Сказание об исполинах (Быт. 6:1-4).
Языческие цари и герои считались детьми богов и земных женщин. Этот мотив, по-видимому, использован в библейском сказании о "сынах Божиих", которые вступали в брак с дочерьми человеческими. Иногда этот союз толковали как браки между потомством Сифа и греховными потомками Каина. Однако в Библии "сынами Божьими" обычно именуются духовные существа (Иов 2:1; Пс. 28:1). В Книге Еноха, которая пользовалась уважением в ранней Церкви (см. ссылки на нее в Иуд. 1:6-14), "сыны Божьи" - это падшие духи, научившие людей магии и волхованиям. В свете этих сказаний понимали рассказ Быт. 6:1-4 Филон и многие отцы Церкви (св. Иустин, свт. Ириней, Климент, свт. Амвросий и др.). Известный православный богослов В. Н. Лосский пишет: "Может быть, это новое падение следует связывать с таинственным общением между ангелами и людьми, в результате чего появляются "исполины". Не было ли это какой-то люциферианской гнозой, из которой человек черпал необычную для себя власть?" (Догматическое богословие. - БТ, в. 8, с.165). Брачный союз в символике Священного Писания нередко означает союз религиозный (Ос. 2:16; Ефес. 5:25-33), поэтому "брак" с духами может быть понят как измена людей Богу и установление ими греховного союза с духами (т.е. как возникновение язычества). Исполины в таком случае – это обоготворенные цари языческой древности, прославленные в легендах и мифах. Например, месопотамский царь Гильгамеш изображен как "на две трети бог, на одну треть человек". Заметим, что Ветхий Завет нигде прямо не говорит о возникновении многобожия. Из Бытия явствует только, что первозданный человек не имел религии, как некой связи с Богом, ибо связывается то, что разделено. Пребывание в Едеме означало непосредственное единение с Творцом. Только после изгнания из Едема люди начинают приносить жертвы – это одна из черт, характеризующих религию. Утрата полноты богообщения не лишила человека возможности "познавать" Бога (ср. Рим. 1:21), но большинство людей предпочло поклоняться силам природы (Рим. 1:23-25). Быт. 6:1, возможно, отмечая этим момент перехода к язычеству. В противоположность библейскому учению, наука XVIII-XIX веков определяла начальные формы религии как почитание предков, духов, стихий и священных предметов (фетишей). Понятие же о Высшем Начале появилось, согласно этим теориям, лишь в позднюю эпоху (1 тыс. лет до Р.Х.). Однако в ХХ веке изучение племен, сохранивших черты "первобытной культуры", показало, что и народы с низким уровнем цивилизации имеют представление о верховном Существе, Творце мира.
Почему именно в этом потомстве (ведь у Сифа в потомстве тоже были женщины) началось племя исполинов? Род Сифа впоследствии почти совсем исчез, только тоненькая ниточка тянулась к Ною. Видимо, человек зачинался и рождался естественным образом, но в момент, который связан с зачатием человека, люди призывали сверхъестественные силы – мир темный, мир диавола. Это реально влияло на процесс размножения человека, т. е. человек вводил темную силу в святая святых своей жизни – ее начало. Именно это послужило появлению сверхчудовищ, исполинов, гигантов, о которых неоднократно говорят нам греческие мифы и т. д. То есть появление исполинов на земле – это развращение рода человеческого, обращение к потусторонним силам и призывание их на службу себе в самые сокровенные минуты своих интимных переживаний. Господь покарал за грех полного отторжения от истинного богопочитания допотопное человечество. «Всякая плоть извратила путь свой на земле»
Библия раскрывает перед нами картину падения нравов на земле. История исполинов – это история искажения религиозного сознания, богоборчества человека, подпавшего под власть демонов. Это измена истинному Богу. Замечательной чертой сказания об исполинах является то, что люди здесь действуют совершенно независимо от Бога. Если мы вспомним первые строки, повествующие о времени Каина, о первых людях, то увидим, что Каин обращается к Богу, он общается с Ним. И Господь говорит ему: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? У дверей грех лежит, и он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:6-7). Между человеком и Богом еще идет некий диалог, который полностью исчезает ко времени, когда на земле появились исполины.
