Второканонические или апокрифические книги
Римо-католики называют все книги Еврейской Библии "протоканоническими", а дополнительные книги и часть протоканонических книг, имеющихся только в греческом Ветхом Завете, - "второканоническими", что соответствует каноническим и апокрифическим книгам, которыми пользуются протестанты и иудеи. «Поэтому в отличие от иудейских и протестантских изданий, в православных и католических изданиях Библии помещают и книги неканонические» (Мень Александр, прот. Исагогика. Ветхий Завет. ПДУ. 2002.с.27). Это можно объяснить тем, что и православная и римо-католическая церкви имеют корни в раннехристианской церкви, а, следовательно, существовали еще до составления Ямнийского канона (следует заметить, что отсутствует два основных признака каноничности: «неканонических» книг нет на еврейском языке, т.е. они не освящены авторитетом ветхозаветной церкви и на них почти никогда не ссылались ни Христос Спаситель, ни Его апостолы). Последние рассматривались Святыми Отцами как «полезные и благотворные» (свт. Епифаний Кипрский), как «читаемые для назидания» (свт. Афанасий Великий). Впрочем, западные христиане под влиянием блаженного Августина придавали неканоническим книгам большее значение, чем на Востоке, почему и называли их второканоническими. Как протоканонические, так и второканонические книги были признаны Католической Церковью богодухновенными и авторитетными на Тридентском (1546 г.) и Ватиканском (1870 г.) соборах. Английские и некоторые другие протестантские Библии включают неканонические книги, помещенные между Ветхим и Новым Заветами, как "апокрифы", что означает "сокрытые". Римо-католики понимают под этим термином то, что эти книги не являются, "ни богодухновенными, ни подлинными" (то есть, эта работа не принадлежит автору, которому она приписывается, или, если книга анонимна, она не принадлежит тому времени, которое в ней обозначено) и поэтому они избегают употребления этого слова.
Ограничение канона книгами Еврейской Библии, как отмечено блаженным Иеронимом, привело к решению, что только те Писания, которые написаны на еврейском языке, являются каноническими. Против последней идеи выступал Ориген, отмечая, что 1-я книга Маккавеев не входит в Канон, хотя и написана на еврейском языке.
Еврейская традиция:
1. Закон (Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (для удобства в обращении текст этого обширного целого был разделен на пять свитков примерно равной длины. Отсюда — то название, которое было дано ему в грекоязычных кругах: № pentateu coj (имеется в виду: b…bloj) “из пяти свитков состоящая (книга)”, что в латыни дало pentateuchus (имеется в виду: liber), откуда и заимствовано немецкое название Pentateuch (ср. русск. Пятикнижие — пер.). Евреи, говорящие на иврите, называли первую часть Библии также “Пять пятых Торы”.
2. Пророки (Невиим): а) древние пророки (невиим-ришоним): Иисус Навин, Судьи, 1-4 Царств
(по еврейскому названию 1-2 Самуила и 1-2 Царств);
б) поздние пророки (невиим-ахароним):
1) Великие пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль;
2) Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.
3. Писания (Кетувим): Псалтырь, Иов, Притчи, Руфь, Песнь Песней, Экклесиаст, Плач Иеремии, Эсфирь, Даниил, Ездра-Неемия.
Греческая, славянская и русская традиция:
1. Пятикнижие: совпадает с Торой.
2. Исторические книги:Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемия.
3. Учительные книги: Эсфирь, Иов, Псалтырь, Притчи, Песнь Песней, Экклесиаст.
4. Пророческие книги: а) Великие пророки: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииль, Даниил.
б) Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия
(Сор Уильям, Хаббард Давид, Буш Фредерик. Обзор Ветхого Завета. «Богомыслие».1998. с.16-22).
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 204;