Права и свободы человека.
4.1. Входная информация для самоконтроля
Успешному изучению содержания этой темы способствует восстановление и использование следующих знаний:
с курса отечественной истории - изучение конституции как основы построения и функционирования демократии; права и свободы граждан.
из курса философии - в отношении изучения истории политической мысли о права и свободы граждан в рамках общефилософских концепций.
из предыдущих тем курса политологии “Государство как форма политической организации общества” - современное понимание государства и его отношения с гражданским обществом и “Политические режимы. Демократия” - сущности демократии, которые предусматривают общественную активность, наличие свободы граждан и защиты общественных интересов.
4.2. Содержание темы
4.2.1. Структурно-логическая схема содержания темы
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
4.2.2. Тематическое содержание
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие гражданское общество (4.1.) применяется для изучения неполитической части общественной системы.
4.1. Гражданское общество - сфера общения, взаимодействия, самоорганизации и самоуправления свободных индивидов на основе добровольно сформированных ассоциаций, которое защищено необходимыми законами от прямого вмешательства и регламентации со стороны государства и ,в котором преобладают гражданские ценности.
Структурно гражданское общество является подсистемой всего общества , которое приближается к социальной сфере общественной жизни.
Как подструктура общественной системы гражданское общество, в свою очередь, имеет сложную внутреннюю структуру, в которую входят компоненты институционального плана и определенный тип культуры.
Институтами гражданского общества являются:
добровольные общественные организации и общественные движения, а также политические партии, пока они еще не задействованы в механизмах осуществления власти;
независимые средства массовой информации, обслуживающие общественные потребности и интересы, формулирующие общественное мнение;
общественное мнение как социальный институт;
в определенном аспекте — выборы и референдумы, когда они служат средством формирования и выявления общественного мнения и защиты групповых интересов;
зависимые от общественности элементы судебной и правоохранительной системы.
Функции гражданского общества:
- самовыражение индивидов, их самоорганизация и самостоятельная реализация ими собственных интересов;
- гарантирование незыблемости личных прав граждан, защита в возможном противостоянии с государством;
- формирование “социального капитала”, то есть неотъемлемых черт личности, благодаря которым она становится способной к кооперации и эффективных солидарных действий;
- систематизация, упорядочивание, урегулирование протестов и требований людей.
Условия развития гражданского общества:
- наличие публичного пространства, средств и центров коммуникации, следствием чего
является формирование сферы общественной (гражданской) жизни и общественного мнения;
- организация общественной (публичной) жизни свободных и равных индивидов, права которых защищены конституцией и законами;
- независимые от государства, добровольные ассоциации, автономность которых создана на индивидуальном и коллективном уровне;
- ориентация на общественные интересы и публичную политическую деятельность, следствием которой является кооперация и солидарность между людьми, общение на принципах взаимного доверия и сотрудничества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Поведение субъектов политической жизни, их участие или неучастие в политических делах, конструктивная или деструктивная деятельность, умение или неумение защитить свои права и интересы. Это зависит от содействия политической реальности и от выработанных в ходе исторического развития общества и государства образцов и навыков политического поведения, то есть – от таких факторов, как политическая сознательность (1.5.) и политическая культура (4.2.) (в условиях демократии – гражданская культура, то есть на основе гражданских ценностей и общественной активности, взаимоотношений доверия и толерантности).
4.2. Политическая культура - это система устойчивых представлений, ориентаций, ценностей, убеждений, образцов поведения в сфере взаимоотношений власти и народа, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса и передаются наследственно в поколение данного общества.
Классификация политической культуры:
Фрагментарная политическая культура - наличие разнообразных политических ориентаций и деятельности (примером является современная Украина), различные субкультуры. Фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.
Субкультура - различаются по следующим признакам: социально-классовые, национально-этнические, религиозно-политические, региональные, возрастные.
Интегрированная политическая культура - политическая лояльность, отсутствие противоположных субкультур.
В целом выделяют три основных типа политической культуры:
1. Патриархальная культура - характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, ориентацией на узкие местные ценности.
2. Культура подчиненных - предполагает ориентацию населения на ценности власти (что свойственно тоталитарным режимам).
3. Культура активистов (культура участия) - отличается активным участием граждан в политике. Известная также как гражданская культура (4.3.).
