Последнее утверждение о понимании Малеах-Иегова иудеями как указания на тварного ангела, нам следует понимать как ветхозаветное откровение о второй Ипостаси Пресвятой Троицы).
Бытие, 33-я глава
– ст. 3: семь раз. Это было обычным правилом дипломатического этикета древности.
Бытие, 34-я глава
– ст. 9: «Еще и теперь у арабов изнасилование сестры считается большим позором для брата, чем даже осквернение жены для мужа».
– ст. 24: «Все выходящее из ворот города, т.е. все полноправные, имеющие право голоса в общественных делах».
Бытие, 35-я глава
– ст. 9: «Бог, открывшись Иакову после его возвращения из Месопотамии в Вефиль, подтверждает Свои обетования. В повторном же переименовании Иакова Израилем не следует видеть несогласование, но только подтверждение».
Бытие, 37-я глава
– ст.4: «Почему Иосифу завидовали братья его? Иосиф был любим отцом и как поздно родившийся, и как сын Рахили, и как отличающийся добродетелью. Посему братья, видя его предпочитаемым, уязвлялись завистью и сперва покушались худо расположить к нему отца, много раз прибегая к злословию, не достигнув же своего намерения, предприняли попытку погубить, а потом, совещавшись, продали. Сон о снопах предзнаменует поклонение за пшеницу, потому что, пришедши в Египет для покупки пшеницы, братья, по предречению, поклонились Иосифу». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.).
Бытие, 38-я глава
Повествование 38-й главы не только является отклонением от главной темы и не только временно изменяет фон, на котором развертывается 10-й Толедот книги Бытия, но также отражает в себе иной цикл предания, отличный от того, который лег в основу как книг об Иосифе, так и всей истории патриархов. Помимо того, что она вызывает хронологические трудности, глава эта расходится с представлениями, которые мы можем составить на основании материала прочих глав. Так, глава эта, вопреки традиции, соблюдаемой в семье патриархов (Быт 25 и 18:1), допускает возможность браков с хананеянками. Затем, она представляет Иуду живущим отдельно от семьи, в то время как в главах 39-50 Иуда опять с братьями, причем нигде нет и намека на возвращение Иуды в семью отца. Можно идти дальше и заключить, что предание, отраженное в 38-й главе, ничего не знает о переселении Иуды в Египет, и, следовательно, об участии его колена в Исходе. И если теория о героях-эпонимах соответствует действительности, если в биографиях патриархов в какой-то мере выступает персонифицированная племенная история, то приходится признать, что Быт.38 обнаруживает очень древний цикл предания, расходящийся со сложившимся в более позднюю эпоху традиционным представлением об истории Иудина колена и не только вызывающий сомнения в пребывании последнего в Египте, но позволяющий также предполагать, что колено это не состоит целиком из потомков Авраама, что оно пребывает в Палестине как особое племя и вливается в число колен Израилевых лишь в эпоху завоевания обетованной земли. И приходится отметить, что отделенность Иуды является капитальным фактом в ранней истории Израиля: на нее намекают повествование Суд. 1:3 и следующие, не упоминающая об Иудином колене песнь Деворы (Суд. 5), а также и молитва о присоединении Иуды во Втор. 33:7.
