Богослужебное употребление книги Второзаконие
В качестве паримийных чтений из книги Второзакония берутся: 1,8-17,10,1-5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) - в неделю Св. отец и 1 января - в день памяти св. Василия Великого.
4:6-7, 9-15 (увещание Моисея о соблюдении Синайского законодательства), 5:1-6,10-23,25,26 и 6:3-5,13,18 (о величественных обстоятельствах синайского законодательства и об обязанностях исполнять со страхом заповеди Божий) - в день 16 августа.
10:14-22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) - в неделю Св. Отец и 30 января - день памяти трех Святителей.
Обличительная песнь Моисея (32:1-43) является основой содержания второй песни великопостных канонов.
БОГОСЛОВИЕ
Второзаконие является сокровищницей богословских концепций, которые оказывали влияние на религиозную мысль и жизнь израильтян, евреев и христиан. Как было показано выше, основные идеи Книги принадлежат Моисею, находящемуся под водительством Святого Духа. Эти идеи оказали большое влияние на пророков – как "ранних", которые и были ответственны за "Второзаконную историю", так и на "поздних". И это – важнейшая причина для того, чтобы попытаться понять богословские идеи Второзакония – древние и преобладающие в ветхозаветной мысли.
Символ веры. Втор.6:4-5 является "Символом веры" Израиля или, используя первое слово, которое стало его еврейским названием, "Шема": "Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими".
Израильтянам было предписано: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и душе твоей). И внушай их детям твоим... И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих". (Втор. 6:6-9) Эти указания, следующие непосредственно за Шемой, стали частью ежедневного религиозного обряда евреев. Христос указал на ст.5 как на первую и величайшую заповедь (Мф.22:37).
В "Символе веры" утверждается единство и единственность Яхве, Бога Израилева, особенно в свете отношений, установившихся у Него с Его народом. Слово, переведенное "един" является порядковым числительным - дословно "Господь, Бог наш, Господь первый". Если бы в этом месте говорилось именно о единобожии, было бы использовано другое еврейское слово — дословно "Господь, Бог наш есть единственный Бог" (в связи с тем, что слово, переведенное "един" является предикативным прилагательным, а не атрибутивным прилагательным, перевод "единый Господь" в данном месте отрицается). В то же время, Втор.6:4 и далее исключает концепцию многобожия Израильского Бога, поскольку Он "один", а не "много". Более того, Яхве требует полной любви Своего народа. Если "Символ веры" и не утверждает единобожие как философскую концепцию, он определенно указывает, что Господь является Единственным Богом, Которого Израильтяне должны любить и Которому они должны служить, поскольку любовь к Нему всем сердцем, всей душой и всеми силами не оставляет места для приверженности другому богу. Ранние Израильские взгляды иногда называются "монолатрией" (поклонением одному богу), поскольку нигде не отрицается полностью существование других богов. Однако как монотеизм, так и монолатрия являются философскими концепциями, а Израильтяне, похоже, не были философами. Они не рассуждали о Боге. Они знали Его из опыта своего общения с Ним. Он вывел их из Египта и требовал от них полной преданности. Их вера была результатом опыта, а не логическим выводом.
Бог, который действует. Концепция Яхве, Который вступает во взаимодействие с избранными, встречается во Второзаконии не впервые. Она является существенной частью рассказов о сотворении мира, потопе и, конечно, об Авраамовом завете; она была мощным образом проиллюстрирована сначала, когда Яхве сломил упорство фараона в нежелании отпустить израильтян, а затем и усилия его армии вернуть бежавших рабов.
Однако во Второзаконии исторические деяния Яхве становятся основной частью воззрений этой Книги в частности, ввиду связи с требованиями, выдвигаемыми Яхве израильтянам, как в момент вступления в землю обетованную, так и после него. Моисей напоминает им о том, "что сделал Господь с Ваал-Фегором" (Втор.4:3), и это должно было определить их будущее поведение в земле обетованной (ст.5). "Есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?" (ст.7). О событиях, породивших такую веру, следовало рассказывать "сынам твоим и сынам сынов твоих" (ст.9).