4.3. Гражданская культура является культурой участия и поддержки с благосклонным отношением граждан к политической системе, сохранением необходимого для стабильного развития демократии баланса между активностью и пассивностью граждан.
По существу в гражданской культуре сочетаются лояльность граждан к политической системе в целом и политическая активность и осведомленность относительно политических событий и отстаивания своих прав и свобод.
Усвоения человеком политической культуры, политических ролей происходит в процессе социализации. Агентами социализации на протяжении жизни человека выступают различные агенты: семья, окружение, система образования, государство, СМИ, политические силы и общественные объединения.
В процессе социализации человек может вступать в политические отношения в разных формах (типы социализации): гармонических, конфликтных, гегемонии (доминирование своей закрытой системы ценностей), плюралистических (признание вторичной социализации, то есть переоценки ценностей).
Объектом ее являются политические институты и процессы; субъектами могут быть отдельные индивиды, социальные группы и общности: нации, классы, социальные слои, политические партии.
Содержание политического сознания (1.5.) - это все представления граждан, опосредующие их связи с институтами власти и между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства.
Политическое сознание определяет способность индивида к существованию в политической сфере, его умение выполнять специфические политические роли, вступать во взаимодействие с органами управления, отвечать за реализацию прав и свобод и тому подобное.
Как духовное образование политическое сознание является совокупностью политических знаний, представлений, оценок участников политического процесса, в которых отражены их политические потребности, интересы и ценности.
Основные функции политического сознания:
когнитивная, которая формирует потребность человека и общества в познании политической действительности, выявлении и отражении групповых и обще-коллективных интересов;
коммуникативная, обеспечивающая взаимодействие субъектов политических отношений между собой и с институтами власти;
прогностическая, выражающая способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;
идеологическая, характеризующая потребность в защите интересов группы или
общества;
Выполняя функции, политическое сознание становится основным фактором мотивации поведения групповых и индивидуальных субъектов политики.
Формирование политического сознания зависит от наличия специфических знаний и практического участия человека в отношениях власти, от умения индивида превращать отношения с властью в формы своей индивидуальной жизнедеятельности.
Кроме групповых взглядов, содержание индивидуального политического сознания обогащается межгрупповыми общечеловеческими ценностями и представлениями.
Очевидно, что в содержание политического сознания включаются еще и индивидуальные позиции, которые возникают на основе индивидуального опыта и характеризуют персональные особенности понимания человеком своих групповых интересов и ее политической позиции.
Стадии процесса формирования политического сознания:
1) формирование системы потребностей и социальных ожиданий;
2) принятие социальных ролей и актуализация потребностей под их влиянием;
3) формирование ценностных ориентаций, отвечающих потребностям и принятым социальным ролям;
4) идентификация со "своей" социальной группой согласно принятых ролей и ценностной ориентации;
5) осознание собственных интересов и целей в социально-политической сфере на основе системы потребностей, ценностной ориентации и характера группового самосознания;
6) оценка социальной ситуации с точки зрения возможности влиять на политическую деятельность в направлении, что соответствует осознанным интересам;
7) принятие системы социально-политических ценностей и установок, формирующих политические устремления.
В зависимости от способа освоения политической действительности человеческим сознанием выделяют теоретическую и эмпирическую политическую сознательность.
Теоретическое сознание формируется в сфере профессиональной интеллектуальной деятельности, где формулируются политические идеи, вырабатываются концепции общественного развития, которые могут усваиваться политическими элитами и массами, воплощаться в общественно-политических доктринах и программах.
Теоретическое сознание подразделяется на научное и идеологическое.
Эмпирическое сознание возникает на основе повседневного практического опыта людей и непосредственно связано с их политическим поведением. Более широким образованием, в котором доминирует эмпирическое знание, опыт общественных групп и индивидов, является обыденное сознание. Обыденное сознание определяет ориентацию рядовых граждан в политической жизни, регулирует их политические поступки.
Эмпирическое сознание и повседневно контактируют с массовым политическим сознанием и политической психологией.
Политическая психология – это практическое сознание, которое является отражением конкретных фактов политической жизни и их оценки на основе жизненного опыта и практической деятельности людей. Значительную роль в восприятии информации о политике играет стереотип, то есть схематический, стандартизированный, устойчивый образ или представление о политических отношениях и способах решения политических проблем, которые сложились на основе прошлого опыта.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Уровень развития политического сознания личности, политической культуры общества, модель политического режима в целом влияют на объемы и уровень реализации правового института, известного как права и свободы человека (4.4.).
