Тема 14. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Происхождение и сущность глобальных проблем.
2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
3. Современные футурологические концепции.
1.
Происхождение и сущность глобальных проблем
В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация или общепланетарное единство человечества. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Такой подход ярко обнаруживается в концепциях «постиндустриального общества», «технотронной эры» американских социологов Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Под термином «глобализация» следует понимать общепланетарный характер тех или иных процессов.
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное владение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических (загрязнение окружающей среды, сокращение невосполнимых биологических ресурсов, проблема мусора и др), социально–экономических (бедность, рост хронических заболеваний, СПИД, инфляция, конверсия военного производства, ядерная угроза и др.) и культурно–нравственных (отчуждение молодежи, наркомания, терроризм, рост числа разводов и др.).
Резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Международным исследовательским центром по данной проблеме является «Римский клуб» (основатель А. Печчеи). Данная организация в лице ряда крупных ученых в различных областях знаний сделала вывод о том, что человечество должно предпринять ряд мер, направленных на ограничение технико–экономического развития, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства. Но такая концепция неприемлема для «развивающихся стран», поскольку прекращение экономического роста означает для них усугубление голода и нищеты, а значит, и развития социальных катаклизмов. Однако была поддержана идея о создании «философии преодоления кризиса», о необходимости изменения пути развития современной цивилизации.
Духовно–нравственной основой проявления глобальных проблем современности, является широкое распространение идеологии потребительства. Ж.-М. Доменарк отмечал, что в результате этого в сознании человека укрепляется опасное заблуждение, что целью и смыслом жизни является производство вещей и их потребление. И это, бесспорно, наносит огромный урон духовному миру личности, ограничивает возможности ее всестороннего развития. А. Печчеи сделал вывод о том, что если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, об изменении социальных установок личности и общества, переориентации человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное совершенствование.
2.
Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности
Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего человечества. Поэтому необходимо выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально–политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. Для этого человечество должно опираться на определенные базисные ценности. Многие современные философы такими базисными ценностями считают ценности гуманизма.
Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», «человеколюбия».
Гуманизм в значении общественного идеала, рассматривает человека как высшую цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех потенций, достижения гармонии в социально–экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.
Наряду с этими подходами, в современной философии подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Таким образом, глобальные проблемы современности – осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, терроризма, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы – вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих, трасцендентных.
Н. Бердяев писал: «Величайшая красота, которая достигается в этом мире, связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, который вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для него красоте, которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» (Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990. – С. 157–158).
Общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец, регулятивая идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, мировоззрении.
3.
Современные футурологические концепции
В начале 60–х годов XX века для обозначения области знаний, занимающейся прогнозированием, стал использоваться термин «футурология». На Западе данный термин получил распространение в смысле «история будущего», «наука о будущем». В русле этого течения в 70–х годах на передний план выдвинулось течение, остро ощущающее нежелательность результатов и отрицательных последствий научно–технического прогресса. Организационным воплощением этой идеи стал Римский клуб.
В докладах Римского клуба отмечено, что на рубеже второго и третьего тысячелетия человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации. По инициативе ученых римского клуба развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Сами участники этих исследований разделились на два лагеря – оптимистов и пессимистов. Пессимисты (Дж. Форрестер, Д. Медоуз и др.) говорят о грядущей катастрофе, оптимисты (А. Тоффлер, М. Месарович и др.) обосновывают возможность избежать апокалипсиса с помощью научного управления природными и социальными процессами.
Существуют и другие попытки решения глобальных проблем. В частности, так называемые контркультурные течения (обычно молодежные), пытаясь противостоять духовной атмосфере современного индустриального общества, породившей на их взгляд, эти самые глобальные проблемы, предлагают отказаться от сложившихся общественных ценностей, моральных норм, идеалов, стандартов и стереотипов жизни. Ибо глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие парламентской демократии в устранении господства политической олигархии, продолжающиеся национальные и религиозные конфликты заставляют искать иной, альтернативный путь, основанный на подлинно человеческих ценностях.
Контркультурные идеи, будучи эклектическим синтезом фрейдизма, марксизма, русссоизма (бегство в природу), экзистенциализма, ставят своей целью ниспровержение современного неправильного образа жизни. Однако практика жизни показывает, что культурный нигилизм в форме отказа от обязанностей и обязательств, присущий почти всем контркультурным движениям, не является конструктивной позицией по отношению к сложно развивающемуся миру и вряд ли может помочь в ликвидации создавшихся проблем. Отсюда следует вывод о безальтернотивности научно–конструктивного подхода к изучению и обустройству мира.
Основная литература:
Миронов В.В. Философия / В.В. Миронов. – М.: Проспект, 2007. – 240 с.
Радугин А.А. Философия / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997. -272 с.
Тихонравов Ю.В. Философия /Ю.В. Тихонравов. – М.: ИНФРА - М, 2000. - 269 с.
Философия: Курс лекций / Под ред. П. Кохановского. – М.: Владос, 2001. - 384 с.
Философия: Учебное пособие для слушателей (студентов) заочного обучения юридических вузов / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; , 2000. – 320 с.
Черноусова И.Д. Вехи мировой философской мысли / И.Д. Черноусова. – Воронеж: ВПТУ МЧС России, 2004. – 53 с.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 777;