Доктрина невидимости Бога и заповедь против сотворения каких бы то ни было изображений Бога - обе взяты из опыта у горы Хорив (ст. 15-16). "Дабы ты, взглянув на небо, увидел солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом". Далее Моисей продолжает эту мысль: "А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела..." (ст. 19-20). Солнце, луна и звезды повелением Божиим принадлежат всем, но избавление от Египта было деянием, направленным во благо исключительно Израиля, деянием, целью которого было сделать израильтян народом Божьим.
Если Израиль забудет это и то, к чему это его обязывает, Господь покарает Свой народ, выдворив его из земли обетованной и рассеяв среди других народов. С другой стороны, если Израиль возвратится к Яхве и будет повиноваться Его гласу, Он будет милостив и не забудет завета, заключенного с их отцами (ст.25-31).
"Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба и до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?» (ст.32-35).
В своем последнем обращении Моисей объявляет: "Вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской... но до сего дня не дал вам Господь Бог сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать" (Втор.29.2-4). Снова упоминается, что Господь вел их в пустыне и заботился об их нуждах. Моисей говорит, что это было сделано, "дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову" (ст. 13).
Избрание Израиля. Концепция о том, что Яхве избрал Израиль Себе в удел, называется "богоизбранностью". Она основана на призвании Авраама (Быт. 12:1-3; 15:16), где Божественное обещание направлено на "семя", или потомков Авраама. Эта идея выдвигается на передний план во время призвания Моисея (Исх.3:6). Она содержится в откровении Синайского законодательства (Исх.ср.20:2-20) и в системе жертвоприношений, описанной в книге Левит (ср. Лев.18:1-5, 24-30). Упоминание об этом обещании содержится в рассказе об отправлении соглядатаев в Ханаан (Числ.13:2) и об отчете меньшинства (Числ.14:8). Но ярче всего эта идея выражена во Второзаконии, где она является мотивирующей.
Для описания доктрины избрания в Ветхом Завете чаще всего используется глагол "выбирать". Он встречается довольно часто во Второзаконии (евр."bahar" встречается во Второзаконии 30 раз; по 20 раз в книге Исайи и 1-2 Цар. и I раз - в 3-4 Цар.). Однако мысль об избрании - что Бог избрал Израиль быть Его уделом - выражается и множеством других способов и часто подразумевается там, где она выражена не столь явно (ср. Втор.4:32-35). Следует помнить, что Божественное избрание Израиля было осуществлено посредством воссоздания его в качестве нового народа. Это Божественное избрание не было произвольным, как если бы Бог выбрал уже существующий народ, пренебрегая другими. Его новый искупительный акт потребовал нового народа; отсюда Его призвание Авраама, образование нового народа из его семейства и последующие события в его истории. "Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего", – говорит Моисей; "..тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор.7:6). Этот выбор был сделан не благодаря численному преимуществу Израиля (ст.7), но "потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которой Он клялся отцам вашим..." (ст.8). В связи со своим избранием Израиль должен был уничтожить народы земли Ханаанской, "семь народов, которые сильнее и многочисленнее тебя" (ст.1). Израиль не должен был вступать с ними в какие-либо соглашения или проявлять к ним пощаду. Между Израилем и народами этой земли не должно было быть брачного родства, т.к. это могло отклонить Израильтян от Яхве к служению другим богам (ст.3-4). В первую очередь они должны были разрушать религиозные символы Ханаанских народов (ст.5). Эти требования могут показаться жестокими. Если Яхве был в равной степени Богом всех народов, и все люди были Его детьми, то эти слова могут вызвать возражения. Однако их следует трактовать в надлежащем контексте на фоне Богоизбрания. Яхве избрал Израиль, и Он является Богом Израиля. Перед другими народами у Него нет каких-либо обязательств, кроме тех, которые предусмотрены Его заветом с Израилем. Эта основная мысль об избрании стоит за теми местами Нового Завета, в которых говорится об исключительности, например, о разнице, разделяющей последователей Христа и "мир" (ср. Ин. 1:12; 8:42; 15:18-19; 1 Ин.2:15).
