Продолжительность дней творения
Слово «день» (евр. – йом) в Библии многозначно. Оно может означать день как противоположность ночи, сутки или же некоторый неопределенный период времени. Так, например, не только каждый отдельный этап творения (от вечера до утра) в книге Бытия именуется днем, но и весь цикл творения. В славянском переводе читаем: «Сия книга бытия Небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог Небо и землю» (Быт. 2:4). Русский текст дает более правильный перевод: в то время. Таким образом, какой период времени означает слово «день» в первых двух главах Бытия, остается неизвестным.
До четвертого дня еще не существовало нашей солнечной системы, поэтому нам не известно, как измерялось время. Святитель Василий Великий и преподобный Ефрем Сирин пишут, что впервые три дня смена дня и ночи происходила за счет пульсации первозданного света. Но время, безусловно, текло с самого начала, и Божественная Премудрость знает ему счет.
Большинство святых отцов склонны под днями творения понимать обычные земные сутки.Преподобный Ефрем Сирин пишет даже о том, что первозданный свет был сотворен в середине первого дня, так что «темная» и «светлая» части первых суток насчитывали по 12 часов. Такого же буквального понимания длительности дней творения придерживается и литургическая традиция Православной Церкви. Согласно ей, дни творения – это обычные дни седмицы, причем первый приходится на воскресенье, а шестой – на пятницу. В литургических текстах постоянно подчеркивается параллель между творением и искуплением, в частности, грехопадение произошло в пятницу, около полудня (ср. слав, текст – Быт. 3:8), и также в пятницу, около полудня, Спаситель был пригвожден к кресту (великопостный тропарь 6 часа). Каков бы ни был период творения, или продолжительность дней, краткий или длительный, это ничего не меняет и нисколько не подрывает достоверность библейского рассказа. Некоторые отцы Церкви, основываясь на словах псалма, что для Господа один день равен тысяче лет, полагали, что мир был сотворен в шесть тысяч лет. Но для верующего сознания не представляется невероятным, что Тот, Кто называет несуществующее как существующее (т.е. мгновенно исполняет Свою волю), мог все создать в шесть астрономических дней.
Утверждения ученых о том, что мир существует уже якобы миллиарды лет, нельзя считать вполне достоверными. У науки слишком мало данных, чтобы точно измерить возраст нашей планеты, большинство расчетов сделано на основе догадок и гипотез. Возможно, поэтому результаты содержат погрешности от нескольких десятков тысяч до 1-2 миллиардов лет. Многие ученые считают вполне возможным, что описанное в Библии шестидневное творение мира действительно происходило в краткие сроки и что «нет никаких оснований считать, что Земля намного старше человечества». Предполагаемые обычно гипотетические миллиарды лет необходимы, главным образом, эволюционистам. Для того чтобы доказать, что эволюция, которую нельзя наблюдать в обозримом времени, все же имела место, они выстраивают события на грандиозном временном отрезке в миллиарды лет. Научным методам определения возраста мироздания нельзя доверять еще и потому, что они основаны на предположении, что все процессы во Вселенной всегда протекали так, как это происходит теперь. Однако, по Библии, Бог Своим творческим словом мгновенно вызывает твари из небытия. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что растения, «во время сотворения своего, были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов». Также и «животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды, стары – по виду членов и составов их, молоды – по времени своего сотворения». Методы, основанные, в частности, на геологических данных, естественно, не могут учитывать, что при творении все процессы протекали гораздо быстрее, чем сейчас, и потому дают завышенные результаты при определении возраста Вселенной.
