Этрусков искусство. гробницы (VII в. до н. а); гробницы в пещерах и скалистых монолитах; в виде насыпного кургана-ту-мулуса (некрополь Бандитачча в Черветери)
гробницы (VII в. до н. а); гробницы в пещерах и скалистых монолитах; в виде насыпного кургана-ту-мулуса (некрополь Бандитачча в Черветери), в виде стоящего на поверхности ящика из травертина (в западном некрополе Марцаботто). Большое распространение в архитектуре склепов получила имитация двускатной крыши, обычной для храма и, возможно, применявшейся в жилых постройках этрусков.
Вблизи современной Флоренции этруски сохраняли курганную систему, но погребальные камеры не вырубались в скале, а выкладывались из каменных блоков и затем покрывались землей. Такие курганы окружались укрепляющей каменной стеной. Погребальные камеры имели столб в центре и лежаки по стенам для размещения урн с прахом, а также памятных и культовых фигур и сосудов. Многие погребальные камеры имитировали жилые интерьеры. В архаический период в погребальной архитектуре стали преобладать скальные гробницы и, особенно, погребения в ящиках-саркофагах. Такие саркофаги сверху перекрывались каменными плитами в виде двускатной кровли, что
приближало внешний вид гробницы к форме храма. Крышки саркофагов чаще всего украшались фигурами львов или головами воинов в шлемах.
По мере развития Э. и. в подземных гробницах усложняется внутренняя планировка: склепы представляют собой сложные комплексы из трех или четырех помещений, соединенных дверными и даже оконными проемами. В росписях, которые становятся обязательной частью убранства гробницы, появляются мифологические сцены (некрополь Бандитачча), стены камер украшаются богато декорированными щитами. В целом помещения гробниц все больше напоминают по убранству уже не жилой дом, а храм с его планировкой и некоторыми архитектурными деталями, вплоть до портиков. Так, подпорные столбы ставятся чаще, увенчиваются капителями с узорами в греческом стиле. Стены склепов украшаются скульптурой. Погребальные сооружения V в. до н. э. сложнее в плане, они имеют дополнительные склепы, служившие для добавочных захоронений. Один из последних выдающихся архитектурных памятников Э. и. — гробница Волюмниев близ Перуджи (II в. до н. э.). представляющая собой сложную систему камер, объединенную в величественный и монументальный ансамбль.
Этрусская скульптура представляет собой необыкновенно самобытную и богатую область творчества, создавшую собственные традиции и прошедшую длительную эволюцию. В Э. и. относительно мало использовался камень, и лучшие работы здесь создавались из глины, бронзы и терракоты. Для этрусской скульптуры характерны сравнительно небольшие (меньше человеческого роста) изображения фигур, как в погребальной скульптуре, так и в декоративной. Первая группа изделий — скульптура гробниц — особенно разнообразна и самостоятельна. Дольше всего здесь сохраняются канонические приемы и незыблемые традиции раннего искусства. Типичным образцом погребальной скульптуры в Э. и. является урна-канопа, формы которой долгое время сохранялись почти без изменений: скульптурная голова с весьма условной проработкой черт и декоративным решением деталей и заменяющее тело тулово сосуда, в который помещался пепел. Как правило, такие урны дополнялись изображениями рук, еще более условными, чем головы С течением времени эти изделия стали сменяться саркофагами, скульптурные крышки которых уже в искусстве V—IV вв. до н. э. представляют собой полноценные изображения бюстов или лежащих людей. К IV в. до н. э. в этой области появляются истинные скульптурные шедевры, сопоставимые по выразительности и утонченному трагизму с произведениями греческих мастеров
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 869;