Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. И. Кант как основоположник немецкой классической философии.

2. Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга.

3. Система и метод Г. Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

5. Философия марксизма.

 

1.

И. Кант как основоположник немецкой классической философии

 

Развитие философии после Просвещения связано с разработкой проблемы всеобщего субъекта, попыткой ее выражения в строгой логике и переосмыслении на этой основе других философских вопросов. Этот этап получил название классической немецкой философии (КНФ) и занимает временной промежуток с 70-х гг. XVIII века по 70-е гг. XIX века.

И. Кант (1724-1804) – первый из мыслителей этого периода. Его творчество традиционно делят на два этапа: докритический (работы, посвященные происхождению и устройству Вселенной) и критический (примерно с 70-х гг. XVIII века, когда выходят собственно философские произведения – «Критики…»). В своих трудах Кант пытался ответить на четыре основных, по его мысли, вопроса:

1) что я могу знать?

2) что я должен делать?

3) на что я могу надеяться?

4) что такое человек?

Всеобщим субъектом у Канта выступает мысль, существующая априори (до и вне опыта). Она формирует наш опыт, встраивая в него свои формы суждений (качество, количество и т.д.) и формы созерцаний (пространство и время). Эту мысль он называет «трансцендентальный субъект». Свое содержание этот субъект изменить не может.

Прежде, чем начать познавать, человеческий разум должен определить возможности и границы его применения к метафизическим проблемам: бытию Бога, свободе воли, бессмертию души, пониманию мира как целого, отсюда критический» принцип. Важной частью его размышлений является учение об антиномиях – противоречиях разума, которые могут быть равно доказаны или равно опровергнуты. Если человек начинает рассуждать о всеобщем, к чему его подталкивает разум, то он неизбежно впадает в противоречия, т.к. всеобщие предметы не даны в конечном опыте, с которыми оперирует рассудок. Эти противоречия связаны по логике происхождения (разум), но чужды по логике бытия (рассудок).

В связи с этим Кант различает мир явлений и мир «вещей в себе». «Вещь в себе» - 1) вещь, существующая сама по себе; 2) вещь, которая вызывает наши ощущения, является нам. Агностицизм Канта означает, что необходимо существует то, что мы не можем познать, исходя из наших познавательных возможностей. Нашему познанию доступно только явление. Ноумен – предмет, существование которого предполагается разумом, необходимая фикция. Таким образом, критическая философия ограничила сферу применения человеческого познания.

Этика Канта. Человек, будучи вписан в порядок природы и общества, подчинен причинности, несвободен в мире явлений. Но его можно рассматривать как свободное существо, если обратиться к миру практического разума, т.е. разума, осуществляющего поступки. Когда поступок совершен, он уже несвободен, но в выборе мотивов человек свободен, т. е. его воля не зависит от эмпирического мира. Теоретически свобода воли недоказуема, она доказывается через факт и отождествляется со свободой разума. Категорический императив: поступай так, чтобы твоя воля могла стать всеобщим законом; всегда относись к человечеству как к цели, а не как к средству. Идею Бога Кант вводит для того, чтобы дать человеку силы и надежду для исполнения нравственного долга, но сама нравственность от Бога не зависит. Уважение к личности – уважение к разуму.

2.

Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

И.Г. Фихте (1762-1814) стремился построить внутренне единую систему знания, которая исходила бы из единого достоверного основоположения, т.е. была бы монистична. Всеобщий субъект, по Фихте, есть разум в качестве самосознания:

1) Я есть Я. Это чистая деятельность, которая полагает сама себя, субъект и объект совпадают в бессознательном отношении.

2) Абсолютное я в себе самом полагает не-Я - мир внешней человеку природы.

3) Абсолютное Я в себе самом противопоставляет конечное человеческое Я и не-Я. Конечное Я должно усвоить внешнее содержание и вырасти до абсолютного Я.

Задачей своей философии Фихте видел самораскрытие творчества и свободы человека, его уподобление Богу в преодолении природных сил. Проблема: Фихте не удалось совместить самосознание и всеобщность.

Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854) продолжает решать эту проблему и видит выход в отказе от рациональности ради всеобщности, в применении интуитивного метода познания. Философствование Шеллинг разделяет на философию природы и философию Абсолюта. Они движутся в противоположных направлениях: натурфилософия должна объяснить, как в природе возникает разумность, а философия духа должна объяснить, как природа делается достоянием разума. Содержание всеобщего субъекта шире, чем индивидуальное самосознание, свое содержание имеет и природа. Но внутренней логической связи нет, рациональность уступает место мистике.

3.

Система и метод Г. Гегеля

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) доводит основные идеи КНФ до логической строгости и завершенности. Основу его философской системы составляют два тезиса:

1) тождество бытия и мышления (бытие опирается на субстанцию, а разум берет субстанцию как понятие);

2) субстанция есть субъект (она сама порождает все проявления бытия, логика – механизм осуществления субстанции).

Мировой субстанцией выступает божественное начало – мировой разум, дух или Абсолютная идея. Это безличное начало развертывает себя, порождая все мировое многообразие. Этот процесс включает три ступени:

1) логика – конструирование системы категорий;

2) природа как материальная оболочка идеи;

3) дух – история мировой культуры, на определенном этапе в философии мировой разум доходит до самосознания, что и составляет цель его развития. Отдельный человек является ценностью лишь как воплощение этого разума, а последний использует человеческие стремления и страсти для своих целей.

Процесс саморазвертывания Абсолютной идеи не уложился бы в рамки формальной логики. Чтобы мыслить противоречия и изменчивость, нужна логика диалектическая, которую и разработал Гегель. Развитие осуществляется в определенном порядке: тезис, антитезис, синтез.

Сущность духа составляет свобода, поэтому критерий его развития на том или ином этапе Гегель усматривает в осознании людьми свободы. Это осознание объективируется в соответствующих общественных институтах. Полноты оно достигает в современных Гегелю передовых европейских странах. Философская система самого Гегеля – завершение длительного пути истории философии, где каждое звено было необходимым. Достигнув полного саморазвертывания, мировой дух замыкается в созданном им совершенном мире (всякая логика исчерпаема).

Таким образом, в философии Гегеля наиболее ярко выразились классические принципы: рационализм как способ познания, убежденность в разумности мира и мировой истории.

4.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Л. Фейербах (1804-1872) завершает КНФ. Рационализм дошел до своего идеала в философии Гегеля, но дух, свобода, добро и т.д. оказываются лишь в сфере мышления и отрываются от реальной человеческой жизни. Философия Фейербаха – протест против такой крайней формы рационализма. Он объявил себя материалистом и атеистом.

Фейербах исходит из того, что мышлению свойственна всеобщность, но это не значит, что она свойственна бытию. Бытие – граница мышления, оно предшествует мышлению. Надо доверять чувственной предметности. Полнота бытия должна стать переживаемой. Соблазн – обратиться к религии, но Фейербах отказывается от этого. Бог – проекция вовне не до конца реализованной человеческой сущности, лучших качеств человека, того, чем он хотел бы быть. Это человеческая сущность, освобожденная от природных границ. Религия – результат отчуждения.

Новая философия должна стать новой религией, где на место Бога поставлен человек. Вместо логики человека с бытием связывает любовь. Проблема в том, что реальный человек воплощает в себе не только божественные черты, но и низменные. Как отделить одно от другого? Фейербах находит выход в родовой сущности человека. Индивид ограничен, но в общении с себе подобным осознает свой идеал. Но проблема так не решается: нет гарантий, что в общении человек реализует всеобщее содержание.

Значение КНФ для философской мысли: разработка диалектики, утверждение необходимости прежних философских учений, импульс для дальнейшего осмысления проблем субъекта, свободы, развития.

 

5.

Философия марксизма

Началом философии марксизма считают 40-е гг. XIX века. Ее основоположники – К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). К их многочисленным трудам относятся: «Критика гегелевской философии права», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» и т.д. (Маркс); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» (Энгельс) и их совместные работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». Со 2-й половины XIX и в течение XX века марксизм – одно из самых влиятельных направлений философской мысли, имеющее последователей во многих странах мира.

