Национальное самоопределение.

Национальный суверенитет.

Межнациональные отношения.

Национальное государство.

Национальная идея.

Этнос.

Народ.

Этнические процессы.

Диаспора.

Нация.

Национальные меньшинства.

Менталитет.

Национализм.

Шовинизм.

Расизм.

Сегрегация.

Геноцид.

Этнополитика.

Политкультурность.

Государственный язык.

Официальная речь.

Билингвизм.

 

 

8.1. Входная информация для самоконтроля

 

Успешному изучению содержания этой темы способствует восстановление и использование следующих знаний:

- из курса отечественной истории относительно изучения истории становления русской нации и современной государственной политики в области межнациональных отношений;

- по курсу философии и культурологии применительно к изучению теорий наций.

- из предыдущей темы курса политологии “Политические конфликты” (этнические конфликты как разновидность).

 

 

8.2. Содержание темы

 

8.2.1. Структурно-логическая схема содержания темы

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ФОРМЫ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

НАЦИОНАЛИЗМ:

ТЕОРИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

ЭТНОПОЛИТИКА

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

 

 

8.2.2. Тематическое содержание

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Поскольку политика (1.1.) является ареной деятельности различных групп интересов, очень важным фактором политического участия является идентичность – социальная, профессиональная или культурная. При этом устойчивым и глубочайшим является религиозная и национальная идентичность, ущемление которой вызывает наиболее длительные и кровавые политические конфликты (7.1.).

Право на идентичность каждой этнической общности реализуется в форме политических отношений, известных как национальное самоопределение (8.1.).

8.1. Национальное самоопределение - свободный выбор этносом формы самореализации, достижении своей государственности и суверенности.

Принцип самоопределения означает самостоятельное решение этносом своей судьбы через отделение от других народов и образование собственного независимого государства, или, наоборот, через объединение с другими государствами или вхождение на основании свободного самовыражения в состав любого государства. Этот принцип включает в себя право самостоятельно, без вмешательства извне определять форму своей государственности, внедрять самоуправления.

Право каждого этноса на самоопределение заложено в уставных документах Организации Объединенных Наций.

Это понятие неотделимо от такой составляющей этнополитических отношений, как национальный суверенитет (8.2.).

8.2. Национальный суверенитет - полновластие народа, овладение им всеми возможностями распоряжаться собственной судьбой.

 

Национальный суверенитет заключается:

- во внутренней жизни – в праве данного народа выбирать тип государственности, форму правления, создавать правительство, устанавливать границы, распоряжаться ресурсами, осуществлять экономические, социальные, культурные преобразования;

- во внешних отношениях – в независимости этноса, свободе волеизъявления, избрании им таких форм взаимосвязей с другими народами, которые он сам считает желательными и приемлемыми.

 

Суверенитет обеспечивается определенным типом государственности, комплексом конституционных и других правовых актов, а также традициями и другими видами неписаных норм. В условиях многонациональности суверенитет предполагает согласование естественного неотъемлемого права основной (титульной) нации на сохранение и развитие собственной культуры и самобытности с принципом обеспечения общественных прав и культурного самоуправления всех национальных и этнических меньшинств, живущих на определенной территории.

 

Объектами политической суверенизации выступают не только в целом этносы, но и их структурные элементы — политические, религиозно-конфессиональные, культурные организации, экономические образования.

Субъектом суверенизации этносов выступает прежде всего государство (2.1.). Последнее определяет конституционную основу, на которой осуществляется суверенизация, комплекс правовых норм и гражданских свобод и прав, регулирующих взаимоотношения государства и этносов, решает вопросы представительства этносов в органах государственного управления, в политических и иных структурах общества, включение их в решение общенациональных проблем.

Суверенизация, субъектом которой выступает сам этнос, приобретает форму политического самоопределения. В этом случае данный этнос сам себя наделяет правами, свободами, определяет правовые нормы, формы самоуправления и государственного управления. Для этого создаются и перегруппировываются политические партии, организации, движения, проводятся выборы. Не исключены здесь и революции, политические перевороты, освободительные движения.

Результатом суверенизации могут стать различные модели федерации, конфедерации или иные формы договорных отношений между государствами.

