Геометрия дифракции на идеальной периодической структуре.
Как показано в разделе 3.2 при рассеянии нейтронов на монокристалле дифракционные пики образуются, если выполняется условие k= k1 –k0= 2pH. Переходя от векторов к их модулям (рис. 5-1) получим соотношение ksinq = H, причем k = k1 = k2. После подстановки 2p/l вместо k и 1/d вместо H, оно переходит в формулу Вульфа-Брэгга:
2d∙sinq = l. (5.1)
В англоязычной литературе формулу 2d∙sinq=l как правило называют законом Брэгга (Bragg law), хотя она была практически одновременно и независимо выведена в 1913 г. отцом и сыном Брэггами (W.G. Bragg & W.L. Bragg) и профессором МГУ Ю.В. Вульфом. Ее первоначальный вывод был основан на интерпретации дифракции излучения на кристаллической решетке как зеркального отражения волны от набора плоскостей с расстоянием d между ними, хотя следует подчеркнуть, что никаких реальных плоскостей в кристалле нет и формулу Вульфа-Брэгга можно рассматривать как один из случаев, когда сильно упрощенная (и даже в принципе неправильная) физическая модель дает правильный результат.
Оба условия – векторное k= 2pHи скалярное 2d∙sinq = l – возникновения дифракционных пиков необходимы при анализе дифракции на монокристалле (первое) и поликристалле (второе). В первом случае строится так называемая диаграмма Эвальда(рис. 5-2), изображающая сечение обратного пространства в виде точек - узлов обратной решетки и векторный треугольник k1 - k0 = 2pH, как-то фиксированный относительно обратной решетки. Вектор k0 проводится в произвольный узел обратной решетки, принятый за начало координат базиса {bi}, его ориентация по отношению к векторам bi определяется ориентацией кристалла относительно первичного пучка. Вектор k1 составляет угол 2q с k0 и направлен в детектор. Если обратная решетка построена на базисе {bi} в соответствии с формулами:
b1=[a2a3]/Vc, b2=[a3a1]/Vc, b3=[a1a2]/Vc, (5.2)
где Vc = a1[a2a3] - объем кристаллической ячейки, то при построении треугольника k1 - k0 = 2pH вектора k1 и k0 необходимо разделить на 2p, т.е. строить треугольник k¢1 - k¢0 = H, где для модулей векторов справедливо k¢1 = k¢0 = k0/2p = 1/λ.
Векторное условие k1 - k0 = 2pH естественно является более общим, чем формула Вульфа-Брэгга, поскольку помимо соотношения между величинами векторов, задает и их направления. Кроме того, интерпретация дифракции на кристалле как рассеянии в одном из узлов обратной решетки помогает понять, что так называемые порядки отражения являются рассеянием в узлах с кратными индексами Миллера: 1-й порядок – рассеяние в узле (h, k, l), n-й порядок - рассеяние в узле (nh, nk, nl).
Если нейтронный эксперимент ставится на l0-дифрактометре, т.е. если длина вектора k0 фиксирована, то также как в случае дифракции рентгеновских лучей удобно ввести понятия сферы отраженияи сферы ограничения(рис. 5-3). Первая получается при заданной ориентации k0 относительно кристаллографической системы координат (т.е. неподвижном кристалле) и вращении детектора в любой плоскости от 0 до 2p (т.е. вращении вектораk1 вокруг точки О). Очевидно, что дифракция будет наблюдаться только для узлов обратной решетки, попавших на сферу отражения и, в принципе, возможен случай, когда при фиксированной ориентации кристалла относительно монохроматического пучка не возникает ни одного дифракционного пика, т.е. когерентное рассеяние отсутствует.
Если изменять не только угол рассеяния, но и ориентацию кристалла относительно k0, то получается сфера ограничения. Ее смысл в том, что дифракция может наблюдаться только для узлов обратной решетки, попавших внутрь этой сферы. Уравнение для сферы ограничения легко получить из формулы Вульфа-Брэгга, а именно, поскольку sinq £ 1, то d ³ l0/2 или H £ 2/l0. Отсюда следует, что для измерения дифракционных пиков с большими индексами Миллера (малые d или большие H) длину волны следует уменьшать.
5.2. Многомерная нейтронная дифрактометрия.
В случае монохроматического пучка и при использовании “точечного” детектора, т.е. детектора, охватывающего очень малый телесный угол, при фиксированном положении монокристалла и детектора регистрируется интенсивность, соответствующая одной “точке” обратного пространства. На самом деле это некоторый небольшой объем в обратном пространстве, называемый объемом разрешения, величина и форма которого задается функцией разрешения R(Q). Номинальные координаты объема разрешения, например, его центр тяжести, задаются условием H= (k1 - k0)/2p, причем длины векторов k0 и k1 определяются длиной волны, а угол между ними – углом рассеяния (рис. 5-4).
Для измерения параметров дифракционных пиков – интенсивности, положения, ширины и т.д. – необходимо осуществить сканирование (или развертку) обратного пространства, т.е. провести измерение интенсивности рассеяния как функции координат точки в обратном пространстве. Сканирование в случае монохроматического пучка и точечного детектора можно реализовать поворотами кристалла относительно первичного пучка, изменением угла детектора или того и другого вместе. Конкретный алгоритм сканирования зависит от постановки задачи и от некоторых условий эксперимента: расходимости первичного пучка, Dl/l, апертуры детектора, а также от мозаичности исследуемого монокристалла.
Вместо точечного детектора могут быть использованы 1D или 2D позиционно-чувствительные детекторы. Соответственно вместо точки будут наблюдаться (сканироваться) линия или поверхность в обратном пространстве – соответствующая часть сферы Эвальда. При пересечении ими узлов обратной решетки будут регистрироваться дифракционные пики.
Еще больше вариантов возникает на импульсных источниках нейтронов при использовании полихроматического пучка. В этом случае длины векторов k0 и k1 не фиксированы, а непрерывно изменяются от kmin до kmax, которые соответствуют максимальной и минимальной длинам волн в спектре нейтронов от источника (λmax и λmin). Значения λmin и λmax условно задаются некоторым минимальным уровнем интенсивности в максвелловском спектре нейтронов (рис. 5-5). На рис. 5-6 и 5-7показано, что в этом случае при использовании точечного детектора обратное пространство сканируется вдоль вектора H, а при использовании 1D ПЧД – в некотором секторе в плоскости рассеяния. Если применяется двух координатный ПЧД, то показанный на рис. 5-7сектор разворачивается еще и в вертикальной плоскости, т.е. реализуется наиболее общая схема трехмерного сканирования, причем без каких-либо поворотов кристалла или детектора. Именно размерность одновременно наблюдаемой области обратного пространства имеется в виду, когда говорят о нуль-, одно-, двух-илитрехмерной дифрактометриимонокристаллов.
Для поликристаллов ситуация существенно упрощается из-за усреднения по всем возможным ориентациям вектора H. Измерение нейтронограммы сводится к измерению зависимости интенсивности от d, т.е. реально от 2q или от l. Оба случая можно изобразить на диаграмме (рис. 5-8), демонстрирующей возникновение дифракционных пиков при использовании монохроматического пучка и развертки по q или белого пучка и регистрации интенсивности при фиксированном угле рассеяния.
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 513;