Будущее России: сценарии и прогнозы
Перспективы развития России в XXI веке являются предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Результатом научных изысканий является конструирование образа России – 2020–2030 гг. Каким представляется будущее нашей страны современным футурологам?
Существующие сценарии будущего можно условно разделить на две группы: пессимистичные и оптимистичные. В свою очередь, пессимистичные сценарии дифференцируются на инерционные и катастрофичные; оптимистичные – на умеренные и прорывные.
Пессимистичные сценарии основаны на сохранении сырьевой направленности российской экономики, отсутствии сколько-нибудь значительных инвестиций в высокотехнологичное производство, деградацию российского образования, науки, социальной сферы, углубление социально-демографического кризиса. Следствием этого, при благоприятной для России внешней среде, станет сохранение целостности страны, но превращение её в сырьевой придаток более развитых стран. При этом под последними понимаются как страны Запада, США и Европы, так и Востока – Япония, Китай, Корея. Подобную перспективу можно назвать инерционным сценарием. Катастрофичный сценарий предполагает распад России или потерю её суверенитета в условиях ухудшения внешней среды, возрастания существующих и появления новых внешнеполитических и внешнеэкономических угроз.
Рассмотрим инерционные сценарии. По мнению директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли России Андрея Клепача, выраженному в докладе на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2007 г., реализация инерционного сценария будет означать консервацию добычи и экспорта углеводородов, снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий. В этом случае темп роста ВВП снижается в два раза, до 3,3% в год в 2011–2020 годах. Следствием этого станет отставание России, как от стран «Семёрки», так и от новых индустриальных стран.
Вот так представляется будущее России в статье «Четыре возможных сценария развития России», опубликованной в американском журнале «Глобалист»: «Россия не может прийти в себя после распада империи и, не добившись успехов в переходном периоде, не превращается в стабильное и процветающее государство. Ситуация в экономике продолжает ухудшаться и отставание от стран Западной Европы, а также от стран Центральной и Восточной Европы, продолжает увеличиваться. Демократия превращается всего лишь в фасад. Государственные институты слабы, а законы в стране почти не соблюдаются. Армия обладает большой политической властью. В стране имеют место частые этнические конфликты и репрессии в отношении этнических меньшинств. Россия, углубившаяся в решение своих внутренних проблем, все больше отчуждается от внешнего мира»[82].
По мнению авторов доклада Национального разведывательного совета США «Глобальные тренды-2020» реализация инерционного сценария для России является наиболее вероятной. Его следствием станет следующее:
- Негативные последствия сокращения численности населения и плохого здравоохранения.
- Увеличение добычи нефти и газа и поставка их через территорию стран СНГ, а также споры вокруг их транспортировки.
- Внутренние угрозы исламского экстремизма (реальные или мнимые) и реакция на них.
- Проблемы во взаимоотношениях между Россией и странами СНГ, включая передислокацию войск США и НАТО и создание ими передовых баз.
В исследовании МГИМО «Альтернативные сценарии российского будущего» инерционный вариант представлен в сценарии «Российская мозаика» и предполагает децентрализацию, рост региональной и социальной дифференциации в условиях сохранения сырьевой ориентации экономики и падения цен на нефть.
Согласно данному сценарию, к 2020 году в мире развивается глобализация по западной модели. Страны-лидеры (США, члены ЕС, Япония) задают экономические, технологические и социально-политические стандарты, к которым стремятся все другие. Китай, Индия и такие «новые гиганты», как Бразилия, ЮАР, Южная Корея, Индонезия, Турция, Таиланд и другие, сохраняют национальную специфику, но в целом идут вслед за Западом. Мировая экономика устойчиво растет. Цены на нефть относительно низкие благодаря новым технологиям.
Россия в новой международной системе играет по правилам, которые была вынуждена принять. Она интегрирована в международные институты и стала членом западного сообщества – правда, не всегда на выгодных для нее условиях. Идёт вывоз капиталов и утечка мозгов. Происходит децентрализация и суверенизация российских регионов. Регионы всё в большей степени сами определяют свои стратегии развития, свою политику и правила, по которым живут. Одни, преимущественно дотационные регионы, сохраняют ориентацию на федеральный центр, другие опираются на собственные силы или поддержку партнёров извне. Между регионами усиливается конкуренция. Москва в это не вмешивается.
Государство больше не доминирует – и людям, и регионам предоставлен шанс жить «как им лучше». Растёт коррупция и разрыв в доходах, но для активных и успешных открылись большие возможности.
Государственный сектор и государственное регулирование в экономике незначительны. Прошла масштабная программа приватизации и реприватизации отраслей, которые были фактически национализированы в первом десятилетии XXI в. (энергетика, транспорт и др.). Преимущества для ускоренного развития получают столичные и портовые города, регионы, богатые ресурсами, некоторые приграничные регионы.
Россия становится все более «мозаичной» и децентрализованной. Это вполне устраивает как внешний мир, так и наиболее активные и успешные регионы, которые могут максимально воспользоваться своими преимуществами[83].
Катастрофичный сценарий, предложенный экспертами Национального разведывательного совета США, прогнозирует следующее:
- Возврат к политической нестабильности: правление Владимира Путина прекращается досрочно вследствие его нездоровья или появления успешного политического соперника (возможно, из олигархов), это может сопровождаться десятилетием политической нестабильности и авантюристического правления.