 

Моделями национальных федераций являются:

- совокупность этногосударств, которые, в свою очередь, тоже являются полиэтническими;

- сумма территорий, заселенных определенными этносами, которые до сих пор не могли создать собственных государств;

- сумма административных, государственно-юридических единиц, некомпактно заселенных многими этносами.

 

В рамках конфедерации государства сохраняют соответствующий суверенитет и независимость. Субъектов конфедерации объединяют договорные обязательства.

Совокупность взаимоотношений различных этносов внутри одного государства определяется как межнациональные отношения (8.3.).

 

8.3. Межнациональные отношения предстают как отношения государственной нации с другими этническими группами, а также взаимоотношения национальных групп внутри государства.

 

Они могут развиваться довольно гармонично, если основаны на демократических принципах толерантности, взаимоуважения, свободы развития национальных культур, либо враждебно, что приводит к возникновению этнических конфликтов.

Межэтнический конфликт можно определить как отражение отношения этнических групп к проводимой государством этнополитики. Он выражает противоречие между различными сторонами одной и той же общественной потребности в национальном развитии, которая проявляется в оппозиционном общении этнических групп. При этом, кроме языково-культурных, социально-экономических, политических факторов, важную роль часто играют межконфессиональные отношения, то есть взаимоотношения между религиозными сообществами.

Современной формой международного признания правомерности стремление наций к суверенного существования является провозглашение их права на самоопределение и образование самостоятельных государств. Таким образом, возникает национальное государство (8.4.).

8.4. Национальное государство - политически организованное в пределах определенных границ общество, которое образовалось в результате политического самоопределения отдельного этноса (или полиэтноса), консолидируется в политическую нацию, обретает независимость и создает суверенную власть на своей этнической территории.

 

Выделяют пять этапов образования национального государства:

- желание возродить свою собственную речь;

- требование национально-культурной автономии;

- попытка национально-экономического самоопределения;

- борьба за национально-политическую автономию;

- провозглашение национального суверенитета.

 

Безусловно, в этом процессе этнической консолидации большую роль играет наличие такой формы массового сознания, как национальная идея (8.5), определяющего этническое сообщество, как и ради чего оно существует, каково его место среди других народов, в чем его специфика и ценность для человеческой цивилизации. Национальная идея формируется под влиянием традиций, культуры, среды всего национального бытия народа. На почве национальной идеи происходит национальная мобилизация.

 

8.5. Национальная идея - синтез духовного бытия и духовного творчества народа, сконцентрированная национальное сознание, выражение представлений нации о способе и главное направление собственного самоутверждения.

 

ФОРМЫ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

В современной этнополитики существуют различные подходы к определению основных понятий, которые характеризуют этнические сообщества. Обычно начальной формой развития любого сообщества является собственно этнос (8.6.). Человечество состоит из многих различных этносов.

 

8.6. Этнос(от греч. “ethnos” – народ, племя) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, которая имеет общие черты и особенности культуры, языка, религии, психологии, самосознания и имеет самоназвание (этноним).

 

Этнос является устоявшимся коллективом людей, который сложился в результате естественного развития на основе специфических стереотипов сознания и поведения.

Признание человечеством своего единства является главным признаком этноса как системы. Самоидентификация с определенным этносом является не только признаком последнего, но и системным связью между людьми. Это отождествление отражает в сознании людей объективно существующую целостность этноса как системы. Каждый этнос имеет оригинальную структуру, которая воспринимается людьми как этническая целостность.

Стереотип поведения является фундаментом этнической традиции, которая включает в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства неповторимые по своим особенностям в каждом этносе.

Сейчас этнос употребляется как научный термин для определения всех типов этнических общностей, а термин народ (8.7.) приобрел социально-политического и геополитического значения.

 

8.7. Народ– исторически сложившаяся и социально структурированная общность людей, объединенная кроме языка и культуры и общей историей и устоявшейся территорией проживания.

 

Народ прежде всего социальная общность, которая на разных исторических этапах включает этнические и социальные сообщества. Народ является исходной материей любой нации. Народом называют также племя, народность, нацию, население страны. Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, которая исторически предшествует созданию нации.