Но у концепции Богоизбранности есть и другая сторона. Выбор Богом Авраама и его потомков имел определенную цель – «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Ревность Божия об Израиле не является следствием Его равнодушия к другим народам; наоборот, она основана на заботе о том, чтобы Израиль передал истину другим народам. Если Израиль не будет заботиться о том, чтобы сохранить истину, которую открыл им Яхве Своими словами и поступками, эта истина никогда не дойдет до остального мира. Поэтому, во Второзаконии делается ударение на то, что Израильтяне по прибытии в Ханаан должны строго соблюдать указания Божии. Это является причиной закона о "едином жертвеннике" (Втор.12:1-14). Этот запрет касался того, – чтобы Израиль не совершал служения в местах, где народы, которыми они овладеют, служили своим богам (ст.2). "К месту, какое изберет Господь, Бог ваш,... обращайтесь" (ст.5). Это место, где бы оно ни было - у Гевала, в Сихеме и, наконец, в Иерусалиме, - должно было быть единственным местом служения тех, «кого Яхве избрал быть Его народом». Только таким образом могла вера оставаться незараженной ханаанскими верованиями и сохранить ясное свидетельство для всех народов.
Цель избрания – свидетельство всем народам, которые должны были благословиться, благодаря избранию Израиля – не указывается во Второзаконии. Основным мотивом Моисея было предупреждение Израильтян об опасностях, связанных со смешением их веры, с потерей истины, открытой им, которые подстерегали их после вступления в землю обетованную.
Взаимоотношения завета. Взаимоотношения, которые явились результатом избрания Богом Израиля, называются "взаимоотношениями Завета". Слово "завет" встречается в Ветхом Завете довольно часто (древнееврейское слово "berit" встречается в Ветхом Завете 285 раз, включая 26 раз во Второзаконии, 24 раза в книге Бытия, по 23 раза в книгах Иисуса Навина и 3-4 Царств, 20 раз в Псалтири, 19 раз в книге Иеремии и 17 раз в книге Иезекииля). Несмотря на то, что Завет иногда описывается как "соглашение" или "контракт", библейский Завет значит несколько иное. В контракте содержится формула quid pro quo ("что-то взамен чего-то"): "за ценность, которую я получаю, я согласен заплатить..." Если какая-либо из сторон не выполняет условий, другая освобождается от своих обязательств. Даже договор вассальности не является тем же самым, что и библейский завет, хотя он представляется более близкой параллелью. В нем повелитель, покорив вассальный народ, имеет право на определенные обязательства по отношению к себе. В свою очередь, он обещает предоставить определенные выгоды. Библейский завет, напротив, не возникает ни вследствие quid pro quo, ни вследствие завоевания. Он происходит из любви: "потому, что любит вас Господь..." (Втор.7:8). Поэтому, хотя народ и не выполнил своих обязательств – что и произошло в период странствования по пустыне, – Бог не разрывает завет (4:31).
Для пророков взаимоотношения Завета являются знаменательными; они становятся краеугольным камнем возлагаемой ими надежды. Эта надежда состояла из трех основных элементов: образование народа избранного Богом Себе в удел; наследование ими земли, которую Он поклялся дать патриархам и их потомкам; и установление престола, который Он обещал Давиду и его потомкам. Каждое из этих обещаний входило в завет, тот ли, который Бог заключил с Авраамом и подтвердил Исааку, Иакову, Иосифу и Моисею, или тот, который Он заключил с Давидом (2 Цар.7).
Поскольку Господь является Богом, Который держит Свои обещания, пророки знали что в конце концов Он освободит Свой народ, восстановит их на земле обетованной и поставит царя на престол. Элементы этой надежды присутствуют уже во Второзаконии, т.к. по своим убеждениям, Моисей поистине является первоначальным пророком (ср.9:26-29; 17:14-20; 18:15-18).
Но не следует полагать, что эти взаимоотношения не накладывали на Израиль никаких обязательств. Закон, данный на Синае, который Моисей в назидательном тоне повторяет, состоит из обязательств, вытекающих из отношений Завета. Здесь важно понять тонкое различие между контрактом и Заветом. Если бы взаимоотношения между Яхве и Израилем были сформулированы в виде современного контракта, Яхве должен был бы выполнять Свои обещания только при условии соблюдения Израилем своих обязательств. Во взаимоотношениях Завета Яхве придерживается Своих обещаний из-за Своей любви и потому, что Он является Богом. Он может покарать Израиль за неповиновение – даже целое поколение за его упорное неверие, – однако Его Завет остается в силе, благодаря самой Его природе.
В свою очередь, Израиль обязан придерживаться заветных требований не потому, чтобы не быть в долгу у Яхве, но лишь потому, что он является Его народом и, как таковой, должен соответствующим образом вести себя. Моисей обращается к основополагающему принципу, изложенному в книге Левит - "Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш" (Лев. 19:2), повторяя закон: "Все заповеди, которые Я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвой обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет... И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его... " (Втор.8:1-6).
