительность движений. Здесь был применен и своеобразный прием полихромии; вместо раскраски использованы цветные материалы: на фоне фиолетового мрамора живописно выделялись белоснежные фигуры.
По контрасту с более строгим и простым Парфеноном Э. во всех отношениях более живописен и
Эрехтейон. Северный портик. V в. до н. э.
Кариатиды южного портика Эрехтейона. V в. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 674;