В процессе исторического бытия этнической общности происходят ее трансформации, так называемые этнические процессы (8.8.), в результате которых этносы развиваются в социальные общности – народы, а те, в свою очередь – в политические нации.

 

8.8. Этнические процессы – изменения в составе и образе жизни определенного этноса или вокруг него и связи с ним (в окружающей социальной среде, в отношениях с соседями, внутри его структурных элементов), которые предопределяют сущностные сдвиги в его бытии как субъекта человеческой истории и политических отношений.

 

В динамическом смысле этнические процессы развиваются в двух разновидностях:

1. Этноэволющионные процессы обусловлены в основном социально-экономическими и политико-культурными факторами, отношениями одного или нескольких этносов — с другими, родственными, близкими. Эти процессы — синтез многоуровневого взаимодействия различных факторов — экономически-хозяйственных, историко-политических, географических и геополитических. В результате меняются состав данного этноса или их группы, структурная организация элементов материальной, духовной и нравственной культуры, образ жизни и быт данного этноса или их групп. Например:

А) явления временной миграции целых этносов или их частей на новые территории (сезонные перемещения);

В) договорные, согласованные между государствами и внутрідержавними инстанциями, временные перемещения групп населения (освоение края);

С) административные — с политическим и культурно-историческим "обоснованием" — депортации;

Д) аннексия насильственное присоединение одним государством части чужой территории с перемещением туда своего населения.

2. Этнотрансформационные процессы обусловленные взаимодействием этнических общностей или их частей, что влечет за собой изменения самосознания всего этноса или его частей, включение периферийных его групп и элементов в состав других этносов и даже прекращению существования одних этносов и возникновения на исторической арене других. Например:

А) эмиграция существенных масс одного этноса с сохранением черт этногенеза, "своей крови" – диаспора (8.9.);

 

8.9. Диаспора (от греч. “diaspora” - рассеяние) - доля представителей народа или нации, что постоянно проживает за чертой этнической территории, но сохраняет свое единство и является политически, социально и культурно организованной.

 

В) создание и распад полиэтнических государственно-политических образований, обусловливающих передвижение разноэтнических слоев населения в рамках новых государственных границ и внутреннее перекройки границ проживания этносов;

С) войны и международные конфликты, завершающиеся аннексией чужих территорий и перекройкой пограничных очертаний этнических и исторических сообществ.

 

Как эволюционные, так и трансформационные процессы приводят к сущностным изменениям в этнополитических сообществах, в форме этнической консолидации или этнической ассимиляции.

 

Причинами консолидации можно считать:

1) хозяйственное развитие регионов страны;

2) интенсивную урбанизацию и соответственно ослабление чувства этнической принадлежности;

3) рост социально-экономических, политических и культурных связей между народами;

4) языковую политику государства, развитие единой системы образования;

5) особенности национально-государственного строительства, в результате чего границы республик, областей, округов не совпадают с этническими границами.

 

Этническая ассимиляция обусловлена действием таких факторов, как:

1) экономические, когда усиление хозяйственных связей между различными этническими группами в районах их совместного проживания приводит к стиранию существенных этнических признаков;

2) внутренние миграции, когда люди попадают в иноэтническую среду;

3) этнически смешанные браки;

4) языковая ассимиляция, когда народы теряют свой язык и считают родным язык другого этноса;

5) усиление духовного и культурного взаимодействия народов;

6) урбанизация.

 

Конечными показателями этнической ассимиляции являются: динамика изменения численности народов, языковая ассимиляция и смена этнического самосознания, этническое смешение населения вследствие роста числа межэтнических браков. Численность одних этносов увеличивается, других — уменьшается.

 

Для выяснения роли этносов в политике, их функций как субъектов политических процессов необходимо четко отличать содержание таких понятий, как этнос (8.6.) и нация (8.10.).

 

8.10. Нация(от лат “natio” - народ) – политически организованный народ, объединенный общностью политических интересов и развитым представлениям о собственную государственность.