Потоп (Быт. 6:9 – 8:22)
Потоп приходит не внезапно, поскольку само сооружение Ноем ковчега, несомненно, являлось проповедью покаяния. С одной стороны - это было подвигом веры Ноя, потому что человек на суше строит такой огромный океанский лайнер и сообщает, что вот скоро он на нем поплывет, а кто в него не взойдет, тот погибнет. Можно себе представить, какую потеху доставлял Ной своим современникам, которые были «плоть», и вследствие этого, очевидно, были вполне материалистами, понимали, что этого не может быть, потому что не может быть никогда, потому что это противоречит всем "законам науки". Вполне возможно, что с "наукой" у них было очень хорошо. Здесь, конечно, содержится нравственный урок. Нам от сложения мира уготовано Царство, и есть некоторый путь, предначертанный нам Богом, который содержится Церковью и который нам указывает, каким образом, через какое делание можем мы сделаться наследниками этого Царства. Есть мир, который нас окружает и который над нами смеётся и веселится, говоря о том, что, с точки зрения здравого смысла, никакого Царствия Божия быть не может, а если оно и есть, то совсем не таким путем надо в него идти; поэтому от человека тоже требуется долготерпение и верность слову Божию для того, чтобы шествовать своим христианским путем. И Ной, который спасается в результате потопа, оказывается тоже прообразом Христа Спасителя, потому что от Ноя действительно происходит новое человечество, то есть Ной становится новым Адамом. Христос, проповедав покаяние, создал нерукотворный ковчег - Церковь, Сам став его дверью. "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет" (Ин.10:9).
– ст.14 гл.6: Гофер (крепкое, смолистое дерево; Быт. 6:14) - дерево, из которого был построен Ноев ковчег. Это слово встречается только в означенной цитате. Большинство толкователей Священного Писания думают, что это было кипарисовое или кедровое дерево. Греческое название: кипарис имеет сходство с еврейским: Гофер. Он считался самым твердым и прочным деревом и из прочих деревьев менее всего был подвержен гниению и червоточине. Впрочем, некоторые из древнейших раввинов утверждают, что на построение ковчега употреблено было кедровое дерево, по причине легкости, твердости и смолистых свойств оного, еще и потому, что это дерево особенно употреблялось ассириянами и египтянами для кораблестроения. Не отвергая возможной тождественности дерева гофер с кипарисом и кедром, естественнее признать, что под сим словом вообще разумеются деревья смолистые, трудно гниющие и годные для постройки кораблей, как-то: кедр, кипарис, ель, сосна и др. из породы хвойных.
– ст.4, гл.8: Ноев ковчег сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт. 8:4). Бёль, однако, указал на то, что в ассирийских надписях также упоминается некая гора Арарат. (Арарди - в анналах Ашшурнацирапала). Однако следует учитывать, что название Арарат горной вершине на северо-востоке современной Турции (5165 м) дали европейцы. Ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к ней.
– ст.20, гл.8: Само по себе разделение животных в Священном Писании - в Ветхом Завете на чистых и нечистых, в природе самих этих животных, по-видимому, никакого объяснения не находит. В святоотеческих толкованиях преподобного Ефрема Сирина, блаженного Феодорита и других настаивается на том, что это есть указание грядущим поколениям на отличие греха от праведности, отличие чистых помыслов от нечистых, необходимость отличия людей благочестивых от грешников, Церкви от язычников и так далее, - собственно, на разделение в самом роде человеческом и в области духовной деятельности человека - вот это разделение животных на чистых и нечистых имело значение чисто символическое.
Краткая историческая справка: поиски Ноева ковчега
В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских, конечно, надо подразумевать - на горе Арарате (почему сказано об Арарате во множественном числе? Потому что есть Большой Арарат и Малый Арарат. В Библии, очевидно, речь идет о Большом Арарате). Это конусообразная гора вулканического происхождения, она начинается с 4500 м. над уровнем моря и до самой вершины, покрыта вечным льдом; высота Арарата - 5165 метров.
