Содержательная основа и виды воспитания
Содержательная основа воспитания – это совокупность, знаний, представлений, идей и форм поведения, опирающаяся на элементы материальной и духовной культуры общества, усвоенные воспитанником и ставшие его индивидуальным ценностным багажом. Мерой состоятельности воспитания является базовая культура личности, понимаемая как индивидуальная, но отражающая общекультурную; иерархия ценностей и мировоззренческих установок, определяющая стиль жизни и линию поведения человека. Критериями сформированности базовой культуры личности являются внешний вид, внешний облик и имидж человека. Внешний вид – статичная категория, показывающая какое обобщенное представление, создается о человеке при мимолетном знакомстве. Внешний вид складывается в основном из одежды, прически и выражения лица. Внешний облик – категория динамическая, она позволяет оценить человека более пристально. В нее входят, одежда, прическа, походка, мимика, жестикуляция, культура речи и поведения. Имидж – сравнительно новое в нашей культуре понятие, его часто ассоциируют с внешним обликом, но это не совсем так. Имидж – скорее маска, скрывающая сиюминутное настроение и состояние здоровья человека для создания ровных, комфортных и результативных отношений с окружающими. В нашей трактовке именно имидж можно считать законченной автономной регуляцией поведения субъекта воспитания.
Содержательно воспитание стремится к формированию гармоничной и достаточно разносторонне развитой личности, что позволяет условно выделить различные направления воспитательных воздействий или виды воспитания. Виды воспитания можно выделить следующие: нравственное, эстетическое, гражданское и патриотическое, трудовое и профессиональное, физическое и половое воспитание.
Нравственное. «Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей» Ж.П. Сартр. Основная идея воспитания как общественно нормируемого процесса заключается в приобщении человека к нормам общества, в ориентации его на общественный идеал, в формировании идеи, что личностный комфорт есть, в конечном итоге, функция от комфорта общества и роль личности в установлении этого состояния активна. Нравственное воспитание выражает понятие общественного идеала наиболее ярко. Как никакое другое, оно способствует введению индивидуальных границ в поведение человека. Границы эти крайне тонки и условны, но без них человек перестает быть человеком. Основная такая граница устанавливается между добром и злом.
Механизм нравственного воспитания универсален. Общество задает границы должного и возможного поведения, которые находят отражение в нормах морали. Мораль имеет конкретное национальное и историческое лицо. Моральное регулирование поведения основывается на дозировании порицания и похвалы. В начале воспитательного процесса человек ориентируется на подражание образцам и общественную коррекцию поведения. Затем воспитанник принимает декларируемые нормы и преобразует их в личностно значимые ценности, таким образом, выходя на уровень автономного, независимого регулирования поведения. Если ориентиром для оценки поступков являются личные ценности и самостоятельно установленные границы дозволенного, то можно диагностировать нравственную стадию регулирования поведения. Если личные границы находятся в зоне общественно приемлемых, то можно говорить о завершении процесса нравственного воспитания. К сожалению, приходится констатировать, что практически в любом обществе значительная часть граждан находится на стадии морального регулирования и лишь примерно одна треть - на стадии нравственного. Общество можно считать здоровым и стабильным, если количество людей, находящихся на стадии доморального регулирования, т.е. не принимающих и активно презирающих общественные устои, значительно меньше тех, кто находится на стадии морального и нравственного регулирования.
Нравственное воспитание оперирует такими понятиями, как нравственное сознание и нравственные потребности. Нравственное сознание предполагает наличие у субъекта воспитания определенной иерархии ценностей, в значительной степени отражающей ту, что признана обществом идеальной. Нравственная потребность – это бескорыстное стремление творить добро.
Серьезным вопросом является этичность общественной морали. Что, если общество заболело и выдвигает карикатурные идеалы поведения, отражающие патологическое осознание мира или результаты манипулирования общественным сознанием в интересах каких-либо личностей и групп? Проверкой истинности выдвигаемых идеалов является понимание главенства добра. При всех общественных катаклизмах «хранителями общественной пристойности» являются те граждане, которые находятся на стадии нравственного регулирования поведения. Их сознание сформировано и сиюминутное общественное одобрение или неодобрение неспособно поколебать их понимание границ дозволенного. Стоит вспомнить французскую поговорку «делай что должен и будь что будет». Именно на сложных этапах развития общества становится четко видна граница между социализацией и воспитанием: нормы поведения, одобряемые обществом, не всегда коррелируют с идеалами добра и справедливости.
