Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Общая характеристика античной философии.
2. Единое и многое как центральная проблема ранней греческой философии. Основные направления и школы.
3. Проблема человека в философии софистов и Сократа.
4. Учения Платона и Аристотеля.
5. Философия эллинистического этапа.
1.
Общая характеристика античной философии
Под античной философией понимают философию Древней Греции и Древнего Рима. Она подразделяется на два этапа: эллинский (VII-IV вв. до н.э.) и эллинистическо-римский (III в. до н.э. – первые века н.э.). Философия первого периода связана со становлением, расцветом и кризисом греческих полисов, а второго периода – с распадом полисной системы и включением Греции в Римскую империю. Космоцентризм и созерцательность являются главными чертами древнегреческой культуры.
При переходе греков от родового общества к раннеклассовому происходит и смена способов мышления. Миф становится предметом рационализации, формируются смыслообразы. Предфилософия Древней Греции представлена героическим эпосом Гомера, произведениями Гесиода. Они характеризуются антропосоциоморфизмом в понимании окружающего мира. Миф постепенно утрачивал функцию универсального социального регулятора и мировоззрения, не соответствовавшего новой практике. На его место становится новая форма духовного освоения мира – философия.
Особенности античной философии:
· наличие значительного количества мифологических и эпических образов;
· присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений природы внешностью и физическими свойствами человека);
· наивный пантеизм, то есть отождествление богов с силами природы;
· увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях «добра», «зла», «справедливости», «блага» и проч.;
· поиски первоначала всего сущего, что в более поздний период в новоевропейской философии возникнет как проблема субстанции.
2.
Единое и многое как центральная проблема ранней греческой философии. Основные направления и школы
Философия началась в VII-VI вв. до н.э. с вопроса о происхождении мира (период раннегреческой натурфилософии), о том, что объединяет все многообразие вещей в единое целое (Космос).
Первыми мыслителями, решавшими проблему первоначала были философы милетской школы, которые в первооснову мира ставили стихию или вещество: Фалес (вода); Анаксимандр (апейрон); Анаксимен (воздух). Это не просто вещества, но божественные начала. Пифагор считал началами всего числа, Гераклит - огонь и Логос (мировой разум); Эмпедокл и Анаксагор высказывались за множественность корней бытия и влияние упорядочивающих эти элементы сил.
Разработка данной проблемы на более высоком категориальном уровне представлена в трудах философов элейской школы: Ксенофана, Парменида, и Зенона (VI-V вв. до н.э.). Парменид впервые вводит в философию понятие бытия и ставит вопрос о том, как вообще его можно мыслить. Бытие есть, небытия нет. Бытие вечно, неизменно, неделимо. Зенон доказывал с помощью апорий, что движение существует лишь на уровне чувств, а на уровне разума оно невозможно.
Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) в первооснову бытия поставили атом, что явилось результатом мысленного разделения парменидовского бытия на мельчайшие неделимые частицы и признание того, что существует пустота. Это позволяет объяснить движение, но не объясняет качества вещей.
3.
Проблема человека в философии софистов и Сократа
V–IV века до н.э. называют периодом высокой классики. В это время происходит переориентация философской мысли с проблем устройства мироздания на вопросы бытия человека и общества, что было связано с развитием полисной демократии. Большую роль здесь сыграла деятельность софистов – профессиональных учителей мыслить и доказывать – Протагора, Горгия, Гиппия и др. При этом они ставили целью доказать, что противник неправ, независимо от истинности суждения. Отсюда – релятивизм и утверждение, что у каждого истина своя. Тем не менее, можно говорить о вкладе софистов в логику и риторику, также они были первыми, кто ввел человека и его интересы в область философствования.
Другим представителем этого направления был Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он вступил в полемику с софистами, поставив себе задачу поиска всеобщих оснований нравственности. Сократ использовал методы иронии и майевтики, чтобы показать собеседнику ошибочность обыденных суждений о нравственности. Добродетель отождествляется у него со знанием идей, т.е. сущности добра, справедливости и т.д.