Итак, историческая критика представляет нам историю Иуды и Фамари как некое постороннее тело, неизвестно, как и почему включенное в главы об Иосифе и даже в саму книгу Бытия. Понятно, что в этом свете повествование приобретает большое значение для высшей критики. Последняя хотя и отрицает, что в основе рассказа лежит некий имевший место в действительности факт, однако, верная своей теории о героях-эпонимах, усматривает здесь, прежде всего, ценнейшее указание на смешанное происхождение некоторых входящих в Иудино колено кланов, на вымирание старших ответвлений, Ира и Онана, и на соперничество между младшими ответвлениями, которое закончилось победой клана Фареса над кланом Зары и вытеснением клана Шелы. Это наличие иноплеменной крови в Иудином колене объясняет, по мнению той же исторической критики, тот сепаратизм между северными и южными коленами в Израиле, который сказывался уже в раннюю эпоху и привел к разделению Царств. Нисколько не отрицая интереса, который представляет для нас в таком освещении история Иуды и Фамари, мы, однако, одним этим истолкованием удовлетвориться не можем. Во-первых, оно не объясняет включения этого отрывка в главы об Иосифе, а во-вторых, — и это есть уже большой недочет — оно не может указать, почему глава эта есть также страница Священного Писания. Правда, Эрит (Erith), написавший для гоуровского комментария толкование на книгу Бытия и считающий основным именно историческое объяснение, допускает предположение, что бытописатель мог еще иметь намерение подчеркнуть святость закона левирата. Но и это понимание не может вполне удовлетворить христианского толкователя; к тому же оно забывает, что в рассказе главное ударение лежит совсем не на левирате: ведь Фамарь рождает детей от Иуды не благодаря формальному исполнению закона, который обязывал братьев восстановить семя умершему без потомства, но никак не их отца.
Такова в свете выводов современной библейской науки вставка 38-й главы в книгу Бытия, стыдливо замалчиваемая в учебниках история Иуды и Фамари. Однако сама же критика дает нам те данные, которые до некоторой степени могут вскрыть связь этого рассказа с повестью об Иосифе. Ведь наша глава есть чистейший образец ягвистической записи древнего предания: об этом говорит и троекратное употребление имени Божьего Ягве (стт. 7 и 10), и наречение рожденных сыновей именем не отца, а матери (стт. 4, 5 и, может быть, 3 и 29), и сходства с другими ягвистическими отрывками. Этот ягвистический характер Быт. 38 очень важно отметить по причине того особого интереса, который Ягвист проявляет к Иуде, к его колену и к южному царству. В этом интересе и скрыта первая, чисто человеческая причина, по которой глава об Иуде и Фамари составила один контекст с главами об Иосифе. Бытописатель, поздний редактор, писавший, когда северное царство уже не существовало, поместил рядом с повествованием, прославляющим Иосифа и Ефрема, героев царства северного, повествование, прославляющее Иуду и Фамарь, героев царства южного. И действительно, Быт. 38 старается выставить Иуду в самом благоприятном свете. Она показывает, прежде всего, что Иуда всегда действует как родоначальник великого колена; именно поэтому он и не хочет, чтобы был исполнен закон левирата по отношению к Фамари. Он не нарушает закона, о соблюдении которого он, как родоначальник, уже один раз позаботился (ст. 8), но, по причинам суеверного страха, медлит его исполнить (ст. 11). Иуда лишь добросовестно ошибается, полагая, что на Фамари, как на Сарре из Тов. 3:7-17, почивает злая сила, убивающая всех ее мужей, и поэтому остается выше упреков в намеренном противлении закону или в нечестности. Далее рассказ старается также извинить захождение Иуды к мнимой блуднице и приводит в качестве смягчающего обстоятельства указание на то, что Иуда овдовел (ст. 12). И, наконец, это стремление пролить благоприятный свет на Иуду завершается раскрытием подлинного благородства этого патриарха: последний приговаривает свою невестку к смертной казни за блуд, но, обличаемый ею, признает и неправоту свою, и вину, и больше не познает Фамари (стт. 24–26). В этом — истинное величие Иуды. Однако цель этого рассказа — прославить именно Фамарь. Способ, к которому Фамарь прибегает для осуществления своих прав, поражает не только своею дерзновенностью, но также и тем, что это есть исключительный случай в истории Израиля, ибо здесь дать семя женщине оказывается заставленным ее свекор, формально сам не обязанный в отношении невестки исполнять левират. Фамарь проявляет свой героизм именно в том, что она пускает в ход все находящиеся в ее власти средства, чтобы отстоять