Особенность обучающей сферы деятельности
Смена образовательной модели, различные инновации в образовательной системе, модернизационные процессы, идущие в современном образовании, прежде всего, стараются угнаться за временем, стараются спрессовать рамки человеческой жизни, сделать так, чтобы наши ученики были не только умнее учителей, а были и еще и на уровне научных и культурных достижений своего времени. Сегодня это совсем не простая задача, ведь важно, чтобы учащийся не был подобен энциклопедическому словарю, но и творчески владел имеющейся в его распоряжении информацией и свободно пополнял естественно возникающие пробелы, главное, чтобы познание было частью его жизни, может и не главной, но обязательно доставляющей удовольствие. Один из путей, позволяющий этого достичь, интеграция обучения и научных исследований.
Именно научные исследования не дают системе передаваемых знаний устареть, а формируемые умения делаются значимым личностным багажом. Чтобы обосновать наш подход, сравним обучение и научное познание – между ними много общего, но есть и различия:
Ø Процесс познания есть общественно-историческая категория. За многие столетия ученые открыли множество закономерностей развития природы, общества и человеческого бытия. Эти знания, конечно, в адаптированном виде, и предлагаются учащимся для освоения. В процессе обучения учащиеся известное воспринимают как новое, но они не открывают научную истину, а усваивают уже накопленные наукой представления, понятия, теории, факты. Они как бы заново, для себя открывают научные истины.
Ø В процессе обучения не повторяется весь путь, пройденный в познании человечеством, все сложные моменты, пробы, ошибки опускаются и ученик получает лишь результат этого значительного труда.
Ø В учебном процессе путь усвоения знаний более короткий и значительно облегченный мастерством учителя по сравнению с путем, проделанным исследователем.
Ø Учащиеся усваивают не все знания, добытые человечеством, а лишь систематизированные, специально отобранные, которые наиболее соответствуют целям образования, и в количестве, достаточном для формирования определенных понятий.
Ø Учащиеся познают упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учеников материал.
Ø В процессе обучения учащиеся усваивают не только знания, но и приобретают определенные умения и навыки.
Ø В обучении учитель может менять звенья процесса усвоения знаний, чередовать или совмещать с практическими умениями и навыками.
Ø Обучение носит воспитывающий характер, формируя определенные качества личности.
Ø Учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый может обходиться и без научного руководства.
Ø Логика процесса познания идет от практических нужд, инициирующих сам процесс, к живому созерцанию, затем к осмыслению и вновь к практике, служащей и критерием и результатом познавательного процесса учащегося.
Однако, только объединив научное познание и обучение, можно добиться конечной цели современного образования – компетентного специалиста. Сущностной интеграцией науки и обучения, на наш взгляд, является организация научных исследований в процессе обучения.
Методологической основой процесса обучения является теория познания (гносеология) Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»— знание и «logos»—понятие, учение, то есть учение о знании. В современной литературе этот термин употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. Во втором случае чаще используют термин «эпистемология».
Важно понимать, что «методология» - термин, который можно применить только к научному познанию нового - к специфической форме отражения информации в сознании людей, где основой восприятия является знание, подтвержденное опытом. Наряду с наукой существуют другие специфические формы отражения мира – религия, основанная на вере, и искусство, основанное на чувстве и образах. Важно представлять, что эти формы не являются взаимоисключающими. Но и не близкими по своей сути. Так, если вера приобретает основания, она становится знанием. Если чувство поддается рациональному анализу, оно также становится знанием. Так, А. Эйнштейн – величайший физик – был глубоко верующим человеком, что лишний раз доказывает сложность устройства мира и невозможность постижения его отдельно взятыми, отвлеченными приемами.
Для современных методологических концепций характерен плюрализм мнений и сочетание взглядов. Педагогика, организуя познавательный процесс учащихся, исходит из принципов концепции гносеологического оптимизма (гностицизма). Сторонники направления положительно решают вопрос о познаваемости мира, утверждая, что границ познания не существует, важными детерминирующими факторами являются время и средства. В качестве основных принципиальных положений можно выделить:
Ø реальный мир объективен и существует вне сознания человека;
Ø реальный мир познаваем, так как субъект способен к психическому отражению, на основе которого он создает субъективную картину мира;
Ø отраженная картина является субъективной копией, (подобием, неотчуждаемым от субъекта) реально существующей;
Ø познание есть отражение реальной действительности в сознании человека;
Ø познание – это активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются понятия, представления, суждения и умозаключения;
Ø познание инициируется практикой и ее нуждами и заканчивается практической проверкой полученных результатов и/или творческим преобразованием практики.
Так замыкается познавательный круг – от практики к практике.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 291;