Тема 10. УЧЕНИЕ О БЫТИИ
1. Понятие бытия. Дух и материя.
2. Атрибуты материи.
3. Детерминизм и развитие.
4. Картины мира.
1.
Понятие бытия. Дух и материя
В основании любой науки лежит убеждение, что все изучаемые ею явления одинаковы постольку, поскольку они изучаются именно данной наукой. Помня о научной ориентации философии, можно сказать, что она также утверждает одинаковость изучаемого. Все есть бытие. Существовать – значит иметь определенность, выражаемую философскими категориями. Само бытие есть исходное данное нашего чувственного бытия, оно очевидно и неустранимо. Нам даны предметы потребностей и действия. Человек не просто субъект по отношению к бытию (объекту), он находится внутри него. По словам С. Рубинштейна, человек – «сущее, наделенное сознанием, расположенное внутри сущего». Появление новых уровней бытия в процессе развития означает, что предыдущие выступают в новом качестве. С момента появления человеческого бытия должна быть дана и новая характеристика всего бытия. Отношение человека к бытию с позиций буддизма, даосизма и марксизма (отрицание, приспособление, преобразование).
Философские дискуссии о бытии – это не спор о существовании бытия, но о том, каково оно, чем является. Ошибка при этом может заключаться в том, что сомнение в истинности того, чем является бытие, приводит рассуждающего к отрицанию бытия вообще. Но это бессмысленно.
Ответ на вопрос «Что есть бытие?» трансформировался в истории философии следующим образом. В античности бытие есть мысль, «то, что единственно помыслить возможно» (Парменид). Т.е. мыслимость предмета – критерий его существования. У Платона утрачивается основное положение, согласно которому бытие – это исходное. Истинное бытие у него – фиксированная в понятии сущность вещи. Таким образом, сущность откалывается от существования. Бытие – предикат идеи.
В средневековой европейской философии истинное бытие есть Бог, который сообщает бытие всем остальным существам и всему миру в целом. Спор реалистов и номиналистов о реальном существовании вещей.
На протяжении Нового времени и 20 века возрастает субъектность в понимании бытия. Декарт делает мысль критерием бытия мыслящего субъекта. Кант: существование прибавляет только положение предмета по отношению к мысли и не затрагивает содержание. Гегель: тождество мышления и бытия; субстанция есть субъект. Хайдеггер: онтология человеческого бытия. Ж.-П. Сартр различает «бытие-в-себе» (мир вещей) и «бытие-для-себя» (сознание). Такому взгляду противостояла русская религиозная философия, признавая существование надындивидуального абсолютного бытия, которое предшествует любой человеческой деятельности. Философия постмодерна развивает идею бытия как становления.
Бытие и субстанция. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует. Субстанция означает первооснову всего существующего, то посредством чего все многообразные вещи существуют. Она является причиной самой себя и обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов – своих конкретных воплощений.
Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Споры о материальной или, напротив, духовной природе субстанции ведутся в философии на протяжении нескольких веков (учения Б. Спинозы и Дж. Беркли дают наиболее полное представлении об этих точках зрения).
Дух и материя. Для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Эта особенность позволила Ф. Энгельсу сделать вывод, что отношение мышления к бытию является основным вопросом философии. Первая сторона данного вопроса – это ответ философов на вопрос: что первично, а что вторично – бытие или мышление, дух или природа. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир объясняется ими как продукт саморазвития материи. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало – личностное или безличностное. Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуются субъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное – объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии формулируется Ф. Энгельсом как вопрос о познаваемости мира. То есть, может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия? Большинство философов дают положительный ответ, те кто отрицают принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками.
2.
Атрибуты материи
Материя – одна из наиболее фундаментальных философских категорий. Ее введение связано с разграничением двух реальностей: чувственно воспринимаемых вещей и идеальных, духовных состояний. Материалистическая философия не обсуждает вопрос, откуда и как появилась материя, постулируя ее вечность и несотворимость. Материя – основа единства мира. В этом смысле она выступает как субстанция, т.е. основание всех существующих вещей, но по отношению к бытию является предикатом. Материальный мир существует объективно, но человеку он дан через его ощущения, а они в свою очередь осознаются им.
Пространство и время.Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
Две основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная. Согласно первой, время и пространство – самостоятельные, существующие независимо от материи субстанции, внутри и на фоне которых происходят взаимодействия вещей (пример – механика Ньютона). Согласно второй, свойства времени и пространства связаны с отношениями между материальными системами (пример – теория относительности).
3.
Детерминизм и развитие
Любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов обозначаются в философии понятием «движение». Движение – это изменение вообще, атрибут материи. Самая простая его форма – механическое движение. Более сложные – физическое, биологическое, социальное. Все они взаимосвязаны. Абсолютного покоя не существует.
Развитие – качественные изменения в объекте. Развитие от более совершенного к менее совершенному – регресс, наоборот – прогресс.
Диалектика – теория всеобщей связи и закономерности развития. Главное понятие – диалектическое противоречие. Это две стороны единства, которые одновременно борются и взаимно полагают друг друга. Она начинает складываться еще в античности, но отличие античной диалектики от новоевропейской состояло в том, что в ней присутствовала только теория связи, а развитие отсутствовало.
Принципы диалектики:
1) принцип всеобщей взаимной связи;
2) принцип развития через противоречия;
Основные законы:
1) закон перехода количества в качество;
2) закон единства и борьбы противоположностей;
3) закон отрицания отрицания;
Основные категории: 1) сущность и явление; 2) единичное, особенное, всеобщее; 3) форма и содержание; 4) причина и следствие; 5) необходимость и случайность; 6) возможность и действительность.