свои права женщины в Иудином колене. Она действует помимо закона, вопреки всем обычаям, она идет на самое последнее, пред чем останавливается честь всякой женщины, и рискует при этом умереть сожженной (ст. 24). Но, бесстрашно ведя свою опасную игру, она проявляет очень большой ум, благодаря которому и доводит дело до благополучного конца. Всем этим и восхищается бытописатель: для него Фамарь — гордость и слава колена Иудина. Именно такую память и сохранило о Фамари предание Израиля. От нее родился Фарес, избранный Богом, подобно Иакову, еще от чрева матери (ст. 29); среди ее потомков встречаются имена Халева, Вооза (Руфь), Иессея, Давида царя (1 Пар 2:5-19). Одна из дочерей последнего названа Фамарью (2 Цар. 13), очевидно, в честь своей славной прабабки. Все это говорит о том, что для Бытописателя Фамарь имела провиденциальное значение для царственного Иудина колена, и он поместил этот рассказ в Священном Писании в одном контексте с историей Иосифа, потому что понял, что дерзновенный поступок Фамари так же лежал на путях Божественного Промысла, как и продажа в рабство Иосифа и его пребывание в Египте. Мы, христиане, можем только подтвердить правильность этой интуиции, ибо мы знаем, что имя Фамарь есть первое из женских имен, встречаемых в родословной Спасителя (Мф. 1:3). К этому мы еще вернемся; сейчас же отметим, что рядом с человеческими, политическими и патриотическими причинами включения Быт. 38 в 10-й Толедот, возможны и причины религиозные.
Можно идти еще дальше и усмотреть одну общую богословскую тему, которая раскрывается как в истории Иосифа, так и в рассказе об Иуде и Фамари. Это есть именно учение о Промысле и о промыслительном действии Божьем в мире. И тема эта не только вскрывает взаимную связь, но также определяет собою и особый характер каждого из этих библейских повествований. Тема глав об Иосифе выступает сначала в словах последнего к братьям в Быт. 45:5-7, основной мотив которых: “Не вы послали меня сюда, но Бог”. Эта же тема звучит заключительным аккордом в Быт 50:20, также в словах Иосифа к братьям: “Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей”. Из этих текстов явствует, что цель и назначение глав об Иосифе в замечательном богословском комплексе, каковым является книга Бытия, заключается не только в том, чтобы поведать об одном из решающих событий в священной истории, но и в раскрытии, под углом обращения зла в добро (бессилие зла — таков один из богословских лейтмотивов книги), первостепенной религиозной истине о Боге Промыслителе и о Его промыслительном действии в мире. Таково богословие глав об Иосифе, в свете которого выступает религиозное учение провиденциально включенного в эти главы повествования об Иуде и Фамари.
Прежде всего, не может быть сомнений, что Быт. 38 тоже говорит об обращении зла в добро. Оно даже приводит особенно яркую картину мирового зла. Последнее выражается, во-первых, в той грубости и жестокости нравов, о которой говорит и страшная казнь, к которой приговаривается Фамарь. Во-вторых, зло сказывается в личной судьбе человека, в частности — Фамари: мужья ее умирают один за другим, и она, никоим образом не причастная их смерти, терпит несправедливость. Но более всего, и это, в-третьих, мировое зло сказывается в той греховности, которую обнажает эта глава: греховна неугодность Ира пред очами Господа, греховен и отвратителен поступок Онана, греховно известное малодушие Иуды, которое выдается отсутствием прямоты в отношении к Фамари, греховна и проявленная им чувственность, греховен, наконец, даже и самый путь, на котором Фамарь проявляет свой героизм, за который она прославляется. Все пути человеческие так или иначе причастны злу: примитивный в своем антропоморфическом богословии, но не чуждый глубоких прозрений, особенно в области антропологии, Ягвист глубоко проник, в Быт. 38, в тайну метаэмпиричности мирового зла. Однако зло это оказывается, в конечном итоге, побежденным и во всех областях претворенным в добро. Грубость нравов побеждается: личность торжествует, ее права признаются, и всесильный патриарх, во власти которого находится жизнь и смерть всех членов его рода, исповедует свою вину перед Фамарью и даже свидетельствует о ее превосходстве над собой: “она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему”. Добро торжествует и в личной судьбе Фамари, которая добивается справедливости, а также осуществляет то, к чему она призвана как женщина: быть матерью и родоначальницей. Наконец, оказывается побежденной и самая греховность: рассказ подчеркивает, что признавший свою вину Иуда не возобновлял греховной связи со своей невесткой (ст. 26).
