БОГОСЛОВИЕ КНИГИ СУДЕЙ

По существу, богословие Книги Судей то же, что Книги Иису­са Навина. Израиль может получить помощь только от Бога. Если он отступает от Завета, то лишается небесного покрова. Здесь про­ходит водораздел между политеистической и библейской религи­ями. Боги язычников либо торжествовали, либо гибли вместе со своими почитателями. Защита при любых обстоятельствах царств, городов и народов была непременной функцией каждого нацио­нального божества. Иное дело – в ветхозаветной Церкви. Яхве Сам судит грешников, но Он же дарует им избавление, когда они, охваченные раскаянием, взывают к Нему.

Повествуя о судьях, свя­щенный автор стремится показать, что их успехи целиком зависе­ли от небесной помощи. Но в итоге ни один из них не воплотил в себе идеала ветхозаветной Церкви, ни один не смог стать теократи­ческим главой народа Божьего. Эгоистические интересы отдель­ных колен, идолопоклонство, личные слабости и грехи самих су­дей сводили на нет их дело. Этот пессимизм книги как бы подска­зывает читателю мысль, что истинный Муж Духа явлен будет лишь в грядущем.

 

- 1:8: «Если в это время Иерусалим был разрушен, то, как же впоследствии воцарившийся Давид осаждал и захватил его? Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру - «поселение» / семитское ири, иарах - «основывать») Шалимом. В Бронзовом веке Шалим был божеством-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень «с-л-м», от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Йевус — по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом.

Народ еврейский испытал много превратностей, как показывает история Судей. Евреи то побеждали, то были побеждаемы, то владычествовали над иноплеменниками, то были у них в рабстве. Поэтому нет ничего удивительного, что иевусеи восстановили сожженный Иерусалим, как только представилась возможность.

 

- 1:15:По все видимости имеются ввиду источники воды для орошения в гористой местности и на равнине, в долине.

 

- 1:16: «Какой город писатель называет финическим (в синодальном переводе: город Пальм)? Иерихон. Скорее всего он так назван по растущим там в изобилии плодам фи­никам».

- 3:9:«Каким образом Гофониил и брат Халеву, и сын Кенеза, тогда как Халев был сын Иефонии? Вероятно Иефония имел два имени и назы­вался еще Кенезом. Возможно и то, что Гофониил и Халев были от разных отцов, но от одной матери, и Халев имел отцом Иефонию, по смерти же Иефонии мать его вступила в супружество с Кенезом и родила Гофониила».

 

- 4:2: «О Иавине, царе Асорском, повествуется и в истории Иисуса Навина. Поэтому если он был убит Иисусом (Нав. 11:10), то каким образом по прошествии многого времени восстал против Израиля (Суд. 4:2)? При Навине речь идет об одном Иавине, а в нашем случае уже о другом; оба имели одно имя и владели тем же царством. Ве­роятно же, последний был сыном первого. Ибо случаи, когда сыновья получали имена отцов были довольно частыми. Так и первый сын царя Константина Великого назван Константином».

 

- 4:4: «Почему пророчествует женщина? Потому что одна природа и у мужчин и у женщин. Из Адама со­здана и жена и, подобно ему, наделена разумом. Почему и говорит апостол: во Христе Иисусе нет ни мужского пола ни женского (Гал. 3:28). Так были как Моисей пророк, так и пророчица Мариам. Скорее же всего Девора была удостоена дара проро­чества в обличение мужчин того времени, потому что, когда ни один не был найден достойным благодати, тогда Девора приняла дар Духа. А что сподобилась она благодати свыше, настолько было явно, что Варак не осмеливался без нее собирать ополчение для сражения(Суд. 5:7)».

 

- 6:38:Не раз звучало мнение, что история с руном – символ не поглощения божественной природой Христа природы человеческой; удивительное их сосуществование. Что-то сродни халкидонскому догмату.

- 7:5: «Почему Бог повелел сражаться только тем, кто подобно псам, лакали воду? Причину этого открыл Бог. Ибо говорит: народа с тобой слишком много, не могу Я предать мадианитян в их руки, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня». Поэтому, когда большая часть людей была отпущена, Бог повелел оставшихся привести к реке; потом, когда и из этих весьма многие припали на колена и тотчас напились, триста же человек не сделали этого по ле­ности, но горстью подносили к устам воду, именно этих-то, как недеятельных и нерадивых, повелел Бог вести на сражение, чтобы для всех стала явнойБожья по­мощь. Так, посредством двенадцати рыбаков, мытарей и делателя палаток Господь совершил невозможное – христианизировал греко-латинский мир.

