Книга Иисуса Навина
Как было указано при рассмотрении канона, вторым основным подразделением еврейской Библии являются "Пророки", которые, в свою очередь, подразделяются на ранних пророков и поздних пророков. "Ранние пророки" состоят из трех книг: Иисуса Навина, Судей и Царств (позднее разделенные на 1-4 Царств).В русской Библии эти шесть книг (считая четыре Книги Царств), включены в историческое подразделение, наряду с Книгами 1-2 Пар, Ездры, Неемии и Есфири. Почему же евреи, которые составляли древнееврейский канон, назвали их "пророками"? И почему они сейчас рассматриваются как "история"? На данном этапе важно отметить, что, по крайней мере, для древнееврейского мышления "ранние пророки" имели более "пророческую", чем "историческую" природу (вполне вероятно, что евреи сосредотачивали свое внимание в первую очередь на институте пророчества и пророческой природе Книги. Лишь западный образ мысли пытается скоропалительно рассматривать это произведение как историю, не пытаясь понять его пророческой природы).
Как было указано при рассмотрении книги Бытия, вопрос о том, что составляет "историю" является чрезвычайно сложным и ученые приходят к различным выводам. За любой историей лежат "грубые факты" – "то, что произошло". Попытка зафиксировать все факты была бы бесплодной; выборочная же запись наиболее важных фактов немедленно ставит между читателем и событиями человека, который их записывает. Некоторые ученые не считают такого рода записи историей. Скорее, они являются "летописью" или "журналом". Они не делают попытки установить связь между событиями, изучить их влияние друг на друга или связать события одной летописи с событиями другой, происходящей из другого региона или периода. Книги Царств содержат много ссылок на "летописи царей Израильских" или "Иудейских" или источники, имеющие аналогичные названия. Это, по-видимому, были журналы или дневники, в которые записывались основные события и которые были источником составления 3-4 Царств. "Анналы" ряда Ассирийских царей также представляли собой такого рода летописи. Историю можно было определить как результат процесса отбора таких летописей и редакционного расположения таким образом, чтобы они представляли собой последовательный рассказ. Точно таким образом могла быть рассказана, например, история живописи или история возникновения и падения Третьего Рейха.
Отдельные Книги, составляющие "Ранних пророков" не являются собственно историей, по крайней мере, они не удовлетворяют требованиям современных историков. Книга Иисуса Навина рассказывает о поселении израильтян в Ханаане. Однако с исторической точки зрения, рассказ не является в одинаковой степени подробным. Переход через Иордан, религиозные обряды у Галгала, взятие Иерихона и Гая описаны достаточно подробно. Однако о покорении южного Ханаана рассказывается в сжатой форме, и еще более кратко – о покорении северных районов. В некоторых случаях, не упоминаются ни народы, вовлеченные в события, ни взятые города. Книга Судей еще более сбивчива – ряд рассказов, по-видимому, происходящих из разных регионов страны и написанных в разное время. Попытка построить целостную историю развития молодой нации показывает, что в цели Книги Судей не входило составление такого рода "истории"; она была призвана показать отношения Бога и Его народа, основанные на правосудии и милости. Первые две Книги Царств более подходят под определение "истории", т.к. они хорошо рисуют картину становления монархии и период правления первых царей. 3-я и 4-ая книги Царств являются достаточно полным хронологическим отчетом, несколько усложненным тем, что в них переплетена история Северного и Южного царств. Однако даже здесь цари оцениваются по их религиозному благочестию, а не политической значимости. Религиозная точка зрения преобладает на страницах всех книг, объединяемых названием "ранние пророки". Таким образом, эти книги не являются "историей" в том виде, в каком она бы была написана современными историками. Значительно упрощая, можно сказать, что речь идет об истории с пророческой точки зрения: (1) рисующей Божественное управление историей посредством Слова и дела; (2) рассказывающей деяния таких пророков, как Самуил, Натан, Илия и Елисей; (3) наглядно показывающей великие пророческие темы Божественного спасения во время Исхода, дарования Земли, заветных обязательств исключительного служения Яхве, правосудия и справедливости внутри общества, Божественного благословения и наказания в ответ на послушание или непослушание.
В отличие от языческих собирателей легенд и летописей библейские историки стремились не вызвать у народа восхищение своим прошлым, а прежде всего, пробудить его совесть. Все писания Древних пророков проникнуты единой богословской идеей, которая сводится к следующему:
— Господь отдает Своему народу обетованную землю, но на определенном условии: он должен блюсти и исполнять Завет;
— когда люди изменяют Завету, Бог попускает победу врагов Израиля;
— лишь после покаяния ветхозаветной Церкви посылаются вожди-избавители;
— однако ни один из них не мог принести полного и окончательного спасения.