Не подлежит также сомнению и то, что для Бытописателя этот переход от зла к добру совершился, как в главах об Иосифе, так и в настоящей главе, при содействии промыслительного действия Божия. Правда, Божественное действие раскрывается лишь по поводу изъятия Ира и Онана из числа живущих: первый умерщвляется Господом за неугодность, а второй — за содеянное зло перед очами Господа (стт. 7 и 10). Но в этом подчеркивается религиозная очевидность Божьего суда, в котором неугодные Богу, противящиеся Ему и восстающие на Него поражаются прямым воздействием Божиим: последнее, как свидетельствует о том и религиозный опыт, и религиозная психология, принадлежит к тем Божественным проявлениям, которые узреваются легче и раньше других очами веры. В других случаях, когда нет прямого противления Богу, когда человек не препятствует осуществлению Божественных целей, но по-своему участвует в нем, Божественная рука в человеческой истории может быть усматриваема лишь в особом озарении свыше, подаваемом Богом по особому произволению. В силу этого неупоминание о промыслительном действии Божием в отношении самих Иуды и Фамари должно рассматриваться как молчаливая ссылка на двукратное указание 39-й главы: “и был Господь с Иосифом” и на всю многозначимость и многозначительность этого указания. И при этом промыслительное действие Божие в отношении Иуды и Фамари должно мыслиться по-разному в каждом из этих случаев. Иуда, хотя и греховен, но добросовестен и благороден; Божественным целям он не противится, ибо исполняет определенные ему Самим Богом обязанности родоначальника царственного колена в Израиле, хотя и ошибается относительно своих путей. Поэтому воздействие Промысла в отношении Иуды должно мыслиться как непостижимое для нас в образе своего осуществления направительное действие Божие. Фамарь же сама берет в свои руки собственную судьбу свою и идет через все человеческие преграды к осуществлению того, что было положено ей Богом. Она как бы пророчески дерзновенно постигает Божественные пути о себе, бесстрашно идет к исполнению своего назначения и тем самым сама становится прямым орудием Промысла Божия в мире. В примере Фамари мы видим образ прямого сотрудничества в осуществлении Божественного плана в мире между действием Божественным и действием человеческим. И надо отметить, что при этом совместном действии Божественная сторона пребывает для нас наиболее сокровенной, ибо на первом плане выступает человеческая личность и человеческая свобода. Однако это Божественное содействие человеку, правильно понявшему пути свои и идущему по ним, оказывается самым очевидным по грандиозности тех результатов, к которым оно приводит: Иосиф становится спасителем Израиля и прообразует Христа, Фамарь же становится родоначальницей славного колена, от которого Сам Христос воссиял по плоти. Упоминание Фамари в родословной Спасителя означает не только то, что Христос не погнушался родиться от кровосмесника Иуды, но также и то, что Фамарь и Иуда имели свое место и свое назначение в священной истории, хотя в осуществлении ими этого назначения сказалась греховность падшего мира. Но Христос пришел для того, чтобы исцелить эту греховность.