Концепция греха. Основа библейской концепции о грехе изложена в рассказе о грехопадении (Быт. 3) и проиллюстрирована в последующих главах, достигая кульминации в рассказе о потопе (Быт.4-9). В книге Чисел грех Израиля проиллюстрирован ропотом и восстанием. Во Второзаконии он рассматривается на фоне заветных взаимоотношений.
Искупительное действо, посредством которого Господь вывел израильтян из Египта, упоминается в связи с заповедями (Втор.6:20-25). Обязанность израильтян придерживаться и выполнять Его законы основана на том, что Он избрал их Себе во владение (Втор.7:6). Таким образом, вступив в землю обетованную, они должны были помнить это и соблюдать Его заповеди (Втор.8:1-10). Однако им грозила опасность забыть эти взаимоотношения и обратиться к другим богам (ст. 11-18), из-за чего они без сомнения должны были погибнуть (ст. 19). Любовь к Богу и соблюдение Его заповедей идут рука об руку, а благословение в земле обетованной должно последовать за подобным послушанием (ст.8-12). Предположительно, непослушание должно было привести к отказу в благословении.
Таким образом, страшнейшим грехом является обращение к другим богам. Во Второзаконии изложено множество законов и указаний, но редко упоминаются наказания за их нарушение. Наоборот, обещается благословение за соблюдение этих законов: "И если вы будете слушать законы сии, и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, ...рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе" (Втор.7:12-13). Однако когда упоминается о вероотступничестве или идолослужении, прибавляется угроза наказания: "Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов... Не простит Господь такому, но тот час возгорится гнев Господа, ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие Завета сего, - написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной" (Втор.29:18-20).
Грех идолопоклонства был таким серьезным, что израильтянину было предписано убить брата, сына, дочь, жену или друга, если они будут склонять его к служению другим богам: "..не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его; но убей его;.... Побей его камнями до смерти; ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской..." (Втор. 13:6-10). Если население какого-либо города попытается увести израильтян от Яхве, город и все, что в нем находится, должно быть уничтожено (Втор. 13:15-16).
Несмотря на человеколюбивый характер многих законов, изложенных во Втор.15-26, наказание за идолослужение было чрезвычайно суровым. Единственным объяснением, которое может быть выведено из Второзакония или любой другой части Библии, является суть взаимоотношений Завета. Как правило, Библия не предписывает народу Божьему убивать иноверцев. Исключением является покорение Израильтянами Ханаана. Как показано в Книгах Иисуса Навина и Судей, природа завета и назначение земли обетованной требовали того, чтобы в ней не оставалось хананеев. Древние были мало знакомы с той веротерпимостью, которая выработана современным плюралистическим обществом. Как и современные племена, ближневосточные народы в древности имели единообразную культуру и религиозные верования, которые должны были разделяться всеми, кто проживал на данной территории. Самобытность наилучшим образом сохранялась нетерпимостью к другим культурам. Как указано в Книгах Царств и представлено как фон в посланиях пророков, невыполнение приказания Яхве уничтожить хананеев привело к повальному идолопоклонству израильтян и, в конце концов, к разрушению царства и уводу их из земли обетованной в плен.
Как и брачный договор, взаимоотношения между Яхве и Его народом были заветом взаимной любви и доверия. Как и прелюбодеяния, вероотступничество своим презрением любви разрушает связь, нарушает доверие и делает человека недостойным исключительного и всепоглощающего обязательства. Взаимоотношения Завета невозможны в условиях, подробно описанных пророками. Человек, который отворачивается от Яхве, предупреждается о роковых последствия этого шага. Тот же, кто пытается склонить к идолослужению другого, является худшим грешником; он достоин смерти.
Здесь приложима концепция постепенного откровения. В то время, когда Израильская нация только утверждалась в Ханаане, нужен был один вид закона. Повсеместное идолопоклонство в то время могло полностью уничтожить средства передачи искупительного откровения Божьего будущим поколениям. Спустя несколько столетий повсеместное идолослужение привело народ к поражению и гибели, и лишь благодаря милости Божьей часть его спаслась. В свете откровения, поведанного через Иисуса Христа и апостолов, этот закон заменяется более мягким.