Где остановился ковчег Ноя? Сказано было, что и вершины гор были покрыты водой, спустя полгода “прибывания воды великой бездны”, то есть, океана. В горах лед летом тает, и если бы корабль остановился ниже зоны вечных льдов, то сгнил бы и погиб бесследно. Если бы он остановился на самой вершине, то после потопа он покрылся бы мощным слоем льда и стал бы недоступен людям. Промыслом Божьим было так устроено, что он остановился в горном озере на высоте 5 км, где глетчеры сползают с вершины и где ледяной покров значительно меньше. В холодные годы ковчег должен был быть покрыт льдами и снегом и не виден - в жаркие же годы и летом часть его должна обнажаться. 6-го июля 1955 года французский альпинист Фернанд (Фернан) Наварра со своим 15-летним сыном Габриелем нашел Ноев ковчег и сделал это открытие достоянием всего мира. Были произведены радиоактивным методом анализы привезенного им метрового куска дерева (шпангоута) корабля. Эти исследования показали, что дереву (дубу) 5-ть (пять) тысяч лет. Анализы были произведены в разных лабораториях, одна из них в Мадриде. Все фотографии, анализы и свидетельства приложены им к изданной книге на французском языке. Этому открытию предшествовали две не совсем удачные его экспедиции в 1952 и 1953 гг., так как доступ к ковчегу, даже для самых отчаянных альпинистов чрезвычайно затруднителен ввиду частых снежных бурь, грозящих гибелью.
Семнадцать лет Ф. Наварра потратил на подготовку этой (последней) экспедиции. Затрудняли условия нахождения Арарата на стыке трех границ: СССР, Ирана и Турции и заключенного договора о запрещении подниматься на Арарат. Все три экспедиции Наварра совершил тайно, пробираясь через опасную зону ночью. За эти 17 лет Наварра собрал почти все сведения, какие только были опубликованы о поисках ковчега. Вот некоторые цитаты из книги Ф. Наварры: «Первые сведения о поисках Ноева ковчега сообщает языческий жрец Веров в 475 г. до Рождества Христова. Он сообщает о том, что многие люди в его время и раньше достигали вершины Арарата и видели там Ноев ковчег, и приносили частицы его как реликвии. В 275 г. до Р.Х. вавилонский, а затем и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит “древний ковчег” и с него “люди отдирают смолу, чтобы использовать ее как противоядие и амулет”. В христианские времена свидетельствует Николай Дамаскин о том, что остов ковчега долгое время оставался в сохранности.
Иосиф Флавий в своем труде “Иудейские древности” также пишет, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. Об этом же свидетельствует Феофан Антиохийский в 180 г. по Р.Х. В 1800 году американец Клавдиус Рич опубликовал сообщение Аги Гусейна, который утверждал, что он добрался до вершины Арарата и видел останки ковчега. С 1829 года, то есть со времени экспедиции профессора Дерптского университета Фредерика (Фридриха) Паррота, начинаются научные экспедиции на Арарат. Две его экспедиции не достигли вершины Арарата, но в третью ему удалось с шестью людьми добраться до места остановки ковчега, как им это казалось, но удостоверить, что это именно так, они не могли.
В 1840 году константинопольский журнал сообщил об обнаружении Ноева ковчега. Турецкая экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила торчащий из ледника гигантский каркас из дерева, почти черного. Опрошенные обитатели ближайших к Арарату поселений ответили, что они знали о существовании этого сооружения, но не смели приблизиться, потому что видели там какого-то грозного духа, появлявшегося в верхнем окне. Турков не остановили эти страхи. Они производили свои исследования дальше, несмотря на большие трудности, и их экспедиция приблизилась к ковчегу, который оказался в хорошем состоянии, только бока пострадали.