 

В политико-этнологическом плане статус этноса определяется тремя основными параметрами:

1) части, компоненты этого условно взятого этнического целого" живут на больших географических пространствах, сохраняя в относительной целостности основные типологические черты своей этногенезной организации;

2) не имеют единого государственного образования, которое подчеркивало бы их суверенитет и политическую волю,обеспечивающую их правовое самоопределение;

3) покинув родовую этноплаценту и далеко за пределами родины создали (или создают) новые этнокультурные ареалы.

 

Зато нация как политическое образование имеет собственное название, свою историческую территорию, общие мифы и историческую память, общую массовую, общественную культуру, общую экономику и единственные юридические права и обязанности для всех членов. Другими словами, нация - это этнополитическая общность, которой присущ высокий уровень консолидации и самосознания, участие в политической жизни, созданию или стремление к созданию собственного государства.

 

Нация в отличие от этноса имеет такие признаки:

- наличие общей территории, а не только символической связи с ней;

- возникает в период образования централизованных государств и формирования общего рынка;

- формируется как объединение различных этносов на принципе территориального единства патриотизма или этнокультурной идентичности коренного этноса;

- соревнуется за государство или функционирует в государстве, которое распространяет свою юрисдикцию на всю территорию;

- имеет общую правовую и экономическую систему;

- имеет общую гражданскую культуру.

 

?

По Вашему мнению, исходя из приведенных выше свойств нации, можно считать правомерным термин “многонациональное государство”?

ТАК или НЕТ

ОТВЕТ: ДА

Ответ неверный, поскольку политическая нация является государственно-образующим фактором и в практически всех современных государствах политическая нация одна (но в ее состав могут входить представители самых разных этнических групп).

 

ОТВЕТ: НЕТ

Ответ верный, т.к. в пределах одного территориального политического образования – государство может существовать только одно этнополитическое образование – нация. Поэтому если мы говорим о государстве, в котором проживают представители различных этнических групп, точнее употреблять термин “полиэтническое государство”.

 

В странах с полиэтническим составом населения существуют также образования, известные как национальные меньшинства (8.11.), которые обязательно следует отличать от представителей этнических групп. Национальное меньшинство состоит из представителей нации, что проживает за пределами национального государства.

 

8.11. Национальные меньшинства - этнические группы, члены которых имеют общие с коренным этносом гражданские права и право на реализацию собственной этнокультурной специфики на государственном уровне.

 

Современная западная концепция нации основывается на важнейшем признаке - национальном государстве на определенной территории или соревновании к ней. В отличие от незападной, "этнической" концепции западная, территориальная, считает национальную (то есть государственную) территорию самодостаточной, которой присуща защита экономических интересов.

 

Главными чертами национальной идентичности являются:

1) историческая территория, или родной край;

2) общие мифы и историческая память;

3) общая массовая, общественная культура;

4) единые юридические права и обязанности для всех членов;

5) совместная экономика с возможностью перемещаться в пределах национальной территории.

 

Относительно понятия нации можно выделить следующие теории:

- Политическая – то есть нация представляет политическую общность, которая объединяет граждан государства независимо от их этнического, социального происхождения и культурно-языковых особенностей;

- Этническая – нация представляет большую этническую группу с общей культурой и происхождением;

- Психологическая – нация представляет совокупность людей, связанных общностью характера на почве общей исторической судьбе, с общей национальной психологией, волей и сознанием;

- Культурологическая – нация как культурная общность одинаково говорючих и рассуждая;

- Историко-экономическая – нация представляет устойчивую общность людей, исторически сложившихся на основе общности языка, территории, экономической жизни, психологического склада, проявляющаяся в общности культуры.

 

Основные пути формирования нации:

1) США - формирование нации по территориальному принципу на полиэтнической основе (“плавильный тигель”);

2) Канада - формирование нации по территориальному принципу на полиэтнической основе, но в рамках интеграции англо - и франкоязычных сообществ;

3) Прибалтика - нация формируется на этнической основе, при этом другие этнические группы не получают гражданства;

4) Украина - формирование нации по территориальному принципу на политической основе, где различные этнические группы получают статус гражданства, но основой идентификации является национальные ценности коренного этноса (украинского).