«Процесс творения вселенной Богом описан в виде семи "таинственных" дней. Существует несколько гипотез, объясняющих это описание. Буквальное истолкование "дня" как 24-часовых суток не выдерживает критики не потому, что Бог не может создать мир за это время; знаменитая фраза "у Господа один день как тысяча лет" (см. Пс 89:5) доказывает наличие особых, "Господних" дней, которые оказываются длительными периодами. Существует "визионерская" гипотеза, рассматривающая "дни" творения как последовательные видения, открытые Моисею. Современные западные богословы Гальбиати и Пьяцца, выделив в рассказе о творении восемь фрагментов и проведя параллели (свет - светила, твердь небесная и вода - птицы и рыбы, суша - звери, флора - человек, ее вкушающий), сводят форму изложения к жанровым особенностям древней священной литературы. В критической литературе часто говорится о простом заимствовании Быт.1 из древнейшей мифологии. Однако все эти мнения не охватывают главного. Автор Бытия – бытописатель, опирается на личное откровение от Бога. При этом он живет не в вакууме и прекрасно знаком с древними преданиями о творении. Если автор Бытия - Моисей, это тем более понятно, ибо с одной стороны он имел знание Бога, а с другой - знание основ религии Египта. Вдохновенное постижение бытописателя исправляет искаженную грешным человечеством мифологию, открывает истинный образ и истинный замысел Творца. При этом в картине созидания мира автор выделяет именно семь периодов, хотя их можно выделить и восемь, и три (три вида природы: неживая; одушевленная - флора и фауна; одухотворенная - человек). Он так поступает, скорее всего, затем, чтобы поставить эти этапы творения в некоторое соответствие с семью днями еврейской недели, где каждый день рассматривался как Божий дар, а кульминацией была суббота. Поэтому главный духовный смысл "Семиднева" таков: творение нашего мира есть священнодействие Бога. Каждый творческий "день" начинается "накануне": и был вечер, и было утро. Из небытия в бытие, из тьмы во свет приводится всякая тварь. И по сей день в Церкви каждый день считается с предыдущего вечера - это священное время.
– 2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новосозданной материи, бытописатель называет ее, во-первых, землей, потому что земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, бездной, указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза, и, наконец, водой, означая этим неустойчивость, неуплотненность первобытного вещества сравнительно с землей в собственном смысле. Далее это вещество называется невидимым, в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии по завершении творческой деятельности и с которыми она наблюдалась теперь; неустроенным, в смысле отсутствия тех законов, которыми обусловлено существование мира впоследствии. В оригинале "бездна" обозначена словом, однокоренным с именем вавилонской богини Тиамат, ее аналогом в древней Элладе является Хаос. Во многих религиях древности первоначалом является Хаос, из бездны которого на свет появляются боги, энергии, люди. Мир в этом случае управляется слепым роком, "фатумом". Гомер восклицает в "Илиаде": "Нет существа несчастнее, чем человек!" А боги и сами порой не знают собственной судьбы: громовержец Зевс вопрошает о своей участи у особых богинь судьбы Мойр. Но для Библии бытие Бога и наличие бездны совершенно несоизмеримы. Бездна реальна не для Бога, Он многократно выше ее, но она является реальной проблемой для создаваемого мира. Бог творит мир не из подручного материала, не из глубин Самого Себя, а "из ничего". Это ветхозаветное выражение означает, что Творец специальным творческим актом (по-библейски, "Словом" – "и сказал Бог...") приводит мир и каждое существо, духовное или материальное, из небытия в бытие, дарит это бытие. Таким образом, постепенно возникающий мир, приходя в бытие, "отвоевывает" себе пространство у небытия. И тогда то, что для Бога не существует, небытие, "ничто", оказывается для мира враждебной бездной, всегда готовой поглотить мир обратно. Эта "тьма над бездной" в другой системе координат будет названа зловонным дыханием "князя века сего" – диавола. Но Бог не только оберегает беззащитный мир, Он терпеливо и заботливо трудится над его совершенствованием: в выражении "Дух Божий носился над водою" слово "носился" в оригинале означает "заботился" - "как птица носится с птенцами" (св. Ефрем Сирин), "вода" - первозданная стихия (более точно: "Дух Божий носился со стихией, благоустраивал космос") (Шихляров Лев, свящ.). Над этой, пока безвидной, неустроенной бездной первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая ее, была тьма совершения, полное отсутствие света. Но в то же время первозданному веществу нельзя приписывать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю: Дух Божий носился над водой. Под Духом Божьим нужно понимать, согласно Св.