4.
Учения Платона и Аристотеля
Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа – ввел понятие идеи и распространил представление об идеях не только на область нравственности, но и на все существующие вещи. Мир идей – вечный, подлинный мир, некая «занебесная область». Материя – источник зла и несовершенства. Множество вещей образуется в результате оформления материи через ее соотнесенность с какой-либо идеей. Этот мир неподлинный, как бы мир теней. Но Платон не раскрывает логически процесс соединения идеи с материей. Высшая идея – идея блага. Эти представления лежат в основе космологии, гносеологии и психологии Платона. Важное место в его творчестве занимает проблема идеального государства, в котором, по мысли философа, три сословия (философы-правители, воины, ремесленники и крестьяне), каждое из которых занято только своим делом. Предполагается общность имущества и тотальный контроль государства над жизнью каждого человека.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик и друг Платона. Решая проблемы, оставленные в философии учителем, он вводит учение о четырех причинах, чтобы объяснить связь идеи и вещи. Употребляет категории «возможность» и «действительность», чтобы объяснить изменчивость вещей. Критикует Платона за то, что тот приписал самостоятельное существование роду, тогда как подобным образом может существовать только вид. Единство и вечность Космоса поддерживает божественный Ум – перводвигатель. Человек определяется как «политическое животное», способное к разумной деятельности. Аристотель анализировал существовавшие формы государственного устройства, чтобы определить, какая из них наиболее подходит для благой жизни. Аристотелю принадлежит большое количество работ по физике, биологии, психологии, этике, эстетике, политике, логике. Он явился систематизатором философских и научных знаний того периода.
5.
Философия эллинистического этапа
Эпоха эллинизма, связанная с распадом античного полиса и формированием огромного государства, переориентирует философскую мысль на вопросы этики. Проблемы космологии и натурфилософии призваны теперь быть лишь подготовкой, основой для рассуждений о морали. Утратив вместе с полисом прежний смысл жизни, человек ищет новую опору в чуждом и безразличном к нему мире.
Первой из школ эллинистическо-римского этапа была школа киников, основанная Антисфеном м Диогеном (конец V – IV вв. до н.э.). Человек начинает искать новое единство и смысл жизни. Не найдя его в социальной жизни, кинизм отказывается от ее условий. Киники проповедовали полную свободу от общественных норм, мнений, богатства, удовольствий. Взамен – материальная нищета и духовное опрощение. Главные потребности – животные.
Стоицизм можно назвать облагороженным кинизмом. Его основатель – Зенон Китионский (IV-III вв. до н.э.). Мир управляется божественным Логосом, в нем нет случайностей. Человеку следует жить в соответствии с природой, которая разумна в своей основе, нужно спокойно следовать судьбе и стойко выносить ее испытания.
В полемике со стоицизмом сложилась школа Эпикура (IV – III вв. до н.э.). Высшее благо и цель жизни для человека – удовольствия, согласующиеся с разумом. Все в мире состоит из атомов, присутствует случайность, а боги, если они и есть, не интересуются делами людей.
Для обеих школ характерен индивидуализм и стремление к спокойной, бесстрастной, независимой жизни, что выражалось терминами «апатия», «атараксия», «автаркия».
Также в это время складывается учение скептиков (основал Пиррон). Противоречивость взглядов различных школ выразилась в нем как стремление воздерживаться от суждений о вещах, поскольку мы не знаем истины.
Завершающим учением античной эпохи стал неоплатонизм, основанный Плотином (III в. до н.э.). В качестве первоначала у него выступает Единое-Благо, которое из себя производит Ум, затем Душу, а затем весь чувственный мир. Человек может достичь слияния с Единым через мистический экстаз, подготовкой к которому выступает философия. Эти идеи наиболее близки к возникшей впоследствии христианской теологии.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1545;