Категории, описывающие бытие:
Вещь, свойство и отношение. Вещь – единство свойств и отношений, без нее они не существуют. Свойство – признак отдельной вещи, отношение – признак 2 или более вещей.
Общее и единичное. Общие признаки единичных вещей выражаются в понятии.
Сущность и явление. Взятые во взаимосвязи общее и единичное выступают как сущность и явление. Существовать – значит участвовать в бесконечном взаимодействии.
Элемент и система. Система – такая целостность, которая обладает свойствами, не присущими ее отдельным частям. Элемент – часть системы, не обладающая ее характеристиками. Связь элементов – структура.
Причина и следствие. Исходное явление, обусловливающее и в этом смысле порождающее другие явления – причина. Возникшее явление – следствие. Детерминизм – учение о способах определенности сущего.
Возможность и действительность. Причина есть возможность, ее реализация – действительность. Тенденцию отличают от причины в том смысле, что ее следствие не определено однозначно.
Случайность и необходимость. Вероятность. Необходимость и случайность – категории философии, обозначающие связь, где реализуется одна или несколько возможностей. Необходимые связи – динамические закономерности, случайные – статистические (вероятностные) (Лапласовский детерминизм: случайность – результат незнания закономерности). Вероятность – количественная характеристика случайных событий, принято определять ее значение от 0 до 1.
Качество, количество, мера. Качество – неизменная, а количество – изменяющаяся определенность существующей вещи. Изменение качества означает исчезновение данной вещи, преобразование ее в нечто другое. Это означает, что превышена количественная граница. Мера – диапазон количественных изменений, не выводящих за пределы данного качества.
Форма и содержание. Форма – способ организации целого. Содержание – совокупность частей целого.
В отличие от диалектики синергетикаособо выделяет как атрибутивное свойство материи – способность к самоорганизации. Г. Хакен и И. Пригожин являются основоположниками наиболее общих на данный момент теорией самоорганизации (синергетики), которые описывают закономерности этих явлений во всех типах материальных систем.
Детерминизм –это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Механистический детерминизм сложился в XVII – XVIII веках и трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности (Б. Спиноза, П. Лаплас). Следствием механистического детерминизма является фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, которое фактически сливается с верой в божественное предопределение.
Новые открытия в физике привели к изменению представлений о причинности. Это привело в XX веке к активизации индетерминизма, особенно при рассмотрении проблем человеческого бытия. Индетерминизм – онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности.
В классической философии ведущей позицией остается детерминизм, в неклассической философии, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательного в психике, господствует индетерминизм.
4.
Картины мира
Философская картина мира. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Прежде всего, как отмечалось выше, бытие – абстрактная категория, которая обозначает все реально существующие и образующее единство мироздания. Для обозначения общей основы существующего философы выработали две категории: субстрата и субстанции. Если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия.
В истории философии преобладает монистический подход, в котором картина мироздания описывается исходя из одного начала. Дуалистическая тенденция обнаруживается в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением основного мировоззренческого вопроса в истории философии существовали две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновидности и материалистический монизм. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и Аристотеля и наивысшее развитие получает в системе Г. Гегеля. У Гегеля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции.
Диалектико–материалистическая картина миратесно связана с достижениями естественнонаучных дисциплин и признает в качестве основы бытия материю. Материя, по определению Ф. Энгельса, – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов. По В. Ленину, материя – это философская категория, которая обозначает объективную реальность, данную человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Ленин дал наиболее научное определение материи.
Неотъемлемыми свойствами материи (атрибутами) являются: движение как способ ее существования, пространство и время как формы ее существования.
Бытие, Вселенная в этой концепции предстают как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.
В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но для диалектического материализма остается неизменным лишь признание принципа материального единства мира.
Религиозно–идеалистическая картина мира. В средневековой картине мира Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Между Богом и природой, Богом и человеком устанавливается непреодолимое расстояние (томизм). Утверждение в Новое время механической картины мира добавило в характеристики Бога понятия «творец» и «перводвигатель» видимого и невидимого мира, стоящий вне его и над ним. Наиболее серьезные изменения произошли в конце XIX – середине XX века, когда в европейской культуре утвердилась диалектическая картина мира. Наиболее показательной в этой связи является концепция «эволюционно–космического христианства» П. Тейяра де Шардена. Данная концепция базируется на принципах религиозно–идеологического монизма, эволюционизма и универсализма.
Субстанцией всего мироздания является Бог. Бог – это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Бог растворен в мире, весь мир представляет собой Божественную среду. Раскол бытия на духовную и материальную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одушевленности материи. Все материальные образования имеют духовную компоненту – «радиальную энергию», которая обуславливает развитие материи.
Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, постоянно находится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему и проходит следующие этапы развития: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Процесс эволюции носит замкнутый характер. Он начинается в определенной точке – точке «Альфа» и завершается в точке «Омега» – христогенезе. Таким образом, концепция Тейяра остается в рамках основных установок христианского мировоззрения: креационизма, антропоцентризма, провиденциализма и эсхатологизма.
Все три картины мироздания: философская, научная и религиозная имеют свои специфические черты, но вместе с тем, на каждом конкретном историческом этапе развития культуры увязаны друг с другом. Особенно наглядно это демонстрирует современная наука, философия и теология.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 916;