Отцов Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия носился в еврейском тексте выражается словом мерахефет, которое в своем начальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представлять как зиждительную силу, которая оживляла первозданное вещество, способствуя деятельности и развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом. «Какой дух носился верху воды? По мнению некоторых, Всесвятой Дух, оживотворявший водное естество и предызображавший благодать Крещения. Но более справедливым почитаю мнение, что писатель здесь духом именует воздух. Ибо, сказав, что Бог сотворил небо и землю, и под именем бездны упомянув о водах, по необходимости помянул и о воздухе, простирающемся от поверхности воды до неба, потому что свойство воздуха – носиться над телами, которые внизу. Весьма же прилично сказал писатель ношашеся, а не «покрывал», потому что словом ношашеся выражается удобоподвижная сущность воздуха. А если кто не согласен на такую мысль, потому что написано: Дух Божий ношашеся верху воды, – то да слышит, что блаженный Давид говорит о Боге всяческих: дхнет дух Его, и потекут воды (Пс. 147:7). Но если и не скажу, то само собою явно, что Духом Божиим Давид назвал ветер, потому что, как скоро подует южный ветер, замерзшая вода обыкновенно тает» (блж. Феодорит Кирский).
– 3-5 ст.: Словом сказал бытописатель указывает на Слово Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом сказал можно понимать мысль, намерение, хотение божественное. С другой стороны, в слове сказал можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Святой Троицы. Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не зависит от солнца ипотому мог явиться ранее небесных светил. В первые три дня творения периодическая смена дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а пульсацией света. Последовательной сменой света и тьмы, вечера и утра определился первый день творения.
В первый день Бог творит не только праматерию, но также свет. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1:3). Святитель Григорий Богослов говорит: «Когда Бог благоволил произвести этот мир, состоящий из вещей видимых и невидимых (мир, который является как бы провозвестником Его изумительного величия), Он не дает тому, что вечно (т.е. Ангелам), другого света, кроме Себя, потому что мог ли бы тот, кто наслаждается самим источником света, нуждаться в его отражениях? Только для низших существ и для того, что окружает нас, Он впервые произвел этот свет. Этому великому Свету благоугодно было начать дело сотворением света, чтобы разогнать тьму, смещение и беспорядок, царствовавшие повсюду. «Но сначала Он не сотворил, по моему мнению, света органического и солнечного; Он сотворил свет бестелесный (а не солнечный), который Он лишь позже дал солнцу».
Одни отцы (святители Василий Великий и Григорий Богослов) считали, что свет был сотворен как бы заново, например, святитель Василий Великий пишет, что «Творец всяческих, изрекши слово Свое (да будет свет!), мгновенно вложил в мир благодать света». Другие учили, что свет первого дня был изведен из самой первоматерии. Так святитель Григорий Нисский пишет, что «Когда по единому мановению воли Божьей вдруг нераздельно составилась Вселенная, и все стихии были еще одна с другой смешаны, тогда рассеянный повсюду огонь оставался потемненным (пребывая сокровенным в частицах вещества), омрачаемый преизбытком вещества. Но поскольку в нем есть некая всепроникающая и удободвижимая сила, то (повелением Бога) огонь проторгся из всякого тяжелого естества и вдруг озарил все светом». Первобытный свет – это «светоносная сущность, рассеянная во Вселенной». Кстати, если следовать научной гипотезе о «большом взрыве», то в начальный период после «взрыва» Вселенная представляла собой раскаленную плазму, то есть свет. И, вообще, как отмечают ученые-физики, в природе свет имеет особое значение. Скорость света – универсальная константа, которая связывает между собой массу и энергию (формула Эйнштейна Е=тс). Квант света - фотон - обладает свойствами как частицы, так и волны. Ее масса покоя равна нулю, то есть свет – это энергия «в чистом виде». В. Лосский отмечает, что «свет... есть не столько физические колебания, то есть не столько нами видимый свет, сколько «свет разума», то есть начало порядка и гармонии в мироздании».