Важно и понимание невозможности «немного» преступить нормы нравственности. Даже незначительная потеря нравственных ориентиров приводит к размытости субъективных границ – то есть к безнравственности, а у нее нет ни норм, ни границ, а только целесообразность в контексте обстоятельств. Значит ли это, что необходимо окружить себя частоколом принципов и жестко им следовать? Тоже нет. Такая жесткая привязка не оставляет места для осмысления важности и нужности данного поступка. Там, где на вопрос «почему?» ответом становится «потому что такие правила», заканчивается воспитание и начинается манипулирование. Человека, имеющего множество табу, использовать гораздо проще, чем человека, не боящегося осмыслять каждую конкретную ситуацию. Определяющий принцип – один, это - гуманизм.
Важно, что в сказанном нет противоречия: жесткие границы и минимум принципов, а лишь отражение сложности формирования автономного сознания, такого которое не позволит отступить от идеи добра, но и не превратится в слепого исполнителя чужой воли. Нравственное сознание подразумевает наличие жестких субъективных границ поведения в сочетании с пониманием невозможности достижения идеала всеми членами общества, проявлением терпимости к поведению других. Особенной толерантности требует сам процесс воспитания – он сложнее и длительнее, чем процесс обучения, результаты его видны далеко не сразу, и иногда кажется, что все усилия напрасны, но вера в воспитанника и понимание длительности процесса воспитания – необходимые элементы формирования нравственного сознания. Ф. Искандер сказал: «Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто в воспитании не нуждается». С точки зрения теории воспитания не существует людей, не нуждающихся в воспитании, но есть легко и трудновоспитуемые люди, причем последних значительно больше, но это сложности в работе воспитателя, а никак не личные проблемы воспитанника.
Эстетическое. Эстетика – обобщенное представление о прекрасном. Эстетическое воспитание понимается как многогранный процесс, тесно связанный с другими видами воспитания. Оно включает не только воздействие искусством, но и созданием специальной среды позволяющей увидеть красоту во всем, красоту как природу нравственности и гармонии. А.В. Луначарский писал: «Под эстетическим образованием надо разуметь систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным».
Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, выработки эстетических вкусов и формировании эстетических потребностей. Целью эстетического воспитания является формирование эстетической культуры личности, которая включает:
Ø Эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни черты прекрасного и испытывать к ним эмоциональное отношение (эстетические чувства).
Ø Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к феноменам искусства и явлениям действительности.
Ø Эстетические потребности – испытывание нужды в эстетических переживаниях, вызванных обращением к эстетическим ценностям.
Ø Эстетические вкусы – способность оценивать феномены искусства и явления действительности с позиции субъективного преломления общечеловеческих идеалов и ценностей.
Наиболее важной категорией являются эстетические вкусы, они одновременно выражают и общечеловеческое представление о прекрасном и безобразном и, в то же время показывают, как личность присваивает это представление, находя собственную зону максимально привлекательного в рамках прекрасного. Эстетические вкусы позволяют проиллюстрировать одновременно и субъективизм психического отражения, и границы этого субъективизма, определяющие норму функционирования психики. В значительной степени категорию эстетических вкусов раскрывает О. Уайльд: «Те, кто в прекрасном видят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник – тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту».
Гражданское и патриотическое. Гражданское воспитание направлено на формирование качеств, необходимых человеку как представителю государства, а именно гражданского сознания, которое включает:
Ø Политическую культуру, подразумевающую политическую грамотность, наличие социально одобряемых установок взглядов и ценностей, отражающих понимание субъектом системы властных отношений и определяющих его политическую деятельность.
Ø Правовую культуру – система представлений о правовой регуляции отношений, знание юридических норм и стремление их соблюдать.