Один из членов экспедиции, говоривший по-французски и по-английски, констатировал, что борта ковчега были сделаны из дерева, о котором говорит Писание. Это дерево нигде не растет, кроме как в долине реки Евфрата. Проникнув внутрь ковчега, члены экспедиции констатировали, что он был устроен для перевозки скота. Внутренность была разделена на отделения по 15 футов высотою (примерно 4,5 метра). Турки могли войти только в три из этих отделений, а другие были заполнены льдом. Ковчег имел 300 “куде” длины (турецкая мера).
В 1893 году архидиакон Несторианской церкви Нурри изучал истоки реки Евфрата и после поднятия на Арарат объявил официально, что он видел останки ковчега, что “передняя и задняя части корабля достижимы, а средняя часть остается подо льдом”. Ковчег сделан из толстых досок темно-коричневого цвета. Обмерив ковчег, Нурри нашел точное подтверждение описания его размеров в Библии. В своем энтузиазме он образовал общество для финансирования второй экспедиции, снабженной необходимыми материалами, но с условием, что ковчег, спущенный с Арарата, будет доставлен на Чикагскую выставку. В конце концов, Нурри должен был отказаться от своего блестящего проекта, потому что его акционеры уклонились от участия вследствие того, что турецкое правительство отказалось дать разрешение на вывоз Ноева ковчега из страны. После этого не было никаких сведений об экспедициях до первой мировой войны.
Но в августе 1916 года русский авиатор Владимир Росковицкий, исследовавший турецкую границу, оказался над Араратом (тогда эта местность входила в состав Российской империи). Он наблюдал в восточной части покрытой снегом вершины замерзшее горное озеро. На краю этого озера был каркас гигантского корабля. Часть корабля оставалась закрытой льдом, а бока были открыты. Часть их была повреждена. Была видна одна из створок двери. Когда Росковицкий объявил своему начальству о своем открытии (что видел с аэроплана “лежащее большое судно”), они захотели точного подтверждения этого. После полетов над горою они, со своей стороны, убедились в существовании указанного объекта и сделали свой доклад в Москву и Петроград. Государь Император Николай Второй приказал, несмотря на войну, отправить на Арарат казенную экспедицию. 150 солдат работали в течение месяца, чтобы сделать сколько-нибудь возможным подъем на гору. Потом научная миссия была отправлена в эту местность. Она провела исследования: обмерила и сфотографировала ковчег и собрала образцы. Все это было отправлено в Петроград. К большому несчастью, весь подбор этих бесценных документов, по-видимому, погиб во время революции. А территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками. Дело Росковицкого должно было иметь какой-то отклик во время второй мировой войны. Шеф советской службы охраны майор Джэаспар Маскалин рассказывает, что один из его людей полюбопытствовал пролететь над Араратом, чтобы посмотреть, - было ли что-нибудь похожее на правду из сообщенного Росковицким 25 лет назад. Советский летчик действительно заметил сооружение, частично погруженное в ледяное озеро. Все это не помешало Советской экспедиции определить историю Ноева ковчега как миф, который ничего не имеет общего с наукой. Были предприняты экспедиции и в послевоенное время, но они не увенчались успехом из-за препятствий, чинимых турецким правительством под давлением мусульманского мира, так как в Коране указывается другая гора, где якобы остановился Ноев ковчег.
Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две экспедиции. Первая, из 4 миссионеров во главе с доктором Смитом из северной Каролины, она наблюдала на вершине лишь одно странное “видение”. А вторая, состоящая из французов, сообщила, что “видели ковчег”, но не на Большом Арарате, а на соседней вершине Джубель-Джуди юго-восточнее Севана. Правда, местные жители говорят, что здесь часто наблюдались видения “корабля-призрака”, покрытого слоем грязи. Там же два турецких журналиста видели судно размером 500х80х50 футов (165х25х15 м).