 

Важным и непременным признаком нации необходимо считать национальный менталитет (8.12.), своеобразное состояние, уровень развития и направленности индивидуального и группового сознания, способность к усвоению норм, принципов, жизненных ориентаций, общественных ценностей и адаптации к условиям социальной среды, возможностей влияния на него.

 

8.12. Менталитет(от лат “mental” – ум, психика) – своеобразные особенности психологии и мировосприятия этнических групп или народов, сформированные на обобщенном опыте предыдущих поколений.

 

НАЦИОНАЛИЗМ: ТЕОРИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Важнейшим для политической сферы общественной жизни этническим процессом является, несомненно, превращение народа (8.7.)в нацию (8.10.), поскольку вследствие этого разрушаются старые и возникают новые государственные образования, меняется политическая карта мира. Процесс самоопределения воплощается также в возникновении национальной идеи (8.5.), что овладевает всей этническим сообществом. Политическое ее воплощение оказывается в разновидности консервативной идеологии, известной как национализм (8.13.).

 

8.13. Национализм – политический принцип, согласно которому нация должна быть носителем государственности; одновременно – разновидность политической идеологии, основанной на защите идентичности и самобытности каждой нации, иногда наряду с ущемлением прав негосударственных этнических групп.

 

Национализм понимают также как весь процесс формирования нации, национальное движение и национальную идеологию. Другими словами, это - идеологическое движение за достижение и утверждение независимости, единства, идентичности нации, политическая идеология с культурной доктриной.

 

Типология национализма :

1) отношение к концепции нации;

2) средства реализации целей.

 

Концепции причин национальных движений:

- внутренний колониализм (концентрирует внимание на экономических факторах отсталости периферии от центра);

- концепция “политизации этничности”;

- этнокультурные (определяющими являются этнокультурные факторы);

- не только этнофакторы (сочетает разные факторы - политические, экономические, культурные, психологические).

 

Национализм является не только национальным движением, но и политическим принципом государственного устройства, где политическая и национальная единицы должны совпадать.

Национализм как идеология предусматривает:

- приоритет национальной культуры в рамках национального государства;

- приоритет национально-этнических ценностей над личностью, основой национальной идеи провозглашает “национальную кровь, природу”, что часто приводит к негативному отношению к другим нациям, до конфликтов и насилия.

Гражданский (государственный) национализм связан с патриотизмом, консолидацией населения. Однако, возможен и обратную сторону: экспансионизм, изоляционизм.

Этнический национализм имеет проявления как в политическом направлении (власть, идеология, нация), так и в культурном аспекте (развитие языка, культуры, сохранения идентичности народа за счет создания собственной государственности). В политическом смысле национализм часто приводит к сепаратизму (2.16.).

 

?

По Вашему мнению, чем отличается национально-освободительное движение от сепаратизма?

 

Ответ зафиксируйте в рабочей тетради, а затем проверьте себя

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Национально-освободительное движение связывается со стремлением негосударственного этнического сообщества самоопределиться, в том числе и за образование собственного государства. Сепаратизм чаще всего связан с попыткой этнического меньшинства перевести часть территории государства под политическое влияние своего национального государственного образования. Следует также подчеркнуть, что восприятие этнических процессов является крайне субъективным, особенно с точки зрения титульной нации и этнического меньшинства. Так, стремление курдов к созданию собственного государства с точки зрения курдов и большинства мирового сообщества – национально-освободительное движение, с точки зрения Турции – это проявление сепаратизма.

 

На современном этапе развития идеологии осуждается тоталитарные и вождистские проявления интегрального национализма.

 

В политике национализм может трансформироваться также от национально-освободительного движения в недопустимых формах этнических отношений, известных как шовинизм (8.14.), расизм (8.15.), сегрегация (8.16.) и геноцид (8.17.).

 

8.14. Шовинизм (от фамилии французского офицера Мориса Шовена, что выразил принцип “Французы лучше всех, все хуже французов”) – разновидность национальной политики, что подразумевает проповедование национальной исключительности и противопоставление одной нации всем остальным.

 

8.15. Расизм (от итал. “razza” - порода) – теория о преобладании одних рас человечества над другими, а также политика, построенная на этой теории.