...И отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1:4). Эта тьма принадлежит к тварному бытию, и ее не следует смешивать с первоначальным «ничто», которое невещественно. Не нужно отождествлять первозданную тьму со злым началом, с падшим ангельским миром. Тьма, которой заканчивается первый день, является как бы необходимым инкубационным периодом перед началом последующих творческих актов. Тьма первого дня, которую Бог назвал ночью, представляет собой плодотворную реальность, подобную земле, которая дает рост зерну. Ночь первого дня «выражает собой утробную тайну плодородия, принцип тайны жизни, тайны, свойственной земле и чреву». «Тьма не есть какая-либо субстанция. Она есть лишение света», – пишет святой Иоанн Дамаскин.
В первые три дня, по мнению Василия Великого и Иоанна Дамаскина, «день и ночь следовали друг за другом не в силу движения солнца (так как оно еще не было сотворено), а вследствие пульсации света в установленной Богом мере». Преподобный Ефрем Сирин пишет, что первозданный свет на ночь погружался в первозданные воды. Святитель Григорий Нисский делает предположение о вращении первичного света вокруг земли, в результате чего чередовались день и ночь (в первые три дня). Свет является первым и необходимым условием для многих химических реакций и для развития органической жизни.
«Если Богом создан свет, то как сотворил Он тьму? Тьма и свет противоположны друг другу, но и необходимы людям. Свет вспомоществует людям в работах и трудолюбии, показывает видимые предметы и побуждает песнословить их Творца. А тьма упокоивает и обновляет людей, полагает конец утомлению, какое производит работа, и людей собирает в дома, а зверям дает свободу искать себе пищи». «Кому говорит Бог: да будет свет, да будет твердь (Быт. 1:3-6)? Не другому кому повелевает созидать, но призывает несуществующее. Здесь повеление есть само хотение. Ибо сказано: вся елика восхоте Бог, сотвори (Пс. 113:11). Если же изрек Он и слово какое, то, очевидно, не ради бездушных стихий, но ради невидимых сил, да знают они, что по Его повелению и не сущее приходит в бытие» (блж. Феодорит Кирский).
– 6-8 ст.:Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа", что значит "простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено "стереома" – твердь. Само действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде: Господь обращается со Своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо землей, бездной и водой. По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образовавшееся между этими массами, и является твердью. Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте водой, яже бе под твердию и видимое небо твердь.
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. ...И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом.».(Быт. 1:6-8). В этот день происходит устроение пространственной структуры мироздания. Создается твердь (по-гречески стереома – опора, основа) – некое основание, фундамент космоса (ср. основавший землю на тверди ее — Пс. 103:5). Однако, как изъясняет святитель Василий Великий, не следует думать, что твердь – это нечто твердое и жесткое в физическом смысле слова. «Напротив того, поскольку все, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью».Твердь – это оболочка, в которую заключен видимый мир. В. Лосский пишет: «Во второй день Бог окончательно отделяет воды низшие от высших, то есть земной космос, ограниченной «твердью небесной», от ангельских эонов, о которых в дальнейшем книга Бытия ничего не говорит». Здесь он следует мнению святителя Григория Нисского о том, что «твердь, которая названа небом, есть предел чувственной твари и за этим пределом следует некая умопредставляемая тварь, в которой нет ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры притяжения, ни цвета, ни очертания, ни количества, ни чего-либо иного, усматриваемого под небом». Соответственно, «воды над твердью» находятся вне нашего космоса. Они, по толкованию преподобного Ефрема Сирина, «пребывают там росой благословений и блюдутся для излияния гнева». Они таинственным образом (по Библии – через «окна небесные», Быт. 7-11) излились на землю при потопе и, надо думать, были той благодатной росой, которая выпадала на землю вместе с манной (Исх. 16:14). Воды под твердью – это те обычные земные воды, которые в третий день были собраны в моря. «Для чего писатель присовокупил: и виде Бог, яко добро (Быт. 1:8)? Чтобы