Эллинизма искусство. сменились периодом бурного сближения и синтеза, в результате чего возникли новые и самобытные художественные культуры Парфянского царства
сменились периодом бурного сближения и синтеза, в результате чего возникли новые и самобытные художественные культуры Парфянского царства, Кушанского царства, Гандхары. Их объединяет главным образом то, что новое понимание красоты оказывается в целом в корне отличным от эстетического идеала греческой классики.
Э. и. традиционно разделяется на два основных этапа. Время от конца IV в. до начала II в. до н. э. составляет ранний период, когда Э. и. переживает свой наивысший расцвет. II—I вв. до н. э. — время нарастающего кризиса в эллинистической культуре, во многом определившего характер искусства позднего эллинизма.
Эллинистическое зодчество отличает стремление к освоению громадных открытых пространств, к эффектам грандиозности и величия, торжества всесильной творческой мысли. Художественный облик городов чаще всего определялся величественными архитектурными ансамблями, включавшими в себя все существующие типы зданий: дворцы, святилища, театры, дома для собраний.
Новые города стремительно росли и застраивались силами военнопленных, причем в ходе строительства возводились не только сооружения практического и художественного назначения, но и грандиозные творения инженерного искусства. Самым знаменитым из этих многочисленных памятников безграничного и дерзкого честолюбия новых властителей была легендарная статуя бога Гелио-са, известная под названием «Колосс родосский». Она считалась одним из семи чудес света и была воздвигнута в 292-280 гг. до н. э. в память об успешной обороне острова. Колосс стоял на площади между морем и городскими воротами; его высоту указывают по-разному, но чаще других называется цифра 36 м. Бронзовый Гелиос имел вид юноши, приставившего к глазам руку и держащего в другой руке ниспадающее до земли покрывало. Голову его украшал венец из расходящихся лучей. Автором статуи был скульптор родосской школы Харес, ученик Лисиппа. Другим знаменитым сооружением такого же рода был Фаросский маяк, возведенный на скалистом островке в дельте Нила, неподалеку от Александрии. Маяк был пост-. роен в 283 г. до н. э. из мрамора, гранита и известняка. Постройкой руководил греческий архитектор Сострат Книдский. Высота маяка составляла ок. 120 м, он состоял из трех ярусов: четырехгранного, восьмигранного и круглого. Нижняя башня высотой 60 м была сложена из каменных плит, украшенных скульптурными рельефами; средняя — облицована плитами из белого мрамора. Верхний фонарь с куполом на гранитных колоннах был увенчан огромной бронзовой статуей бога Посейдона высотой 8 м.
Оба этих выдающихся памятника погибли в результате воздействия стихий: землетрясений и выветривания камня.
Для эллинистического градостроительства характерно подчеркнутое выделение административного и торгового центров города. Если в классическую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь он превратился в часть общего центрального ансамбля, который включал в себя и многие другие типы строений. Установился новый принцип архитектурного решения главной площади — агоры, которая окружалась крытыми портиками, придававшими ей замкнутый характер. Иногда центральная часть города состояла из нескольких ансамблей, как, например, центр города в Милете, акрополь в Пергаме. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы, архитектурно оформленные богаче остальных, что весьма близко римскому типу городской планировки. Особенность эллинистических городов — изна-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 802;