Летом 1953 года американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин с вертолета с высоты 30 метров сделал 6 весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа в лед. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя 9 лет он умер, пропали все оригиналы его снимков. Зато в это же время в печати появились фотографии с ясно различимыми очертаниями судна, сделанными из космоса (“Дейли телеграф”, 13.09.1965). В упоминавшейся экспедиции миссионера доктора Смита должен был принять участие Ф. Наварра. Потерпев несколько неудач, Ф. Наварра решил действовать сам, даже без разрешения турецкого правительства. Эту героическую эпопею последней экспедиции он захватывающе описал в своей книге. Достигнув ночью границы оледенения, по указанию своего друга армянина, он там устроил лагерь, чтобы утром отправиться на штурм неприступных скал, сплошь покрытых льдом. Ночью разразилась страшная буря с сильным морозом и Ф. Наварра с сыном Габриелем едва не замерзли, занесенные в укрытии большим слоем снега при температуре в 30 градусов мороза. Утром, с Божией помощью, как пишет Наварра, он отправился к месту, которое он видел издали в одной из своих первых экспедиций. Время было неблагоприятное - все было покрыто льдом и занесено снегом, но, несмотря на это, ему удалось найти ковчег и с большим трудом и риском вырубить изо льда кусок шпангоута из дуба, длиной в 1 м и в 20 сантиметров толщиной, древность которого потом была определена в 5 тысяч лет. Досок обшивки в этом месте не было, они были в другом месте, откуда и были вырублены. В этот последний раз Наварра был обстрелян и арестован пограничниками, но благополучно отпущен со всеми пленками фото и куском шпангоута. Таковы были условия этой героической экспедиции. Книга Ф. Наварры иллюстрирована его фотоснимками вырубливания шпангоута, местности, на которой подо льдом находится ковчег, фотоснимками лабораторных свидетельств и прочим: чертежами, планами и т. д. Через 14 лет Ф. Наварра повторил свою попытку с помощью американской организации “Серч” и привез еще несколько досок из ковчега. Фархеттин Колан, владелец отеля в Догубаязите у подножья Арарата, участвовал в качестве проводника в экспедициях к ковчегу, несколько из них были удачными. Но больше всех совершил восхождений Эрил Камминс: с 1961 года 31 восхождение. В 1970-х годах, в числе последних, совершил 5 восхождений к ковчегу Том Кротсер. Возвратившись с доской от ковчега, он сказал перед представителями прессы: “Да там этого дерева 70 тысяч тонн”, и при этом поклялся. И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст дерева досок около 5 тысяч лет. История экспедиций к ковчегу обрывается в 1974 году, когда турецкое правительство закрыло этот район для посещений, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы. В 1995 году американская экспедиция вновь достигла Ноева ковчега, привезя с горы Араратской часть шпангоута и другие неопровержимые доказательства истинности Библейской истории.
История после потопа (Быт. 9-10)
– ст.2-3 гл.9: «Почему Бог узаконил вкушение мяса? Когда создал только человека, Бог даровал ему плоды земные, повелев питаться семенами и древесными плодами; после же потопа награждает его большими средствами к наслаждению, повелев закалать в жертву и есть животных, летающих по воздуху, плавающих в водах, и земноводных, одну напасть, отражая другой, и меньшим врачуя большее. Ибо, предвидя, что впадшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что дело малоосмысленное поклоняться тому, что употребляется в пищу. Для этого-то одних животных называет нечистыми, а других – чистыми, чтобы, гнушаясь одними, как нечистыми, не обоготворяли их, а другим не поклонялись, употребляя их в пищу».
– ст.13 гл.9: Как объяснить то, что радуги в небе до потопа не было? Как известно, радуга образуется при отражении и преломлении прямого солнечного света на капельках воды в воздухе. То, что до потопа в небе такого не происходило, скорее всего, говорит о том, что на Земле был совершенно иной климат. Этот климат создавался пароводяным куполом, окружавшим Землю до Потопа. Для образования радуги требуется два важных условия: во-первых, прямой солнечный свет, и, во-вторых, мелкие капельки влаги, взвешенные в воздухе. И здесь мы можем допустить, что либо землю окутывал пар, в котором не появлялось больших сквозных пространств позволявших пройти лучам солнца и создать световой спектр, либо наоборот - в атмосфере отсутствовали взвешенные капельки воды в солнечное время дня.Если последнее верно, то радугу до потома можно было наблюдать не на небе, а, например, в брызгах, создаваемых водопадами. Поэтому не исключено, что Ною это явление было уже знакомо и до Потопа, а после Потопа он мог впервые наблюдать его не в миниформате вблизи земли, а на небе.
