Изгнание Адама из рая.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вку­сил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят (Быт. 3:22-23).

Как понимать слова "вот Адам стал как один из Нас"? Некоторые толкователи (например, прп. Максим Исповедник) понимают это как выражение некоторой божественной иронии, говоря, что Адам желал стать, как ему было обещано змием, как бог, вот то, что получилось. Святитель Филарет Московский говорит так, что здесь представлено внутреннее собеседование Святой Троицы и новый совет о судьбе падшего человека, подобно совету первому, о творении. Святитель полагает, что никакой божественной иронии здесь нет, а речь идет о том, что человек, внявший искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и самим делом исполнил это желание настолько, насколько смог. И теперь уже ничего больше для себя сделать не может, он сам решил свою судьбу. Рай, как место испытания, не нужен уже для того, который сам своей волей закончил свое испытание. То есть то, что человеку предлагалось в раю, человек сам своей волею отверг, поэтому рай ему уже больше был не нужен, уже по-другому должна складываться дальнейшая жизнь человека, и вот этот отверженный человек изгоняется из рая на проклятую землю.

В этом тексте чувствуется большая тайна. Мы уже много говорили о том, что человек при его сотворении, будучи образом и подобием Божьим, был призван к Жизни вечной. Но после грехопадения образ Божий, данный ему при сотворении, все, в чем должны были открываться свойства Божьи, потускнел. То Божествен­ное дуновение, которое человек получил при создании из праха земного, в силу которого он должен был стать причастником Божественного естества (2 Пет. 1:4), также угасло в нем по причине греха. И теперь человек в своей личной судьбе только прах, такой же живой прах, как и все живые существа, выз­ванные волей Творца из праха. Все они, пройдя свой путь по лицу земли, должны снова возвращаться в нее. И судьба человека теперь та же, что и судьба скотов (Еккл. 3:19): прожить на земле сколько-то времени и возвратиться в землю, то есть уйти в небытие, в то озе­ро огненное, куда будет повержено все, ибо он не оп­равдал себя как образ и подобие Бога. Поэтому слова Бога: стал как один из Нас, разуме­ется, нельзя понимать в том смысле, что Адам теперь стал равен Богу. Во-первых, Бог есть Абсолют и невоз­можно говорить о наличии наряду с Ним другого Аб­солюта. Адам отнюдь не равен Божеству уже по одно­му тому, что стоит перед Богом как подсудимый за свое преступление и ожидает приговора. Но Бог про­зревает тот умысел, который уже вложил Адаму в сер­дце сатана: Нет, не умрете, но будете как боги... Адам не изгнал из сердца мысли, чтобы стать подобным Богу, и полон желания жить вечно.Текст приходится понимать так: Вот Адам помышляет стать как один из Нас и желает простереть руку свою к дереву жизни и жить вечно. И именно так и живет Адам Всеродный доныне, именно так живет все неисчислимое в своей массе чело­вечество от первых дней и до наших и хочет дальше жить также, изгоняя из сознания мысль о неизбежной смерти, жить долго (вечно), оставаясь во грехе. Это от­носится и ко всему человечеству в целом, и к каждому человеку в отдельности. Человек, если только он по какой-либо внешней причине не поставлен в невыносимые для него условия, хочет нормально жить... Долго жить... Всегда жить. Он хочет жить всегда, даже не понимая, что понятие всегда у него сливается с понятием вечности. Жить! Жить! Жить! Только христианину понятно, что земная жизнь дана ему для того, чтобы здесь, на земле, уготовить себе возможность вечной жизни. Неверующие в вечную жизнь чаще всего с ужасом отвращаются от мысли о своей смерти. Неверующий, даже если поймет, что смерть неотвратима, будет всячески стараться отдалить ее, не понимая, что может лишь удлинить себе ста­рость. (Как известно, существует наука геронтология, целью которой являет­ся оздоровление человека в старости. Но в последнее время возникла еще особая наука - ювенология (от латинского ювенис - молодой), ставящая целью продлить жизнь человека примерно до 150-ти лет. Но продлить жизнь не значит жить вечно. Сама задача этой науки очень противоречива. Воз­никла она в то время, когда миллионы людей, в том числе множество детей в Африке и в странах Южной Америки, погибают от голода. С другой стороны, человечеству грозило перенаселение. К 2000 году чис­ленность человечества должна была достигнуть 8 миллиардов. Отсюда возни­кают уже новые и неразрешимые проблемы, на фоне которых ювенология оказывается чем-то весьма сомнительным). Но он желает быть молодым и здоровым. Но и не только каждый отдельный человек хочет жить вечно. Жить всегда, вечно, хочет жить все человечество в целом. В наши дни вопрос о вечной жизни человечества если не на Земле, то хотя бы на других планетах стоит уже в повестке дня. Наука своим холодным разумом уже открыто говорит, что наша планета не вечна, и жизнь на ней, хотя и в далеком будущем, станет невоз­можной. Поэтому уже строятся проекты перенести че­ловеческую жизнь в Космос на какие-то еще неведомые нам планеты (в семидесятых годах двадцатого века в Америке был разработан и по­ставлен на научное обсуждение проект инженера О'Нейла о построении космического корабля в форме огромной капсулы, могущей вместить очень много людей. В нем будут созданы все условия для жизни: атмос­фера, земля, вода, растительная и животная жизнь, реки. Этот проект был в кратком изложении помещен на страницах и наших журналов, и с тех пор не угасает мысль о возможности в какое-то отдаленное время, когда наша Земля станет холодной, перенести жизнь человечества на иные планеты. Но если таким путем и удалось бы спасти жизнь челове­чества, то ведь люди и в этой капсуле все не уместятся. Уместиться мог­ла бы только какая-то мизерная часть. А прочее подавляющее боль­шинство было бы обречено на гибель. Но сумевшие улететь, конечно, и на других планетах также будут продолжать умирать. Проект о возможности переселения всего многомил­лиардного человечества кажется все же слишком фан­тастичным. Мы знаем, что некоторым людям бывает трудно даже сменить климат. Человеку, родившемуся на равнинах, трудно жить, например, в высокогорном Ти­бете. Но не будем говорить о том, что пока только гре­зится в мечтах. А главное - это уже не богословский вопрос, а чисто научный, но явно неосуществимый хотя бы потому, что уровень развития техники недостаточен для этого. Судьбы человечества нам не известны. Но хорошо известна судьба каждого человека. Прожив жизнь, он неизбежно умирает. И для нас, христиан, вопрос заклю­чается в том, наследуем ли мы вечную жизнь в Царстве Божием?!

