ВЛИЯНИЕ ВТОРОЗАКОНИЯ
Как можно измерить влияние, оказываемое книгой? Одним измерением может стать количество книг, написанных о ней или цитирующих ее. Другим указателем может стать какое-либо великое достижение, мотив которого может быть четко прослежен в этой книге. Конечно, невозможно точно учесть те индивидуальные решения, принятые под влиянием прочтения книги, или количество тех, кто получил от нее надежду.
Некоторые исследователи Библии видят влияние Второзакония на Самуила и Илию, Осию и Иеремию, и на Христа. Судя по количеству цитат и ссылок на Второзаконие в Новом Завете, эта книга находится среди оказавших на Него наибольшее влияние (по данным, приведенным в "Греческом Новом Завете", изданном НК Объединенными Библейскими Обществами, Книга Второзакония цитируется или на нее ссылаются 15 раз. В этом отношении ее превосходят только Псалтирь, Книги Исайи, Бытия и Исход). На основании количества рукописей отдельных ветхозаветных Книг, найденных среди свитков Мертвого моря, можно заключить, что Второзаконие было одной из пяти наиболее влиятельных книг (на сегодняшний день найдено 27 экз. Псалтири, 24 экз. Второзакония, 18 экз. книги Исаии и по 15 - книг Бытия и Исхода). Христос трижды находил во Второзаконии силы противостоять искушениям Сатаны (Мф.4:1-11; ср. Втор.8:3, 6:13, 16). Когда Христа спросили, какая из Заповедей является величайшей, Он привел Втор.6:5.
Однако это лишь вершина айсберга. Сколько же раз цитировалось Второзаконие в доме Иосифа и Марии, если Иисус знал его так хорошо? В какое количество домов, где ежедневное "Шема" (Втор. 6:4-5) произносится несколько раз, принесла эта книга веру и вдохновенность? Какое количество христиан нашли на страницах этой Книги помощь и силы? Каждое из этих указаний подчеркивает то, что Второзаконие является одной из наиболее значимых Книг Ветхого Завета. Она заслуживает внимательного изучения каждым поколением.
- 6:13:«Почему закон повелевает клясться Богом? Чтобы не клялись израильтяне богами лжеименными. Ибо сие изрек Бог и чрез пророка: аще отымеши имена Ваалимовы от уст твоих, и кленешися, живет Господь во истине (Иер. 4:1-2). Да и здесь Моисей, сказав Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужшии, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися, присовокупил: да не ходите вслед богов чуждых, богов языческих, иже окрест вас (Втор. 6:13-14)». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 169-170).
- 10:17: «Как должно разуметь сказанное: Господь Бог ваш сей Бог богов и Господь господей? Богами Моисей именует здесь судей. Ибо говорит он: богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла (Исх. 22:28). И где Семьдесят выразились «приведешь его в судилище» (21:6), там Акила и Симмах перевели «приведешь его пред богов», назвав богами судей. Сих-то богов, а не лжеименных Моисей наименовал Его Богом. И мы многократно уже объясняли это». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 172).
- 12:8:«Как должно разуметь сказанное: Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным? Израильтяне на всяком месте, где ставили кущи свои, приносили жертвы Владыке Богу, до устроения скинии созидая жертвенники из самородных камней, по устроении скинии, в ней совершая Божии службы. И сперва совершали это не на одном только месте, но на месте каждого стана, потому что часто меняли места во время сорокалетнего странствования в пустыне. Посему запрещает Моисей поступать подобно сему в земле Обетованной, чтобы не обратилось это в предлог приносить жертву богам лжеименным, но повелевает совершать божественные службы на том одном месте, которое изберет Господь Бог. На сем месте дает повеление и жертвы приносить, и пиршествовать. Ибо говорит: будет место, еже изберет Господь Бог ваш призвати имя Его тамо, ту принесете вся, елика аз заповедаю вам днесь: всесожжения ваша и жертвы ваша, и десятины ваша, и начатки рук ваших, и дары ваши, и т. д. (11). Слово дары прочие перевели «произвольные приношения», т. е. что пожелали бы принести по доброй воле. Потом, запретив приносить жертвы на всяком месте, дозволил, если пожелают вкусить мясо, вкушать в городах, в которых будут жить, после того как заколет животное жрец и кровь пролита будет на землю. Повелел же мясо вкушать без различия и чистому, и нечистому, научая, что закалаемые таким образом животные суть нечто обыкновенное, а не что-либо божественное, потому что к жертвам не позволялось приобщаться нечистым. Почему весьма кстати присовокупил Моисей: вкушайте сие яко серну и еленя (15). Сии животные, хотя были чистые, но в жертву не приносились». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 172-173).
