Педагогическая теория И.Ф. Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) – философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Основные труды Гербарта: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806 г.), «Учебник психологии» (1816 г.), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831 г.), «Очерки лекций по педагогике» (1835 г.) и др.
И.Ф. Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».
И.Ф. Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусством, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практический опыт».
Цель воспитания находилась в центре педагогической системы И.Ф. Гербарта и выводилась им из философии, главным образом из этики, а средства, приемы и методы реализации цели воспитания – из психологии.
Цель воспитания по И.Ф. Гербарту – это воспитание добродетельного человека. Дав этическое обоснование общей цели воспитания, он выделял две группы целей воспитания – возможные и необходимые. Возможные ориентированы на перспективу, это те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий. Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом.
Он полагал, что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил – нравственное воспитание. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения - как цель, лишенная средства («Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели…. Нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств»).
Рассматривая организацию учебно-воспитательной деятельности как средство формирования нравственной воли, И.Ф. Гербарт исходил из неспособности детей младшего возраста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представлений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями, порывами – «дикой резвостью». Приучение детей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспитание, И.Ф. Гербарт обозначил термином «управление». Так им были выделены три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.
Управление не воспитывает, а является временным, но обязательным условием воспитания. И.Ф. Гербарт предлагал следующие средства управления: угроза, надзор, запрет, критика, приказ, включение в деятельность и др. Однако при этом он подчеркивал, что дисциплинирование детей должно смягчаться любовью и снисходительностью к ним и само управление ими предполагает умение укрощать так называемое детское упрямство, не нарушая «детской беспечности».
Обучение и, как его следствие, умственное развитие есть главное средство воспитания личности. Можно утверждать, что И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение, по его мнению, должно основываться на многосторонности интересов.
Процесс обучения, утверждает И.Ф. Гербарт, проходит через углубление учащегося в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В процессе обучения он выделяет четыре ступени:
1. ясность (углубленное рассмотрение явления, события);
2. ассоциация (установление связей, ассоциаций между представлениями);
3. система (усвоение нового знания, обобщения);
4. метод (применение имеющихся знаний к новым явлениям).
Каждая из указанных ступеней требует особых методов преподавания. Ясность требует наглядности – показа предметов, иллюстраций в связи с живым рассказом учителя. Ассоциация осуществляется методом беседы. Систематизация – путем обобщающего изложения учителя.
Теория нравственного воспитания органично завершает целостную педагогическую систему И.Ф. Гербарта. Нравственное воспитание должно формировать волю и характер человека. Намечается ряд правил воспитания: предоставление ребенку свободы, если воспитатель уверен в его поступках; абсолютный авторитет воспитателя; удержание воспитанника от дурных поступков; ориентация на осознание поступков, поведения; одобрение и поощрение; установка на самовоспитание.
Важную роль в нравственном воспитании И.Ф. Гербарт отводил религиозному интересу, как части многостороннего интереса, считая, что его надо возбуждать у детей как можно раньше и постоянно развивать.
Вклад И.Ф. Гербарта в развитии педагогической теории и практики состоит в следующем:
- представление педагогики как науки и искусства;
- философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания;
- разработка психологических начал обучения;
- идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 8216;