Нельзя отвергать и предположения, что для сражения были использованы именно те, кто стоя на одном колене и черпая воду одной рукой, второй держали меч в ножнах, готовые в любой момент вступить в сражение. В этом случе Бог избрал особо внимательных и серьезно относящихся к войне.

- 8:27: «Что значит сказанное: Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре? Сделанное Гедеоном было против закона, потому что ефод могли употреблять только священники и через не­го получали откровение как правильно поступать. Скорее всего само намерение Гедеона не было нечестивым; как начальник и вождь, он хотел по­средством ефода знать, как ему поступать. Народу же об­ратилось это в повод к беззаконию. Ибо сказано: и стали все Израильтяне блудно ходить к нему, и был он сетью Гедеону и всему дому его. Слово «ефод» в книге Исхода переведено как «риза верхняя» («епомис»), к которой прикреплялось судное слово (Исх. 28:15), и чрез него была узнаваема победа в сражении. Но яснее показывает это история Царств. Ибо, когда собрались иноплеменники, Саул повелел свя­щеннику взять ефод. Когда же увидел, что враги приведе­ны в смятение и объявлена победа, говорит священнику: «Согни ефод» (1 Цар. 14:18-19). Итак, последнее указывает, что ефод представлял собой ткань, возлагаемую на священников и предвещающую, что нужно делать. Да и Акила перевел это слово как «верхняя одежда» (έπένδυμα). История же Авимелеха и сихемлян учит нас, что согласие вступивших в худое де­ло ведет к погибели и оканчива­ется раздором. Ибо умертвившие детей Гедеоновых все погибли друг от друга».

 

- 10:3-5:«Восьмой судья – Иаир, был он судьей 22 года. Про него сказано, что он ездил на 32 ослах, и было 32 города, которые называют селениями Иаира. «И умер Иаир, и погребен в Камоне». Т.е. он просто был знатный израильтянин, который прославился особенностями своего быта».

- 11:29-40: «Мнение святых отцов на этот счет такие. Он совершил обет свой над нею, который дал. Так как в дальнейшем сказано, что дочь Иеффая оплакивали ежегодно четыре дня, то есть мнение, которого придерживаются некоторые толкователи, что Иеффай совершил над ней именно всесожжение (см. выше: Иеффай и его дочь). Она была заклана и сожжена на жертвеннике, как он и обещал. Однако этому существует следующее возражение. Во-первых, в Израиле категорически были запрещены всевозможные человеческие жертвы. Запрет положил еще Моисей – «все первенцы – Мои». Однако первенцев никто не убивал, убивали другие народности, а израильтяне, отдавая первенцев Богу, вместо них приносили жертвы, которые закалывали и приносили во всесожжение.

Здесь вопрос стоит так, что раз дал обет Богу, то он этим обетом нарушал Закон Божий, те постановления, которые были даны Моисею. В любом случае если он совершил убийство дочери, то нарушал Моисеев Закон. Некоторые толкователи Священного Писания говорят так, что в тексте, когда он исполнил свой обет, сказано: «Она не познала мужа». Если он сжег девушку на костре, то причем здесь «она не познала мужа»? В данном случае разговор идет о том, что она оплакивала свое девство. Видимо, одним из условий всесожжения было ее добровольная чистота жизни, отлучение себя от того призвания, которое должна была пройти каждая женщина Ветхого Завета, т.е. стать матерью. Она свое девство возносила как бы во всесожжение вместо себя самой. Обет безбрачия, обет целомудрия, который она давала, был заменой ее всесожжения. Но следует учесть, что слова «она не познала мужа» могут быть свидетельством не всесожжения как обета девства, а ссылкой на книгу Чисел 30:4-9, где четко говорится об исполнении обета и повиновении отцу как ближайшему координатору и управляющему жизни девицы, если женщина не имела мужа. В таком случае данные слова еще раз подтверждают, что обет был исполнен буквально – девица была сожжена.

Следующее толкование говорит, что свой обет Иеффай изрек условно. Он мог сказать: выйдет или не выйдет, так что это не было до конца им оговорено. Мнение отцов Церкви такое, что если понимать обет в буквальном смысле, поступок Иеффая не одобряют. Так что для вас остается вопрос, который вы решите сами: был ли Иеффай убийцей своей дочери и принес ее в заклятие, либо он поступил так, как подсказывала ему отцовская совесть, и она осталась жива? Хотя практически она умерла, для всех она была как мертва».

 

- 14:9: «Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу (Чис. 6:6). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета».