Социально-экономическая предпосылка формирования марксизма – в середине XIX века капитализм в наиболее развитых европейских странах вступает в зрелую фазу, порождая определенные противоречия. Естественнонаучные предпосылки – открытия в естествознании (они показывают, что мир един в своей материальности, он развивается). Философские и общественно-политические предпосылки – КНФ, политэкономия, утопический социализм.

Критикуя своих предшественников, Маркс отмечал, что у Гегеля подлинный субъект подменялся его логической схемой и оказывался неспособным к дальнейшему развитию, а у Фейербаха несводимость субъекта к логике показывается только через переживание, сам же его материализм механистичен. Маркс попытался сохранить всеобщность субъекта и рациональный способ его выражения. Всеобщим субъектом он объявил материю. Она существует объективно, неисчерпаема и несводима к мышлению. Но это не означает непознаваемость. Потребности и интересы людей, направленные на предметы внешнего мира, подразумевают не только созерцание, но и практическое их использование. В практике выявляются и познаются различные свойства этих предметов, практика выступает и как критерий истины, т.е. отражает соответствие мышления людей действительности. Вообще вопрос о соотношении материи и сознания и о познаваемости мира, сформулированный Энгельсом, в марксизме назван основным. Задача философии, по Марксу, не только объяснять мир, но и служить руководством к его практическому преобразованию.

Диалектический материализм Маркса означает истолкование понятий как отражения реальных вещей, их связей и отношений. Материя развивается, а принципы и законы этого развития отражаются в мышлении людей. Свой метод Маркс применяет и к природным, и к общественным явлениям как проявлению материи.

Основанием общественного бытия выступает практика, которая выражается в определенном способе производства материальных благ. Общество проходит ряд из пять ступеней – общественно-экономических формаций. Каждому из возможных способов производства соответствует своя надстройка – духовная составляющая. К ней относятся политические, правовые, идеологические и другие отношения между людьми. Она, хотя и производна от экономического базиса, способна влиять на него и изменять существующий порядок вещей. Для этого она должна отражать интересы людей, совпадающие с объективным ходом развития общества.

Первая формация – первобытная, где все равны в силу своей неразвитости. Затем - рабовладение, феодализм и капитализм – формации, связанные с антагонистическими противоречиями между классами. Эти противоречия не могут быть синтезированы, одна сторона неизбежно должна быть разрушена. На этапе, современном Марксу, изменить мир в своих интересах должен пролетариат, что означает переход к завершающей – коммунистической – формации. Но пролетариат – класс, свободный от какого-либо положительного содержания (ему «нечего терять, кроме своих цепей»). Маркс же приписывает ему созидательную роль, которая на такой основе невозможна.

Человек в философии Маркса: этой проблеме посвящены «Философско-экономические рукописи 1844г.». Маркс исходит из понятия родовой человеческой сущности. Она состоит в универсальности и творческой способности и является проявлением общественного бытия. Целостность и полнота индивидуального человеческого бытия обосновывается из общественной жизни. Новая проблема у Маркса связана с понятием «отчуждение». В его философии оно связано с процессом труда в капиталистическом производстве, но не сводится к простому опредмечиванию. Результат труда оказывается чуждым и враждебным человеку, человек не развивается, а истощает свои силы и деградирует. Причину Маркс видел в частной собственности, которую необходимо устранить. Это будет означать присвоение родовой сущности. Но: как показала практика, отчуждение может быть при любом экономическом строе.

Несмотря на положительные стороны марксистской концепции, нужно указать и на очевидные просчеты.

1) европоцентризм (стадии развития европейской культуры объявляются всеобщими);

2) историцизм – тип мышления, признающий универсально значимые социальные законы (критика Маркса К. Поппером);

3) постиндустриальное общество не вписывается в схему Маркса;

4) свобода человека вынесена за скобки, и все духовное содержание он черпает из материи.

 








Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 994;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.