Педагогическая этика

В этой лекции нами были рассмотрены различные непростые вопросы организации учебного процесса, но есть здесь еще одна тонкость, которая не позволяет окончательно перевести педагогический процесс на экономические рельсы и четко использовать классические принципы менеджмента. Управление педагогическим процессом и организация обучения - очень сложная сфера, и основная ее особенность заключается в необходимости наличия в учебном заведении некой воспитывающей среды – основы коллектива – педагогической этики. Именно она и учит, и воспитывает, и управляет, и направляет, и не всегда подчиняется принципам утилитаризма и экономическим резонам. Да, как и в любом коллективе, в учебном учреждении есть и начальники, и подчиненные, и бюджет, и планы, и отчеты, но самым главным являются отношения ученика и учителя, и только когда они - цель, а планы, бюджеты, начальники - лишь средства – у нас есть шанс воспитать и человека и специалиста. В.А. Сухомлинский описывая особенности школьной воспитывающей среды – сердцевины обучения и воспитания, отмечал: «Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские отношения, отсутствие раздражительности. Без душевною равновесия невозможно нормально работать; там где нарушается оно, жизнь коллектива превращается в ад». Людвиг Фейербах утверждал: «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы». Вера порождает энтузиазм и увлеченность, которые захватывают студента и делают его восприимчивым к учебе. Создать эту атмосферу энтузиазма - тоже задача преподавателя.

Вопросы педагогического общения, особенно в зарубежной литературе, поднимаются примерно с 30-х гг. ХХ века. К. Левин пришел к мнению, что от стиля поведения учителя зависит поведение учащегося, более того, учитель программирует учащегося на определенное поведение, бессознательно строит свое общение так, чтобы его первоначальная установка (а еще хуже – предубеждение) оправдала себя. Возникает ситуация, которую в социальной психологии называют самоисполняющееся пророчество.

Если учитель не боится признать свою некомпетентность в чем-то, учитывает интересы учащихся, оказывает им помощь в решении проблем, поддерживает их инициативу, то учащиеся становятся более активными и саморегулируемыми. В 70-х годах ХХ века западногерманские психологи Рейнхард и Анна Мария Тауш обратили внимание на то, что лишь незначительная часть учителей ведет себя интегративно, всего 2%, в то время как 97% даже при положительном отношении к классу выбирают автократический стиль поведения. Почему? Ответ прост – так легче поддерживать дисциплину и создавать видимость хорошо организованной, но поверхностной активности. Такой учитель всегда успеет осуществить все элементы конспекта урока, он не забудет ни записать, ни проверить домашние задания, наверное, он даже обучит чему-то своих учеников, но он точно не сможет их воспитать, ведь такой позиции в плане-конспекте просто нет. Речь идет о воспитании человечности, которая, к сожалению, не прикладывается к таблице умножения. Да и гуманитарные предметы при всей силе их эмоционального и гуманистического потенциала автоматически без педагогического общения и тепла души педагога вряд ли смогут реализовать свой потенциал. Воспитание человечности задаст общий тон, и тогда будут и дружба, и доверие, и любовь к Родине. Важно, что все это начинается с педагога, с его стиля общения с ученическим коллективом.

В соответствии с теорией Д.С. Смирнова выделяют четыре основных стиля педагогического общения:

1. Свободно-либеральный - характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Это наиболее вредный и разрушительный для дела стиль. Он порождает неопределенность у студентов и вызывает у них напряженность и тревогу.

2. Либеральный стиль – «плывущий плот» - преподаватель старается не вмешиваться в жизнь коллектива. Не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее, являясь урокодателем. Об авторитете преподавателя здесь не может быть и речи.

3. Авторитарный – «разящие стрелы»- преподаватель лаконичен. Его тон начальственный. Не терпит возражений. Даже похвала звучит как команда или порицание: «Хорошо ответил - это неожиданно». Наиболее часто реализуемый на практике стиль, он наименее энергозатратен и способствует поддержанию дисциплины. Однако его центральным звеном является предполагаемое в студенте желание удивить преподавателя, доказать ему (преподавателю), что он чего-то стоит. Однако совсем не все студенты ориентированы на такую «игру на выживание», да и преодоление барьеров в общении отнимает драгоценное время и силы, а кроме, того вколачивает в сознание студентов сомнительную истину «побеждает сильнейший, победа превыше всего».

4. Демократический - «возвращение бумеранга» - преподаватель опирается на мнение коллектива. Развивает у студентов самоуправление, учитывает индивидуальные способности. Это истинная педагогика сотрудничества, способная разбивать барьеры и облегчать и общение и обучение. Демократическое общение не подразумевает панибратства, а предполагает комфортное общение, позволяющее каждому его участнику максимально раскрыть свой потенциал. Наиболее благоприятный для дела стиль, когда, по словам В.А. Сухомлинского, авторитет власти сменяется на власть авторитета.