 

- 15:4: «Где Самсон изловил столько лисиц? У иноплеменников была гора, в которой водилось много лисиц. Это показывает и история. Ибо сказано: и нача Аморрей жити в горе Мирсиноне, идеже медведи и ли­сицы (1:35)».

- 17:5: «Что значит сказанное: сотвори Миха ефод и ферафин (терафим)? Выше уже говорилось об ефоде, что это свя­щенническая тканая риза, посредством которой Бог от­крывал, как нужно поступать. А ферафин было что-то по­добное, посвященное идолам, а не Богу. Ибо это и показывает здесь история. Сказано: И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. Был же он колена не Левиина, а Ефремова. Но писатель объяснил и причину беззакония. Ибо гово­рит: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. Столько вреда производит безначалие!».

- 17:7: «Последующие слова заключают в себе много сомнительного. Ибо сказано: Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там. Но если был левит, то, как от племени Иудина? Мы помним, что Бог не определил священникам левитам особого жребия, но рассеял их по всем коленам, чтобы все имели учителей благочестия. Так и этот юноша, будучи левитом, жил в Вифлееме, принадлежавшем колену и роду племени Иудина.

Велико было беззаконие этого чело­века. Во-первых, тогда как Бог водрузил скинию в Силоме, вопреки Божьему закону, он совершал богослуже­ние в другом месте. А потом приносил жертвы рукотворенным идолам, ибо это и означают слова изваян и слиян. Сверх этого, он отважился и на иное преступление, пото­му что закон запрещал левитам священнодействовать, повелевал же совершать богослужение священникам. Следовательно, осмелившись священнодействовать, пре­ступил он и этот закон. Но еще и неблагодарным сделался он к тому, кто оказал ему услугу. Ибо, взяв с собой орудия обольщения, последовал за пришедшими из коле­на Данова и стал виновником идольского заблуждения».

 

- 20:21-25: Почему израильтяне, подвигнутые ревнос­тью и предпочетшие благочестие родству, все равно были побеж­даемы? Потому, что сами делали подобные беззакония и, видя непотребство других, не видели своих собственных непо­требств. По­двигнутые справедливым гневом на учинивших беззако­ние в Гаваоне, вооружили они четыреста тысяч. Но Бог захотел наказать их: как делающих подобное и видев­ших худое в других, но не хотевших видеть достойное осуждения в себе, попустил, что раз и два они были побеждены и по­биты.

 

- 21:16-64:«Почему сыны Израилевы двумстаммужам из колена Вениаминова повелели похитить и взять себе в жены девиц из числа плясавших в Силоме? Все женщины в колене Вениаминовом были убиты; израильтяне же поклялись дочерей своих не выдавать за вениамитян. Поэтому, чтобы вынужденные этим вениамитяне по необходимости не взяли жен иноплеменных, из­раильтяне нашли средство избавиться от затруднения и придумали похищение».

 

 

Контрольные вопросы:

1. Ограничивалось ли служение судьи в Израиле XIII-XIV вв. до Р.Х. судебной властью? Ветхозаветная этимология слова «судья».

2. Были ли судьи руководителями всего еврейского народа или только его части?

3. Если в это время Иерусалим был разрушен, то как же впоследствии воцарившийся Давид осаждал и взял его? 1:8.

4. Почему судьей была избрана женщина? Суд. 4:4.

5. Почему Бог повелел идти в бой только тем, которые подобно псам лакали воду? Суд.7:5.

6. Не противоречат ли общему понятию о Библии как «Книге Добра» коварные поступки: Аода (внезапное убийство Еглона, 3:15-25), Иаиль (убийство спящего Сисера, 4:17-21), Самсона (назорейство, несовместимое с религиозной нравственностью, 13-16 гл.), Иеффая (человеческое жертвоприношение, 11:30-39)?

7. Какой из известных Вам форм государственного правления Вы бы обозначили правление в Палестине времени судей?

8. Докажите, что писатель Книги Судей преследовал цель апологии монархии.

9. Докажите свидетельствами из Книги Судей что в это время Израиль переживал религиозный и нравственный упадок.

10. Как согласно 17:7 юноша мог быть левитом и в то же время принадлежать колену Иудину?

11. Почему израильтяне, подвигнутые ревностью и предпочетшие ЛЕКЦИЯ 9

Книга Руфь

Как и многие повествования Ветхого Завета, Книга Руфи анонимна и не содержит ни единого намека на ее автора. Время действия – это время судей (Руфь 1:1).Талмуд фиксирует предание, согласно которому авто­ром является Самуил, однако книга, скорее всего, была написана после Давида (4:22) и значительно позднее описываемых событий, чтобы оправдать описание давно забытого обычая в ст. 7. Значит, только тот, кто знал имя Давида, мог эту книгу написать (4:22).