убедить неблагодарных не хулить того, что Божий приговор именует добрым» (блж. Феодорит Кирский). У некоторых возникает после прочитанного странный вопрос:«Одно ли небо или их два? Поскольку Божественное Писание учит, что в начале сотвори Бог небо и землю, потом говорит, что по создании света во второй день сотворена твердь, то вопрос этот показывает только великое неразумие спрашивающих. И по времени, и по способу сотворения должно было уразуметь различие небес: одно создано прежде света, другое – после света; одно – из ничего, другое – из вод. Ибо сказано: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды (Быт. 1:6). Потом, сказав, что слово стало делом (ибо это означается словами и бысть тако), писатель учит, как оно стало. Ибо говорит: и сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь небо (7-8). Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А это получило наименование от самой вещи. Поскольку же составилось из текущей сущности вод и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то названо твердью. А потом, поскольку оно вверху и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом. Естество же водное Бог всяческих разделил на две части и одну часть поместил над твердью, а другую оставил внизу, чтобы воды, которые вверху, своею влажностью и холодностью препятствовали огню светил причинять вред тверди, а воды, оставшиеся внизу, своими испарениями питали воздух, согреваемый и иссушаемый огнем, который вверху. Посему, кто не допускает второго неба, тот идет неправым путем, а кто покушается насчитывать много небес, тот следует басням, пренебрегая учением Божественного Духа. Божественное же Писание именует небеса во множественном числе, говоря небеса небес (Пс. 148:4), потому что на еврейском языке ни небо, ни вода не именуются в единственном числе. Много подобного сему можно найти и в языке греческом. Так, города афинского никто не называет в единственном числе, называют же Афинами во множественном же числе; и города Дельфы никто не называет Дельфом, называют же во множественном Дельфами. Итак, не потому, что небес много, но, сохраняя свойство еврейского языка, Божественное Писание выразилось о небе во множественном числе. В другом же псалме, яснее научая нас этому и отступая от свойства языка, сказало так: небо небесе Господеви (113:24). Из этого ясно, что как это небо служит для нас кровом, а земля – помостом, так видимое небо имеет кровом своим небо горнее.
Для чего сотворил Бог растения прежде светил, а животных – после? Животные имеют глаза и не вынесли бы переизбытка света; свет же, разделенный на малые и большие светила, издает сияние, соразмерное зрению животных, а природа растений лишена чувства.
– 9-18 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента: во-первых, по слову Творца, является вода и суша, а во-вторых – земля производит различные вида растений. Таким образом, в третий день творения земля, составленная из первоначального неустроенного вещества, получает более определенный вид, образуются океаны, моря, озера, реки; является суша с материками, островами, горами. Затем, по слову Господа, земля производит растения.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так (Быт. 1:9) – здесь уже речь о нашей планете. В третий день она получила свое завершение. Святитель Василий Великий отмечает, что именно в третий день творения повелением Божьим вода получила способность стекать вниз: «теперь она везде растекается, непостоянна, по природе стремится в покатые и вогнутые места; но какую силу имела она, прежде чем, вследствие этого повеления, произошло в ней такое стремление к движению, этого сам ты не знаешь и не мог слышать от какого-либо очевидца». По толкованию преподобного Ефрема Сирина, в этот день изменился и рельеф земли: «Самое вместилище морей сделалось углубленным в то именно время, когда сказано: да соберется вода в собрание едино, – то есть или дно морей стало ниже прочей земли и вместе с водами, бывшими над ним, приняло в себя воды, бывшие над всей землей, или воды поглотили друг друга, чтобы достало для них места, или дно моря расселось и произошло великое углубление, так что воды во мгновение ока устремились по склону дна». Воды, послушные гласу Творца, отделяются от земли, собираются в собрание едино, и этим как бы «снимаются завесы, чтобы открылась земля, дотоле невидимая». До сих пор «земляная качественность была еще смешана с естеством влажным». Теперь