Период, который относится к книгам Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, по мнению ученых, авторы Священных книг описывают на основании хроник, которые часто цитируются дословно. Эти книги составлялись, главным образом, летописцами и писцами, которым было поручено записывать выдающие события царства. Достоверность этих повествований может быть проверена древними ассирийскими и вавилонскими документами, которыми располагает современный историк. Действительно, в этот период маленький еврейский народ вступил в соприкосновение с великими державами Востока. И поэтому, к удивлению даже тех, кто всегда верил в историчность Библии, в результате последних раскопок внезапно заговорили и зажили новой жизнью те персонажи, восточные цари, о которых говорила Библия. Их имена нашли свое отражение в клинописных таблицах, они найдены и соотнесены с историей Израиля, что доказало историчность этих персонажей. В клинописных документах нашлись имена царей Иудейских и Израильских при описании событий, связанными с этими восточными властелинами.
Подлинность событий, описанных в книге, подтверждается историческими находками, найденными клинописями, которые показывают сношения ханаанских народов во времена Иисуса Навина. Составитель книги нигде не упоминается по имени. Некоторые критики говорят, что книга написана во времена Давида, даже позже, потому что, когда она была написана, евусеи жили в Иерусалиме. Только царю Давиду на 8-м году своего правления их удалось изгнать. Однако, согласно Ис. Нав. 6:16, еще была жива Раав-блудница. Можно допустить, что книга была написана ранее. У нас нет никаких оснований не приписывать ее Иисусу Навину. Библия ясно говорит о том, что Иисус Навин вписал «слова сии в книгу закона Божия» (Ис. Нав. 24:26) Различные места с подробными описаниями указывают, что писавший пережил сам все то, что описал в своей книге. Во всяком случае, Иисус Навин сам записал значительные события, свидетелем которых он являлся. Талмуд также приписывает авторство Иисусу Навину. Только последние пять стихов дописаны позже Иехасом.
Посмотрим на тот образ жизни, который встретили израильтяне, придя в Землю обетованную. Хананеи, которые населяли эту землю, могут быть названы вполне цивилизованными народами. Однако у них не образовалась самобытная духовная культура, и они целиком подчинялись влиянию Египта, Вавилона и особенно Финикии. Раскопки и археологические данные показывают, что Ханаан в отношении искусств и религии был типичной страной синкретизма, т.е. религиозных заимствований эклектики. Здесь не было своих национальных богов, а обитали преимущественно боги соседей.
Среди развалин древних городов Ханаана, в том числе и Иерихона, находили различные фигурки египетских финикийских и вавилонских богов. Главными божествами хананеев были боги-хозяева, владыки пашен, рощ, источников. Их называли различными именами: Ваал, Волох, Бел, что в переводе означает «царь, господин». Каждая местность имела своего личного Ваала. Крестьяне и жители городов обращались к Ваалам во времена засухи или сева, различных моровых язв. Хананеи устраивали праздники в честь того или иного местного бога. Ваал должен был невидимо присутствовать, он вдыхал аромат приношений, пил вино, угощался плодами земли. Наиболее почитаемыми были боги бури и грозы. Ваал-громовержец очень похож на греческого Зевса. Можно привести пример одного из гимнов, которыми древние восхваляли своих богов. «Когда звенит священный глас Ваала, когда раздаются раскаты Ваалова грома, земля сотрясается, и горы трепещут, пляшут холмы и скалы, враги его прячутся за скалами гор или в дремучих лесах. От востока до запада в диком смятении они бегут от лица его. Скажите, враги Ваала, почему вы ныне в таком страхе? Потому что глаза его зорки, а руки могучи. Каждый, кто будет спорить с Ваалом, будет сражен его мощью: падут сильные высокие кедры перед порывами гнева его». Вот такое древнее стихословие в честь Ваала воспевали древние хананеи. Рядом с Ваалом стояла богиня Аннат, она же Ашера, которая обеспечивала плодородие земли. Это особая богиня, которая почиталась в Финикии, которой приносили пышные жертвы. По преданию, эти пляски и веселия устраивались на холмах, высотах. В годы бедствий и отчаяния люди шли на поклонение к своим богам и приносили самые страшные жертвы, жертвы людей. Приносили в жертву и своих детей. Однажды, когда израильтяне осаждали моавитскую крепость, царь Моава вывел своего сына на стену и заколол перед лицом бога моавитского. Видя это, израильтяне от ужаса обратились в бегство, будучи уверенными, что бог непременно отомстит им. Огромное