Тема 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Общая характеристика современной философии. Сциентизм, антисциентизм.
2. Иррационализм.
3. Психоанализ.
4. Экзистенциализм.
5. Философия науки.
6. Постмодернизм.
1.
Общая характеристика современной философии. Сциентизм, антисциентизм.
Западная философия 2-й пол. XIX – XX века представлена множеством направлений, многие из которых принято называть неклассическими, отмечая их противопоставленность классике в осмыслении многих проблем. Возникновение этих направлений не случайно, оно обусловлено сочетанием социально-экономических, исторических, научных оснований культуры данного периода, философия же является «теоретической душой» культуры. Новые феномены культуры: технократизм, сциентизм, во многом породившие кризис духовности; военно-политичесие катаклизмы и попытки сближения стран и народов, появление и расцвет массовой культуры, глобальные проблемы современности.
Возникает вопрос: с какого момента можно говорить о современной философии? Нужно выделить какую-то точку, в которой способ философствования радикально меняется. Предшествующая традиция (классика) представляла мир «прозрачным», открытым для сознания. Разум проникает во все, что ему противостоит, проявляя свое могущество. Единственная загадка для сознания – это оно само. Современная философия (модерн) отличается другими основаниями (воля, бессознательное, свобода). Отсюда плюрализм точек зрения, возможность их конфронтации. Истин много. Философия постмодерна не пытается свести это многообразие к единому центру. Истина ищется в сфере взаимодействий, порядок вещей выводится из самого жизненного мира, а не предписывается ему сознанием. Возникают новые формы философского письма. Оно утрачивает классическую системность, становится афористичным, вместо строгих формулировок – возврат к образам (например, в экзистенциализме); письмо через дефис (например, Хайдеггер).
2.
Иррационализм
Основные представители – А. Шопенгауэр (1788-1860) и Ф. Ницше (1844-1900). Их учения – философский бунт против попытки свести все человеческие действия к разуму, личность – к безличному. Воля – более фундаментальное основание, чем разум, она присуща всему живому, безосновна. Это такое начало, которое существует вне пределов разума и активно противостоит ему. Иррационализм не только указывает на такую основу мира, но и отказывается от рационального постижения истины.
Шопенгауэр по-прежнему исходит из всеобщего субъекта, но в основу его самополагания кладет волю – бессознательный, неудержимый порыв реализоваться в жизненных формах. Воля к жизни проявляется и в неживой, и в живой природе, но осознает себя только в человеке. Для отдельного человека ее осуществление оборачивается страданием: страсти порабощают человека. Выход: обратить волю против нее самой. Подготовкой к этому служит философия, само же это самоупразднение воли обретается за пределами разума.
У Ницше воля находится по ту же сторону, что и сама жизнь. Это воля к власти. Ницше критикует этические системы, подобные кантовской, за сведение индивидуальности к всеобщему. Добродетель должна вытекать не из понятий, а из самой жизни. Задача человека – обрести свое призвание. При этом он может отвергнуть существующие общественные нормы. Идеал Ницше – «сверхчеловек», заменивший Бога и реализующий себя через волю к власти. Его свобода равна произволу. Ницше критикует христианство как религию слабых, но берет его искаженный образ. Идеи Ницше несли в себе опасность: их взяли на вооружение люди толпы, пожелавшие стать сверхлюдьми.
3.
Психоанализ
Открытие бессознательного как особой сферы психики, не подвластной разуму, - заслуга З. Фрейда (1856-1939). Психика состоит из трех элементов: «Я» (сознание), «Оно» (бессознательное), «Сверх-Я» (нормы культуры, укоренившиеся в бессознательном). Содержание бессознательного – вытесненные переживания и биологические влечения. Среди последних главную роль играют Эрос и Танатос. Человек разрывается между природными импульсами и общественными нормами поведения. Для снятия напряжения в психике есть специальные механизмы (вытеснение, агрессия, депрессия и т.д.), но наиболее приемлема сублимация – использование энергии бессознательного в социально приемлемых целях. Недостаток фрейдовской концепции – пансексуализм и потеря свободы личности.
