Этрусская живопись
Золотой браслет из Ветулонии. VII в. до н. э.
роспись по сухой штукатурке, по поверхности монолитной стены). Живописными композициями покрывалось все пространство погребального помещения вплоть до потолка. Характерным примером росписи в Э. и. является т. н. гробница Быков, где имеются не только декоративные изображения и сюжетные сценки, но и имитированные детали храмовой архитектуры: двускатная кровля, продольная балка и т. д. В последующую эпоху композиции росписей в гробницах приобретают более дробный характер. Вместе с тем живопись У1-1Увв. до н.э. свидетельствует о необыкновенном интересе этрусских мастеров к передаче движения, к пейзажу, жанрово-бытовым сюжетам.
Лишь в IV в. до н. а эта тематика сменяется трагически-созерцательными образами (росписи гробницы Чудовищ, IVв. до н. э.), и одновременно большую утонченность и разнообразие обретают приемы живописной техники. Более тщательной и искусной становится моделировка, расширяется цветовая гамма, появляется большая точность в передаче деталей. Редким памятником погребальной живописи IVв. до н. э. является расписной саркофаг из Тарквиний, выполненный в мраморе и украшенный снаружи сценами борьбы греков с амазонками. Характерны не только свобода и смелость рисунка, точность деталей, но и чувство пространства и объема, проявленное этрусским мастером. Движения фигур переданы с предельной экспрессией. Можно сказать, что в эту эпоху этруски настолько же превосходят греков в живописи, насколько уступают им в вазописи.
Искусство керамистов, торевтов и ювелиров Этрурии не менее своеобразно. Произведения этих мастеров долгое время служили статьей дохода для многих этрусских городов и областей. В VIIв. до н. э. в Э. и. широко распространилось изготовление ювелирных изделий, украшенных орнаментальными и фигурными композициями. Фибулы, бляхи и украшения выполнялись из золота и по стилю напоминают произведения «звериного» стиля мастеров Северного Причерноморья. Вместе с тем в орнаменте используются чисто греческие формы — треугольники, зигзаги, меандр. Замечательным мастерством отмечены прославленные современниками золотые изделия из Ветулонии, украшенные
фигурками животных, сфинксов, процессий зверей и птиц — мотивами, пришедшими из древнегреческой вазописи VII в. до н. э. Широко используется техника грануляции; нередко золото сочетается с другими материалами. Однако полихромия в Э. и. торевтики не была популярна, мастера предпочитали однородный материал, но разнообразную обработку его фактуры. Во второй половине VI в. до н. э. ремесленники освоили производство резных камней, интерес к которым был вызван знакомством с греческими геммами. В V в. до н. э. все чаще появлялось в ювелирных изделиях изображение человеческого лица. Все увереннее отходили этруски от условных и обобщенных форм, стремясь к большей достоверности и конкретности изображений.
Э. и. оказало сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых этрусские мастера были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От этрусков римляне переняли и некоторые особенности политического устройства, структуру и вооружение армии, ряд особенностей мифологии, религии и светской символики. Возможно, через этрусков италийские племена Северной и Средней Италии восприняли греческое письмо.
Интерес к памятникам Э. и. существовал еще в эпоху Средневековья, но особенно популярны они становятся в эпоху Возрождения, когда римские и флорентийские гуманисты впервые описывают, реставрируют, изучают этрусские памятники наряду с греческими в поисках истоков собственной культуры и следов золотого века.
Литература:
Елъницкий Л. А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков // Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.
Чубова А. П. Этрусское искусство. Альбом. М., 1972.
ЭТРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ,монументальные росписи, выполненные главным образом на стенах погребальных сооружений и на поверхности каменных и глиняных саркофагов этрусскими мастерами в ЛПЛ-1 вв. до е а Э. ж. — сфера искусства, отличающаяся необычайной самобытностью и оригинальностью, по своей художественной роли и достоинствам сопоставимая с областью скульптуры в искусстве классической Греции. Как и остальные памятники этрусского искусства, произведения Э. ж. классифицируются в соответствии с принятым в настоящее время разделением процесса развития этрусской культуры на три этапа (ориентализиру-ющее, архаическое и эллинистическое искусство). Следует отметить, что нередко употребляемое по отношению к искусству этрусков определение
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1486;