Итак, общность богословской темы у глав об Иосифе с главой об Иуде и Фамари не может подлежать никакому сомнению. Учение о Промысле Божием составляет, таким образом, главный предмет всего 10-го Толедота. Но, свидетельствуя о его непостижимости, о его недоступности для нас вне особого Откровения, из стихии этого мира, главы об Иосифе все-таки продолжают учить о божественной стороне в священной истории. Напротив, история Иуды и Фамари делает ударение на человеческой стороне и проникает, насколько это дано человеку в тайну человека перед Божественным Промыслом.
Хотя 38-я глава книги Бытия не представляет нам всю человеческую сторону истории столь же ярко, как главы об Иосифе, однако она останавливается на учении об этой человеческой стороне и подчеркивает именно самобытность человека перед Богом в Богом же положенной тварной свободе. Можно даже сказать, что без дополнения 38-й главы человеческая свобода во всех ее многообразных проявлениях, указанных в повести глав 37-ой и 39-50-ых, может показаться иллюзорной перед всесильным действием Промысла: Иосиф прямо свидетельствует: “не вы послали меня сюда, но Бог” (Быт 45:8). В 38-й же главе Ягвист, вообще известный своим антропоцентризмом, выставляет всю реальность человеческой свободы перед промыслительным действием Божиим. Глава эта показывает, что каждому человеку дается Богом определенная тема бытия, подлежащая свободному раскрытию и осуществлению. Человек волен не осуществлять и не исполнять своего назначения, но он отсекается тогда как ветвь, не приносящая плода (пример Ира и Онана). Если же по свойственной ему ограниченности он ошибается в путях своих, то Бог направляет его на тот путь, который ведет к осуществлению положенного ему (пример Иуды). Если же он стремится к своему назначению и правильно понимает то, что Бог определил ему, то он сам делается орудием Божественного Промысла и участвует, в том уделе, который определен ему, в осуществлении Божественного плана о мире (пример Фамари).
– ст.13-15: «Для чего Фамарь, приняв на себя вид блудницы, обманула свекра? Род Авраамов соделался весьма знаменитым по своему благочестию. Зная это, Фамарь ревностно желала иметь детей от сего рода. Поскольку же свекор не брал ее в жену младшему сыну своему, чтобы и он не умер, подобно братьям, то принуждена была восхитить себе средство к деторождению, когда воспрещено ей было получить это явно. Сверх того, обличает она свекра в том, что, сам не соблюдая целомудрия, принуждал ее к целомудренной жизни. Это и обнаружил он судом своим. Ибо, узнав, что Фамарь носит во чреве, приговорил ее к смерти.Узнав же, от кого носит во чреве, признал ее невиновной, а осудил себя самого. Ибо сказал: оправдася Фамарь паче мене, яко не дах ея Силому сыну моему (Быт. 38:26). А что Фамарь умыслила это для чадородия, а не по сластолюбию, сие видно из последующего: потому что ни с Иудою, ни с другим кем не имела более общения, удовольствовалась же тем, что наименована матерью происшедших от Иудина семени».
– ст.28-30: «Чьим указаниям служили Зара и Фарес? Двух народов: Фарес - иудеев, а Зара - уверовавших из язычников. Ибо и прежде закона было много питомцев благочестия, живших по вере или по закону. Посему-тоЗара произнесе руку (Быт. 38:28), указуя на житие прежде закона, потому что и до закона было много благочестивых и добродетельных.
Бытие, 40-я глава
– ст.20: день рождения фараонова... вспомнил. В день своего рождения египетские цари обычно даровали прощение некоторым преступникам.
Бытие, 41-я глава:
– ст.45: Илиопольского. Главный жрец храма солнца, который находился в этом городе (Гелиополис, иначе Он егип. Ану), был одним из самых влиятельных людей в Египте. Цафнаф-панеах. Египтологи объясняют, что "цафнаф" означает "кормилец", а "панеах" - "жизнь". Однако согласно значению еврейских корней, это имя переводится как "раскрывающий скрытое". Пребывание Иосифа в Египте подобно пребыванию Даниила в Вавилоне: оба получили в чужой земле языческие имена, но не приняли языческой религии. Иная интерпретация: Öàôíàô-ïàíåàõ (åãèï. "Áîã ãîâîðèò: Îí æèâåò").