 

8.16. Сегрегация (от лат. “segregatio” - раздел) - политика, направленная на ограничение политических и культурных прав на основе расовой или этнической принадлежности, а также на вытеснение представителей отдельных этносов с активного участия в политической жизни (ограничение избирательных прав, раздельное обучение и прочее).

 

8.17. Геноцид (от лат. “genus” – род и “caedere” – убиваю) - политика физического уничтожения отдельных этнических групп. Типичный пример – холокост евреев во время Второй мировой войны.

 

ЭТНОПОЛИТИКА

Как мы уже определились, существует несколько разновидностей этнических общностей, каждая из которых в разной степени может быть субъектом и объектом политических отношений. Для решения проблем взаимоотношений различных этносов и их статуса в государстве важным направлением государственной политики считается этнополитика (8.18.).

8.18. Этнополитика – политика полиэтнического государства, которая направлена на гармонизацию взаимоотношений между этническими группами, а также между нацией - государством в целом и этническими группами, которые ее составляют.

 

Главными подходами к сущности этнополитики являются:

- государство должно производить и реализовывать определенную политику, направленную на распределение ресурсов, создание благоприятных условий для всех этносов, не вмешиваясь в их национальную самобытность;

- государство в отношении этносов является относительно автономной силой, а политическая ее элита имеет целью собственные корпоративные цели, направленные на удержание власти, иногда даже вопреки интересам титульной нации (нации, название которой имеет страна);

- характеристика государства как инструмента титульной нации, которая осуществляет контроль над государственным аппаратом и обществом.

 

Итак,

этнополитика - это деятельность государства в урегулировании межэтнических отношений и обеспечении прав существующих этноструктур. Государство, вместе с этносубъектами вырабатывает пути достижения баланса интересов и стабильности общества.

Поэтому этнополитику можно также определить как целенаправленную деятельность государства и этносов (или их представителей в лице партий, движений, этноэлит), направленную на достижение стабильности многонационального общества через учет, согласования и решения национальных интересов и требований.

 

Структура этнополитики:

1) этнополитические отношения, которые проявляют определенный характер взаимосвязей этносов между собой и институтами власти, взаимодействие национальной элиты и многонационального электората, национальных движений и партий и др. а результатом является сознательное национальное примирение или межнациональный конфликт, стабильность или кризис полиэтнического общества;

2) этнополитическая сознание, обнаруживает зависимость политической жизни от отношения этносов к институтам власти;

3) этнополитическая организация как часть организационных структур государства и представителей этносов в виде национальных автономий, этноэлиты, национальных движений, партий и тому подобное.

 

Основные функции этнополитики:

- обеспечение специфических потребностей различных этнических групп в области языка, национальной культуры, традиций и тому подобное;

- стабилизация межэтнических отношений, что предполагает межэтнический консенсус, решения межэтнических коллизий и конфликтов;

- формирование культуры межнационального общения, что охватывает нормативные требования, законы, которые регулируют отношения представителей разных национальностей, нормы отношений между этносами, созданные в процессе общения на основе толерантности и взаимоуважения к другим народам;

- моделирования и прогнозирования этнополитических ситуаций;

- выработка модели самоуправления в этнографических регионах;

- обеспечение условий для свободного развития языков, этнокультурной автономии для этносов, которые являются государственными гражданами;

- укрепление правовых гарантий культурно-этнических общностей, которые не имеют административно-территориального статуса;

- осуществление мер по сохранению среды обитания, создание условий для нормального развития этносов, в том числе малочисленных, социально-политическая реабилитация и адаптация депортированных этносов;

- защита прав человека, поскольку национальные права принадлежат неотъемлемых прав человека.

 

!

К этим правам, зафиксированных в документах международного сообщества и реализованных демократическими государствами, относятся:

— право на этническую идентичность, сохранение и развитие собственной этнической самобытности, этнокультурной среды. Государство обеспечивает для этносов возможность свободного развития национальной культуры, пользование родным языком, вероисповедания традиционной религии, удовлетворения национальных обычаев, обрядов и проч.;

— право нации, народа на самоопределение, которое, в зависимости от конкретных условий, может быть реализовано в различных формах: образование независимых государств; территориальная автономия в пределах государства (преимущественно для этносов, живущих на своей этнической территории); национально-культурная автономия (преимущественно для национальных групп, этническая родина которых находится за пределами страны проживания). Представители инонационального населения сохраняют право на реэмиграцию, на выезд к своей этнической родины или других стран;

— право на защиту от дискриминации по национальному признаку. Никого нельзя ограничить в коем праве через его национальную принадлежность.

