Тема 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

1. Основные этапы становления русской философии.

2. Славянофильство и западничество.

3. Философия всеединства В. Соловьева.

4. Философия Н. Бердяева.

5. Русский космизм.

1.

Основные этапы становления русской философии

Всякая философская концепция несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Свою специфику имеет и русская философия. Ее истоки – в древнерусской книжности. Принятие русским народом византийского варианта христианства в 988 г. стало поворотным пунктом в его развитии. Относительно духовной сферы жизни это означало, во-первых, наличие мировоззренческого синкретизма язычества и христианства. Догматы новой религии сочетались в коллективном сознании со старыми культово-обрядными формами, языческие боги принимали облик отдельных христианских святых, элементы язычества впоследствии послужили основой для формирования различных ересей.

Во-вторых, первое ознакомление с философской мыслью на Руси произошло благодаря влиянию греческой патристики и древнеболгарской книжности. Дальнейшее развитие отечественной философии во многом связано с борьбой светской и духовной власти в истории России.

Христианское богословие включало две линии: умеренно-рационалистическую и мистическую. Первая, заложенная в IV веке учениями отцов-каппадокийцев, прививалась на Руси с большим трудом, чем вторая, основанная в 6 веке Дионисием Ареопагитом, Г. Синаитом, Г. Паламой. Именно их учениями порождается такое специфическое явление русской духовной культуры как исихазм и приобретается антропоцентричность русской философской традиции.

История культуры России несет отпечаток двух противоположных явлений: некоторой изначальной изоляции от Запада и борьбой за преодоление этой изоляции. В духовной области это выразилось в том, что, обращаясь к общефилософским проблемам, русская философия вырабатывала свои подходы к ним и способы их осмысления. Сами русские мыслители отмечали такие национальные черты, как богобоязненность, терпение, трудолюбие, природную хитрость. Западному способу мышления, основанному на практичности и склонности к анализу, они противопоставляли русскую соборность, интуитивное постижение мира и живое созерцание. Несмотря на это, русские интеллектуалы активно усваивали и перерабатывали западное философское наследие.

Хотя русская философская мысль представлена самыми разными направлениями и школами, ее общей спецификой остается глубокий интерес к историософской и моральной проблематике.

Периодизация русской философии:

1) XI-XIII вв. – осмысление религиозно-философского византийского наследия;

2) XIV – XVI вв. – идейно-религиозные движения и ереси;

3) к. 16 –1-я пол. XVII вв. – зарождение философско-просветительского движения; идеология старообрядчества;

4) 2-я пол. XVII – нач.XIX в. – эпоха зрелого Просвещения;

5) 2-я четверть XIX – нач. XX в. – расцвет самобытной русской философии, представленной множеством направлений;

6) 1922 г. – к. XX в. – философия русского зарубежья и советская философия.

 

2.

Славянофильство и западничество

Указанные особенности русской философии ярко проявились в вопросе об исторической судьбе и путях развития России, который активно обсуждался в к. 30 - 40-е гг. XIX века двумя течениями отечественных мыслителей. Проблема: является ли исторический путь России таким же, как путь Запада, или он представляет собой нечто специфическое и уникальное?

Начало дискуссии было положено «Философическими письмами» П. Я. Чаадаева. Он рассматривал историю как процесс, направляемый божественным провидением, которое ставит цели перед народами, определяет смысл их существования и ведет человечество к царству Божьему. В подлинной истории живут народы Европы, достигшие высокого нравственного и политического развития. Россия, отказавшись от католицизма, лишилась благотворного воздействия провидения, и русский народ является отрицательным примером для человечества. Но для него еще не все потеряно: есть возможность выбора дальнейшего исторического пути, который позволит проявить творческие силы.

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) считали, что экономика, политика и другие сферы вторичны по отношению к духовному фактору – вере, и исходили из православия как начала русской жизни. Оно воплощает единство и свободу, объединяя их в понятии «соборность». Нация имеет духовную основу. Самобытность России заключена в общинной жизни с самоуправлением, только это достойный путь существования человека в коллективе.

Западники (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский и др.)представляли собой неоднородное течение: от радикалов до либералов. Они ориентировались на западные модели, критикуя крепостное право и отсталость России, выступая за внедрение демократических принципов. Необходимо укрепление личностного начала. Пути перехода к общественному идеалу включали в себя как просвещение, развитие науки так и более радикальные, революционные методы.

 

3.

Философия всеединства В.С. Соловьева

В.С. Соловьев (1853 – 1900) – создатель оригинальной философской системы, в которой весьма рельефно представлены основные черты русской философии. Его многочисленные работы посвящены вопросам онтологии, гносеологии, этики, эстетики, социальной философии.

