Педагогическая мысль начала Нового времени (XVII в.)

Эпоху, сменившую Возрождение, называют Новым временем. Ее следует отсчитывать с XVII в. К началу Нового времени в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. Устами Френсиса Бекона Новое время возвестило: «Знание – сила».

XVII в. – век рационализма и индивидуализма. В этот период возрастает роль образования. Педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Новый идеал личности предполагал формирование человека, способного постигать мир в его целостности, делая из этого практические выводы. Указанные тенденции можно проследить в творчестве ряда мыслителей.

Английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) выдвинул идею науки и образования как «наиболее радикальных средств морального, религиозного и политического обновления общества». Он провозгласил власть человека над природой и признавал принцип природосообразного познания и воспитания.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635 гг.) также отстаивал природосообразность обучения. В работах «Франкфуртский мемориал», «Всеобщее наставление» он проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогического знания для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал новую науку – методологию образования, установив критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.

Французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.) считал, что в воспитании нужно учитывать дуализм человеческой сущности (материальную и духовную субстанции). Он советовал развивать у учащихся способности к суждениям («Недостаточно иметь хороший ум, нужно хорошо его развивать»).

7.2. Педагогическая мысль эпохи Просвещения (последняя треть XVII – конец XVIII вв.)

Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке длилась с последней трети XVII до конца XVIII вв. В эпоху Просвещения утверждался культ разума и науки в противовес религиозным догмам и абсолютизму в государственном устройстве общества. Представители эпохи Просвещения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека.

Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.

В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Томас Джефферсон (1743-1826 гг.), Джордж Вашингтон (1732-1799 гг.), Бенджамин Франклин (1706-1790 гг.). Томас Джефферсон полагал, что распространение просвещения послужит укреплению республиканских институтов и поэтому выступал за всемерное развитие системы образования. Бенджамин Франклин был сторонником создания нового типа учебных заведений, где была бы связь обучения с потребностями науки и культуры. Джордж Вашингтон считал, что «знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия».

В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты Томасом Пейном (1737-1809 гг.), Джоном Локком (1632-1704 гг.), Джоном Беллерсом (1654-1725 гг.) и др. Джон Беллерс был сторонником трудового воспитания всего народа. Его концепция основана на принципе «Не трудящийся да не ест!». Идею бесплатного всеобщего обучения выдвинул Томас Пейн.

В трудах Джона Локка «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом» представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Он стремился доказать, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, «человек родится с душой чистой как доска» (tabula rasa). Это положение показывало огромную роль воспитания в развитии человека («Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет – благодаря воспитанию»). Локк утверждал, что представления приходят в сознание через ощущения, через органы чувств.

Концепция воспитания и образования детально изложена Локком в его трактате «Мысли о воспитании», где содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в обществе, утонченный в обращении, высшая мудрость которого – умение приумножить свое богатство. Ему необходимо свои цели согласовать с целями других и этим, по мнению Локка, пусть занимается Бог. Религиозное воспитание необходимо направлять на формирование любви и почтения к Богу.

Воспитание джентльмена – воспитание характера. Он должен получить всестороннее воспитание: физическое, нравственное, умственное и трудовое. Интенсивнее характер формируется дома, так как в школе – плебеи, уличные мальчишки и их влияние пагубно. Дело воспитания надо поручить подготовленному воспитателю.

Локк огромное значение уделял физическому воспитанию. Физически здоровый человек – основа счастья. Для этого нужна разумная организация жизни ребенка, т.е. умеренность в питании, одежде, развлечениях.

Нравственное воспитание – воспитание твердого характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Основой воспитания твердого характера являются привычки. Локк ценил сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, благовоспитанность.

Привычки создаются и закрепляются упражнениями. Важным средством воспитания Локк считал пример учителя, родителей.