Исследования бессознательного продолжил ученик Фрейда – К.-Г. Юнг (1875-1961), изменивший трактовку человека у своего учителя. Юнг открывает более глубокий слой – коллективное бессознательное. И индивидуальное, и коллективное бессознательное проявляются в сновидениях, галлюцинациях, художественном творчестве.
Коллективное бессознательное складывается в глубокой древности, когда человек проходит через значимые моменты своего бытия (рождение, смерть, любовь и т.д.). Концентрацией этого опыта являются архетипы – возможности представления того или иного предметного образа. Их множество (архетип матери, священного, тени и др.). Архетипы передаются биологическим путем последующим поколениям, и каждая эпоха должна подобрать адекватное содержание для них. Тем самым человек способен «приручить» иррациональное. Диалог с бессознательным.
4.
Экзистенциализм
Экзистенциализм – философия существования – на Западе активно развивается во время и после Второй Мировой войны. Его центрами стали Франция (А. Камю, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель) и Германия (М. Хайдеггер, К. Ясперс). Он представлен в 2 вариантах: атеистический и религиозный. Остановимся подробнее на атеистическом экзистенциализме.
Экзистенциализм – результат жестокого разочарования в разуме, причем не умозрительного, а жизненного. Историческая ситуация его формирования – оккупированная фашистами Франция в 1940-1942 гг. В этих условиях пришло осознание того, что история безразлична к человеку, неразумна, а смерть – единственная реальность, постоянно присутствующая рядом. Вера в поражение фашизма была рационально недоказуема. Сопротивление казалось бессмысленной авантюрой, но часть людей шла на это, потому что они не могли по-другому. Так люди искали ответы, обращенные к жизни целостного человека, а не только к его разуму.
Философские истоки экзистенциализма – идеи Кьеркегора, Гуссерля, Хайдеггера, произведения Августина Блаженного и Достоевского.
Исходное понятие – экзистенция – само бытие единичного человека, его наполненность конкретикой, жизнь в том, что ему свойственно. Одна из важнейших его характеристик – бытие-в-мире. Оно означает принадлежность того, что есть в мире, тем или иным способом человеку. В попытке человека понять мир рождается чувство абсурда, осознание того, что существование не является необходимостью. Следствия абсурда (по Камю) – бунт, свобода и страсть.
Человеку свойственно два вида страха: житейский и онтологический. Последний – это ужас перед Ничто, отсутствием своего предназначения. Получается, что существование предшествует сущности, т.е. экзистенция не создана и не задана заранее, она создается человеком в процессе жизни, и, какой будет эта подлинность, он и сам не знает. Отсюда – проблема выбора самого себя, создания себя в качестве «проекта». Особенно актуальной эта проблема становится в «пограничных ситуациях» - предельных, судьбоносных обстоятельствах (например, перед лицом смерти). Личность всегда глубже своих проявлений, и нельзя предсказать, как человек поступит в той или иной ситуации. Нельзя и посоветовать ему: он поступает индивидуально, выбирая себя.
Одинокое существование человека в мире обозначается понятием «заброшенность». В своем выборе человеку не на что опереться вовне, т. к. нет данных свыше ориентиров и ценностей. Возникает проблема истинности морального выбора, без ее решения свобода тождественна произволу. Экзистенциалисты пытаются найти основания для ответственности человека.
Философское значение экзистенциализма в том, что он в противовес позитивистским тенденциям уделял внимание проблеме личности, смыслу ее бытия, вопросам свободы, жизни и смерти, добра и зла. Именно в русле экзистенциализма выработано новое, неклассическое понимание человека.
5.
Философия науки
Неклассический этап развития философии включает в себя не только учения с антропологической направленностью, но и те, которые были вдохновлены успехами естественных наук. Начало философии науки было положено трудами Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Есть только один мир – мир фактов, описываемых естественными науками и логикой. Смысл предложений выражают факты. Мистическое и этическое нельзя выразить строго логически и проверить высказывание на истинность/ложность, поэтому об этом лучше молчать.
