Соблюдение 1-й и 2-й заповеди в Ветхозаветной истории
Вся история Ветхозаветного культа – это борьба за соблюдение 1-й и 2-й заповедей. Особенно ревностно ее вели пророки, называя поклонение Израиля другим богам блудодейством (поэтому Бог-ревнитель) и, в конце концов, утверждая, что эти боги – не боги вовсе: «Я Господь, и нет иного» (Ис. 45:5 слл.; 42:10 и др.). В этом отношении показательны отзывы о древних евреях античных историков, т.е. людей, не искушенных в тонкостях внутренней жизни Израиля, но заметивших то, что бросается в глаза. Так, Дион Кассий замечает: «Евреи отличаются от остального человечества главным образом тем, что не почитают никаких других богов». Более сильно выразился Плиний Старший: «Евреи известны своим презрением к богам». Кстати, подобное обвинение «по наследству» перешло и к первым христианам, которых в Римской империи обвиняли в атеизме, то есть в непочитании богов.
– ст.5: «Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступление предков, что несогласно с Втор. 24:16; Иер. 31:30; Иез.18:1-32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов, не давших им воспитания в благочестии» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.153).
III заповедь
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». (Исх. 20:7).
Первоначально, в более древних вариантах, так формулировались запреты ложной клятвы (Лев. 19:12) и богохульства (Лев. 24:10-16). Заповедь Декалога расширяет и обобщает эти запреты. В этой заповеди речь идет не о Самом Боге, а о Его имени, посредством которого Он изволил открыться и явиться Своему народу. Отринул всякие изображения, но явился в Слове и в Имени. Это Имя – не фиксированный идол, отвергнутый во второй заповеди, а живая встреча с Ним. Речь идет не о примитивном запрете упоминать имя Божие в просторечии (это слишком «мелко» для Декалога), то есть без всякого содержания, хотя мы опускаемся и до этого, а о запрете употреблять Имя со значимым, глубоким, но ложным смыслом — в магических целях, как средство или инструмент, с помощью которого человек может овладеть Богом.
В широком смысле запрет упоминать Имя Божие напрасно означает запрет профанировать Откровение Божие вообще. Ведь Откровение Божие — это то, что открыто Богом о Нем Самом и что адекватно выражено человеком.
Обвинение Иисуса Христа в богохульстве основывалось, в частности, на том, что Он говорил о Себе с помощью Имени (Ин. 8:58-59) за что и полагалось побить камнями (Лев. 24:16).
IV заповедь
Четвертая заповедь Декалога – одна из двух, сформулированных в положительной форме. Именно эта заповедь в своей формулировке, точнее, в обосновании различается в Исх. 20:8-11 и во Втор. 5: 12-15:
- «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». (Исх. 20:8-11).
- «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]». (Втор. 5:12-15).
Согласно Книге Исход, 7-й день — день покоя Божия после шести дней творения. Поэтому и твой субботний покой, евр. шаббат («покой») — знак почитания Бога-Творца, сотворившего мир совершенным. В Книге Второзакония покой седьмого дня — знак твоей свободы, дарованной Богом-Освободителем. Между этими различными обоснованиями не только нет противоречия, но есть и глубокая связь, проходящая через всю Священную историю и Ветхого, и Нового Завета. Бог Израилев – это и Творец, и Освободитель (Спаситель, Искупитель). Одно без другого – творчество и свобода – в Боге невозможно. Кроме того, спасение – это восстановление творения, поруганного и порушенного, плененного грехом. Спасение, по-греч. ис-целение, восстановление целости, целостности, иначе говоря, второе творение. В этом глубокое соответствие творения и спасения. Так, Новозаветная история спасения – Страстная седмица – увенчана также субботой, Великой субботой покоя погребенного Христа. Почитание Субботы, память о ней, посвящение части своего времени Богу – это почитание Бога-Творца и Спасителя.
Суббота и христианская Церковь.Соблюдаем ли мы, христиане 4-ю заповедь, то есть, почитаем ли мы субботу? В ответ на этот вопрос можно часто услышать, что в христианской Церкви почитание переносится с субботы на воскресенье. Однако это слишком упрощенный и во многом неверный ответ. Во-первых, еще Сам Христос обвинял законников в непонимании смысла соблюдения субботы: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти или погубить? » (Мк. 3:4)
Вопросы, так сказать, риторические — делать должно, но делать добро. Это делал, прежде всего, Христос. Делал, продолжая дело Своего Отца (Ин. 5:17). Ведь совершенство и красота («и вот, хорошо весьма» – Быт. 1:31), грехопадением были осквернены и изуродованы – страданиями, болезнями и смертью. Христос же совершал свои дела исцеления часто именно в субботу – чтобы указать, в чем смысл Его служения: «освободить» (Лк. 12:13) творение Божие.
Во-вторых, христиане – это народ, празднующий «нового жития, вечного, начало», воссиявшее из гроба воскресения в день восьмой, тоесть день после Субботы. Это подчеркивают все четыре евангелиста начиная свои воскресные свидетельства (Мф. 28:1; Мк. 16:1; Лк. 24:1; Ин. 20:1). День восьмой – это первый день следующей недели, но он вне недели, потому что он – предвкушение вечности, Нового творения и Царства Божия. Его почитание невозможно без дня седьмого как Новый Завет невозможен без Ветхого Завета.
Таким образом, отношение к субботе в христианской Церкви такое же, как к Ветхому Завету. Это особый день, о чем свидетельствует, например, тот факт, что в Великом посту это день, отмеченный, как и день воскресный, полной Литургией и приостановкой поста в богослужебном смысле.
Наконец, соблюдение этой заповеди в любом случае состоит не столько в формальном смысле слова (в определенный день ничего не делать, а пойти в Церковь), а в том смысле, что в твоем разнообразном распорядке жизни (шесть дней по сравнению с одним днем гораздо больше) должно быть время, когда ты вспоминаешь о своем Творце и Освободителе и обращаешься к нему в молитве.
Таким образом, 4-я заповедь говорит уже не только об отношении человека к Богу, но и том, как строить и распределять свою жизнь в соответствии с Заветом. Иными словами, внимание постепенно переходит «на землю», чтобы в следующих заповедях сосредоточиться уже исключительно на внутричеловеческих отношениях. Неслучайно эта заповедь располагается в середине Декалога, на рубеже между заповедями о Боге и заповедями о человеке.
V заповедь
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх. 20,12).
Пятая заповедь, сформулированная тоже положительно, говорит ородителях, которых человек должен «почитать», т.е. заботиться о них. Только тогда и он воспримет от Бога долгую жизнь на земле, которую JHWH дал Своему народу.
Почитание родителей здесь, в контексте истории заключения Завета, выдвигается не просто как условие твоего благополучия и долголетия. Это и залог единства и преемства народа Божия не только сейчас, в настоящий момент, но и через поколения и века в его верности Завету.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 139;