же она до того «огущается собственными ее качествами, что, по приведении всех ее частей в однородное, при сжатом и сгнетенном ее состоянии, выжата была из нее заключающаяся влажность, вода же отделена от земляной примеси и собралась вокруг себя самой, заключенная в земляных впадинах». Собравшись в земляных впадинах и образовав огромные водяные бассейны или моря, вода приобретает соленость, дабы, от совокупления в одно место, не подвергнуться гниению. «Воды, покрывавшие землю в первый день, были несоленые. Хотя над землей была бездна вод, но не было еще морей. Воды сделались солеными в морях, до собрания же их в моря не были солоны. Когда воды разлиты были по лицу земли для ее орошения, тогда были они сладки. Когда же в третий день собраны в моря, тогда сделались солеными, чтобы, от совокупления в одно место, не подверглись гниению и чтобы, принимая в себя вливающиеся в них реки, не переполнялись. Чтобы не иссохло море от солнечного зноя, вливаются в него реки; а чтобы не возрастало море, не выходило из пределов и не потопляло землю, принимая в себя воды рек, воды их (испаряясь) поглощаются соленостью».
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя... дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод» (Быт. 1:11). Это первое повеление Бога явиться жизни на земле, в ее простейшей растительной форме. До этого времени безжизненная планета зазеленела и зашумела могучей растительностью. Но это был еще мертвый лес: без животных, птиц и насекомых. Растения не имеют души и наделены лишь способностью питаться и расти. «После того, как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась, ей дано повеление произращать сперва траву, потом дерева, что, как видим, совершается еще и ныне. Ибо тогдашний глагол и первое повеление сделались как бы неким естественным законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды». Отцы Церкви в целях борьбы с языческим поклонением солнцу, как источнику плодородия, использовали тот факт, что растения, согласно Библии, появились на земле раньше солнца. Святитель Василий Великий пишет: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающиеся перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно, по бытию, позднее травы и зелени». По той же причине и сама суша явилась прежде солнца, «дабы причину осушения земли не приписали мы солнцу». Реликтовые растения, как известно, не имеют годовых колец на срезе. Это говорит о том, что они существовали еще тогда, когда не было смены времен года, солнечные лучи еще не достигали земли.
– 14-19 ст.: В четвертый день творения, по слову Божию, являются светила небесные. В повествовании об этом писатель употребляет глагол не бара, а аса, предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в 1-й день, был сосредоточен в этих массах небесных тел.
«В четвертый день Богом были созданы светила небесные: солнце, луна и звезды» (Быт. 1:14-19). Святой Иоанн Дамаскин вслед за каппадокийцами считает, что «в светила Творец вложил первозданный свет (свет очутился в светилах), ибо светило – не самый свет, но вместилище света». «Тогда (т.е. в 1-й день), – пишет святитель Василий Великий, – произведено само естество света, а теперь приготавливается это солнечное тело, чтобы оно служило колесницей тому первобытному ясному и невещественному свету, то есть светила». Святитель Григорий Нисский пишет, что солнце, луна и звезды заимствовали свое бытие от первозданного света, но состав каждого светила приведен в совершенство в три дня. Язычники, как известно, солнце, луну и звезды почитали за божества и служили им. По Библии, наоборот, планеты и звезды служат Творцу, исполняют Его волю. Хотя в библейских текстах встречается олицетворение светил (Быт. 2:1 – они называются «воинством небесным»; Суд. 5:20 – они «сражаются»), мы должны понимать подобные тексты как аллегории. В период духовного упадка у некоторых евреев бытовали астральные культы (Иштар-Венера — Иер. 7:18). Светила с их равномерным вращением определяют ритмичную смену дня и ночи, необходимую для живых существ, а также смену времен года. Они освещают землю, являются ориентирами ночью. Одни из звезд видны в одно время года, другие – в другое. В разные годы звезды различным образом выстраиваются, поэтому могут служить для определения «времен, и дней, и годов». Светила являются чудесными знамениями, напоминающими о Всемогуществе Творца, что во все времена вдохновляло поэтов.
