Составитель книги и время написания

Составитель книги нам неизвестен. Скорее авторство книги принадлежит Самуилу, который написал ее к концу своей жизни. Во всяком случае, из той фразы, которая, как лейтмотив проходит через всю книгу, мы можем заключить, что книга была написана после того, как в Израиле появился царь. «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что казалось ему справедливым», т.е. по сути дела — анархия.

Раз говорится о царе, то во время написания этой книги уже была царская власть. Некоторые говорят, что эту книгу написал пророк Илия или другой пророк, живший после Самуила. То, что судьи были личностями историческими и имели реальное бытие, подтверждается в других местах Ветхого Завета и Нового Завета. Это 1 книга Царств, 2 книга Царств, псалом 82:10-12, Деяния Апостолов и Послание к Евреям (глава 11). И еврейские, и христианские предания подтверждают подлинность книги и включают ее в канон.

Ключевым словом ко всему этому является «анархия». Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему для исправления различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю». То есть сменилось поколение, родились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан и первых победных лет шествия по земле Палестины. В те смутные тяжелые времена Господь не оставил свой народ и трижды является Ангел Яхве. Первое явление в Бохиме (2:1), второй раз Ангел Господень является Гедеону (6:11-13), третий раз Ангел Господень является Манною (13:3).

Кто такой "Судья"?Книга получила свое название от тех одиннадцати или двенадцати человек, которые "судили" Израиль. Прочтя рассказ о даровании Синайского законодательства и сопоставив его с поведением Израильтян, можно легко прийти к выводу, что Судьи были назначенными должностными лицами, в обязанно­сти которых входило судить народ за нарушение закона. Однако термин "судья" вводит в заблуждение, т.к. эти люди за редким исключением, не подпадают под со­временное понятие о судье. Обычно, они не производили суд, и их основной задачей не было выслушивание жалоб и вынесение приговоров. В общественной сфере это обычно делали старейшины, а священники выносили окончательное суждение по религиозным вопросам. "Судьи" же были вождями, избавителями. Древнееврейское слово "sopet", переведенное "судья" связано с финикийскими (пуническими) и угаритскими словами, которые помогают прояснить его значение. Римляне называли гражданских правителей Карфагена "sufes" или "sufetes";Тит Левий сравнивает их с римскими консулами (История 30, 7, 5). Само слово «судья» переводится так же, как «спаситель». Несмотря на все свои несовершенства, судьи Израиля служили отблесками грядущего Спасителя-Христа.

Обычно судьи не были руководителями всего народа. Чаще всего они возглавляли одно-два колена (а некоторые, как Сам­сон, действовали в одиночку). В лице судей Бог воздвигает хариз­матических руководителей, которые призывались на служение Духом Господним. В то время единственным звеном, связующим израильские колена, была их вера, религиозный союз племен. Союз этот имел три священных центра: в Галгале, Сихеме и Силоме. Туда собирались представители родов на праздники или во время бедствий. Религи­озно-общественным идеалом эпохи судей была теократия – объе­динение племен на основе Завета и веры. Но практически этот идеал оставался неосуществленной мечтой. Ему препятствовали рознь колен, языческие влияния, соперничество областей.

Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне быстро переняли их культуру, способы ведения хозяйства и обычаи. С одной стороны, это повысило уровень жизни вчерашних кочевников (в частности, содействовало их культурному росту), а с другой стороны – возник­ла зависимость от языческого окружения. Семена Моисеевой веры едва взошли, но уже со всех сторон их стали заглушать языческие соблазны. Крестьянский быт усилил притягательность сельско­хозяйственной магии и ритуалов Ханаана.

О полном отпадении от Яхве речи не было, но рядом с религи­ей, принесенной с Синая, появляются другие культы (Ваалов, Астарт и др.). Воцаряется двоеверие, которое ослабляет духовные узы, соединявшие колена. Раздробленность делает израильтян легкой, добычей более сильных племен. Из пустыни совершают набеги кочевники-мадианитяне, с востока наступают аммонитяне и моавитяне, с севера – хананеи Асора, с запада – новые пришельцы, филистимляне. Только вера в единого Бога становится для ветхозаветной Церкви знаменем спасения. Именно под этим знаменем выступают харизматики-судьи.

