Учение Я.А. Коменского о нравственном воспитании и дисциплине
Значительное место в учении Я.А. Коменского занимают проблемы нравственного воспитания.Главный девиз Коменского: «Человек должен быть воспитан для человечности». Христианско-протестантская этика «чешских братьев» лежит в основе его нравственных принципов, его четырех добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям. Эти добродетели подрастающий человек приобретает в школе.
Я.А. Коменский реализует идеи воспитывающего обучения,неоднократно подчеркивая, что «ученость – спутница высокой морали». В своих правилах развития нравственности он говорит о нравственном назначении истинного знания. «Ибо истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели». Правильно организованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность».
Опираясь в содержании и организации нравственного воспитания на гуманистические, демократические основания, Я.А. Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, человеческих отношений между людьми. Школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, в самой школе должны господствовать доверие, взаимное уважение, справедливость, вежливость.
Методами нравственного воспитания можно назвать личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание.
Примеру он придает большое значение и неоднократно возвращается к нему уже в «Материнской школе». Основывается значение примера на склонности детей к подражанию. Но пример не дает нужных результатов, если он не сопровождается словом, разъяснением, наставлением.Здесь важно непосредственное знакомство с нравственными требованиями, которые должны отличаться определенностью, доступностью, поддерживаться не только школой, но и семьей, родителями, всеми окружающими ребенка людьми. Воспитательное значение он придавал художественной литературе, которая изучается во всем ее богатстве.
Упражнениямидетей в нравственных поступках могут служить по Я.А. Коменскому, и игры детей.
Важное место он отводил поощрению.Он советовал учителю быть внимательным к поведению ученика и, если он проявляет старание, преодолевает трудности, надо поощрять его похвалой, отметкой, подарком.
Я.А. Коменский подробно рассматривал проблему наказаний.Он выделял те проявления в поведении ученика, которые заслуживают особой строгости. Это богохульство, упрямство, ложь. В таких случаях допустимо даже наказание розгой. Но надо строго отличать проступок нечаянный от злоумышленного и строго наказывать лишь за сознательные проступки.
Проблема наказаний занимает большое место в системе воспитания дисциплины,которую Я.А. Коменский рассматривает как условие успешного обучения и воспитания, как предмет воспитания и его метод (способ). Школа, считает он, это маленькое государство, основу которого составляет порядок, строгое соблюдение законов, требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», - пишет он в специальной главе «Великой дидактики», посвященной дисциплине (глава XXVI). Я.А. Коменский связывает дисциплину ученика с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость, решительность. Он считал, что следует поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, откровенным благорасположением».
Не отрицая физические наказания в системе нравственного воспитания, Я.А. Коменский вводит их и в воспитание дисциплины. Он называет проступки, когда оправданы эти наказания: это проявление безбожия, выступление против божественных законов, это упорное неповиновение и умышленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 8035;