Ø Патриотизм – нравственный и политический принцип, содержанием которого является безусловная любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, находящее отражение в стремлении защищать интересы Родины.
Ø Культуру межнациональных отношений – способность признавать и уважать наряду со своей ценности других национальных культур.
Важным аспектом является осознание себя субъектом политического действия, стремление найти и использовать законные, социально одобряемые формы влияния на политическую ситуацию и защиту интересов Родины. Такую возможность дает правовая грамотность, а отсутствие ее, напротив, приводит к девиантному и даже делинкветному поведению.
Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, так как в основе гражданственности и патриотизма лежат мировоззренческие установки, в том числе представление о добре и зле. Стремление воспитать достойного гражданина, разделяющего нравственные идеи и реализующего их в деятельности, рассматривалось философами во все времена. Так, Платон считал одной из главных задач педагогики воспитание «хороших граждан», которые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать своё поведение, руководствуясь нравственными принципами. В произведениях Ж. Ж. Руссо высказывалась идея, что только у свободных народов может быть осуществлено подлинно гражданское воспитание, и лишь дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся свершать деяния, достойные граждан.
Трудовое. «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» - К.Д. Ушинский. Трудовое воспитание подразумевает формирование специалиста, человека, который понимает труд как необходимую и в то же время приносящую удовлетворение часть жизни, уважает труд и людей труда, а также способен реализоваться в избранной профессии.
Приобщение к труду включает такие его грани, как самообслуживание, общественно полезный и производственный труд. Эти грани можно рассматривать как необходимые и последовательные ступени на пути к пониманию бессмысленности жизни вне трудовой деятельности. Не является открытием мысль о том, что для общества гораздо важнее то, что мы сделали, чем то, что мы могли бы сделать. А при полном отсутствии трудовой реализации жизнь человека вообще не будет замечена обществом и не оставит никакого следа даже в семейной истории.
Приоритетной целью трудового воспитания является осуществление помощи в выборе профессии. Профессиональное ориентирование включает профессиональное просвещение, диагностику профессиональной пригодности и профессиональный отбор. Этот комплекс мероприятий обеспечивает профессиональное самоопределение личности, заключающееся в готовности к выполнению определенной деятельности, вид которой определен с учетом наклонностей, желаний, способностей личности и потребностей общества в специалистах данного профиля.
Физическое. К.Д. Ушинский утверждал: «Самая важная часть воспитания - образование характера». Это, безусловно, справедливо, так как именно наличие нормального характера позволяет решить задачу автономного регулирования поведения. Нормальный характер позволяет человеку реализовывать систему достаточно постоянных отношений к себе, людям, ценностям, миру, при этом реализация должна способствовать социальным успехам личности. Последовательная реализация свойств характера – свидетельство хорошей волевой регуляции. Воля – психический процесс, заключающийся в сознательном управлении психикой и поступками. Здесь мы видим соприкосновение духовного, психического и телесного. Для осуществления сознательного управления своим поведением и психическими состояниями, человеку необходимо иметь достаточную физическую зрелость и запас энергии. Именно поэтому в педагогике выделяют не столько физическое развитие, сколько физическое воспитание, понимая под ним способность стойко переносить любые трудности и психологические и физические. Физическое, таким образом, рассматривается как грань духовного, как необходимая основа для высоких духовных проявлений. Однако не надо путать физическое здоровье и физическое воспитание, к сожалению, это понятия не всегда тождественные, но и не взаимоисключающие. Физическое воспитание является необходимой частью становления личности любого человека, даже имеющего отклонения или дефекты развития.
Одной из граней физической культуры человека является половое воспитание. Этот непростой вопрос восходит к становлению ценностных ориентаций, коммуникативной культуре, волевой регуляции потребностей и физическому здоровью. Безусловно, половое воспитание не есть лишь формирование определенных табу, однако в современной педагогике остается открытым вопрос о том, как сочетать должный уровень полового просвещения молодежи с приоритетом нравственных ценностей. Неизменно одно - чем выше уровень воспитанности человека, тем более сложной и знаковой функцией его жизни становится удовлетворение потребностей, тем теснее смыкаются для него духовное и физическое.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1422;