число обгорелых детских скелетов было обнаружено повсюду в Ханаане. Есть такая книга «Ур Халдейский», есть многочисленные книги по раскопкам и, пожалуй, ни одно исследование не обходит эту тему. Любой дом берут и под любым из оснований дома находят обычно замурованные скелеты детей от одного года родом, иногда есть и в несколько месяцев. Их просто клали в сосуд в виде амфоры и замуровывали в основание дома, этим самым принося жертву Ваалам, которые требовали этой жертвы. Таковы были обычаи. Поэтому потом, когда израильтяне были на земле обетованной, то первым условием был запрет человеческих жертв. Моисей запретил пролитие человеческой крови. Отныне кровь человеческая не может пролиться в качестве жертвы. Особую роль у хананеев играли особые сладострастные культы. Это было редчайшее в истории обожествление чувственности. Здесь культивировали все виды развращений и извращений, все было поставлено на службу воспаленной эротике. Обилие непристойных фетишей, символов, возбуждающий напиток из мандрагоры, которые употребляли участники оргий, доводя себя до неистовства, до самооскопления. Во всем этом хананеи видели дело угодное их божествам. Особо развивалась так называемая «священная проституция», которая была распространена вообще на всем Востоке, т.е. проходя мимо определенного дерева, посвященного той или иной богине, путник мог войти в дом и там женщины его привечали, и он считал своим долгом купить эти отношения, тем самым воздавалась почесть тем богам, которым они служат. Фактически, было полное падение нравственной жизни, полное разложение общества и служение через идолов самому темному духу. Это было именно демонопоклонство. И вот среди этого страшного мира появляются израильтяне, пришедшие из гор и пустынь. Их появление воспринималось, как нашествие дикарей, многомиллионного народа, который идет, как саранча. Конечно, они не могли не видеть все то, что творилось вокруг них. В этой обстановке нашествие Израиля являлось очистительной бурей, ворвавшейся в тлетворную среду суеверий и извращений. Поэтому сам Израиль смотрел на свои войны, как на священные войны Яхве.
У нас, современных людей, обладающих сведениями о международном праве, создается впечатление, что древние евреи вели свои войны совершенно по-варварски. Нам кажется, что такое варварство не допускается Божественным законом. Но евреи не находились под законом современного международного права. Они должны были употреблять те же средства, что и их противники, иначе им грозило полное уничтожение. О том, как именно действовали восточные народы, ясно говорит правило, известное под названием «Закон джунглей»: если ты не убьешь, то убьют тебя. Однако военное право в Израиле было более мягким, чем у других народов. Врагу, добровольно открывшему свой город и сдавшемуся, полагалась только определенная дань (Втор.2:10-11). В случае отказа сдаться и взятия города штурмом, детей и женщин щадили (Втор. 10:14). Уважается женская стыдливость (Втор.21:9). При осаде вражеского города, как повелел законодатель, полагается щадить фруктовые сады в окрестностях, что говорит об умеренности, которая была совершено чужда тому времени. Палестина в эпоху Христа представляла собой цветущий сад, а что она представляла собой в конце I-го века? Почти полная пустыня, потому что римляне прошлись по всему беспощадно, и все было уничтожено: растения, сады, виноградники, деревья. Многие растения, что культивировались столетиями, были истреблены. Это жестокий образ ведения войны.
Народы, населявшие Ханаан в XIII в.:
1. хананеи – южная ветвь финикийской народности; единой государственности в Палестине эта народность не имела. Главные ее города-государства находились на территории Финикии (Тир, Сидон, Угарит). После эпохи Иисуса Навина часть хананеев переселилась на север, часть погибла в сражениях, а остальные смешались с израильтянами.
2. ХЕТТЕИ – хетты, принадлежали к индоевропейской группе народов. Они владели поселениями в Ханаане в период расцвета Хеттской державы (Малая Азия). После падения царства хеттов (ок. 1200 г.) их палестинские колонии растворились в массе израильтян.
3. ЕВЕИ – по предположению многих историков, колонисты из царства Митанни (северная Месопотамия). Родственники кавказских народов.
4. ФЕРЕЗЕИ –неизвестное племя, возможно, родственное хурритам.
5. гергесеи –племя, обитавшее, вероятно, в северной Палестине.
6. АМОРРЕИ – общее название для большой группы семитских народностей; основали царства в Вавилоне, Мари, Заиорданье. Вероятно, ближайшие сородичи евреев и арабов.
7. ИЕВУСЕИ – племя, обитавшее в доизраильском Иерусалиме и его окрестностях.