Бытие, 43-я глава
– ст. 32: «Поставлены были три отдельных стола: один для Иосифа, который, как первый вельможа и притом член жреческой касты, по древнеегипетским обычаям, не должен был есть даже вместе с другими высокопоставленными египтянами, не говоря о чужестранцах, с которыми и всякому простому египтянину есть не позволялось (по Геродоту, 2, 41, ни один египтянин не стал бы употреблять нож, которым пользовался грек при принятии пищи); другой стол для египетских сослуживцев Иосифа, по сказанному не имевших возможности разделять трапезу с чужеземцами, в частности, с сирийцами и евреями; третий стол – для 11-ти братьев Иосифа. Причина, почему египтяне не могли есть вместе с евреями, выражена у священного писателя так: «потому, что это мерзость для египтян» (слав.: «мерзость… всяк пастух овчий» - может быть, добавление к первоначальному тексту, взятое из 46:34). «Мерзость», на библейском языке есть понятие религиозно-ритуальное, богослужебное и означает все, что не может быть допущено в истинное служение Иегове и что запрещено его чтителям. В данном месте говорится, что и египтяне чуждались евреев из религиозных соображений: по Онкелосу, - потому, что евреи закалали и вкушали тех животных, каких египтяне обоготворяли (например, Изиду чтили в образе коровы, Озириса – в образе Аписа-быка); египтяне же, по мнению некоторых, мяса почти не употребляли».
– ст. 32: «Исполняя обычный этикет Востока, Иосиф располагает места для братьев за столом по старшинству их, тем снова приводит их в недоумение и замешательство и вселяет в них суеверный страх к себе, как способном открывать тайны».
Бытие, 44-я глава
– ст.5: гадает на ней. Это было уловкой со стороны Иосифа (42,12); несомненно, он получал откровения от Самого Бога (ст. 15; 41,16) и не нуждался в чаше для гадания.
Бытие, 46-я глава
– ст. 32: «Приготовляя братьев к предстоящей им аудиенции у фараона, Иосиф настойчиво советует им объявить фараону, что они природные номады, как бы предупреждая их от искушения увеличения благами египетской культурной жизни и оставления пастушеских занятий отцов; указание на занятия отцов пред египетским фараоном имело особенную силу, так как при кастовости древнеегипетской жизни всякое занятие здесь было родовым, переходило от отца к сыну. Бал здесь и класс пастухов, как известно из Геродота, Стратона и Диодора (были стада у фараона по Быт. 42:6-11), тем не менее, египтяне с презрением и ненавистью относились к пастушеским племенам (пастухи составляли низшую из 7-ми каст населения, причем особенно презираемы были свинопасы, Геродот 2, 47, 64), ибо: 1) сами они главным занятием своим считали земледелие, составляющее высшую степень культуры в сравнении со скотоводством; 2) ненавистное египтянам владычество гиксов, племени пастушеского, побуждало к ненависти вообще к пастушеским племенам Азии и 3) у номадов Азии приносились в жертву те животные, которых египтяне боготворили. Иосиф всячески убеждает братьев не скрывать своего занятия, чтобы им отведена была для поселения именно удобная для пастбищ земля Гесем, и они не были расселены по городам»
Пастухи овец. Фараон был из семитского племени гиксосов (пастухов-кочевников), поэтому Иосиф и акцентирует внимание на занятиях своей семьи. Этим и объясняется симпатия фараона к Иакову и его семейству».
Бытие, 47-я глава
– ст.27: Владели они ею. Независимость и благоденствие израильтян резко отличались от положения египтян (47:13-26), пребывающих в рабстве у фараона-иноплеменника. Весьма умножились. Эта фраза служит связующим звеном с книгой Исход (Исх. 1:7).