Хронология Судей.Книга Судей содержит множество указаний на периоды времени. Например, после избавления от Хусарсафема, царя Месопотамского, (3:10) земля покоилась сорок лет (ст.11). Затем народ снова согрешил и был отдан в руки Еглону, царю Моавитскому на 18 лет (ст. 14). Израильтяне возопили к Господу, Кото­рый послал им избавителя в лице Аода; после этого земля покоилась 80 лет (ст.30). Складывая воедино все временные указания в Книге Судей, мы получаем 410 лет. Прибавляя к этому годы покорения земли и годы между судейством Самсона и началом строительства Соломонова храма, получаем цифру близкую той, которая получена на основании 3 Цар.6:1 – ок. 1440 г. для Исхода и ок.1400 г. для вступления в Ханаан.

Как было указано, существуют серьезные препятствия, мешающие принять эти даты. Если Исход состоялся около 1250 г., что же делать с цифрами Книги Судей? Существует два подхода к решению этой проблемы. Согласно одному из них, цифры следует понимать как округления, поскольку несколько раз встречаются 40, 80 и 20. Однако среди них встречаются и такие числа как 18, 8, 7, 3, 6, пренебрежение кото­рыми делает толкование весьма сомнительным. Кроме того, даже округленные цифры что-то значат и вряд ли можно, серьезно относясь к ним, уменьшить 410 до 200.

Другой подход предлагает рассматривать различные периоды угнетения и соответствующие судейства как местные и взаимно перекрывающиеся. Народы, угнетающие Израильтян, были расположены с различных сторон или в различных местах Ханаана. Иавин, "царь Ханаанский" царствовал в Асоре на севере; столкно­вение произошло в Изреельской долине (4:2-4) и в нем принимали участие лишь не­сколько северных колен (ст.6-10). Нападение Мадианитян произошло с востока (6:3) и, хотя они достигли Газы (ст.4), столкновение произошло также в Изреельской долине и в нем участвовали северные колена (ст.34-35). Нашествие Аммонитян было в Заиорданье в Галааде; затем оно продвинулось в центральную Палестину (10:8-9), однако Иеффай был из Галаада (11:1), а столкновение произошло в Заиорданье (ст.29-33). Иго филистимлян, в период Самсона, охватывало лишь юго-запад. Таким образом, нет причин отрицать, что судьи посылались, чтобы решать региональные проблемы; период покоя в одном регионе мог совпадать с периодом притеснений в другом.

Господь искушает Израиль.Слова (2:6-12) создают фон для всей Книги. Остается еще несколько деталей, таких как: почему были оставлены хананейские анклавы, роль, сыгранная окружающими народами в делах Господа по отношении к Израилю, и концепция "Судей", которые время от времени появлялись.

О каждом колене говорится, что на его территории остались хананейские анклавы, которые израильтяне сделали своими данниками, вместо того, чтобы изгнать их по заповеди, которая дана была им через Моисея. Т.е. они поступили довольно мудро: и землю получили, и оставили на ней некоторое количество населения, чтобы оно работало, а им уже вовсе можно и ничего не делать, только дань собирать. Вроде, как и Богу угодили, и сами тоже не сплоховали, и даже еще лучше обустроились на этой земле, чем им Господь обещал. Но такая их мудрость заканчивается достаточно плохо. И в результате этого отступничества Господь не стал больше изгонять хананеев. Мы видим здесь некоторую аналогию с древом познания добра и зла, когда Господь говорит, что оставляет эти народы для того, чтобы искусить ими израильтян, послушаются они или будут служить богам этих народов. И, наконец, еще дополнительное указание Священного Писания - для чего были оставлены эти народы. "Вот те народы оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян для того, чтобы они знали и учили войне последующих сынов Израилевых, которые прежде не знали ее" (3:1-2). Итак, с одной стороны, это наказание, с другой стороны, это и возможность исправиться и явить всему миру свою верность завету с Богом. Иными словами, непослушание израильтян должно было стать тем средством, которым Бог приведет их к более глубокому пониманию цели избрания и Своих взаимоотношений с Израилем. Это искушение призвано продемонстрировать двуединую истину о том, что Господь верен завету, несмотря на то, что народ ему изменил и что Он отзыва­ется на призыв народа, спасая его.

В определенном смысле, религиозные уроки, преподаются в Книге Судей путем отрицания и сравнения. "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (21:25), но часто это не казалось справедливым Богу, также как это не кажется справедливым даже современному читателю.

Обман и предательство.Ряд рассказов содержат элементы, которые могут быть восприняты как оскорбительные. Аод приносит дань Еглону, царю Моавитскому, затем отсылает носильщиков и говорит: "У меня есть тайное слово до тебя, царь". Поскольку Аод был левша, он смог спрятать меч под одеждой на правом бедре, где оно не могло быть обнаружено. Он неожиданно хватает его, убивает царя и спасается бегством (3:15-25).