8. РЕФАИМЫ – племя, упоминаемое в текстах Угарита.
Кроме них, в Ханаане жили «братья» сынов Израилевых – АММОНИТЯНЕ, МОАВИТЯНЕ, ЭДОМИТЯНЕ (ИДУМЕИ) И полуоседлые МАДИАНИТЯНЕ (кениты).
Согласно Суд 1:27-36; 3:1-6, еще в эпоху судей хананеи продолжали населять области колен Манассии, Ефрема, Завулона, Асира и Неффалима. Иевусеи сохраняли власть в Иерусалиме вплоть до эпохи Давида, аморреи — в центральной Палестине и на рубеже Ливанских гор. Независимыми были также пять опорных филистимских городов, откуда их властители вскоре предприняли успешный поход для покорения Палестины.
Насколько полной была победа?
Невнимательное прочтение книги Иисуса Навина, без попытки рассмотрения случайных утверждений и данных Книги Судей, может навести на мысль, что победа Израильтян над Хананеями была быстрой и полной. Некоторые утверждения могли бы способствовать такому выводу: "И поразил Иисус всю землю..." (10:40); "Таким образом взял Иисус всю эту нагорную землю..." (11:16); "И побили все дышащее, что было в нем мечом, все предав заклятию; не оставалось ниодной души" (ст.11); "Не было ни одного города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною" (ст. 19).
Однако сама Книга указывает на то, что "земли брать в наследие остается еще очень много" и далее подробно перечисляет эти земли (13:1-7). Сюда включена также и территория филистимлян и некоторые земли, расположенные к северу от Палестины. Однако большая часть самой Палестины также оставалась непокоренной, в частности хананейские анклавы с их алтарями и возвышенностями, которые позднее вводили Израильтян в грех.
Картина раздела земли обетованной – условно-схематическая. На деле значительная часть Палестины и после Иисуса Навина оставалась во власти хананеев. Поэтому жребии, по которым распределялись уделы между коленами, означали скорее «раздел сфер влияния» (А. Князев), чем отражение реальной ситуации. Сама жеребьевка была необходима ввиду назревавшего соперничества колен, желавших захватить лучшие земли.
Символика книги Иисуса Навина. Первый символ – переход через Иордан. Зачем необходимо было переходить через Иордан? Ведь можно было войти в Землю обетованную совсем с другой стороны, с юга через Кадес-Варни, а не через моавитские степи. Если бы Израиль был неверующий, странствовал бы не по воле Божией, то переходить через Иордан было бы не нужно. Но, по замыслу Господню, переходы через Чермное море и через Иордан означают для Израиля одну и ту же духовную истину – конец его странствований в пустыне. С этого дня слабый, непослушный, неверующий народ стал достаточно сильным, чтобы побороть врагов своих и Божьих. Для каждого из нас тоже есть свой Иордан, который мы должны перейти, чтобы стать истинными христианами, чтобы оставить за Иорданом то, что нам мешает в нашей жизни. Переход через Иордан означает смерть для греха.
Второй символ – жизнь в земле обетованной. Это притча о жизни в изобилии во Христе. Эта жизнь принимается по вере. Вся земля отдана Господом Израилю даром, но каждое колено должно было овладеть своим уделом. Израиль вступает в эту землю, он хочет ею обладать, но нужно приложить усилия, чтобы достигнуть того, что Господь ему дает. Взятие Иерихона подчеркивает постоянную победу над грехом, ежедневную борьбу с грехом. Жизнь в земле обетованной, которая не терпит никакого греха.
Третье – жизнь не может пройти без искушений (Ахан и его нечестие). Жизнь постоянно развивается, но мы никогда не можем получить все богатство Христово, всегда к чему-то стремимся.
Духовный смысл книгиопределяется двумя основными положениями.
Подобно Исходу, утверждение Израиля в Ханаане было промыслительным деянием Божьим. Воля Господня заключалась в том, чтобы отдать эту землю ветхозаветной Церкви при условии ее верности Творцу.
Дар Божий нелегко получить тем, кто остается пассивным. Израиль должен был собрать все свои силы, чтобы одолеть стоящие на его пути препятствия. В этом призыве к активности, без которой дар Божий останется недосягаемым, Св. Отцы видели прообраз вхождения в Царство Божье, которое требует «усилий» (Мф.11:12). Знамения, сопровождавшие покорение Святой Земли, означают небесную поддержку тем, кто борется.
При этом следует учесть, что книги исторические не идеализируют людей, как израильтян, так и их врагов, но дают строгую и нелицеприятную оценку даже национальным героям. Они помогают нам учиться как на положительных, так и на отрицательных примерах.