 

Таким образом,

ключевой задачей этнополитики является забота о национальные группы. Согласно требованиям международного содружества в странах СНГ приняты законы о национальных меньшинствах, о гражданстве, о этнокультурную политику и проч., функционируют министерство по делам национальностей, национально-культурные центры и их филиалы на местах.

Государство гарантирует всем национальностям равные права во всех сферах общественной жизни. Дискриминация по национальному признаку запрещена и преследуется законом. Все национальности пользуются правом на сохранение традиционного расселения, сохранение собственных национально-административных единиц, на использование и развитие родных языков, национальной культуры.

 

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

В разных странах осуществляются различные направления этнополитики (8.18.), собственные средства и технологии. Вам уже известные различные негативные формы этнополитики – шовинизм (8.14), сегрегация (8.16.) подобное, в итоге сводятся к одному – господство этнического большинства и ущемления прав меньшинства. Однако для современных демократических режимов свойственным является учет потребностей всех общественных групп, в том числе и этнических. Главным принципом демократической этнополитики является поликультурность (8.19.).

8.19. Поликультурность – политика в отношении национальных меньшинств или иммигрантов, направленная на удовлетворение и поддержание их культурных запросов при условии целенаправленного воспитания лояльности к единой в пределах государства политической нации.

 

Политика поликультурности часто связана с реформированием государственной системы на основе ее федерализации или децентрализации власти путем автономизации регионов. Показателем лояльности меньшинств признается освоения и использования государственного языка при условии развития национальных культур.

Национальный язык является неотъемлемым атрибутом любой национальной общности. Более того, она расценивается как одна из наивысших ценностей этноса, народа и нации. Однако в сфере государственной этнополитики более употребляемыми являются термины государственный язык (8.20.) и официальная речь (8.21.), разница между которыми может заключаться как в правовом статусе, так и в сфере потребления.

 

8.20. Государственный язык – язык, конституционно закреплена как обязательная к употреблению по всей территории отдельного государства во всех сферах общественной жизни. Обычно является языком титульной нации.

 

8.21. Официальный язык – язык функционирования органов государственного управления, местного самоуправления и официального делопроизводства.

 

Политика поликультурности связана с понятием билингвизм (8.22.), то есть двуязычие, которая фиксируется особым статусом на государственном или региональном уровне.

 

8.22. Билингвизм (от лат. “bis” – дважды и “lingua” - язык) - языковая политика, что предполагает существование в государстве двух государственных языков.

 

Примеры: В полиэтнических государствах, особенно с федеративным устройством, часто некоторые регионы получают особый статус своего языка, одновременно выполняя общегосударственные обязанности. Такая политика многоязычия существует в Бельгии, Канаде и Швейцарии. Бельгия готова наделить статусом культурно-языковой автономии этнические группы, проживающие компактно на определенных территориях. В Бельгии, как и в Швейцарии, принята полиязыковность. В Бельгии и Швейцарии регионы сами определяют свою языковую политику, и только центральное правительство и столица функционируют в полиязыковом режиме. В Канаде существуют два государственных языка – английский и французский.

Основными задачами языковой политики является содействие всестороннему развитию государственного языка, гармонизация языковых отношений на основе стимулирования развития культуры и языка национальных меньшинств, которые проживают в пределах государства.

 

Итак,

этнополитика является одним из важнейших разновидностей политических отношений, поскольку самоопределение этносов приводит к образованию новых государств. Основными типами этнических общностей является этнос (определен объективными особенностями группы людей), народ (исторически и социально родственное сообщество) и нация (политическая единица). Самоопределение наций происходит на основе национальной идеи, идеологически воплощенной в национализме.

Принципами демократической этнополитики является толерантность и поликультурность. Права национальных меньшинств касаются также потребления национальных языков.

