I. Философия Просвещения (XVII-XVIII в.).
1. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц.
2. Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк и др.
3. Французское Просвещение: Ф. М. Вольтер, Ш. Монтескье
4. Ж.-Ж. Руссо, Ж. О. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеции, Д. Дидро и др.
5. Немецкий идеализм (XVIII-XIX в.): И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.
Здесь, как мы видим, философия XVII в., т. е. эпоха становления философии Нового времени, отнесена авторами к философии Просвещения. Авторы, безусловно, правы, и здесь нет противоречия, поскольку рационалистическая философия и философия эмпиризма эпохи Нового времени имели своего рода просвещенческий характер. Более того, на протяжении XVII-XIX столетий при всем разнообразии философских концепций господствует модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм и просвещение». Но что касается классической немецкой философии, то только с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Далее, в постклассический период, гносеологический и онтологический вектор в большей мере перемещается на проблему сущности и бытийности человека.
Характерными особенностями классической философии являются: во-первых, рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности; во-вторых, систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию); в третьих, поскольку в мире господствует естественный порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен заниматься человек), то весь историко-философский процесс также есть определенная целостность.
По этому поводу Гегель писал: «История философии показывает... что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития...»
Естественная (заданная бытием) упорядоченность мира выступала предметом и целью познания. С точки зрения классической философии человек несоизмеримо выше мира и бытия, ибо способен на рациональное познание. К удивлению многих, мир в самом деле оказывался таким, каким его создавала человеческая мысль по предзаданному плану (в чем человек уподоблен Богу). Это дало возможность утверждать, что философские выводы в отношении устройства мира обладают такой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. Неслучайно в философию была введена математическая терминология: «геометрический метод» Спинозы, методы точных наук Локка, математический метод Декарта, математическое естествознание и априорные схемы Канта, интеллектуальная интуиция Фихте и пр.
В классическую эпоху были разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства, отличные от конкретно-научного и характеризующие именно философский подход к опыту. Особенностью рациональных философских систем является их стремление к всеобъемлемости. В большей мере это проявилось в философской системе Гегеля.
Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII—первой половины XIX вв. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 644;