Когда Сисера бежал от Деворы и Барака, Иаиль укрыла его в своем шатре. Она дала ему молоко и укрыла ковром. Попросив Иаиль стать на страже у дверей шатра, Сисера уснул. Она же взяла кол от шатра и молот и вонзила кол ему в висок (4:17-21).

Лишь воспринимая библейских персонажей как "наших", можно не обратить на это внимание. Попытки оправдать такое поведение ни к чему не приведут. Герои и героини рассказов Книги Судей следуют принципам, которые возможно в те дни были приемлемы, однако перестали быть приемлемыми сейчас. Сам Бог признал, что люди делали то, что сами считали справедливым. Однако им еще многому нужно было научиться, и, через Своих пророков и апостолов, Бог в будущем продолжал учить Свой народ.

Иеффай и его дочь.Когда Иеффай был призван избавить Галаад от Аммонитян, он дает обет Господу: "Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение" (11:30-31). Когда он вернулся, к нему на­встречу вышла его единственная дочь. Он выполнил свои обет (ст.34-39).

Этот рассказ вызывает столько возражений, что многие ученые толкуют его таким образом, что дочь Иеффая была связана обетом вечного девства. Израильтяне никогда не практиковали человеческие жертвоприношения; следовательно, Иеффай не мог подразумевать такой жертвы в своем обете и, конечно, не мог его выполнить. Однако в тексте совершенно ясно сказано, что "он совершил над ней обет свой" (ст.39).

Хотя по современным стандартам это предосудительно, Иеффай не был воспитан по этим стандартам. Он был галаадитянин, а неизраильтяне этой области поклоня­лись Хамосу, культ которого предусматривал принесение детей во всесожжение (4 Цар.3:27). Согласно концепции постепенного откровения, Бог берет свой народ там, где он есть, и ведет его к более полному пониманию Его Личности и воли. Иеффай был человеком своей эпохи. Трудно понять, однако, как поклонник Яхве – более того, избавитель, посланный Господом – мог сделать то, что позднее описано как "отвратительный поступок". Господь не требовал от него такого обета, как любого другого. Это был импульсивный жест со стороны Иеффая, сделанный из добрых по­буждений. Когда Израильтяне узнали, что Господь не требует таких действий, они научились соответствующим образом рассматривать обет Иеффая. Существенным фактом является то, что, хотя они и знали, что жертвоприношение детей является мерзостью в глазах Господа, они не изъяли этот рассказ из своего Священного Писа­ния. Уроки следовало извлекать даже из благонамеренных ошибок.

Подвиги Самсона.История Самсона рассказывалась много раз, как в приукрашенной форме, так и пылкими подробностями. Что можно сказать о человеке, который увлекался филистимскими женщинами и, наконец, открыл свою тайну женщине, которая уже трижды его предавала (гл. 16)? Можно ли отбросить, как это делают некоторые, этот рассказ как "солярный миф" или сравнивать его с мифом о двенадцати подвигах Геракла?

Рассказ о рождении Самсона некоторым образом напоминает рассказ о рождении Самуила (1 Цар.1). Оно является результатом молитвы и веры родителей. С детства он был посвящен в Назореи (ср.Чис. 6) и бритва не должна была коснуться головы его (Суд. 13:5; 16:17). Господь благословил ребенка, и Дух Божий действовал в нем (13:24-25). После этого рассказ становится несколько странным. Самсон требует, чтобы отец устроил его женитьбу на филистимской девушке. ("Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отомстить филистимлянам" (14:4)). Не успев закончиться, брачные торжества стали началом его личной войны против Филистимлян (ст. 10-20). После нескольких других подвигов, рассказ о Самсоне и Далиде представляет собой трагический конец Самсона. Благодаря обману Далиды и ее сговору с "владельцами", а также безрассудству или глупости самого Самсона, тайна его необыкновенной силы была разгадана, и во время сна он острижен. Его сила ис­чезла, и филистимлянам удалось его ослепить и заточить в темницу. Однако они не­разумно позволили его волосам расти, и последним всплеском силы, сопровождае­мым призывом к Господу, Самсон разрушает филистимский храм, убивая при этом множество филистимлян (16:18-31)

Рассказ о Самсоне мало совместим с новозаветной нравственностью. Однако Самсон был также дитя своего времени. Кроме того, он был эгоистичен и мало контролировал свои страсти. C.S.Kraft описывает его как "отрицательного религиоз­ного героя" – пример того, каким не должен быть носитель Духа Божьего". Однако некоторые аспекты жизни и служения Самсона следует рассматривать как положи­тельный пример. Самсон сохраняет упование на Господа и попадает в "сомнительные" ситуации исключительно ради наказания филистимлян. В Послании к евреям Самсон назван одним из великих героев веры. (11:32 и далее).