- Экономическая стагнация или упадок: низкие цены на нефть или прекращение иностранных инвестиций ведёт к усилению депрессии с политическими последствиями.
- Внутренний кризис безопасности: Россия переживает всплеск повстанческих действий чеченских сепаратистов на Северном Кавказе, действий исламистов в Центральной Азии и гражданских беспорядков на российском Дальнем Востоке вкупе с китайской иммиграцией и экономическим проникновением Китая.
- Серьёзное ухудшение отношений с США и НАТО вследствие развёртывания элементов ПРО и военной интервенцией США и НАТО в некоторых регионах мира.
Справедливости ради, необходимо отметить, что по мере усиления позиций России, восстановления дееспособности российского государства и развития российской экономики в 2000-е гг. катастрофичные сценарии всё реже фигурируют в отечественных и зарубежных исследованиях. Например, если доклад Национального разведывательного совета США 2003 года прогнозировал развитие России по инерционному или даже катастрофичному сценарию, то результатом доклада Совета, изданного в 2008 году, стало позиционирование России в качестве одного из возможных глобальных лидеров.
Пессимистичные сценарии не могут устроить современную российскую элиту, стремящуюся вернуть России утерянные позиции глобального лидера. Эта позиция следующим образом сформулирована президентом России Дмитрием Медведевым: «Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя?»[84].
Оптимистичные сценарии развития России основаны на модернизации социально-экономической системы страны, активном применении в экономике высоких технологий. При этом умеренно-оптимистичные сценарии предполагают сохранение экспортно-ориентированного характера российской экономики. В этом случае инновации затронут, прежде всего, топливно-энергетический комплекс, а процветание России, по-прежнему, будет зависеть от мировой конъюнктуры цен на энергоносители.
Так, согласно энерго-сырьевому сценарию Министерства экономического развития, произойдёт ускоренное развитие и модернизация энерго-сырьевых отраслей и транспорта, а также фрагментарная модернизация высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Темп роста ВВП в этом случае составит в среднем 5,3% в год в 2011–2020 гг.
В исследовании МГИМО умеренно-оптимистичный сценарий, «Кремлевский гамбит», предполагает следующее. В 2020 году в мире продолжается экономический рост, сохраняются высокие цены на нефть. Страны «Семёрки» остаются в числе ведущих экономик мира. Динамично растут Бразилия, Россия, Индия и особенно Китай. Россия выступает самостоятельным центром силы. Основа российского международного влияния – экспорт энергоресурсов и вооружений, модернизация армии, прагматичная дипломатия с упором на собственные интересы. В экономической политике государство определяет ключевые стратегии развития и распределяет инвестиции. Основа продолжающегося экономического роста – энергетика. В отношениях государства и бизнеса доминирует государство. Оно контролирует энергетический сектор и приоритетные отрасли – ВПК, машиностроение, транспорт.
По мнению экспертов Национального разведывательного совета США, если цены на нефть и газ останутся высокими, государственная мощь России существенно усилится. Длительный обвал цен, возможно, вызванный фундаментальным переходом на новые энергоносители, может привести к долгосрочному спаду. Это станет возможным, если цены на нефть останутся в диапазоне 50-70 долларов за баррель.
Прорывной сценарий, в отличие от умеренно-оптимистичного, базируется на структурных изменениях российской экономики, её диверсификации и ускоренной модернизации, основанной на инновационных технологиях и охватывающей все отрасли экономики.
Так, по мнению экспертов Национального разведывательного совета США, у России есть потенциал стать в 2025 году богаче, сильнее и увереннее в своих силах, если она инвестирует в кадровые ресурсы, расширит и разнообразит свою экономику и интегрируется в мировой рынок.
Эндрю Качинс, директор Российской и Евразийской программы Центра стратегических и международных исследований и ведущий эксперт по проблемам России, считает, что сценарий стабильности и непрерывного развития России является наиболее вероятным. Для его реализации в течение ближайших 10–15 лет России надо уделить особое внимание обеспечению ускоряющегося экономического роста.
Прорывной сценарий («Новая мечта») в исследовании МГИМО предусматривает следующее. В 2020 году устойчивый рост мировой экономики обеспечивают прежде всего высокие технологии. Потребность в энергоресурсах высока, но цены на нефть постепенно снижаются.
У России, наконец-то, появляются возможности сосредоточиться на внутренней модернизации. Снижение цен на нефть заставляет искать интенсивные пути развития, повышать производительность труда, инвестировать в высокие технологии и человеческий капитал. «Российский прорыв» – лозунг нового поколения политиков в стране. К власти пришла новая политическая коалиция, которая не помнит советской власти и не участвовала в «дележе» и коррупции 1990-х гг. Её поддерживает молодая и наиболее активная часть населения.
В новую коалицию вошли молодые технократы с опытом работы в частном бизнесе, предприниматели из высоких технологических отраслей и сферы услуг, представители гражданского общества, молодые и успешные политики и деловые люди из российских регионов, стремящиеся и готовые жить по-новому.
В государственном управлении наводится порядок, закон стал не «диктатурой», а правилом жизни. Приходится платить все налоги. Ликвидированы излишние бюрократические препоны для предпринимательской деятельности. В России впервые за её историю возник влиятельный средний класс. Но разрыв между богатыми и бедными сохраняется. За медицину, образование, жильё тоже нужно платить самим, хотя есть система социального страхования и доступные кредиты. Личный успех – в твоих собственных руках.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 5771;