Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци
В истории педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) снискал славу «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы. Свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков в имении Нейгоф (1774-1780 гг.), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в г. Станце (1798-1799 гг.), он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800-1804 гг.) и Ивердоне (1805-1825 гг.). наряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению воспитанники Песталоцци получали трудовую подготовку: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских под руководством опытных ремесленников.
Выводы из своей педагогической работы в образовательных учреждениях И.Г. Песталоцци изложил в следующих сочинениях: «Лингард и Гертруда» (1781-1787 гг.), «Письмо другу о пребывании в Станце» (1799 г.), «Метод. Памятная записка Песталоцци» (1800 г.), «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), «Лебединая песнь» (1826 г.) и др.
И.Г. Песталоцци приходит к мысли, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил.
И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию («Глаз – хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»). Он выделял силы человеческой природы троякого рода: силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию; силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела; силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой. Соответственно этому первоначальное, элементарное обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в согласии и взаимодействии, чтобы какая-либо одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет других. Таким образом, цель воспитания, по И.Г. Песталоцци, заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
И.Г. Песталоцци стремился создать новые методы воспитания. Воспитание, по его мнению, должно начаться с первого дня появления на свет («Час рождения ребенка есть первый час его обучения»). Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании». «Элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности людей выделяются простейшие элементы, что позволяет продвигаться в обучении от простого к все более сложному, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.
И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей должно строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, для чего стоит пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы с ее личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств.
Процесс познания, по И.Г. Песталоцци, начинается с чувственного восприятия. Он полагал, что обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. С целью упорядочить наблюдения ребенка над сложным миром и облегчить их И.Г. Песталоцци сделал попытку выделить простейшие элементы познавательной деятельности, отражающие общие для всех предметов свойства. Такими простейшими элементами умственного воспитания ему представлялись: число, форма, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом, посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится, прежде всего, к умению измерять, считать, владеть речью.
И.Г. Песталоцци создал основы частных методик начального обучения. Обучение чтению начиналось со слуховых упражнений со звуками. Через звукоподражание дети овладевали звуками; усвоив буквы и слоги, они переходили к чтению слов и предложений.
Обучение счету велось через учение понятий «один» и «много» - к графическим символам чисел первого десятка и операций с ними.
Обучение геометрии начиналось с понятия «линия» и через понятие «угол» - к геометрическим фигурам.
Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний («Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля …. не вливать в него, как в сосуд, готовые знания»; «Любое обучение человека есть ни что иное как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию»).
Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях. Элементами нравственного воспитания он считал отношения ребенка с матерью, чувства гармонии и красоты. Школьное воспитание, по мнению И.Г. Песталоцци, может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в согласии с семейным.
Исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. В содержание физического воспитания он включал и развитие органов чувств.
Таким образом, педагогическую теорию И.Г. Песталоцци можно представить следующим образом:
- Главная цель первоначального обучения – не приобретение знаний и умений, а развитие всех духовных сил и способностей.
- Число, форма, слово – элементарные средства обучения, основа элементарного образования и правильного познания.
- Наглядность – необходимая основа всякого обучения.
- Основные начала воспитания находятся в самой природе человека, их нужно не сочинять, а только отыскивать в нем.
- В самой природе человека заложено стремление к развитию, поэтому школа должна иметь в виду не обучение, а развитие.
- Развитие человека начинается с чувственных ощущений, его интеллектуальная ступень состоит в разумности, а практическая – в самостоятельности как одного из основных условий успешного развития.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 3598;