Философия, ее предмет, методы и функции
Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.
Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.
В истории философии известны два основных метода познания и мышления: метафизический и диалектический.
Метафизический способ мышления и познания рассматривает мир как механическую совокупность самостоятельно существующих вещей (объектов). Этот мир изменяется, но не развивается, т.е. не изменятся качественно. Отсюда метафизический метод познания. познание каждого объекта (процесса) как самостоятельного объекта (процесса), независимо от всех других объектов и процессов.
Диалектический способ мышления и познания мира рассматривает мир как единую, целостную систему, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. Эта система непрерывно диалектически развивается, т.е. изменятся качественно. Отсюда, диалектический метод познания рассматривает любой объект (процесс) в развитии, в изменении, во взаимосвязи и взаимообусловленности всего со всем.
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социальной группе) определенную, целостную систему взглядов на мир, на человека и на его место в мире, т.е. дает мировоззрение.
Философия теоретически формулирует определенную совокупность исходных принципов, установок и ценностей, которые определяют восприятие и оценку мира человеком, его отношение к другому человеку, его понимание сущности жизни и ее смысла и которые, в конечном счете, определяют его практическую жизнедеятельность в условиях свободного выбора. В этом проявляется общность философии с другими историческими формами мировоззрения, такими как мифология и религия.
Методологическая функция философии. Давая целостный взгляд на мир и человека, философия тем самым дает человеку (социальной группе) определенные знания о методах и средствах познания и практического преобразования мира. В этом состоит методологическая функция философии.
2.
Предфилософское значение мифологии и религии
Всякая философия представляет собой мировоззрение. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Мировоззрением обладает как отдельный человек, так и социальная группа. Мировосприятие и мироощущение – чувственно-эмоциональный компонент, миропонимание – познавательно-интеллектуальный. Существует четыре исторических типа мировоззрения: миф, религия, философия, наука.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Слово «миф» с древнегреческого языка буквально означает «предание, сказание». В мифологическом мировоззрении в большей степени отражено мироощущение людей, живших в условиях первобытнообщинного строя. Мироощущение включает в себя эмоции, чувства, настроения как результат духовного взаимодействия человека с миром. В связи с этим говорят об оптимистичном или мрачном мироощущении.
Для мифологической формы мировоззрения характерны синкретизм и мистическая сопричастность. Синкретизм - слитность, нерасчлененность в сознании людей субъективного и объективного, живого и неживого, социального и природного и т.д. Мистическая сопричастность – убежденность в том, что вещи взаимодействуют не на основе их реальных свойств, а на основе ассоциаций, свойств, приписанных самим человеком. На ней основано широкое применение магии первобытным человеком. Основные функции мифа: придание смысла миру и упорядочивание его явлений, сплочение коллектива, снятие отрицательных эмоций у человека.
Религиозное мировоззрение широко распространено в силу своей образности и удобства восприятия. Развитие у первобытных людей представлений о том, что кроме субъективного и природного мира существует еще и сверхприродный, сверхъестественный привело к формированию представлений о божественном, духовном царстве. Отвечая на вопросы человека о мире и о самом себе, религия предлагает изначально данное решение, освященное авторитетом божества, пророка и т.п. Человека с абсолютным связывает вера. Вера и выступает главным средством постижения бытия. Особенностью религиозного мировоззрения является его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, то есть жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер.
Философская форма мировоззрения начинает складываться по мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата. Эта форма мировоззрения носит не только духовно–практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос – разум. Философия зародилась как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.
Философия в отличие от религии не удовлетворяется заранее данным ответом, поиск решений в ней не завершен. Кроме того, она использует рациональные средства постижения мира и человеческого бытия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философское – значит максимально всеохватное, универсальное, фундаментальное, существенное. В переводе с греческого, слово «философия» означает любовь к мудрости. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.
3.
Философия и наука
Философия в течение целого ряда столетий развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как «отпочкование» от философии конкретных наук. Вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. В связи с этим за философией закрепились такие определения как «мать науки», «наука наук», «царица наук».
Специфика науки – в отражении закономерностей субъективного и объективного мира в систематической логической форме. Но это не самоцель науки, а необходимая предпосылка успешной практической деятельности человека. Безусловно, логика, доказательность, систематичность присущи и философии, и в этом смысле она научна. Но познавательный процесс в философии, прежде всего, субъективно ориентирован, обусловлен специфической потребностью и интересом человека, а не обращен непосредственно на отражение объективной реальности, как во многих частных науках. Частные науки изначально не включают смысложизненную проблематику, между тем как в философии она является центральной.
Отличием философии от науки является и то, что философия представляет собой теоретический тип мировоззрения, опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. В истории философии существовала и существует тенденция сближения философии с искусством. Что касается последнего, то его задачей является удовлетворение эстетической потребности, преобразование отрицательных эмоций воспринимающего в положительные.
Философия как наука имеет большую практическую значимость.
Основные проблемы философии:
1. Что такое сама философия? Каждая философская система имеет главный, стержневой вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Но существуют и общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления.
2. Что такое человек?
3. Что представляет собой окружающий мир? Как он возник и какими законами управляется? Как удостовериться в том, что полученные результаты – истина, а не заблуждение?
4. Может ли человек получить истинное знание о мире? Как?
5. Как следует вести себя человеку?
6. Что такое сознание и как оно возникло? И т.д.
Сферы (области) философии:
1) онтология – учение о бытии;
2) гносеология – учение о познании;
3) аксиология – учение о ценностях;
4) логика – учение о законах и способах мышления.
Разделы философии:история философии, этика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия науки, философия техники.
Функции философии:
1) мировоззренческая;
2) методологическая;
3) прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии сознания, человека и мира;
4) критическая, основывающаяся на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль;
5) аксиологическая, заключающаяся в том, что философия подходит к исследованию бытия с точки зрения самых разных ценностей;
6) социальная, способствующая объяснению и пониманию сущности социального бытия;
7) духовно–гуманистическая, которая способствует выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов.
Свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно–нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых можно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности.
Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1417;