 

 

8.3. Критерии усвоения

 

По результатам изучения данной темы Вы должны ПОНИМАТЬ, что национальное самоопределение означает самостоятельное решение этносом своей судьбы через отделение от других народов и образование собственного независимого государства. Это понятие неотделимо от национального суверенитета, то есть полновластия этноса, овладение им всеми возможностями распоряжаться собственной судьбой. Национальный суверенитет заключается во внутренней жизни – в праве данного народа выбирать тип государственности, форму правления, создавать правительство, устанавливать границы, распоряжаться ресурсами, осуществлять экономические, социальные, культурные преобразования; во внешних отношениях – в независимости этноса, свободе волеизъявления, избрании им таких форм взаимосвязей с другими народами, которые он сам считает желательными и приемлемыми.

 

По результатам усвоения темы Вы должны ЗНАТЬ:

 основные критерии, признаки определения разновидностей этнических сообществ;

 основные концепции нации;

 сущность и разновидности национализма;

 сущность, функции этнополитики, ее основные задачи;

 основные разновидности расовой и этнической дискриминации;

 направления и технологии разрешения этнических конфликтов;

 современные направления решения этнокультурных проблем;

 основные принципы языковой политики, языковые права в демократическом обществе.

 

Полное усвоение учебного материала по данной теме требует от Вас УМЕНИЯ:

 разобраться в межнациональных отношениях, определить факторы, которые влияют на развитие отношений, на положение этнического сообщества;

 определить уровень развития этнической общности, ее статус;

 анализировать этнические конфликты, их причины и возможные методы их решения;

 на основе изучения опыта этнополитики анализировать межнациональную ситуацию в собственной стране;

 пользоваться национальным и языковым законодательством, своими правами и свободами.

8.4. Выход темы в другие дисциплины

 

Данная тема используется в социологии по исследованию сферы национально-этнических отношений в обществе, особенно по социологии наций.

 

 

8.5. Тест-контроль для самопроверки

 

8.1. Сообщество людей, объединенных языком, материальной культурой, обычаями и самоназванием, называется:

А. Этнос.

Б. Народ.

В. Нация.

Г. Государство.

Д. Общество.

 

8.2. Народ, политически организованный, имеет общность политических идей и достигший представлений о государственности, называется:

А. Этнос.

Б. Народ.

В. Нация.

Г. Государство.

Д. Общество.

 

8.3. Стремление к признанию национальной исключительности, рядом с нетерпимым отношением к другим народам, унижением их самосознания, это:

А. Национализм.

Б. Этнополитика.

В. Расизм.

Г. Сегрегация.

Д. Шовинизм.

 

8.4. Политика, построенная на признании неравенства этнического происхождения представителей различных рас, называется:

А. Национализм.

Б. Шовинизм.

В. Расизм.

Г. Монокультурализм.

Д. Билингвизм.

 

8.5. Государственная национальная политика основывается на ущемлении прав этнических или расовых меньшинств, называется:

А. Фашизм.

Б. Национализм.

В. Социализм.

Г. Либерализм.

Д. Сегрегация.

 

8.6. Политика полного или частичного физического уничтожения различных этнических групп носит название:

А. Геноцид.

Б. Ассимиляция.

В. Этническая чистка.

Г. Колонизация.

Д. Холокост.

 

8.7. Доля представителей народа или нации, постоянно проживающих за чертой этнической территории, но сохраняет свое единство и является политически организованной, это:

А. Этническая общность.

Б.Национальное меньшинство.

В. Диаспора.

Г. Колония.

Д. Община.

 

8.8. Языковая политика, что предполагает существование в государстве двух государственных языков, называется:

А. Сепаратизм.

Б. Билингвизм.

В. Языковая толерантность.

Г. Языковой плюрализм.

Д. Сегрегация.

 

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ-КОНТРОЛЬ

8.1. ответ А.

8.2. ответ В.

8.3. ответ Д.

8.4. ответ В.

8.5. ответ Д.

8.6. ответ А.

8.7. ответ В.

8.8. ответ Б.


ТЕМА: П-9. МИРОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

П-9. Ключевые слова, понятия и процедуры

 








Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 2276;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.158 сек.