- 12:17: «Почему Моисей, дав закон приносить иереям десятины, сказал: Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего? Моисей повелел отделять две десятины из имения и одну приносить левитам, а другую продавать и цену ее употреблять на приготовление пиршества для себя самих и на служение вдовам, сиротам и пришельцам, пиршествовать же повелел им при божественном храме. И Всепремудрый Господь узаконил сие, избавляя их от прелести служения лжеименным богам. Поелику наставник в нечестии, порабощая род человеческий чревоугодием и сластолюбием, к бесовским празднествам примешал много увеселений, то благопромыслительный Господь, спасая израильтян от этой прелести, постановил законы о праздниках, дозволил и жертвоприношения, допустил и музыкальные орудия, повелел и пиршествовать, таковыми утешениями предотвращая идольское нечестие». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 173).
- 12:19:В данном месте «не оставляй» значит «постоянно опекай и заботься о левите».
- 12:23: «Почему Моисей часто запрещает вкушение крови? Сам Законодатель сказал, что кровь животного есть душа его. Однако же думаю, что закон имеет в виду и другое, а именно: врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. Ибо ежели есть кровь бессловесных животных значит снедать душу, то гораздо паче законопреступно разлучать с телом разумную душу». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 174).
- 14:1: «Что значат слова: да не прорицаете, не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;? Моисей запрещает обычай злочестивых народов и словами «да не прорицаете» отвергает прорицалища; потому что Фивом (φοΐβον) называли пифийского лжепрорицателя (Аполлона). А словами не возложите плеши между очима вашима над мертвым воспрещает неумеренность плача по умершем, потому что иные из иноплеменных народов стригли волосы на голове, а иные - на бороде и бровях и приносили их в дар умершим. А Божественный закон запрещает делать это. Что Моисей повелел от всего отделять две десятины, это ясно дает разуметь и здесь. Ибо говорит: десятины да даси от всего плода Семене своего, плод нив твоих от года до года, и да снеси я пред Господем Богом твоим на месте, идеже изберет Господь Бог твой призывати имя Его тамо (22-23). Но если бы десятина была одна, то как было бы можно и левитам ее брать, и приносящим из нее же пиршествовать? Напротив того, явно, что одну десятину назначал Моисей левитам, а другую на пиршества приносящим. Сие открывается и из последующих слов. Ибо сказано: аще же далече будет путь от тебе, продаси и, взяв цену, иди на место, еже изберет Господь Бог твой, и даси сребро за все, на неже пожелает душа твоя, на волы и овцы, или на вино, или на сикеру, или на все, егоже желает душа твоя, и да снеси тамо пред Господем Богом твоим, ты и дом твой. И левит иже во градех твоих, яко несть ему части, ни жребия с тобою (24-27). Потом узаконяет, что должно давать левитам: по трех летех да изнесеши всю десятину жит в лето оно, да положиши ю во градех твоих; и приидет левит, яко несть ему части ни жребия с тобою, и пришлец, и сирота, и вдова, яже во градех твоих, да ядят и насытятся; да благословит тя Господь Бог твой во всех делех твоих, яже аще сотвориши (28-29). Должно же знать, что Иосиф, основываясь на сих словах или как иудей, лучше зная иудейские обычаи, говорит, что закон повелевал приносить три десятины: одну – левитам, другую – сиротам и вдовам, третью – на пиршества приносящим». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 175).
- 14:5:Орикс - порода антилоп (лошадиная антилопа или сернобык). Водится в Аравии, северной Африке и Малой Азии. Камелопард – жираф.
- 14:15:У некоторых возникает вопрос: «Как мог Моисей указать на птицу, страуса, которая, согласно общим представлениям, водится только в Австралии?» На самом деле ойкумена данной породы значительно шире и археологические раскопки и замечания биологов свидетельствует, что данный род населял в древности переднюю Азию, Европу, Индию. Сейчас же они довольно распространены не только в Австралии, но и в Африке.
- 15:21:«Почему запрещает Моисей приносить в жертву первородное животное, когда оно увечно? Посредством бессловесных желает научить обладающих даром слова, чтобы имели здравый ум, уготованный на всякое доброе дело». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 176).
- 17:8: «Что значит сказанное: если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями? Если не в состоянии ты доискаться истины, когда судишь или осматриваешь проказу на теле (это называет Моисей язвою), и не распознаешь, проказа ли это или лишай (Лев. 13:39), то не делай заключения и не произноси суда по догадке, но иди в божественный храм и донеси о сем жрецу или кому вверено в то время народное управление и, что повелят, то исполни. Если же кто по кичливости будет противоречить тому, что сказано архиереем или судиею, то да накажется смертью в пример и на пользу другим». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 176).