Деление первоначального света на светила было вызвано, по мысли отцов, Промыслом Божьим о тварях, «ибо животные имеют глаза и не вынесли бы преизбытка света; свет же, разделенный на малые и большие светила, издает сияние, соразмерное зрению животных». Святой Феофил Антиохийский указывает, что «...солнце есть образ Бога, а луна – человека. Если первое пребывает как бы неизменным и всегда совершенным, то луна каждый месяц умаляется и как бы умирает, а потом вновь нарождается, символизирует будущее Воскресение. Светила светлые и блестящие – образы пророков, менее светлые – праведников, блуждающие и падающие – образ нечестивых и богоотступников». Возможно, этот мотив нашел свое преломление в тропаре святым отцам: «Благословен еси Христе Боже наш, светила на земли, отцы наши, основавый...».
Однако существует и мнение, что «вданном случае речь идет не о том, что светила были созданы в четвертый день, а о том, что они стали явными для земли. В различных аудиториях доводится разъяснять, что значат дни как периоды творения. Как, в частности, понять, что в четвертый день появляются солнце и луна? Тут надо вернуться к тому, что вы проходили по географии. Вспомнить материю, строение Земли, разрез Земли. Помните знаменитый каменноугольный пласт? Был такой период, когда, по современным открытиям, Земля была покрыта мощным слоем растительности лесами, папоротниками. В какой-то определенный момент все это было уничтожено солнечными лучами, то есть сгорело, испепелилось, образовав мощный пласт, который мы называем каменноугольным.вует и мнение, что
– 20-23 ст.: В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово Господа, обращенное к водам, следует понимать в том смысле, что воды становятся обиталищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога. Здесь во второй раз употребляется глагол бара, т.е. творение без готового материала, творение животной жизни из ничего. В этот день появились и пресмыкающиеся. Еврейское слово шерец имеет значение многородящие – наименование вполне приложимое к рыбам и другим земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различные виды ипороды птиц. Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода.
В пятый день Бог создал рыб и птиц. «В первый раз созидается животное одушевленное и одаренное чувством», – пишет святитель Василий Великий. Многочисленность и разнообразие обитателей вод служат наглядным доказательством могущества и неизреченного человеколюбия Господа. «Могущества – в том, что Он словом и повелением произвел таких животных, а человеколюбия – в том, что назначил им свое место в неизмеримом море, чтобы они никому не вредили, но жили бы в водах и видом своим возвещали о высочайшем могуществе Творца».
Вода получает повеление произвести, на первый взгляд, совершенно различных животных: рыб и птиц. Слово Божье, по замечанию В. Лосского, устанавливает «любопытное сближение между существами плавающими и летающими (внешние формы которых действительно не лишены сходства), между водой и воздухом, обладающими общими свойствами текучести и влажности. Здесь мы ясно ощущаем, что перед нами не космогония в современном смысле этого термина, но некое иное видение бытия и его иерархичности, видение, для которого решающее значение имеет тайна формы, «вторичные качества» чувственного мира (столь пренебрегаемые наукой), обращающие нас к умозрительным глубинам, к «логосам» творения; это видение стало очень трудным для нашей падшей природы, но мы можем вновь обрести его в «новой твари» (т.е. достигнув обожения), в Церкви, как в литургико-сакраментальном космосе, так и в опыте созерцания твари подвижниками».
– 24-25 ст.: При творении в шестой день животных четвероногих, Господь обращается с творческим словом к земле: да изведет земля душу живу. Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитания. В шестой день уже земле повелевается извести из себя всякого рода животных и гадов. Святитель Василий Великий вопрошает: «Для чего (именно) земля изводит душу живу? (Для того), чтобы ты знал различие между душой скота и душой человека... (Т.к.) душа всякого животного кровь его есть (Лев. 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное».