Еще раз напоминаем, что буквальным пониманием смысл Священного Писания не исчерпывается. Не следует забывать, что как принадлежит к духовному миру человек, так и рай есть также и духовное явление. И если мы понимаем рай именно как возможность пребывания человека с Богом, то тогда, конечно, географические проблемы гораздо в меньшей степени будут нас занимать. Преподобный Максим Исповедник говорит, что проклятая земля есть сердце человека, лишившееся небесных благ и произращающая "подобно "терниям" размышления о происхождении телесного бытия и, подобно "волчцам", сухие рассуждения о промысле и суде касательно нетелесных [сущностей].

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающий­ся, чтобы охранять путь к дереву жизни (в подлинни­ке: к дереву жизней).

В предыдущем стихе уже говорилось, что Господь выслал Адама из сада Едемского. Теперь уже второй раз говорится об его изгнании. Это удвоение подчеркивает, что Адам лишился рая не добровольно, а наказан за свое преступление. Весь текст об изгнании Адама из рая является полным противопоставлением тому, о чем го­ворилось во второй главе. Снова упоминаются слова рай, Едем, восток, но только в другом их отношении к человеку. Рай и Едем теперь уже недоступны. Восток тогда означало начало духовной жизни человека, теперь оно указывает только на извечное стремление к утерян­ному раю. Если во второй главе эти три особых, харак­терных для жизни человека символических слова: Ган, Эден и Кедем - обозначают возвышение человека в Гор­ний мир, то теперь они становятся символом недоступ­ного для человека блаженства. В славянском переводе с «Септуагинты» (ст. 24): И изрину Адама, и всели его пря­мо рая сладости: и пристави Херувима, и пламенное оружие обращаемое... Все христианские переводы мало от­личаются друг от друга. Теперь о самих символах.

Херувим. В древнем тексте стоит слово Крувим как множественное число от керув, обозначающего кого-то из высших Ангелов. При переводе множественное чис­ло утрачено, отчего всегда мыслили, что Херувим толь­ко один. Смысл этого символа: между человеком и Богом ле­жит сфера «обитания» Ангелов, положившая преграду между человеком и Раем. Человек, по замыслу Творца, должен был достичь большего совершенства, нежели Ангельские чины. Об этом говорится в послании Апос­тола Павла (Евр. 1). Но после своего грехопадения он стоит уже ниже Ангелов.

Огненный меч обращающийся. Как видим из текста, и Херувим, и огненный меч - это две самостоятельные ре­алии. Но Лютер в своем переводе поставил между ними соединительный предлог «с», отчего изменился смысл и получилось, что херувим стоит с мечом в руке. Конечно, такое переосмысление дает большую нагляд­ность и возможность художникам изображать изгнание из рая как грустную картину: плачущие Адам и Ева из­гоняются из рая грозным Херувимом, держащим в ру­ках огненный меч. Но пламенный меч обращающийся - не подсобный символ. Между Богом и человеком по причине греха возникла огненная преграда, то есть совершенно недо­ступная для согрешающего человека некая таинственная сфера, куда человек не может проникнуть, ибо он в ней погибнет. Это осознавали все ветхозаветные праведни­ки, полагавшие, что человек умрет, если увидит Бога.