– ст.31: «Действие Иакова по принесении ему Иосифом клятвы неодинаково передается в еврейском, масоретском тексте и в греческом 72-х. С еврейского «поклонился на возглавие постели» (подобное же чтение дают Таргумы, Акила, Вульгата); по 70-ти (также сирский и славянский текст) «поклонился на верх жезла». Разница – от смены еврейских слов: mittah, постель, и matteh, жезл. В первом случае получается мысль, аналогичная сообщаемому в 3 Царств 1:47, о кончине Давида: от утомления преклонился на ложе, или в бессилии мог выразить благодарное чувство Богу, а также и Иосифу лишь преклонением до возглавия постели. Во втором случае (при чтении 70-ти) мысль о предсмертной слабости Икова остается в тени (действительно, только в 4-ой главе говорится, что Иаков прикован был к смертному одру), а выдвигается представление, что Иаков, получив просимое от Иосифа, обозревает всю свою странническую жизнь, бросает взор свой на страннический посох и, благодаря Бога и Иосифа, поклоняется на верх этого жезла, осуществляя по отношению к Иосифу открытое ему некогда во сне поклонение. Главнее всего то, что Иаков отрешается теперь от этого мира и от людей весь обращается мыслью и сердцем к Богу» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.120).
Бытие, 48-я глава
– ст.19: Знаю. Ситуация, прямо противоположная той, в которой сам Иаков обманом получил благословение: Исаак благословил младшего сына, не ведая об этом; Иаков же сознательно благословляет младшего, выполняя волю Божию.
Но меньший его брат будет больше его. И вновь, вопреки обычаю, благословение получает младший брат, как это было в случае с Исааком и Измаилом, Иаковом и Исавом, Иосифом и Рувимом, а теперь с Ефремом и Манассией. Пути Божий не совпадают с установлениями людей (Ис. 55:8-9).
Бытие, 49-я глава
– ст.6: «Симон и Рувим при расправе в Сихеме не только вырезали мужское население города, но истребили или изуродовали через перерезывание жил скот сихемлян».
– ст.9: «Гербом своим на военном знамени Иудино колено имело изображение льва».
– ст.14: «Колену Иссахара обещается плодородная область, удобная для земледелия и скотоводства. Сравнение ничего обидного не заключающее, но все же характеризующее излишнюю привязанность колена Иссахара к земледелию и скотоводству, полную апатию его к военной и политической деятельности, его предпочтение рабства войне». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.124).
– ст.17: «Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы (Суд. 18). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян (Суд. 14-16)» (Новая Женевская ученая Библия).
– ст.21: Теревинф (теребинт, терпентинное дерево) – Pistacia terebinthus. Это относительно невысокое дерево (до 5 м) встречается по всему средиземноморскому региону. Теревинф - растение двудомное, поэтому его мелкие бордовые косточковые плоды имеются только на женских растениях. Его ценят за то, что он дарит тень, но в конце сентября его листья уже опадают. Из разрезов на его коре добывают благовонную смолу, терпентин (основное сырье для получения скипидара и канифоли). В Библии теревинф, вероятно, подразумевается под еврейским словом эла, которое в синодальном переводе обычно переводится как "дуб".
– ст.27: Волк. Он убивает больше, чем может съесть.
Делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей.
Бытие, 50-я глава
– ст.2-3: «Бальзамирование – этот специфически египетский обычай – совершается над телом Иакова не столько в силу его положительного завещания бальзамировать его, как полагали раввины, сколько – для выражения почтения к нему, как отцу первого сановника Египта, а также для предохранения тела от тления ввиду предстоявшего перевезения его в Ханаан. Бальзамирование совершают врачи из числа придворных Иосифа. По Геродоту, подробно описавшему бальзамирование, оно совершалось специалистами, и имело три формы, различавшиеся по степени кропотливости работы и дороговизны материалов. Продолжительность операции бальзамирования была, по Диодору Сицилийскому и Геродоту, от 30 до 70 дней; по библейскому рассказу – 40 дней, которые с прибавлением 30 других дней плача (30 дней оплакивали евреи Аарона (Чис. 20:20) и Моисея (Втор. 34:8)), обозначаются как 70-т дней плача над Иаковом». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.125).