Концепция всеединства вырастает из критики эмпиризма и рационализма западной философии, которые она полагает истинными путями познания. Соловьев указывает на их частичность, отвлеченность от сущего как такового. Разделяя сущее и бытие, он приходит к выводу, что сущее дает начало всякому бытию и вне его невозможно понять предикаты (свойства). Абсолютно сущим, абсолютно единым для Соловьева является Бог. В процесс Его познания философ включает эмпиризм (материальный базис познания), рационализм (установление всеобщих необходимых связей) и мистицизм (основанное на вере интуитивное созерцание).

Материальное многообразие одухотворено божественным началом, которое в этом аспекте выступает как София – душа мира. Она представляет собой результат божественного мастерства и творчества и постепенно восстанавливается до единства с Абсолютом. По Соловьеву, мир проходит 2 этапа в своем развитии: эволюция природы (до человека) и история (деятельность человека). Они включают 5 ступеней: минеральное царство (инертное бытие), растительное царство (выход из инертности), животное царство (полнота бытия ищется через свободу движений и способность ощущения), человеческое царство (создание науки, искусства, общественных учреждений), Божье царство (восстановление абсолютного единства). Человек – существо и природное, и божественное История – духовный процесс движения к Абсолюту, ее смысл – в нравственном совершенствовании человечества, приближении его к Богу, который является абсолютной личностью: всеблагой, любящей, милостивой.

В сущем и причастных к нему вещах заключены в единстве благо, истина и красота, а основанием этих абсолютных ценностей является любовь. Идея общечеловеческой любви подразумевает установление на земле Богочеловечества. Основами нравственности Соловьев считал стыд, жалость и благоговение, из них происходят все другие этические категории. Человеку следует свободно подчинять свою волю Богу.

 

4.

Философия Н.А. Бердяева

Н.А. Бердяев (1874- 1948) – один из самых ярких мыслителей в русской философии XX века, в творчестве которого главное место занимают вопросы морали и осмысления истории. Его философию также называют религиозным экзистенциализмом.

Сам мыслитель называл философию самосознанием духа. Она антропоцентрична, ее основная задача – выявление сущности человека, его судьбы и смысла жизни. Человек относится к двум мирам Эмпирический, объективированный мир – это царство одиночества, разобщенности, вражды. Это мир природы, общественных связей, крайнее выражение он находит в государстве. Подлинный мир – идеальное бытие, где царят духовное общение, любовь и свобода, источник которых в Боге.

Соотношение человека с Богом – основная тема этики Бердяева. Он стремился создать этику как учение о ценностях и творческой энергии человека. Основной ее вопрос – о критерии добра и зла, а он вытекает из понимания свободы. По Бердяеву, свобода укоренена в Ничто, из которого Бог сотворил мир, она первична и безначальна. В ней коренится возможность как добра, так и зла. С Бога снимается ответственность за свободу, породившую зло. Бог не способен и уничтожить зло.

Мораль динамична. Бердяев выделяет в истории три этики: этику закона, этику искупления и этику творчества. Последняя означает неповторимо индивидуальное творчество ценностей. Сострадание – основная заповедь. Смерть – зло, но в то же время и необходимое условие перехода к вечной жизни.

Этика и история неизбежно должны иметь конец, иначе они бессмысленны. История есть процесс отпадения человека от Бога и последующего возвращения к Нему. Конец истории приближается творчеством человека и Божьей любовью, после этого наступит новый эон (этап) в сосуществовании человека и Бога.

Большое внимание Бердяев также уделял анализу кризисных явлений современной ему цивилизации.

 

5.

Русский космизм

Это оригинальное направление в русской философии к.XIX – нач. XX вв. Его суть – в представлении о неразрывном единстве человека и космоса, о безграничных возможностях человека по освоению космоса. Оно опирается на религиозные, естественнонаучные, исторические предпосылки. К этому течению относятся такие мыслители, как: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Н.Ф. Федоров (1828-1903) – основатель русского космизма. Философию он считал руководством к практическому осуществлению должного. Появление человека – не случайность, а необходимость для природы, которую он должен преобразовать согласно высшим нравственным нормам. Это означает переустройство самого организма человека, выход в Космос для преодоления двух главных зол: «небратства» и смерти. Задача человечества – воскресить всех умерших предков, и мыслитель решает ее с позиций вульгарного материализма. Но заслуживают внимания его идеи о преодолении разобщенности среди людей, о почтении к родителям, о необходимости развития науки.

К.Э. Циолковский (1857-1935) стремился создать «естественную философию», основанную на науке. Вся материя наделена чувствительностью в разной степени, жизнь во Вселенной вечна. На других планетах тоже есть разумные существа. В ходе эволюции организм человека усовершенствуется так, что он сможет питаться только солнечной энергией. Посещая другие планеты, люди «милостиво уничтожат» все несовершенные формы жизни и поселятся там.

А.Л. Чижевский (1897-1964) развивал идеи о влиянии Солнца на земные процессы, как биологические, так и исторические. Выделил временные циклы, влияющие на судьбу России.

 








Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 571;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.