Тема 12. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
1. Специфика философского осмысления общественной жизни.
2. Философские концепции общества.
3. Культура и цивилизация. Россия в диалоге культур.
1.
Специфика философского осмысления общественной жизни
Общество – системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Предметом социальной философии является, с одной стороны, общественное рассмотрение философских проблем, а с другой, философское рассмотрение общества. В наибольшей мере специфика философского рассмотрения общественной жизни проявляется в рамках философии истории. Философия истории представляет собой относительно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.
Начало философии истории было положено в европейской традиции Августином Аврелием (IV век). Центральным событием, положившим начало историческому процессу с точки зрения Августина, является грехопадение Адама и Евы. История в данной концепции рассматривается как длительный процесс «спасения» человечества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения «Царства Божьего». Философия истории как светская наука формируется в XVIII – XIX веках. Наиболее развернуто была представлена в системе Г. Гегеля. И хотя в гегелевской концепции ощущается влияние религиозно–философского подхода, следует отметить такие черты светской философии как соучастие человека в историческом процессе, поиск субстанции в истории, развертывание во времени, преемственность традиции и новаторство в различных культурах и т.п.
Существенный поворот в осмыслении исторического процесса произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Была предложена концепция материалистического понимания истории, где решающее значение в осмыслении общественной жизни придается экономическим и социокультурным факторам, прежде всего, материальному производству и производственно–экономическим общественным отношениям.
Французская школа философии истории (Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль и др.) считает необходимым цельный взгляд на историю, философия истории должна быть не историей человеческих обществ, но историей более глубокой реальности, объединяющей все эти истории обществ в единую историю человечества.
2.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 543;