Богослужебное употребление книги Исход
В богослужении книга Исход имеет широкое употребление. На первое место следует поставить песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море (гл.15), которая послужила основной частью для первой книги канона утреннего богослужения Православной Церкви.
В качестве же паримий из книги Исход читаются: 1-я и 2-я главы (о рабстве евреев в Египте, рождении, воспитании, о бегстве Моисея) - на вечернях в первые три дня Страстной седмицы,
2,5-10 (о спасении младенца Моисея из воды) - 5-го января, 3,1-8 (о явлении Бога Моисею в купине) - 25 марта;
4,15-29 (о встрече Моисея с Аароном перед отправлением в Египет и явлении их перед израильтянами в Египте) - 5 января;
12,1-11 (об установлении Пасхи) - на вечерне великой субботы;
12,51; 13,1-3,10,12-16 (об избавлении первенцев еврейских от избиения пред выходом евреев из Египта и посвящении первенцев Богу) - в праздник Сретения Господня;
13,20-22 и 15,1-19 (о столпе огненном и облачном и песни Моисея при переходе евреев через Чермное море) - на вечерне великой субботы;
15,22-27; 16,1 (об услаждении древом горьких вод Мерры)-5 января и в праздник честному Кресту;
19,10-19 (о приготовлении евреев к вступлению в завет с Богом перед Синайским законодательством) - на вечерне в великий четверток,
24,12-18 (о новом воззвании Моисея на гору Синай для принятия законов) - 6 августа и в праздники Господние;
33,13-23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) - на вечерне вел. пятницы и 6 августа (в этот раз с присоединением ХХХ1У, 4-8 об откровении славы Божией Моисею);
34,1-5,9,10,16,34,35 (о явлении славы Божией Моисею, восстановлении Завета и лучезарной славе Моисея) - 21 ноября.
Трудности истолкования.Время и путь исхода являются предметом значительных разногласий среди ученых. Согласно библейской хронологии, исход из Египта произошел за 480 лет до царствования Соломона (3 Цар. 6:1), т.е. около 1440 г. до Р.Х. (см. 12:40-41; Суд. 11:26). В таком случае фараоном, царствовавшим во время исхода, был либо Тутмос III, либо Аменхотеп II. Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (1:11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304-1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода 1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией). Более того, известно, что Моисей умер приблизительно в 1406 г. до Р.Х., и уже одно это обстоятельство не позволяет датировать время исхода евреев из Египта позднее 1440 г. до Р.Х. Исход начался из Раамсеса. О его точном местонахождении нет единого мнения, однако наиболее вероятным представляется современный Кантир (Тель-эль-Даба). Отсюда евреи отправились на юг до Сокхофа (13:20), а затем повернули на север (14:2). Здесь упоминаются три места: Ваал-Цефон, Мигдол и Пи-Гахироф. Ваал-Цефон отождествляется с Тифаном, расположенным на берегу озера Манзала - одного из соленых озер между Средиземным морем и Суэцким заливом. Существует три вероятных маршрута бегства израильтян. "Путь по земле филистимской" связывал Египет с Ханааном хорошо укрепленной дорогой вдоль берега. Второй путь - по пустыне Сур - начинался неподалеку от Вади-Тумилат в районе дельты, пересекал Кадес-Варни и далее шел к Ханаану. Египетская пограничная стена в пустыне Сур была, вероятно, главным препятствием на этом пути. Господь же повел Свой народ на самый юг Синайского полуострова и не только привел их к горе, которую Он предназначил для общения с Моисеем, но и избавил израильтян от дальнейшего преследования египтянами. Чудесный переход через море, по всей вероятности, произошел в районе южного берега озера Манзала. Синайский полуостров - это треугольный участок суши с основанием приблизительно 240 км и около 400 км вдоль его обеих сторон. Омывается двумя заливами Красного моря: Суэцким и Акабским. Евреи двинулись дальше на юг вдоль западного побережья Синайского полуострова. Мерру, где был один из станов израильтян, и ее горькие воды (15:22-25), обычно связывают с Айн-Хаваром, который находится в 70-80 км к югу от Суэцкого залива, но, скорее всего это Айн-Муса. Елим с его многочисленными источниками обычно отождествляют с Вади-Гаранделом, станом израильтян у Красного моря (Чис. 33:10), который находится в 12 км к югу от Айн-Хавара. Если местонахождением горы Синай по традиции считать Джебель Муса, тогда евреи, направляясь к ней, двигались вглубь материка через пустыню Рефидим, где произошло сражение с амаликитянами (17:8-16). Рефидим был последним станом израильтян в Синайской пустыне на пути к священной горе. Двигаясь далее, они остановились у горы Синай (гл. 19), где получили откровения закона (Втор. 1:2), а затем отправились по пустыне Паран до Кадес-Варни.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 223;