Вопросам нравственного воспитания Локк уделял большое внимание, в отличие от умственного образования, так как цель образования – воспитание человека не столько ученого, сколько делового. «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств». «…Отдайте его в такие руки, которые смогут мягкими приемами исправлять и искоренять все дурные наклонности и прививать ему хорошие привычки. Это самое главное».

В практических целях Локк считал необходимым дать своему воспитаннику широкий круг знаний, но только то, что полезно: чтение, письмо, знание родного языка, арифметика, география, финансы, законоведение, история, астрономия, французский язык, бухгалтерия, танцы, верховая езда. Локк исключил из образования диалектику, риторику, латинский язык. В умственном воспитании он считал, что нужно опираться на любознательность, интерес ребенка, и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни. Кроме того, он считал, что главное не знания, а умение на их основе мыслить. Важнее правильно мыслить, чем много знать.

Важное место в теории Дж. Локка занимали труд, ручной труд. Исходным понятием философской системы Локка является понятие об опыте. Все знания основываются на опыте и происходят от него. Опыт образуется из ощущений и рефлексии.

Группа немецких педагогов выступила с рядом проектов, способствующих, по их мнению, объединению и демократическому обновлению Германии. Так, Йоахим Генрих Кампе (1746-1818 гг.) провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения соперничества между учебными заведениями. Иоганн Бернгарб Базедов (1724-1790 гг.) указывал на необходимость связи школьного воспитания и обучения с жизнью. Он полагал, что воспитание полезного и счастливого человека – одно целое. Идеал полезного и счастливого человека увязан с идеей гармонии между умственным образованием и физическим и нравственным воспитанием.

Главным средоточием идей Просвещения оказалась Франция. Французские просветители Дени Дидро (1713-1784 гг.), Клод Анри Гельвеций (1705-1771 гг.), Франсуа Вольтер (1694-1778 гг.) и др. признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности и ее судьбе. Они возлагали надежды на общественное образование, объявляя его приоритетом социального прогресса.

В когорте деятелей французского Просвещения выделяется Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). Свои педагогические идеи он изложил в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) (Основные идеи этого труда представлены в таблице 7.1).

Таблица 7.1

Основные идеи романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»[11]

Каким должно быть воспитание в семье Воспитание женщины
  1. Свободным
  2. Естественным
  3. Воспитание зависит от:
- природы (воспитание реализуется путем «внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств»), - воспитания людьми (приучение человека использовать развитие своих природных способностей и органов чувств), - вещей (воспитывает собственный опыт человека, приобретаемый им от взаимодействия с вещами).
Должна воспитываться дома. Никаких серьезных умственных занятий. Приспособление к мнению других, подчинение чужой воле  
Возрастная периодизация
Младенческий возраст – 0-2 лет Детский возраст. «Сон разума» 2-12 лет. Отрочество. 12-15 лет. Юношеский. «Период бурь и страстей» - 15-17, 18 лет
Задачи воспитания
Основа – физическое воспитание Развивать внешние чувства ребенка, укреплять его здоровье Осуществлять умственное и трудовое воспитание Воспитание добрых чувств Воспитание добрых суждений Воспитание доброй воли
Средства воспитания
Ребенка должна вскармливать мать. Не следует отнимать у ребенка свободу, мешать природе Учить в прямом смысле слова пока не стоит. Велика воспитывающая роль примера Выбор предметов – исходя из интересов ребенка. Все – с максимальной наглядностью. Труд – воспитательное средство. Наблюдая картины человеческих страданий, нужды, горя, юноша будет видеть и добрые примеры Изучение биографии великих людей, изучение истории Соверше-ние добрых дел
Воспитание вне общества Нравственное воспитание можно дать только в обществе
             

 

В основе педагогических идей Руссо лежит его сенсуалистическое мировоззрение. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное, свободное воспитание, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания он объявил свободу. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоисткий парадокс свободного воспитания («Уметь ничего не делать с воспитанником – вот первое и наиболее трудное искусство воспитания»).

Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – привести в гармонию действия этих сил. Самостоятельное накопление жизненного опыта – наилучшее воспитание, по мнению Руссо.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы, следуя детской природе, отказываясь от ограничений наставника. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка.

Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения в педагогическом процессе. Так, например, рекомендовалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их целей на поздние периоды детства.

В задачи воспитания Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности.

Особое место Руссо отводил физическому воспитанию. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду. Руссо советовал с раннего возраста осуществлять интенсивную физическую закалку ребенка, подвергая его определенному риску.

Идеи Руссо о трудовом воспитании и обучении носили новаторский характер. Ручной труд провозглашался незаменимым средством воспитания. Руссо был убежден, что человек может обеспечить себе свободу и независимость собственным трудом. Каждый должен овладевать каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь.

В романе «Эмиль, или О воспитании» сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить содержание образования для каждого из них (возрастная периодизация развития личности по Ж.-Ж. Руссо представлена в таблице 7.2).

 

Таблица 7.2

Возрастная периодизация развития личности по Ж.-Ж. Руссо[12]

Идеи Периоды Содержание образования.
Идея свободы 1. Младенческий возраст – 0-2 лет Не пеленать. Предупреждать капризность. Никакого режима.
Идея собственности, того, что приобретено собственным трудом. Идея дисциплины – метод естественных последствий. Идея развития органов чувств – основы развития ума. 2. Детский возраст. «Сон разума» 2-12 лет. Нет специального обучения грамоте. Развиваются органы чувств. Включается в жизненные ситуации, позволяющие понять идеи собственности и дисциплины
Идея умственного воспитания: практическая ценность знаний; основа учения – непосредственный интерес; поисковый путь получения знаний (проблемное обучение) 3. Отрочество. 12-15 лет. Умственное образование: знание о мире, физике, географии, астрономии, элементы математики,; знания реальные; обучение ремеслу. Источник знаний – опыт ребенка, создание ситуаций, способствующих обогащению опыта
Идея нравственного воспитания 4. Юношеский. «Период бурь и страстей» - 15-17, 18 лет Воспитание добрых чувств, добрых суждений, добрых воли. Половое воспитание.

 

Первый период – от рождения до появления речи. В этот период воспитание сводится к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. Подробные рекомендации по уходу за ребенком имели целью закаливание младенца. Руссо предостерегал от попыток форсирования развития детской речи, считая, что это может привести к дефектам в произношении.

Второй период – от появления речи до 12 лет. Помощь в приобретении жизненных представлений, в правильном восприятии окружающих предметов и явлений – вот главная задача этого периода. Руссо рекомендовал в этот период обучение без книг, считая, что до 12 лет ребенок не выходит из «сна разума», т.е. не готов к приобретению сколько-нибудь систематического образования. Ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных знаний. Нравственное воспитание в эти годы следовало осуществлять примерами.

Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, когда дети подготовлены к систематическому умственному воспитанию. Прежде всего, Руссо настаивал на обучении полезными знаниями, в первую очередь природоведению и математике. Учение должно было строится на основе личного опыта и самодеятельности. Он отвергал чтение книг в этом возрасте.

В период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с установлениями и нравами окружающего общества. Нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения. Наступает пора чтения исторических сочинений, поскольку это – одно из средств нравственного воспитания.

Таким образом, Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание.

Для всей педагогической теории Руссо характерны:

- критическое отношение к средневековой системе воспитания;

- идеал воспитания – единство умственного и физического развития: голова работает как у философа, а руки – как у крестьянина;

- выступление в защиту детства;

- защита идеи религиозного воспитания (после 15 лет воспитанник сам решает, какую религию принять, и принять ли ее вообще;

- демократизм системы воспитания.

Жизненное назначение женщины Руссо ограничивал ролью жены и матери, считая, что ей нет необходимости углубляться в науки. Женщина должна уметь шить, вязать, готовить, петь и танцевать.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 3565;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.