К концу шестого дня земля покрылась роскошной растительностью, воды наполнились рыбами и морскими чудовищами, воздух – птицами, леса и поля – зверями. Земля стала как бы одним громадным и чудным чертогом, который ожидал входа своего царя – человека. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда (Бог) все уже устроил и всему видимому дал надлежащий порядок и красоту, когда приготовил роскошную трапезу, полную разных яств и показывающую во всем изобилие и богатство; когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу; тогда-то, наконец, созидает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает, во сколько крат это, имеющее быть созданным животное, превосходнее всего сотворенного, когда Он повелевает всем тварям быть под его властью и управлением». «Животные призваны служить человеку, но богословы не имеют единого мнения насчет того, как они в раю жили и питались, даже, невзирая на прямое сообщение текста о траве, благословленной всем животным в пищу» (1:30). Католики утверждают, что законы природной жизни не меняются, и тот факт, что хищник загрызает жертву, не жесток сам по себе, он естествен, но нравственную оценку (жестоко, страшно, отвратительно) вносит человек, соизмеряющий жизнь природы со своей иноприродной целью. Традиционно-православное объяснение таково, что т. к. природа призвана зависеть от человека, то после грехопадения последнего изменились и отношения между живыми существами. Современный богослов диакон Андрей Кураев не без основания полагает, что животные были не кровожадны только в пределах райской земли, но не вся земля была раем. У пророка Исайи мы встречаем описание будущего рая: там "барс будет лежать вместе с козленком" (11:6). Глядя, как в зоопарке на "площадке молодняка" часто дружно играют детеныши будущих смертельных врагов или, читая в житиях описания того, как хищник смиренно довольствовался хлебом из руки подвижника, начинаешь постигать, что это не просто поэтический образ.
Как объяснить несоответствие библейской хронологии предположительному возрасту Земли и ее обитателей? И почему отсутствуют человеческие останки среди останков древних животных? Здесь следует сказать следующее. Во-первых, порядок расположения останков свидетельствует о том, кто в какой последовательности умер, а не появился на свет. Во-вторых, мир создан для человека. Что мешает нам предположить, что человек был переселен из рая на проклятую землю уже после того, как на ней произошли определенные процессы, и она стала более-менее пригодна для жизни (например, вымерли динозавры). Ведь между проклятием земли и выдворением людей есть еще некий момент. А вне рая в течение этого момента могло пройти сколько угодно лет. Это лишь гипотеза, но она с научной точки зрения непротиворечива. Тогда нет смысла сопоставлять "возраст вселенной" с продолжительностью жизни людей, указанной в Библии.
– 26-28 ст.: О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что, во-первых, создание человека совершается после особого Божественного совета, во-вторых, человек создан по образу и подобию Божию, и, наконец, поставляется господином всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий перед сотворением человека свидетельствует об особенном участии всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами сказал Бог указывается единство божества, а прибавление сотворим – число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ Божий, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души – ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле, а подобие – в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу. Как образ и подобие своего Творца, как последнее и высшее создание на земле человек является и владыкой природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творения сказано: "И сотворил /бара/ Бог человека /евр. адам. Когда это слово употреблено без члена, то не выражает собою собственного имени первого мужа, а служит лишь нарицательным обозначением «человека» вообще; в этом смысле одинаково прилагается как к мужчине, так и к женщине, указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению и животной жизни вообще.Благословением Бог давал вместе с владычеством над землей и способность рождения подобных себе.
– 29-30 ст.: Господь назначает в пищу человека всякую траву семенную, сеющую семя, т.е. хлебные злаки и плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу всякую траву зеленую, т.е. траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9:3).
– 31 ст.: Дела творения каждого дня получают одобрение Творца и виде Бог, яко добро. Все же творение, законченное шестым днем, получает высшее одобрение се добро зело. Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворенному. Им же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее существование тварей.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 244;