Философия не может состоять из научных предложений, т.к. в отличие от наук она не имеет доступа к фактам. Следовательно, философские предложения не истинны и не ложны, они бессмысленны. Цель философии – логическое прояснение мыслей. Ей отказано в научности.
В поиске критерия истинности логический позитивизм (Карнап, Гёдель, Гемпель, Нейрат и др.) обращается к понятию верификации. Это соотнесение знаний с данными опыта, взятыми в виде факта. Проблема: общие суждения не верифицируемы (пр.: «Все люди смертны»). Теоретические законы несут ту всеобщность и необходимость, которые не выводятся из эмпирических фактов. Кроме того, факт теоретически нагружен. Логические позитивисты утверждают, что теория – описание фактов по соглашению.
Новый этап – постпозитивизм (деятельность К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Т. Куна). Вместо верификации Поппер (1902-1994) предлагает использовать фальсификацию, т.е. один факт не может подтвердить теорию, но зато может ее опровергнуть. Проблему роста знания Поппер решает с позиций критического рационализма. Ученые переходят от фактов к единичным высказываниям, пользуются гипотетико-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся предложения, которые сравниваются с протокольными предложениями. Если нет противоречия, то теория считается временно подтвержденной, нов любой момент она может быть опровергнута. Философия не поддается фальсификации, не имеет научного статуса. Но она обладает смыслом – выступает как осмысление роста научного знания. Таким образом, проблема истины у Поппера игнорируется.
И. Лакатос (1922-1974) выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них содержит несколько теорий и имеет «твердое ядро»(основные законы, принципы). Оно переходит от одной теории к другой, а защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, может разрушаться. Только когда разрушится «твердое ядро», произойдет смена научно-исследовательской программы. Необходимо сравнение научно-исследовательских программ и теорий, чтобы избежать догматизма и эффективнее решать задачи.
П. Фейерабенд (1924-1995) – сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Для теорий характерны разные тезисы и понятия. Существует множество равноправных типов знания («Все пойдет!»). Критерии рациональности относительны. Недостаточно внимания здесь уделено устойчивым тенденциям развития науки.
Т. Кун (р. 1922) в качестве основного берет понятие парадигмы. Это образец решения научных проблем, совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом. Кун различает периоды нормальной науки, когда ученые работают в рамках какой-либо парадигмы, и периоды научных революций, когда меняется сама парадигма. Парадигмы несоизмеримы друг с другом, это разные способы видения мира. Не все ученые могут сразу отказаться от старой парадигмы. Предпочтения научного сообщества иррациональны.
6.
Постмодернизм
Первые постмодернистские идеи возникают еще в XIX веке и сосуществуют с модерном. Активно постмодернизм начинает развиваться начиная с 60-х гг. XX века в работах Деррида, Фуко, Лакана, Барта. Постмодерн в культуре отказывается от всякого сравнения с прошлым, от иерархии, от оценок. В интеллектуальной сфере постмодерн помещает в центр внимания то, что раньше было на периферии: проблемы телесности, секса, безумия, тюрьмы. Критика «законодательного» разума и доверие к разуму «интерпретативному». Основания знания он ищет в коммуникации действующих эмпирических индивидов. Диалог ведется не ради получения истины, а ради удовлетворения интереса к другому. Любое толкование текста ведет не к раскрытию истинного смысла, а к расширению текста, что делает процедуру толкования бесконечной. Повседневность и неопределенность – важные понятия.
Новые правила интеллектуальной деятельности: словесное выражение мысли всегда случайно. «Поток сознания». Мир как гипертекст. Деконструкция. Изучение того, что на поверхности.
Человек – онтологическая случайность, в нем отсутствует то, что делает его самостоятельным существом. Он функция, точка пересечения в какой-либо структуре. «Смерть субъекта».
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 645;