- 2:1:«Библейский текст утверждает, что Иисус послал… двух соглядатаев (Ис. Нав. 2:1). Мидраш Бемидбар Рабба, отредактированный в позднее средневековье, предлагает читать еврейское хэреш как синоним хараш (ремесленник). Соглядатаи прикинулись продавцами горшков, и никто их не рассекретил. Рабби Шимон бен Ицхак, напротив, предлагает прочитывать это слово в его нормальном значении – “глухой” – и интерпретирует так: “Притворились глухими (харашим) и так раскрыли их секреты» (“Parole di vita”, №4 (40), 1995)
- 3:15 – 4:16:«Известны и другие случаи, когда из-за колебаний почвы течение Иордана перекрывалось камнями. Один из них произошел в Средние века, а два раза нечто подобное происходило в нашем столетии (1924 и 1927 гг.). Однако возможные естественные причины этого феномена не лишают событие времен Иисуса Навина провиденциального значения.
Свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительные слова, X, 11) указывал на прообразовательный смысл перехода народа Божьего через Иордан. Река, служившая как бы священным рубежом земли обетованной, стала символом, связанным с новозаветными событиями. Св. Иоанн Предтеча сделал покаянное омовение (крещение) в иорданских водах знаком приготовления к приходу Царства Божьего». (Мень Александр, прот. Исагогика. Ветхий Завет. ПДУ. 2002.с.243-244).
- 4:9:«Святитель Григорий Нисский говорит, что "Иисус Навин, положивши в потоке 12 камней, очевидно, сим предызобразил 12 учеников, служителей крещения", и после этого чудесного перехода говорится, что стали сыны Израилевы бояться Иисуса Навина, как боялись во все дни жизни Моисея, его предшественника, поскольку чудо это, согласитесь, достаточно впечатляющее. Прославление Иисуса Навина после этого чуда на Иордане прообразует то, что Господь Иисус Христос прославился и стал известным тоже после крещения в Иордане». (Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000. с.155).
- 5:2:«Как понимать слова: обрежь сынов Израилевых во второй раз? Буквальный смысл показывает, что как Аврааму вначале Бог дал этот закон, так и Иисусу вторично повелел обрезать бывших еще не обрезанными. Поэтому надлежало им узнать, что обрезание не всегда необходимое дело. Ибо Аврааму Владыка Бог, предвозвестив время поселения, повелел обрезаться, от тех же, которые освободились от египетского рабства и жили в пустыне, не потребовал хранения закона обрезания и не наказал их за нарушение его, потому что, живя особо и свободные от смешения с народами иноплеменными, не имели они нужды в этом знамении. Но когда Бог ввел их, наконец, в землю Обетованную, тогда повелел обрезаться, чтобы смешение с иноплеменниками не повредило благочестию. Ибо если случалось кому входить в обольщение, то нетрудно было усмотреть сие знамение и возвратить в стадо, потому что заклейменные овцы, если и потеряны будут, скоро отыскиваются». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.198). «Весь народ мужского пола, вышедший из Египта, способный к войне, умер на пути по исшествии из Египта. Весь вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне, не был обрезан. После того, как народ вышел из Египта, этот обычай не совершался. Причин было множество: во-первых – походные условия, невозможность соблюдать гигиену, постоянная опасность набегов кочевых племен, различные опасности пустынной жизни. Люди, подверженные недомоганиям в период обрезания, были потенциальными смертниками, их могли убить. Чтобы сохранить народ ради будущего, люди были обрезаны при Иисусе Навине». (Соколов Николай, прот. Ветхий Завет. Курс лекций.М.1997.с.)
- 5:2:«Употребление каменных ножей при обрезании было древним обычаем (Исх. 14:25), сохранявшим свою силу и в то время, когда в обыденной жизни начало употребляться железо». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.307). «Обрезываемых было великое множество, и обрезание надлежало совершить скоро, чтобы праздновать Пасху. Посему, вероятно, что народ, столь долго проживший в пустыне, не имел в большом числе ножей, сделанных из железа. Сверх того, каменные ножи прообразуют наше обрезание, потому что Владыка Христос есть камень. Сказано: пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. (1 Кор. 10:4). Он же называется и мечом. Сказано: слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого(Евр. 4:12). А спасительное Его учение производит в нас духовное обрезание». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.199).