Центральная истина.Основным уроком каждого из рассказов о Судьях является то, что те, кто посвящен Господу, могут быть использованы Им. Некоторые элементы их жизни могут не соответствовать Божественной воле. Их средства не всегда явля­ются достойными подражания. Однако эти вопросы разрешаются последующим откровением о том, Каким является Господь и чего Он желает от Своего народа. Слуги Господни вновь и вновь оказываются недостойными в своих личных и общест­венных мыслях и поступках. Что-нибудь, достойное осуждения, можно найти почти в каждом, кто перечислен в Евр.11, особенно в разделе, касающемся Судей. Тем не менее, благодаря их посвящению, Господь смог их использовать для избавления Израиля от притеснителей и поддержания союза колен Израилевых до тех пор, пока Израиль не созрел для следующего этапа искупительной истории.

Спасителем является Бог. Хотя Судьи и называются "спасителями", совершенно очевидно, что автор считает Спасителем Бога. Он слышит вопли Своего народа, и каждый раз посылает ему избавителей, наделенных Его Духом.

Взгляд на историю. Частью богословия книги Судей является концепция истории. В книгу включен ряд напоминаний о постоянной верности Богу перед лицом ханаанских искушений, которые, в общем-то, являются внутренней проблемой Его народа. В то же время яснее указывается на искушение ложного упования на союзы с иноплеменниками, которые требуют компромисса с иностранными богами.

Монархия. Является ли книга Судей апологией Давидовой монархии? Предпо­лагает ли утверждение "в те дни не было царя в Израиле" время, когда царь уже был? Является ли это попыткой противопоставить монархический период более ранним периодам? Возможно, она была призвана подготовить почву для понимания монархии в ее уникальной роли средства для увековечивания центральной святыни и постоян­ного подчеркивания завета Господа с Его народом. Мессианская концепция царя утверждается в словах: "Да судит праведно людей Твоих" (Пс.72:2; ср.Ис.11:4).

Религиозный и нравственный упадок Израиля показан на при­мере двух эпизодов, которыми заканчивается Книга Судей (17-21). Из этих рассказов видно, какие дикие нравы царили в то анархи­ческое, смутное время.

Безземельное колено Даново во время своего кочевья грабит домашнее святилище некоего ефремлянина Михи, забирает его «терафима» (родового идола), ефод (ефод – это произведение рук человеческих, которое употребляется, как предсказание. До нашего времени не дошло изображения такого ефода. По некоторым данным, это была пластина из драгоценного металла, которая использовалась при предсказаниях. При определенном повороте этой пластины (такая найдена в Вавилоне) была видна одна сторона – положительный знак, другая сторона – отрицательный. Фактически это гадание и поклонение ложному божеству, суеверным приметам: получилось – не получилось) и уводит с собой левита Ионафана, слу­жившего при нем. Согласно древним свидетельствам, этот левит был потомком Моисея. Примечательно, что, с одной стороны, в ка­честве священника предпочитают иметь левита, но, с другой – оче­видно, что Моисеев Закон прочно забыт, о чем говорит наличие в святилище литого терафима. Составитель книги подчеркивает, что в нарушение религиозного единства даниты устраивают еще один культовый центр в восстановленном ими городе Дане (Ковчег меж­ду тем находится в Силоме). Второй рассказ говорит о зверстве вениамитов, которые были жестоко наказаны, причем это колено едва не исчезло с лица земли.

Оба эпизода, завершающие Книгу Судей, рисуют самую безот­радную картину жизни народа. По дорогам бродят лишенные крова орды, бесчинствуют и враги, и свои; повсюду – насилие, грабежи и беззакония. Израильтяне делают истуканов, приносят жертвы Ваалам. Кажется, что в этом религиозном и политическом хаосе все начинания Моисея и судей обречены на гибель. Но, гово­ря обо всем этом, библейский автор как бы подготавливает переход к Книге Царств – следующей главе священной истории.

 








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 136;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.