Важность создания воспитывающей среды подтверждают и результаты проведенного в МИТХТ социологического опроса. Студентам было предложено ранжировать качества идеального преподавателя. Получился такой список: 1 место - заинтересованность в успехах студентов, 2 - педагогическое мастерство, 3 - знание предмета и эрудиция.

Что же делать? Игнорировать планы и стандарты, стремиться организовать урок, опираясь на стремления, интересы и вопросы учеников? Никто не ответит на эти и подобные вопросы определенно. Неизменно одно: в основе взаимоотношений ученика и учителя должны лежать не планы и нормативы (они нужны, но как средства организации учебного процесса), а этические принципы, которые, воспринимаясь как цель учебного процесса, сами подскажут, где и для чего стоит отступить от намеченного плана урока, какой вопрос и когда следует обсудить и т.д.

Педагогическая этика – часть мировой культуры, основа педагогического общения. Многие ее постулаты существуют веками. Величайший просветитель Америки XVIII века Бенджамин Франклин сформулировал 13 принципов «повседневной добродетели» - это: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, справедливость, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность.

Эти немудреные правила вполне могут послужить основой кодекса педагога. В наше время Д.С. Лихачев изложил 9 заповедей человечности: не убий и не начинай войны; не помысли народ свой врагом других народов; не укради и не присваивай труда брата своего; ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти; уважай мысли и чувства братьев своих; чти родителей и прародителей своих и все сотворимое ими сохраняй и почитай; чти природу как матерь свою и помощницу; пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба; пусть живет все живое и мыслится мыслимое; пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Мы знаем много вечных истин, но, к сожалению, свойственный нашему времени экономический подход к явлениям жизни как-то высушивает их, заставляя существовать отдельно, отдельно от людей, отдельно от взаимоотношений. Е. Евтушенко считает, что «мы - страна слабо развитой вежливости». Трудно с ним не согласиться, ведь действительно есть много людей, которые считают вежливость унижением, а грубость сохранением своего личного достоинства. Одной из наипервейших задач системы образования является как раз сохранение и трансляция общечеловеческих ценностей. У настоящего педагога никогда не бывает равнодушных глаз. Педагог - это человек, который умеет внимательно слушать, а такое качество дано не каждому, и даже более того, профессиональной деформацией педагога является желание больше говорить, чем слушать, а также убеждение, что любого человека можно понять с первой фразы. Умение слушать - это не менее важная составляющая процесса общения, чем умение говорить. Психологами установлено, что хотя большая часть дня уходит на то, чтобы слушать других, большинство из нас слушать не умеет. Этому мешает ряд факторов: вечная спешка, желание прервать человека так как «нам уже все ясно», то, что слушая человека, мы стараемся в первую очередь не понять его, а построить ответную фразу, иногда нас так оглушают эмоции, что мы не слушаем, т.к. можем услышать что-то, могущее поколебать нашу собственную убежденность.

Психологи установили, что даже внимательно слушающий человек из 100% информации слышит 70%, понимает - 60%, а усваивает 20%. И это только при внимательном слушании. Слушание - это процесс, требующий не только определенных навыков, но и огромной нравственной культуры. И воспитывать это умение нужно и у преподавателей, и у студентов.

Настоящий педагог наделен даром сочувствия, умения понять психологическое состояние учащегося, и это ощущается сразу. По выражению глаз, вглядывающихся в человека, по интонации, с которой обращаются. В настоящем педагоге велико чувство ответственности за учебу студента. Ведь это веха, определенный этап, достижение его жизни. К.Д. Ушинский утверждал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и главное, постоянная разумная деятельность».

Н.В. Басова пишет: «Доброта, сдержанность, вежливость значительно облегчают процесс воспитания, именно эти качества и способны оказать положительное воздействие на студента. Их-то и нужно противопоставлять норову студентов, который подчас встречается. Для настоящего преподавателя делать добро людям - такая же потребность, как жить, дышать. Вежливость для него - не обязанность, а душевная потребность, форма добрых отношений между людьми. Она лишь тогда хороша и естественна, когда истинно доброжелательна. Когда руководит ею не рассудок (как лучше), а сердце (только так). Зависти, жестокости, грубости такой преподаватель противопоставляет педагогическое терпение, доброту и вежливость. Только так можно воспитать вежливого студента».

Самое главное - всегда помнить, что учебный процесс – это субъект субъектное взаимодействие. Успех в нем возможен только при приложении не малых совместных усилий. Как почти невозможно найти «хорошего» студента, так же сложно и встретить «хорошего» преподавателя. И того и другого нужно если не воспитать, то, по крайней мере, адаптировать под себя, свои нужды, познавательные возможности, эмоциональность и многие другие глубоко субъективные параметры. Главное никогда не отчаиваться: вместе мы все сможем. Терпения и успехов всем участникам образовательного процесса!

 








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 533;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.