- 17:16:«Почему Моисей повелевает князю не умножать себе коней? Хочет, чтобы израильтяне возлагали надежду на одного Бога. Посему и блаженный Давид взывает: не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется (Пс. 32:16-17). (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 176).
- 20:5-8:«Святитель Кирилл Александрийский объясняет, что в духовном смысле построившие дом суть не ищущие отечества небесного, а посадившие виноградник и женившиеся - плененные страстями. И те, и другие не могут и не хотят вести духовной брани». (Кирилл Александрийский, свт. О поклонении и служении в духе и истине. Творения кн.I. М., 2000.с.271).
- 21:18-21: «Почему Моисей требует, чтобы, когда родители обвиняют сына, делали сие сообща и отец и матерь? Потому, что согласие обвиняющих свидетельствует об истине обвинения. Ибо часто случается, что отец обвиняет напрасно, а матерь противоречит, или жалуется матерь, а отец противоречит. Но когда оба обвиняют в одном и том же, тогда явною будет справедливость обвинения. Посему-то Моисей обвиненного обоими повелевает предавать смерти». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 177).
- 21:22:«Этот стих упоминается в Деян. 5:30, но что еще более важно, именно он лежит в основе желания Никодима снять тело Иисуса с креста до наступления сумерек ("ибо та суббота была день великий", Ин. 19:31). Этот закон не имеет никакого отношения к повешению: в Ветхом Завете смерть через повешение не упоминается. Здесь имеется в виду выставление напоказ трупа преступника или врага уже после его смерти. Так, тело Саула было повешено филистимлянами на стенах Бефсана (1 Цар. 31:10-13). Это жуткое зрелище не должно было продолжаться более одного дня».
- 22:6-7: «Почему Моисей нашедшему птичьих птенцов повелевает их взять, а старых птиц, которые высидели их, отпустить? Обучает милосердию. Ибо если возьмет высидевших и оставит птенцов, то последние, так как некому будет кормить их, без сомнения, погибнут; а если поймает тех и других, то переведется весь род птиц, как скоро все станут делать то же». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 177).
- 22:9: «Что значит сказанное: не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника (своего). Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе? Законодатель обуздывает ненасытность и промышляет о самих земледельцах, потому что земля, прияв в себя многие семена, дает тощие плоды. Посему повелевает не сеять смешанных семян и не садить разного рода виноградных лоз. А преступающего этот закон подвергает взысканию, наказывая за желание прибытка. Ибо повелевает, чтобы таковые плоды были приносимы Ему Самому, что и выразил словами да не освятится плод». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 178). Израилю дано было повеление не смешиваться с окружавшими его языческими народами. Это повеление подкреплялось и такими частными постановлениями о недопустимости смешения, дабы "вещественные начала" служили постоянным напоминанием о вещах духовных.
- 23:1: «Почему Моисей запрещает входить в церковь каженику и скопцу? Дает этим разуметь неспособность души к плодоношению, потому что противно Богу неплодие добрых дел. Притом закон запрещает делать кажениками не только людей, но и скот, потому что искажаемые у них члены созданы для размножения рода. Но закон как запрещает неплодие, так отвергает и худой плод. Ибо говорит: да не внидет блудородный в храм Господень. (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 178).
- 23:3: «Почему общение с моавитянами и аммонитянами запрещает Моисей не на определенное какое-либо время, но даже до века? Во-первых, потому, что беззаконен их корень и родились они от беззаконного сочетания, а потом по причине нечестия, участниками в котором соделали и израильтян, украсив жен, а чрез них и народ Божий уловив в служение идолам. Но идумеянину и египтянину повелевает входить в храм по третьем роде (8), и первому – как брату, а второму - как бывшему на время благодетелем, потому что, когда настал голод, отцы их, пришедши в Египет, нашли там себе пропитание. Посему закон учит нас не забывать и давнего благодеяния. (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 178).
- 23:14:«Что значит сказанное: ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего? Известно, что воздух, наполненный зловонием, производит нередко заразу. Поэтому Моисей повелевает израильтянам, когда расположатся где станом, извергаемый ими помет зарывать в землю. А чтобы от неисполнения повелеваемого не терпели они вреда, по необходимости присовокупляет: яко Господь Бог твой ходит в полце твоем, - и объясняет причину сего: избавляти тя, и предати враги твоя пред лицем твоим. А сим учит не делать ничего противозаконного. Ибо присовокупляет: и да будет полк твой свят, и да не явится у тебе стыдения вещи. (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 179).
