Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?

2. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии?

3. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

4. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

5. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

6. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

7. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?

8. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени? ,

9. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?

10. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?

11. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

12. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?

13. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».

14. Какие произведения великих художников Ренессанса вам наиболее близки? За что вы их цените?

15. Прокомментируйте их и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося к XVI в.

Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист — это литератор.

Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мыс­ли ради построения грандиозных философских систем, а пред­лагали другой тип философствования — несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей час­ти людьми государственными, активными.

16. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса

практический и теоретический индивидуализм;

движение цивилизации против дикости (средневековья);

время безбожия и язычества;

культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

светский дух религии с тенденцией к язычеству;

движение культуры против бескультурья и варварства;

освобождение от власти авторитетов;

особенное внимание к истории;

чрезвычайный вкус к искусствам;

обновление духовной жизни.

17. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Vivereestcogitare» («Жить, значит мыслить») и Р. Декарта «Cogitoergosum» («Мыслю, следовательно, существую»).

3.9. Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Истоки средневековой философии находятся в:

1) атомистической философии античности;

2) философии Возрождения;

3) философии Сократа;

4) философии Платона, стоиков и эпикурейцев.

2. Онтологическим принципом средневековой философии является:

1)рационализм;

2) креационизм;

3)откровение;

4) формализм.

3. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Аристотеля;

4) Марка Аврелия.

4. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

1) историзм;

2)рационализм;

3)откровение;

4) креационизм.

5. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

1)Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Пьера Абеляра;

4) Боэция.

6. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

1) идея общего (понятие) предшествует вещи;

2) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

3) идея идентична вещи, а «имена после вещей»;

4) реальны лишь единичные вещи.

7. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

1)идея общего (понятие) предшествует вещи;

2) реальны лишь единичные вещи, а «имена после вещей»;

3) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

4) идея идентична вещи.

8. Индукция — это понятие, означающее в философии:

1) метод психологического воздействия;

2) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

3) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;

4) метод всеобщего познания.

9. Рационализм — это понятие, означающее в философии:

1) область математики;

2) научное знание вообще;

3) теоретическое познание, основанное на разуме;

4) опытное знание.

10. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

1) Бэкон;

2) Декарт;

3) Спиноза;

4) Лейбниц.

11. Учение Декарта о субстанции называется:

1)дуализм;'

2)монизм;

3) плюрализм;

4) универсальная математика.

Для философии эпохи Просвещения характерно;

1) метафизичность;

2)теоцентризм;

3)рационализм;

4)креационизм.

13.

Теорию естественного права разработал:

1) Гельвеции;

2)Ламетри;

3) Гердер;

4)Локк.

 








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1576;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.