Литературный жанр и богословие

Со времен фундаментальной статьи Г. Гюнкеля ученые согласны с тем, что по жанру книга Руфи – новелла, короткий рассказ, высокохудожественный по стилю и композиции, в котором развитие сюжета проходит через несколько эпизодов до достижения развязки. Цель рассказа включает также поучение и наставление. Как таковой, он сравним с рассказами об Иосифе (Быт.37:39-50), женитьбе Исаака (гл.24), Иуде и Фамари (гл.38) и придворной историей Давида (2 Цар.9-20). Эти целостные повествования разительно отличаются от собраний преданий, таких как циклы Авраама и Иакова в Быт.12-36. Жанр отмечен возвышенным, почти поэтическим и ритмическим прозаическим стилем. Рассказы служат как развлечению, так и назиданию, сосредоточиваясь на деятельности Божественного провидения в жизни участников. От читателя ожидается и требуется участие в описываемых событиях; он должен учиться, подражая одним примерам и стараясь избегать других.

Как пример этой формы короткого рассказа книга Руфи является шедевром. По­средством совершенных изобразительных приемов, изысканности, явно увлеченно, но вместе с тем крайне немногословно автор рисует людей, которые при необычай­ном великодушии выглядят достоверно. В одной из плоскостей, это и есть цель рас­сказа: создать персонажи, которые живут, любят, роднятся так, чтобы быть воплоще­нием еврейской концепции sedaqa ("праведность", "целостность"), конкретным при­мером жизни в соответствии с Божественным заветом. В рассказе нет злодея. Орфа оставляет свою свекровь лишь после второй просьбы, а ближайший родственник вполне согласен выкупить землю до тех пор, пока требование жениться на Руфи, не ставит под угрозу его собственные наследственные дела. На этом фоне необыкновен­ная доброта и преданность Вооза, верность и обязательность Руфи и благоразумие и настойчивость Ноемини проявляются в их истинном свете. Они почти полностью являются олицетворениями hesed ("любящая верность"). Рассказ преподнесен с таким мастерством, что вызывает лишь восхищение.

Особая черта этой исторической книги: в ней нет ни капли пролитой крови. Почти во всех исторических книгах кровь льется рекой, кроме Песни Песней. Здесь же нет ни одного жестокого действия, все происходит в мире, согласии и любви.

В другой плоскости, рассказ сосредоточивается на происхождении Давида (4 гл.). Родословие в ст. 18-22 – очевидное позднее добавление – также указывает на это. Здесь повествование о земных событиях в жизни простых людей помещается в рамки Божественного промысла. Таким образом, первоначальная цель повествования расширяется, чтобы включать Божественное провидение и заботу в жизнь одной семьи. Она касается жизни всего народа, поскольку в сыне, рожденном Ноемини, начинается история Божественного правления при Давиде. Этим Книга связана с основной темой Библии – историей искупления. В свете этого поразительным пред­ставляется то, что автор определяет Руфь как "Моавитянку" в нескольких местах, где указание на ее этническое происхождение необязательно и даже излишне.

Однако основной замысел Книги – показать милостивое попечительство Божье в жизни этой семьи. Фактически, основное главное действующие Лицо этой драмы – Бог, Чье присутствие в рассказе прослеживается от горькой жалобы Ноемини в 1:20-21: "...не называйте меня Ноеминью (т.е. приятной), а называйте меня Марою (т.е. горькой); потому что Вседержитель послал мне великую горесть. Я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками" к радостному кличу вифлеемских женщин в 4:17: "у Ноемини родился сын". Мило­стивое попечительство Божие становится особенно явным в свете молитв основных персонажей, включая пламенное благословение Воозом Руфи в 2:12, 3:10 и не­ожиданное возвращение надежды к Ноемини в 2:20; каждая из них получает ответ в развязке книги. Это книга о Божественном руководстве событиями жизни всех, кто верит в Него. Именно Богом данного "пристанища" (1:9; 3:1) добиваются "строящая интриги старушка и молодая, умащенная благовониями, женщина с помощью маленьких хитростей".