- 5:13: «Рассказ о завоевании земли обетованной начинается с появления "вождя воинства Господня", которое, во-первых, знаменует суверенную волю Божью (ст. 14), во-вторых, свидетельствует о том, что происходящие события вершатся Богом, а не Иисусом Навином (ст. 14), и, в-третьих, продолжает единую цепь событий, начавшуюся с того момента, когда Господь воззвал к Моисею из горящего тернового куста (ст. 15; ср. Исх. 3:2-5)». (Новая Женевская ученая Библия).
Откровение было сообщено через Ангела Господня, явившегося в виде мужа с обнаженным мечом. Принятый за обыкновенного воина, явившийся открыл себя через объявление своего ангельского чина: вождь воинства Господня – указание на святость места. Обнаженный меч и звание явившегося, как вождя воинства Господня, показывали Иисусу Навину на готовность небесных сил помогать в предстоящей борьбе с Ханаанскими народами. Основанием для того, чтобы в явившемся Иисусу Навину видеть Ангела господня, служит то, что он подобно явившемуся в купине (Исх. 3:2-5) требует снятия обуви, равно как то, что явившийся носит здесь (6:1), как и в книге Исход, имя Господь и открывает себя, как Господь. Блж. Феодорит не соглашался, однако, с теми, которые в явившемся Иисусу Навину видели Бога-Слово; по его мнению «это был Архангел Михаил». (Феодорит блж. Творения. 1 Т. С.277), (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1, Ветхий Завет).
- 5:14: «Кого разуметь должно под архистратигом силы Господни? Некоторые говорят, что Иисусу явился Бог Слово; а я думаю, что это был архангел Михаил. Ибо, когда прегрешили евреи, Бог всяческих изрек Моисею: Сам не пойду с тобою, яко людие жестоковыйнии суть, но послю ангела Моего пред лицем твоим впредь тебя (Исх. 33:2-3). Сей-то ангел, как думаю, явился теперь Иисусу, чтобы ободрить его и предвозвестить ему Божью помощь». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.199).
- 5:15: «Почему же архистратиг употребил слова, изреченные Богом: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято? Потому что Бог всяческих сказал Иисусу: как Я был с Моисеем, так буду и с тобою (Ис. Нав. 1:5). По этой-то причине, что слышал Моисей, слышит и Иисус, чтобы соделаться ему бестрепетным, как приявшему то же достоинство». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.199-200).
- 6: «В 1952 г. англо-американская экспедиция под руководством Кетлин Кеньон установила, что от периода между 1500 и 1200 гг. до Р. X. в археологических слоях Иерихона почти ничего не сохранилось. Объясняется это тем, что после Иисуса Навина город долго оставался пустырем, и развалины подверглись разрушительному действию осадков и ветров. Уцелели лишь культурные слои более раннего и позднего времени. Однако некоторые фрагменты керамики времен завоевания все же были обнаружены». (Мень Александр, прот. Исагогика. Ветхий Завет. ПДУ. 2002.с.244).
Иерихон достаточно тщательно раскапывается, и археологи пытаются там найти следы нашествия Иисуса Навина. Некоторые считают, что они их нашли, другие считают, что это не тот период. Но, по крайней мере, есть один исторический слой, в котором стены действительно странным образом попадали наружу, а не внутрь, как это обычно бывает, когда идет штурм.
- 6:16 «Почему Бог повелел проклясть город Иерихон? Это был первый взятый ими город после перехода чрез реку. Посему как Бог заповедал им приносить в жертву начатки плодов, так повелел принести и начатки военной добычи». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.200).
Иисус Навин говорит, что кто восстановит этот город, тот будет проклят. Почему так? Почему нельзя было как-нибудь мирно прийти, перевоспитать всех хананеев и жить с ними в мире и благополучии? Вы изучали уже в достаточной степени историю и знаете наверняка, что когда какой-то кочевой народ захватывает территорию, где есть оседлое население, то, что происходит через сто лет? Ассимиляция, совершенно верно. Причем, кто кого ассимилирует? Земледельцы – кочевников. Т.е. если израильтяне захватывают Палестину вместе со всеми хананеями, которые там живут, то через сто лет, скорее всего от израильтян ничего уже не останется, а будут все те же самые хананеи с добавлением еврейской крови, также совершающих свои обряды и служащие своим языческим богам. А культ, надо сказать, у них был в самых лучших традициях древних времен, т.е. с жертвоприношениями младенцев, с ритуальным блудом и т.д. Можно сказать, что мера беззакония этих народов уже вполне исполнилась, в данном случае израильтяне послужили таким орудием Божией кары, которая была ниспослана на эти народы промыслительным образом, также как Господь некогда истребил человечество потопом. Если даже символическим образом это истолковывать, то понятно, что эти хананеи собой изображают разные страсти и греховные помыслы, которые должны быть полностью искоренены и никаким образом не могут быть принимаемы, если только человек не хочет опять впасть в многоразличные и губительные страсти.