4.4. Права и свободы человека - принципы отношений между государством и гражданином, обеспечивающих последним свободу деятельности или получения благ.
Свобода – это защищенность личности от произвола других людей и власти.
В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды.
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основные права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.
Понятие "право" в большей мере предполагает для реализации последнего какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических или хозяйственных структур.
Права неотделимы от социальной деятельности людей; они являются нормативной основой взаимоотношений людей; определяют условия и способы жизнедеятельности людей, объективно необходимые для нормального функционирования общества, государства.
Подходы к проблеме правового статуса человека и гражданина.
Коллективный подход отдает приоритет не личности, а коллективу (обществу, классам, объединением). При таком подходе главными являются социально-экономические права. При этом различаются права граждан (человека) и права трудящихся.
Либеральная концепция исходит из того, что каждый человек от рождения наделен природой неотъемлемыми правами, ограничение которых возможно только в связи с обеспечением охраны общественного порядка, правопорядка, прав и свобод других граждан, предотвращением насилия и тому подобное.
Эта концепция определила новые ориентиры во взаимоотношениях государства и человека — свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные права человека.
Основные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. Согласно этого они структурируются по группам и наименованиям.
Существуют два главных направления определения сущности прав и свобод человека: естественно-правовой и позитивистский, определяют негативные и позитивные права.
Негативные права - это те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизировались и расширились в практике и законодательстве демократических государств. К ним относятся: право на свободу мысли, совести и религии; право каждого гражданина на ведение государственных дел; право на равенство перед законом; право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на гласное и с соблюдением всех требований справедливое рассмотрение дел независимым и беспристрастным судом.
За эти права люди получают возможность реализовать негативную свободу и обязывающие государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.
Естественно-правовое направление рассматривает человека как такое, что имеет неотъемлемые естественные права, дарованные ей от рождения. Они не зависят от воли государства. Главным считается принцип свободы, неотъемлемости прав человека. Идея естественных прав человека призвана поставить заслон всевластию государства, препятствующего развитию свободы, индивидуализма и автономии личности. Государство призвано признавать эти права, считаться с ними, охранять их от любых посягательств.
Позитивные права сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение экономического положения, повышение культурного статуса, их реализация требует организационной, координирующей и иных форм деятельности государства.
К этим правам относятся: права на труд и свободный выбор работы, социальное обеспечение и отдых; защиту материнства и детства; образование; участие в культурной жизни общества.
Позитивистское направление подходит к правам человека как к стоимости, которая устанавливается государством, как верховной силе, наделенной правом распоряжаться судьбами индивидуумов на собственное усмотрение.
После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека.
Это коллективные права, или права солидарности " - право на развитие, мир, здоровье, окружающая среда, общее наследие человечества, а также право на коммуникацию. Особенность этой разновидности прав заключается в том, что они являются коллективными и осуществляются не отдельным человеком, а народом, нацией, обществом, ассоциацией. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с личностным статусом, а с положением человека как члена определенного сообщества.
Общая теория права трактует конституционные обязанности человека и гражданина как меру должного поведения.
Основными принципами конституционно-правового института прав и свобод человека являются: закрепление в национальном законодательстве прав и свобод, установленных нормами международного права; нерушимость личных естественных прав и свобод человека и наличие их от рождения; равноправие людей в их правах и свободах; единство прав и обязанностей человека и гражданина; гарантированность прав и свобод.
Правам и свободам человека должны соответствовать определенные ее обязанности, потому что без этого права не будут обеспечены соответствующими действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит функционирование этих прав и свобод.
Сложные связи, возникающие между государством и лицом, а также взаимоотношения между людьми государство фиксирует юридически — в виде прав, свобод и обязанностей. Именно они создают правовой статус индивида как одну из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. В правах, свободах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые люди считают полезными и целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
Итак,
права и свободы человека — это его социальные возможности, которые определяются экономическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепляются государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для индивида на конкретном этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, реализуются условия реального использования социальных благ в различных сферах личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.
Гражданскими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию через суд, свободу вероисповедания.
Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами; право выбирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям. Все это зафиксировано во всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Реализация социальных и экономических прав является необходимым условием обеспечения политического равенства, поскольку благоустройство и социальный статус граждан дают ресурсы и возможности влиять на политические процессы. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Экономические права зафиксированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни.
Особенности современной демократии в отношении прав и свобод человека.
Надо отметить, что свобода слова, печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократическим сообществом как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют критиковать правительство, выражать протест против нарушения определенных индивидуальных и коллективных прав, принимать участие в дебатах по общественным проблемам.
Современная демократическая практика характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против дискриминации, а также право на сохранение самобытности, то есть развивать свою культуру, исповедовать свою религию, использовать свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этих меньшинств (Декларация ООН 1992г.).
Таким образом,
демократия – это идеал общественно-политического устройства, основанная на определенной системе ценностей (народного суверенитета, политического равенства, свободы, уважения прав человека). Одним из важнейших параметров демократии есть реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина, наличие гражданского общества и соответствующей политической культуры. Реализация всех прав и свобод является условием всестороннего и свободного развития человека и гражданина. Равенство всех перед законом означает, что законы в равной степени обязательные для всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом. Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
4.3. Критерии усвоения
По результатам изучения данной темы Вы должны ПОНИМАТЬ, именно демократия предполагает верховенство и защищенность интересов и прав граждан, наличие гражданского общества как сферы общения, взаимодействия, самоорганизации и самоуправления свободных индивидов на основе добровольно созданных ассоциаций, защищенной необходимыми законами от прямого вмешательства и регламентации со стороны государства и в которой преобладают гражданские ценности.
По результатам усвоения темы Вы должны ЗНАТЬ:
основные признаки и составляющие гражданского общества;
сущность, функции и разновидности политической культуры, в частности гражданской как основы современной демократии;
сущность политического сознания;
сущность прав и свобод человека, основные права и свободы, механизмы их защиты.
Полное усвоение учебного материала по данной теме требует от Вас УМЕНИЯ:
анализировать уровень развития гражданского общества, особенности его компонентов;
определять тип и специфику политической культуры, политического сознания в конкретном обществе, уровень политического участия;
анализировать уровень демократичности с точки зрения гарантий и реализации прав и свобод людей.
4.4. Выход темы в другие дисциплины
Данная тема используется в праве по анализу конституционных и иных прав и свобод людей; в социологии – с точки зрения анализа взаимоотношений в обществе, положение личности, возможностей реализации прав и свобод в общественной деятельности, изучения культуры, моделей поведения людей, общественных групп.
Эта тема является базовой для понимания следующих тем курса: “Политические партии”, “Групповая политика”, “Политические элиты и лидерство”.
4.5. Тест-контроль для самопроверки
4.1. Система негосударственных структур и организаций, защищенных законом от государственного вмешательства и направленных на защиту прав и свобод граждан, называется:
А. государство.
Б. гражданское общество.
В. церковь.
Г. демократия.
Д. правозащитное движение.
4.2. Отражение в духовной жизни человека политических интересов социальных групп или общества в целом - это:
А. политические отношения.
Б. политическая культура.
В. политическое сознание.
Г. политические интересы.
Д. политические ценности.
4.3. Общество, граждане которого проявляют ограниченное участие в политической деятельности при отсутствии устойчивого интереса к политике, имеет следующий тип политической культуры:
А. демократическая.
Б. архаичная.
В. патриархальная.
Г. подданных.
Д. участия.
4.4. К группе гражданских свобод относится:
А. право на жизнь и достойное существование.
Б. свобода передвижения и выбора вида профессиональной деятельности.
В. право на национальную и культурную идентичность.
Г. свобода слова, печати, собраний и выступлений.
Д. свобода совести и мировоззрения.
4.5. Основными предпосылками формирования гражданского общества являются:
А. наличие социальной дифференциации.
Б. частная собственность.
В. переход от натурального обмена к товарно-денежных отношений.
Г. информационная революция.
Д. рыночная экономика.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ-КОНТРОЛЬ
4.1. ответ Б.
4.2. ответ В.
4.3. ответ Г.
4.4. ответ Г.
4.5. ответ БД.
ТЕМА: П-5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ
П-5. Ключевые слова, понятия и процедуры
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 513;