Виды этической теории. Утилитаристская и абсолютистская этика
Какую роль играют этические учения, теория морали в практической деятельности и поведении людей, в какой мере они нужны человеку и нужны ли вообще?
Вопрос отнюдь не риторический, если учесть, что в реальной жизни нравственные представления и усталовки формируются в процессе социализации личности под влиянием многих конкретных обстоятельств, являются личным достоянием каждого человека.
Для того чтобы ответить на него, следует вспомнить, что этика как наука о морали не просто выражает мораль, но и формирует ее. Она, конечно, не дает и не может давать каких-либо конкретных рекомендаций, но она формирует принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и решения.
Моральные знания как знания о должном, которые человек приобретает на основе своего личного нравственного опыта, важны, но недостаточны. Это связано с тем, что следование моральным представлениям и принципам всегда сопряжено с принятием сложных решений. Моральные принципы могут быть ясными, а правильный путь к их достижению – сложным и извилистым. Зачастую достойная с точки зрения морали цель достигается порочными с моральной точки зрения средствами. Как, например, оценить поступок человека, потерявшего работу и решившего, чтобы прокормить семью, распространять наркотики? Иногда человек идет на нарушение буквы морального закона, чтобы сохранить его дух, чтобы не навредить, не сделать хуже (например, сокрытие правды от смертельно больного человека о состоянии его здоровья и т.п.).
Хотя этика не может прямо научить морали, знание этики помогает человеку в решении многих сложных вопросов морали, позволяет ему лучше разбираться в себе и других, правильно оценивать свои поступки, корректировать собственные чувства и мысли. Конечно, окончательный выбор всегда остается за человеком, как единственным субъектом нравственного решения и поступка. Однако знание того, что есть добро, а что зло, порок и добродетель и какие ответы на эти вопросы давали выдающиеся представители этической мысли, много и активно размышлявшие над проблемами нравственности, оставившие человечеству богатейшее и оригинальное этическое наследие, всегда полезно и часто необходимо. Оно не только обогащает внутренний мир человека, но и позволяет ему более осознанно осуществлять моральный выбор, распознавать ситуации, где он неминуем.
Ранее нам уже приходилось говорить о существовании в истории этики многочисленных этических школ и направлений, по-разному определявших поведение как моральное, с различных позиций раскрывающих природу и сущность морали, формы и способы ее воздействия на человека. Для того чтобы разобраться во всем многообразии существующих подходов и взглядов на проблемы морали в научной литературе по вопросам этики используются определенные критерии, с помощью которых можно выделить некоторые типы и разновидности этической теории, базирующиеся на некоторых общих основаниях и установках.
Как уже отмечалось, основным вопросом этики является вопрос о смысле и цели жизни, о том, что следует считать высшим благом, к которому человек должен стремиться.
Используя этот критерий, можно условно разделить все этические теории и концепции морали на утилитаристские и абсолютистские, по-разному определяющие понятие высшего блага или вообще отказывающиеся от такого определения.
• Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
К утилитаристским этическим системам обычно относят те учения, которые ориентируются на достижение утилитарного блага и, как правило, не связывают его достижение с моральным благом. В данном случае поступок или деяние оправдывается достижением пользы, удовольствия, оценивается по результату. Так, гедонизм, как одно из самых древних этических учений, в качестве высшего блага предлагает считать удовольствие, к которому человек, как земное существо, естественно стремится. Эвдемонистические концепции (от греч. eudaimonia – счастье) считают высшим благом для человека стремление к счастью, рассматривают его как систему жизни, в которой удовольствия должны перевешивать страдания. 3. Фрейд рассматривал принцип удовольствия в качестве важнейшего регулятора человеческой жизни и психики.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 286;