И все же книга Руфи подчеркивает, что Бог есть причина всего, иначе, чем боль­шинство других ветхозаветных книг. Нет никаких указаний через сны, ангельские посещения или голос с неба, нет пророка с его "так говорит Господь". Бог действует за сценой, через обычные побуждения или события рассказа. Он "везде - однако полностью скрыт за чисто человеческими совпадениями или планами, такими как случайные шаги молодой девушки или рискованный план пожилой женщины". Таким образом, автор подчеркивает один из аспектов Божественного провидения – его тайность. Он скрывает попечительство Божье за обычной человеческой причинно-следственной связью просто потому, что он верит в его скрытую природу. Однако эта богословская концепция, с одной стороны, абсолютной, а с другой стороны, скрытой причинности, – уникальна. Придворная история Давида (2 Цар.9-20) и рассказ об Иосифе (Быт.37:39-50), среди прочих, также подчеркивают полный и постоянный контроль Божий над событиями, – не открыто и сверхъестественно, но неощутимо и естественно, посредством течения земной жизни. Временами Бог действительно открыто вмешивается в ход человеческих событий, чтобы достичь целей искупления. Однако в книге Руфи Он действует гораздо тоньше – через со­бытия и побуждения каждодневной жизни обычных людей, волнения которых мало кого затрагивали вне их прямого окружения. Посредством своей верности и тайного Божественного попечительства этот род был сохранен для Израиля, что было весьма немаловажно, поскольку от него произошли великий Давид и, много поколений спустя, Величайший Сын великого Давида.

Это время – время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести.

Символика книги.

Ближайший родственник, который не может жениться на Руфи, – это указание на закон, который не может спасти грешника, даровать ему жизнь (ветхий закон). Сам Вооз, который готов выкупить Руфь, поскольку другой родственник не может это сделать, символизирует Христа (преломление хлеба), т.е. делает то, чего не может сделать закон: избавляет человека от греха проклятия и смерти. Руфь, не принадлежавшая к избранному народу, является прообразом нас – христиан из язычников.

Есть в книге три женских образа: Орфа (образ мирской женщины, сердце которой принадлежит ее стране и ее богам; она символизирует человека, предпочитающего славу и богатство мира, славе и богатству во Христе); Руфь (женщина, исполненная веры и любви, которая готова покинуть землю свою, чтобы услужить Богу Живому; она являет собой человека, который добровольно избирает Иисуса Христа: «Твой Бог будет моим Богом» и обретает больше того, что он отдал); Ноеминь (личность отпавшая и возвратившаяся, покинувшая на время землю своего Бога, чтобы жить во вражеской стране; она символизирует собою человека, который сворачивает с доброго пути, но после испытаний в земле Моавитской снова возвращается к Богу).

Оппозиция законничеству.

Последователи про­роков справедливо усматривали в действиях Ездры и Неемии край­ность, противоречившую основам веры Израиля. Обособление ста­ло преградой для обращения язычников. Развод с иноплеменница­ми не всегда был религиозно оправдан: ведь многие из них приняли богооткровенную религию. Книга же Руфи преподавала недвусмысленный урок Ездре и всем, кто проповедовал национальную исключительность. История простой моавитянки не сопровождается «моралью», ибо она, как и в расска­зе об Ионе, вытекает из самого повествования: достоинство челове­ка и его праведность не зависят от происхождения, от националь­ной принадлежности. Богу угодны все, кто сохранил веру и любовь.

Учение, содержащееся в Книге Руфи, нашло последователей. Автор книги Иова, изображая святого человека из земли Уц, пока­зывает, что праведность не знает племенных границ. Об этом напоминает и евангелист, приводя имя Руфи среди предков Христа по плоти (Мф. 1:5).

 

- 3:2:«Веяние хлеба в Палестине в древности и теперь происходит вечером, так как около 4-х часов пополудни обычно дует благоприятный для этого ветер со Средиземного моря».

- 3:4:«Откроешь у ног его. Эту сцену проясняет тот факт, что рассказчик стремится противопоставить характер Руфи-моавитянки характеру ее прародительницы, дочери Лота. Для описания действий Руфи используется слово "открывать", то же слово употребляется и в законе, запрещающем кровосмешение (Лев. 18:6-20): "открывать наготу". Здесь же, однако, рассказчик заботливо изменяет это выражение, чтобы подчеркнуть чистоту Руфи в противовес извращенности Лотовой дочери: Руфь открывает "у ног" Вооза; ее прародительница открыла "наготу" своего отца.

Ляжешь. Руфь спокойно лежала у ног Вооза до тех пор, пока он не проснулся (ст. 8 и 9); между ними за всю ночь не произошло ничего противозаконного (ст. 11). Руфь противопоставляется дочери Лота, которая вступила в связь со своим отцом (Быт. 19:33)».

 

- 3:7:«При патриархальной простоте жизни богатство и именитость Воза не мешали ему непосредственно участвовать в полевых и иных хозяйственных работах, а равно и самому же ночью сторожить на гумне хлеб в снопах и зерне».

 








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 318;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.