На востоке. Эти слова переводчики понимают в раз­ных значениях. «Вульгата» понимает контекст в том смысле, что Бог поставил Херувима на востоке от рая. Но Семьдесят толковников полагают, что на востоке относится не к Херувиму, а к Адаму. Для Адама рай ос­тается на востоке. Мы считаем, что это толкование бли­же к истине. Это более соответствует и нашему религи­озному чувству. В церковных песнопениях Адам изоб­ражается как плачущий у врат рая, который остался навсегда на востоке его взоров.

Мечта о рае, как об утерянной Родине, никогда не по­кинет человека. Согласно православному богослуже­нию, рай для него навсегда останется вожделенным Отечеством, о котором он никогда не забудет. Он бу­дет всегда желать вновьвернуться и облечься древнею добротою. И сколько бы ни пытался здраво­мыслящий человек устроить себе рай на Земле, все рав­но он будет пытаться устроить его по образу и подо­бию рая Небесного. Но беда в том, что рай на Земле чаще всего пытаются устроить люди неверующие, и поэтому их попытки кончаются неудачей.

Бог с горечью говорит: Вот Адам (буквально: се человек). Тот, в кого было вдунуто Божественное дыхание, тот, кто был замыслен так, чтобы стать причастником Божественного есте­ства, но унизившийся до желания хищнически добыть себе то, к чему он был предназначен от начала, стоит перед Высшим Судьей, не желая осознать своей вины, а лишь жалуясь, что его склонила ко греху сама жизнь (Ева), дарованная ему Творцом.

Но вот в свете Нового Завета нам зрится сошедший в мир Сын Божий. Он, униженный и оскорбленный до крайней степени, увенчанный терновым венцом, стоит в рабьем зраке, будучи выведен Пилатом на судилище тех, которые настолько злы и лукавы, что поистине могли быть названы сынами диавола. Он стоит, обречен­ный на самую позорную, самую мучительную крестную казнь, через которую принесет спасение Адаму Всеродному, ибо Древо Крестное отождествится с Древом жиз­ни, если Адам сможет стать Новым Человеком. И Пилат, неведомо для себя, произносит те вещие слова, которые некогда произнес Бог, видя перед собой праведно осуж­денного Адама: Се - Человек. (Ин. 19:5). С тех пор этот Человек в своем духовном превосход­стве станет идеалом для всего человечества. Когда настала полнота времен, Бог по неизреченной любви Своей к человечеству послал на землю Сына Единородного не для того, чтобы судить Адама Все-родного, но чтобы спасти его. И Он, воплотившись и став истинным, но безгрешным человеком, прошел на Земле путь, обратный тому, который предложил чело­веку змий. Он, будучи образом Божьим, не пожелал хи­щением стать как Бог, но смирил Себя, разделив с людь­ми их тяжкую судьбу (Фил. 2:6-7). Будучи, как и каж­дый человек, открытой возможностью, Он не нарушил заповеди Отца Небесного, но добровольно, во всем со­храняя Свою человеческую свободу, исполнил волю Отца Своего, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной (Фил. 2:8). Воплотившись и вочеловечившись, Он стал Вождем спасения, в Себе Самом соеди­нив человека с Богом. С Его воплощением и вочеловечением Херувим отходит от Древа жизни, и угасает пламенный меч, преграждающий человеку путь в рай. И перед каждым человеком открывается возможность войти в рай вслед за Христом, Вождем спасения. Об этом желанном моменте поется в стихире Навечерия праздника Рождества по плоти Сына Божьего - Божественного Логоса.

Но есть еще вопросы, касающиеся мира после грехопадения. Как объяснить несоответствие библейской хронологии предположительному возрасту Земли и ее обитателей? И почему отсутствуют человеческие останки среди останков древних животных? Здесь следует сказать следующее. Во-первых, порядок расположения останков свидетельствует о том, кто в какой последовательности умер, а не появился на свет. Во-вторых, мир создан для человека. Что мешает нам предположить, что человек был переселен из рая на проклятую землю уже после того, как на ней произошли определенные процессы и она стала более-менее пригодна для жизни (например, вымерли динозавры). Ведь между проклятием земли и выдворением людей есть еще некий момент. А вне рая в течение этого момента могло пройти сколько угодно лет. Это лишь гипотеза, но она с научной точки зрения непротиворечива. Тогда нет смысла сопоставлять "возраст вселенной" с продолжительностью жизни людей, указанной в Библии.








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 145;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.