Эллинизма искусство
АНТИЧНОСТЬ
Голова мужчины с острова Делос. Ок. 90 г. до н. э.
человеческого тела, в передаче неукротимого порыва, полного мощи и ликования. И все же в эллинистической скульптуре гораздо чаще проявляется парадоксальная стилевая многоплановость и противоречивость, выраженные в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированных статуй божеств; гротескных или горделиво величественных образов, острохарактерных изображений. Возросший интерес к различным сторонам действительности, стремление раскрыть многообразие и богатство жизни способствовали утверждению в Э. и. новых жанров. Так, широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая по контрасту с трагическими композициями настроением покоя и умиротворенности. Впервые получила развитие скульптура жанрового характера, хотя произведения этого рода уступали в своей художественной значительности работам на мифологические темы. Именно в эпоху Э. и. в скульптурных изображениях стал встречаться пейзаж. Вкусам эпохи в равной мере отвечали как подчеркнуто драматические
образы, так и откровенно чувственные или стилизованно пасторальные; стилевая всеохватность становится девизом эпохи.
Со временем, наряду с продуктивными творческими поисками, появляются и первые признаки упадка. Чрезмерное увлечение бытовой детализацией часто превращается в мелочное бытописательство или приближается к навязчиво натуралистической карикатуре или несовпадению значительности, масштаба замысла и излишней детализированное™ его выполнения (александрийские статуэтки старух; большое количество нарочито эффектных, театрализованных произведений у мастерок родосской школы). Требование достоверности приносит и новое понимание жанра портрета. Эллинистическая скульптура отличается подчеркнутым интересом к человеческой индивидуальности и проявлению неповторимых душевных движений. К началу эпохи относятся портретные изображения Аристотеля и несколько более поздний портрет Эпикура (начало III в. до н. а).
Следующий шаг вперед представляет собой скульптурный портрет драматурга Менандра; примером зрелого эллинистического портрета является сохранившаяся в римской копии портретная статуя афинского оратора Демосфена работы скульптора Полиевкта, выполненная в 280-279 гг. до н. э. Здесь в трагическом образе афинского патриота окончательно состоялся переход жанра к изображению конкретного переживания: портрет полон чувства трагической безысходности и усталости. Один из выдающихся образцов портрета в Э. и. — бронзовая мужская голова с острова Делос. Она принадлежала статуе, отлитой ок. 90 г. до н. э. С необычайной мягкостью скульптор моделирует черты лица, словно хранящие отпечаток прожитой жизни. На лице лежит печать тревожного раздумья и озабоченности, совершенно невозможных в портретах периода греческой классики. Первые попытки внести в портрет элементы душевного переживания были сделаны из греческих скульпторов только Ли-сиппом. Лучшие же эллинистические портреты, отчасти сохраняя общеэллинский принцип типизации, несравненно более индивидуализированы.
Судя по источникам, значение живописи в Э. и. было велико, но памятники ее в большинстве своем погибли. Некоторое представление о живописи дают дошедшие до нас благодаря своей прочности мозаики, а также копии римского времени в пом-пейских домах. Можно утверждать, что характер эллинистической живописи был близок образам скульптуры. Здесь произошел отход от приемов. напоминающих скульптурный рельеф; возрос интерес к показу реальной пространственной и с=г-товой среды; обогатилось и усложнилось цвет в ■
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Эпигон
решение. В доме Фавна в Помпеях была найдена замечательная мозаичная копия с прославленной картины живописца Филоксена из Эритреи, изображающая битву Александра Македонского с царем Дарием при Иссе (конец IV — начало III в. до н. э.). Новые качества эллинистической живописи проявились в патетической и динамичной трактовке образов. Драматическая коллизия картины основана на сопоставлении двух главных героев; убедительно переданы гнев Александра и ужас Дария. Главное же, что отличает стиль этого произведения, — стремление художника передать борьбу многотысячной толпы воинов, окутанной клубами пыли, азарт беспощадной битвы.
Фигуры картины существуют уже не в условном, а в реальном пространстве; художник применяет даже ракурсы. В Геркулануме сохранился целый цикл фресок, которые были очень точно скопированы с греческих оригиналов IV в. до н. э. («Актер в роли царя», I в. до н. а).
В эллинистических мозаиках вполне отчетливо различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, в традициях классицизма. Примером живописной композиции может служить роспись из дома Диоскуров в Помпеях «Ахилл среди дочерей Ликомеда», сделанная по оригиналу живописца Атениана из Фракии, работавшего в III в. до н. а; в одном из домов Геркуланума сохранилась копия знаменитой картины Тимо-маха, изображавшей Медею перед убийством ее детей. Воздействие Э. и. сказалось и на столь уникальном явлении, как фаюмский портрет, соединивший, как известно, черты художественной традиции Египта и римского искусства. Вместе с тем умение фаюмских живописцев выявить человеческую индивидуальность свидетельствует о знании не столько римских, сколько скорее эллинистических образцов. Общие для всего Э. и. тенденции прослеживаются и в вазописи, глиптике, торевтике, изделиях из стекла.
Э. и., как и всякая завершающая эпоха в истории художественной культуры, — явление достаточно противоречивое. Оно вобрало в себя огромный опыт предшествующих поколений, но и само оказалось перед новыми и трудными задачами. Стремясь постичь жизненную правду, оно в большинстве случаев было натуралистично; имитируя реальность, зачастую утрачивало интерес к проблеме ее внутренней сущности. Развивающее как общегреческие традиции, так и стилевые черты восточных культур, Э. и. было не только завершением истории древнегреческого искусства, но также и предвосхищением и первым этапом становления художественной традиции Древнего Рима.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.
ЭПИГОН,древнегреческий скульптор эллинистического периода, работавший во второй половине III в. до н. э. при дворе царя Атталла в Пергаме. К оригиналам Э. восходят многие римские копии с отдельных статуй и групп комплекса пергамского акрополя. К лучшим из них принадлежит группа, изображающая галла, убившего свою жену и закалывающегося мечом, чтобы не попасть в позорный плен к победителям. Группа рассчитана на круговой обзор, фигуры даны в сложном движении, контрастном по характеру (решительный, полный энергии отчаяния взмах воина и бессильно сползающее тело мертвой женщины). Другое известное
Эпигон. Умирающий галл. III в. до н. э.
произведение Э. — статуя «Умирающий галл», в которой проявилось иное осмысление темы гибели на поле битвы. Пергамский мастер и здесь создает героико-трагическое изображение иноплеменника, убедительно воплощая состояние сдержанного и мужественного страдания. В этом произведении меньше пафоса, но больше глубокой проникновенности и правдивости.
ЭРЕХТЕЙОН(егеспШеюп — сделанный Эрехфе-ем), вьщающийся памятник древнегреческой архитектуры — ионический храм, сооруженный в 421-415 и 409-406 гг. до н. э. Храм расположен неподалеку от Парфенона и посвящен Афине, Посейдону и легендарному Эрехтею, по имени которого памятник и получил свое название. Э. — одно из греческих святилищ, овеянных таким обилием легенд и преданий, что их историко-поэтическая характерность ничуть не уступает художественной важности самого памятника. Эрехтей (Эрехфей) — мифический царь Афин, иногда отождествляемый с Эрихтонием, сыном Гефеста. В некоторых легендах Эрехтей называется сыном или внуком Эрихто-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1430;