Контрольные вопросы:
- Богослужебное употребление книги Бытия.
- Докажите на основании первых глав Книги Бытия возможность существования нескольких письменных источников, которыми пользовался Моисей.
3. Как вы понимаете слова «В начале» Быт. 1:1?
4. Что значат слова «тьма над бездною» 1:2?
5. Толкование «Дух Божий носился над водою» 1:2.
6. Что подразумевается под «светом» в 1:3-5?
7. Учитывая явление «фотосинтеза» поясните, как растения могли быть созданы ранее солнца 1:11 и 1:16.
8. Толкование «почил» 2:2-3.
9. Точный перевод с греческого и еврейского языка слов «дыхание жизни» 2:7. Как Вы понимаете данную категорию, выделившую и отделившую человека из животного мира?
10. Что такое «древо жизни» и что такое «древо познания добра и зла»?
11. Научные теории относительно географического положения Эдема.
12. Толкование «и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» 2:19 .
13. Толкование «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» 2:21-22.
14. Различные мнения относительно природы «эдемского змея».
15. Укажите общие моменты в библейской истории творения мира и научной теории «большого взрыва».
16. Почему «на Каина и на дар его не призрел» Господь? 4:5.
17. Толкование «И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» 4:15.
18. Анализ песни Ламеха 4:23-24?
19. Кого подразумевал бытописатель под «сынами Божьими и дочерями человеческими» в 6:2?
20. Причины смешения языков 11:7-8.
21. Какие библейские факты доказывают глубокую веру Авраама?
22. Богословское значение обрезания 17:10-14.
23. Святоотеческие мнения относительно Лиц, явившихся Аврааму у Мамрийского дуба 18:1-33.
24. С какой целью бытописатель поместил в священный текст повествование о грехе дочерей Лота 19:30-38.
25. Почему Авраам приказал рабу своему положить руку под свое стегно, когда тот клялся искать Исааку жену в роде Авраама? 24:2-3.
26. Укажите все причины, по которым Господь мог потенциально отвергнуть первородного Исава и принять младшего по возрасту Иакова как объект благословений.
27. Как Иакову удалось увеличить поголовье своего потенциального скота? Есть ли у этого научное объяснение?
28. Причина, по которой Рахиль похитила терафимов своего отца, 31-я глава.
29. Битва у потока Иавок 32:22-31.Различные способы толкования.
30. Почему Фамарь попросила у Иуды именно печать, перевязь и трость? 38:18.
31. Как чиновник первый после фараона мог лично заниматься продажей хлеба, учитывая, что количество приходящих покупателей, ввиду повсеместного голода, было огромным? 42:6.
32. Почему Иосиф дает совет братьям сказать на приеме у фараона, что они скотоводы, учитывая, что «мерзость для Египтян всякий пастух овец»? Неужели Иосиф хотел, чтобы его семья была в пренебрежении у египтян?
ЛЕКЦИЯ 3
Исход
ВВЕДЕНИЕ
Автор. В Новом Завете Иисус Христос называет Исход книгой Моисея (Мк. 12:26; ср. 7:10), и нет никаких весомых причин подвергать это сомнению. Еврейская традиция также последовательно (вплоть до наших дней) это подтверждает. Название книга получила по основной теме - исходу евреев из Египта.
Время и обстоятельства написания. Если учесть, что автором книги Исход является Моисей, дата ее написания не может быть позднее 1406 г. до Р.Х. - года смерти Моисея. Книга является продолжением истории осуществления Божиего обетования Аврааму, состоявшего в том, что Господь благословит его и произведет от него великий народ (Быт. 12:2).
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 196;