Бог в истории. Концепция о том, что Бог действительно вошел в историю, является уникальной библейской доктриной, отсутствующей в таком виде в литературе любой другой религии. Она проповедуется на протяжении всей Библии. Однако во Второзаконии она выражается уникальным образом, оказывая огромное влияние на последующие писания и порождая мысль о "второзаконной истории".
Приводить главы и стихи нет необходимости, поскольку вся книга является изложением деяний Божьих во благо Своего народа. Это рассказ о том, как Бог вывел Израильтян из Египта, дал им законодательство на Синае, терпеливо переносил проявления их неверия в пустыне и привел их к берегу реки Иордан. Это последовательность событий, по-видимому, наилучшим образом изложена во Втор, гл.6-12, отдельные отрывки из которых были процитированы выше.
Глава 5 содержит повторное перечисление Десяти Заповедей. В последующих главах раскрывается их смысл. В рассказе переплетены будущие обязанности Израиля после вступления в Ханаан и прошлый опыт, когда Израиль воочию видел могущественные деяния Яхве и слышал Его слова. Это взаимодействие прошлого и будущего возбуждает "пророческий" взгляд на историю, в котором прошлое не только дает уроки на будущее, но даже становится источником движений, которые влияют на будущее. Когда Бог действовал в прошлом – например, во времена Авраама, – Он не только говорил или делал нечто, что может быть уроком для дня сегодняшнего или дать надежду на будущее, но Он также открывал частицу Своих будущих действий, посредством которых Он осуществляет Свой искупительный замысел. Так понимали историю Божественных действий Моисей, пророки и новозаветные писатели.
Библейский взгляд не является ни исламским фатализмом, ни кисметом, ни кармой, ни причинно-следственным детерминизмом индуизма и буддизма. Люди всегда действуют как бы по своей воле и, следовательно, несут ответственность за свои поступки. Яхве часто предстает как бы разгневанным или расстроенным человеческими действиями, но, в конце концов, всегда побеждает Его замысел. Он вывел Израильтян из Египта, несмотря на мощь и мудрость фараона. Он провел Израильтян по пустыне, несмотря на неверие большинства. Он дал им победу над царями и народами, которые пытались закрыть им путь. Он превратил проклятия Валаама в благословения. И, несмотря на их полное неверие в то, что они смогут вступить в землю ханаанскую, Он привел их к берегу Иордана и отдавал распоряжения, касающиеся времени, когда они войдут в землю обетованную.
Эту же концепцию истории, иногда называемую "Heilsgeschichte" ("история спасения"), можно видеть и у пророков. У ранних пророков она касается, в первую очередь, современной им истории, а у поздних – еще и будущего. Ею пропитаны произведения Псалмопевца. Она поддерживает народ Божий в плену и после; без нее это время было бы безнадежным. Она даже вплетена в события, о которых рассказывается в Книге Есфири, в которой Имя Божие даже не упоминается. Для народа Божьего история становится "Его рассказом".
Смысл закона
Апостол Павел говорит, что "закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал.3:24). Заповеди закона были устроены таким образом, что человек, который стремился всем сердцем угодить Богу через соблюдение заповедей, через изучение закона, несомненно, приближался к тому, чтобы познать необходимость спасения и необходимость пришествия Христова на землю. Речь идет о таком отношении к закону, какое представлено в 118-ом псалме, когда заповеди пытаются исполнить из любви к Богу, а не в надежде получить какое-то вознаграждение.
Святитель Феофан Затворник таким образом раскрывает эту мысль. "Определенное для явления Спасителя миру время по планам Божьим было еще далеко. Между тем, наступал для человечества период юношеский (мысль митр. Филарета), когда возбуждение жизненных сил и потребностей, и душевных и телесных, не дает разуму и совести держать человека в должных пределах. Предстоял всеобщий разлив многообразной страстности. А при этом неизбежна потеря всякой даже мысли об имеющем исцелить всех от уязвления Семени жены. Чтобы этого не случилось, благое промышление Божье, оставляя все народы идти своим естественным путем, избирает одно племя, организует его так, чтобы оно и от беззаконных порывов было обуздываемо, и хранило веру, что придет, наконец, Семя, "емуже обетовася" (Гал.3:19). Для этого был дан закон и посылаемы были пророки.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 279;