- 23:17-18: «Имеются ввиду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих божеств (3 Цар. 14:23-24, 15:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той платой, которая дается блуднице и блуднику». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.280). «Цена пса» – презрительное выражение, означающее уплату за мужскую проституцию». (Комментарий к Священному тексту. Библия. Брюссель 1989. с.1884).
- 25:3:«Почему, когда Бог повелел, чтобы сделавший преступление получил четыредесять ран, иудеи наносят одним ударом меньше (ср. 2 Кор. 11:24)? Потому, что большее число ран бесчестит наказываемого: аще же приложат биты его, срам будет брату твоему пред тобою (Втор. 25:3). Дают же одним ударом меньше, чтобы, стараясь соблюсти точное число, и против воли не обесчестить подвергаемого ударам, когда будет ему нанесен лишний удар». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 180). «Cорок ударов. Это послужило началом иудейской практики назначения "по сорока ударов без одного" (2 Кор. 11, 24). Иудеи заботились о том, чтобы кто-нибудь не ошибся при подсчете ударов, поэтому предпочитали ошибаться в меньшую сторону».
- 25:4: «Что значит сказанное: не заграждай рта волу, когда он молотит? Высший смысл сего ясно показал нам божественный апостол (1 Кор. 9:9-10). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю и с трудом обмолачивает снопы». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 180). «Данное предписание дважды цитируется Павлом (1 Кор. 9:9-12; 1 Тим. 5:18), доказывающим, что если этот принцип относится к волам, то тем более – к человеку».
- 25:19: «Почему повелевает Моисей амаликитян предать конечной гибели? Они были и нечестивы, и братоненавистливы. Хотя вели свой род от Исава, но первые предприняли войну против израильтян, и притом, когда были они еще далеко и не приближались к пределам их (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 181).
- 27:11-16:«Почему проклятий больше, чем благословений? Рабам лукавым не столько полезны обещания свободы, сколько угрозы наказаний». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с. 183).
- 28:27:«Почечуй – как полагают, имеется в виду геморрой, то есть та же болезнь, что и наросты». (Библейский словарь. Сост. Вихлянцев В.П.). «Почечуй – одна из накожных болезней». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 2. с. 284).
- 29:23:«Здесь названы четыре города, разрушенных во времена Авраама. В гл.14 Бытия упоминаются пять городов, однако ничего не говорится об их разрушении. В гл.19-ой Бытия, где упоминаются Содом и Гоморра, сказано, что Господь ниспроверг все города той местности, и только Сигор остался нетронутым. Книга Второзакония обобщает эти два повествования и приводит названия четырех разрушенных городов. Пророк Осия также ссылается на разрушение Адмы и Севоима (Ос. 11:8). Эти города были разрушены ок. 2000 г. до Р.Х. и никогда больше не восстанавливались, поэтому Осия, скорее всего, основывался на сказанном во Второзаконии. Подобно Моисею, Исайя также сравнивает суд над Израилем с судом над Содомом (Ис. 1:10)» (Новая Женевская ученая Библия).
- 33:19:«Под «сокровищами, сокрытыми в песке», разумеют: 1) богатство, добываемое путем земледелия; 2) богатство, добываемое путем изготовления стекла, известного с глубочайшей древности в Египте, Финикии и других странах; 3) богатство, добываемое путем торговли пурпуровыми раковинами, встречавшимися на финикийском побережье» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 2. с.290).
Контрольные вопросы:
1. Согласны ли вы, что Второзаконие в целом следует модели договора "сюзерен-вассал"?
2. Кто написал книгу Второзаконие?
3. Богослужебное употребление книги Второзакония.
4. Богословие книги Второзаконие: «Символ веры», «Бог который действует», «Избрание Израиля», «Взаимоотношения завета», «Концепция греха», «Бог в истории».
5. Влияние Второзакония на другие священные книги (их писателей).
6. Почему закон повелевал клясться Богом? 6:13.
7. Как следует понимать сказанное: «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык»? 10:17.
8. Растолкуйте: «Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным? 12:8.
9. Что значат слова: «Да не прорицаете, не выстригайте волос над глазами вашими по умершем? 14:1.
10. Почему Моисей запрещал приносить в жертву первородное животное, когда оно было увечным? 15:21.
11. Почему Моисей повелевает князю не умножать себе коней? 17:16.
12. Почему Моисей нашедшему птичьих птенцов повелевает их взять, а старых птиц, которые высидели их, отпустить? 21:22.
13. Что значит сказанное: «не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего]. Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе»? 22:9-11.
14. Почему Моисей запрещает входить в церковь каженику и скопцу? 23:1.
15. Что значит сказанное: «ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего»? 23:14.
16. Что значит сказанное: «не заграждай рта волу, когда он молотит»? 25:4.
ЛЕКЦИЯ 7
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 182;