- 6:25:«Слова восставит и построит город сей Иерихон указывают на построение не домов, а именно городских стен, делающих населенное место огражденным местом или городом; в таком значении еврейский глагол «бана» употреблен, например в 3 Цар. 15:17 и др. И так как проклятие обращено было именно на восстановителя городских стен, а не жилых домов, то поэтому в ближайшее к данному событию время Иерихон не переставал быть населенным местом Вениаминова колена или городом в общем смысле». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.312).
- 7:11:«Вот как иллюстрирует этот эпизод Мидраш Танхума (к Иис7:11): “Сказал Святой – да будет Он благословен: “Иди, брось жребий, и узнаешь, кто это сделал”. Иисус пошел и бросил жребий, и выпал жребий на Ахана. “Неужто посредством жребия ты хочешь принять решение против меня? – сказал Ахан Иисусу, - попробуй бросить жребий между тобой и первосвященником Елеазаром, может быть падет на одного из вас”. Итак, Иисус воззрел на камни ефода, который носил на груди первосвященник, и было заметно, как потускнело сияние камня, принадлежащего колену Иуды (к которому принадлежал Ахан. – М. П.). Так функционировал нагрудник: если одно из колен выполняло заповедь, сияние его камня становилось более ярким; если же одно из колен совершало нарушение заповеди, камень этого колена тускнел. Итак, Ахан сказал: Точно, я согрешил (Ис.Нав. 7:20)”».
- 8:30:«Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную (Быт. 12:7), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования.
На горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование ("потомству твоему отдам Я землю сию", Быт. 12:7) и где построил жертвенник Господу».
- 9:1-15:«Таким образом, было положено начало первым хананейским анклавам (небольшим городам и деревням посреди Израильской территории, в которых проживали неизраильтяне). Позднее, эта коалиция Гаваонских городов, расположенных вдоль основного пути, соединяющего север и юг стала одним из разъединяющих факторов, которые впоследствии привели к разделению страны на северное и южное царства». (Сор Уильям, Хаббард Давид, Буш Фредерик. Обзор Ветхого Завета. «Богомыслие».1998. с.).
- 9:27:«Почему Иисус гаваонитян определил в древосечцы и водоносцы? Они обманули и одеждою, и лживыми словами. Нужно было сначала спросить Бога, а потом составить с ними завет; но, поверив лживым их словам, евреи убедились и подтвердили завет клятвой. А между тем Бог всяческих повелел всех жителей Хананеи предавать смерти. Посему Иисус, избрав средину между Божественною заповедью и данною клятвою, определил гаваонитян служителями при священных службах. Служить же Богу не бесчестие, а, напротив того, величайшая честь. Надлежало также исполниться и Ноеву предречению. Ибо Ной сказал: проклят Ханаан отрок; раб будет братиям своим (Быт. 9:25). Сие пророчество исполнилось на гаваонитянах». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.201-202).
- 10:12-13:Если мы сейчас этот отрывок сообразуем с явлениями природы, то выражение «солнце остановилось» не будет говорить о том, что согласно Библии, солнце вращается вокруг Земли, такого не может быть. В данном случае это нужно для того, чтобы удлинить день. Выражение «солнце остановилось» говорило, что день был более длинный. Автор этого текста хочет сказать, что Иисус и его войско видели солнце как бы неподвижным и проходящим чрезвычайно медленно.
«Однажды мне (прот. Николай Соколов) пришлось читать об исследованиях одного путешественника, который пришел в один из дальних районов Африки и там была хорошая погода, корабль стоял на рейде и одновременно он почувствовал, что в природе происходит что-то не то. Что именно, он не мог понять, потом он увидел, что против обыкновения очень светло, хотя должно было темнеть. И здесь он увидел второе солнце, т.е. было как бы два солнца: одно солнце заходило, а второе солнце всходило и светило. Может такое быть? Это был мираж второго солнца, которое делало этот вечер непохожим на другие вечера. Спустя некоторое время мираж исчез. Для жителей этой местности это было в порядке вещей. Условно допустим, что было где-то преломление солнечных лучей. Видимое солнце стояло на том месте, с которого оно должно было уже сойти. Это первое толкование. Благодаря такому преломлению без всякого нарушения законов Вселенной, солнце было видно там, где его в действительности не было».
Второе толкование. Рассматриваемый нами отрывок показывает, что солнце как бы остановило на какое-то время свой ход, поскольку Иисусу понадобился его свет. Однако предположим, что оно вообще исчезло, померкло, скрылось за грозовыми тучами, которые разразились страшным каменистым градом. Если с неба идет страшнейший камнепад, то, возможно, что и солнца в это время не видно. Именно этот град и истребил врагов. Многих удивит такое предположение, однако, оно подтверждается следующими заключениями. Войску Иисуса Навина нужно было не солнце, а тень. Когда они выступили из Галгала, где находился их стан, они всю ночь шли и утром нанесли поражение врагам, которые осаждали Гаваон. Затем войско преследовало врагов по направлению к подъему на гору Вефарон. Если мы посмотрим на географическую карту и посмотрим, как воины Иисуса Навина должны были изнемогать под испепеляющими лучами солнца, то после изнурительного ночного броска, находясь на возвышенности, Иисус говорит: «Стой солнце над Гаваоном и луна над долиною Аиалона». Гаваон находится к востоку от Вефрона, а Аиалон — к западу. «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим». Однако если солнце стояло над Гаваоном, значит, оно было на востоке и только поднималось по небосклону, и должно было палить склоны Вефрона. Зачем же ранним утром Иисусу понадобилось его останавливать, ведь день только начинался? Обыкновенно говорят, что Иисус, чувствуя, что ему недостаточно времени, чтобы одержать решительную победу, просит, чтобы солнце остановилось. Он желает продлить день, и такое желание было бы понятно, если бы день клонился к вечеру. Однако когда он говорит, такое повеление было еще утро(!?).
Третье толкование. Все отмечают, что слова Иисуса Навина симметричны по отношению к тому, что следует за ними. А именно, повинуясь обычному закону – параллелизму, имеется точное указание на источник – книгу Праведного. Это не то, что говорит сам писатель, но он берет это из книги Праведного. Значит отрывок, который мы рассматриваем, не является продолжением повествования о битве, но представляет собой комментарий к поэтическому отрывку, относящемуся к этой битве. Т.е. была написана книга Праведного, который потом говорит об этой битве, и автор этого текста берет этот поразивший его отрывок, который в поэтических словах описывает битву. Это – одно из возможных толкований отрывка. Но нет ничего невозможного для Создавшего небо, и землю. Так что для христианина это – не проблема. Если мы возьмем эти ссылки и увидим, что эпизод с солнцем заканчивается на том, что Иисус вернулся в стан и продолжал преследовать своих врагов. О сражении сказано дважды: один раз в прозе, когда речь идет о граде; а другой раз в стихах, когда говорится о солнце.
И еще дополнение к возможному умалению температуры от палящего солнца на время боя. Глаголы, которые употребляются для обозначения остановки солнца и луны звучат по-еврейски «даман», что в переводе означает молчать, покоиться и еще слово амат, в переводе – остановиться, задержаться. Они указывают на прекращение деятельности. В нашем случае не только его не было, но также источника света, т.е. не было в тот момент света, солнце «молчало, покоилось», а когда покоится, оно в этот момент не светит. В самом деле, в Вавилоне глагол «покоиться» по отношению к луне означает «затмение». И в самой Библии есть подобное, когда идея остановки применительно предмету, который светится, означает, что свет померк и помрачился. Из пророка Аввакума: «О свете восхода твоего забывает солнце, луна останавливается на месте своем от блеска твоих летящих стрел, от сияния сверкающего копья твоего» (Авв.3:10). В случае Иисуса Навина солнце, возможно, померкло, давая, таким образом, отдых и новые силы израильтянам. А померкло оно потому, что скрылось за мощными тучами с каменным градом, которыми осыпал бегущих врагов.
Контрольные вопросы:
1. Символическое значение перехода через Иордан.
2. Символическое значение жизни в земле обетованной.
3. Почему во время путешествия по пустыне не совершалось обрезание младенцев?
4. Как понимать слова: «обрежь сынов Израилевых во второй раз»? 5:2.
5. Почему Бог повелел обрезать евреев ножами каменными? 5:2.
6. Почему Бог повелел проклясть Иерихон? 6:16.
7. Расскажите о характере войн за Ханаан. Велись ли евреями войны по тем же правилам, которых придерживались в военных действиях язычники населявшие Ханаан?
8. Было ли действительно быстрым и повсеместным завоевание евреями земли обетованной?
9. Заставил ли Иисус Навин остановиться солнце? Толкование 10:12-13.
10. Перечислите народы населявшие Ханаан в XIII веке до Р.Х. Что вам известно о каждом из них.
11. Духовный смысл книги Иисуса Навина.
ЛЕКЦИЯ 8
Книга Судей
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 219;