– ст.20-24 гл.9: «Почему Ной, впав в упоение, не был укорен за это? Произошло это от неопытности, а не от невоздержания. Ной, первым из людей выжав сок из виноградного плода и не зная, не только в какой мере, но и как употреблять этот напиток, не зная, что прежде нужно растворить, а потом уже пить, подвергся усыплению. Не было же ничего необыкновенного в том, что он обнажился, потому что и ныне обнажаются иные сонные, когда сон отнимет чувство. Присоединившееся же ко сну опьянение еще более извинительным делает обнажение».
– ст.9 гл.25: В чем же заключался грех Хама? Казалось бы, формально говоря, Ной был виноват: в обнаженном виде лежал среди своего шатра - так мог, по крайней мере, оправдать себя Хам, - не так ли? А он просто пошел и сообщил братьям: "Пойдите, посмотрите, что делается". И, тем не менее, это, казалось бы, такое невинное деяние навлекло на него проклятие. Дело в том, что Хам нарушил фундаментальную заповедь, хотя она еще не была сформулирована. Почитание отца восходит к богопочитанию. Не случайно Христос сказал: "..и отцом не называйте никого на земле, потому что один у вас Отец, который на небесах" (Мф. 23:9) - этим Он не запрещал, по-видимому, называть папу папой, но учил помнить, что собственно земное отцовство собой изображает и откуда происходит человек. Вспомним родословие Господа Иисуса Христа у евангелиста Луки, который возводит его до Адама и дальше до Бога. И вот этот фундаментальный принцип богопочитания, который выражается через почитание отца, здесь нарушается. Грех Хама повторен иудеями, глумившимися над распятым Сыном Божьим.
«Почему, когда пал Хам, понес на себе проклятие сын его? По прекращении потопа все сделались причастниками Божественного благословения, поэтому Ной посчитал дерзостью произнести проклятие на сделавшегося причастником Божественного благословения. По этой-то причине наложил проклятие на сына его. В наказании же видна справедливость. Поскольку сам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание принимает в проклятии своего сына. Сверх того, должно принять во внимание и то, что если бы подвергся проклятию сам Хам, то наказание простерлось бы на весь его род». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.)
– ст.27 гл. 9: В этом благословении толкователями усматривается предсказание о новозаветной Церкви, поскольку Сим явился родоначальником семитских народов и, в частности, народа еврейского, из которых и была составлена Церковь ветхозаветная. Под вселением Иафета в шатры Симовы понимается толкователями именно приход язычников, других народов, не евреев, и вступление их в Церковь, которая здесь изображается под этими шатрами Симовыми.
– ст.21 гл.10: «Евер [евр. эвер, "проходящий", т.е. кочевник, или "пришедший с той стороны"]: сын Салы, отец Фалека и Иоктана (Быт. 10:24 и след.). Предок различных семитских народов (Быт. 10:21,25-30; 1 Пар. 1:18-25). В Чис. 24:24, вероятно, в образе Евера поэтически изображен Израиль. Первоначально Евер жил за Евфратом, т.е. в Месопотамии (Ис. Нав. 24:2). В Лк. 3:35 Евер упомянут среди предков Христа» (Библейский словарь Брокгауза).
Слово иври (еврей) образовано от корня аин-бет-реш. В отношении его этимологии существуют несколько предположений: а) оно произошло от имени внука Шема, Эвера, от которого ведет свою родословную Авраѓам; б) оно произошло от слова авар, что означает «перешел». Имеется в виду Авраѓам, который был родом из города Ур Касдим (Ур Халдейский) и перешел реку, чтобы прийти в страну Кнаан. Позднее, словом иври стали называть всех евреев. Примечательно, что сиро-халдейское слово “еври” означает то же, что латинское “passah”, от которого происходит слово Пасха.
Вавилонская башня (Быт. 11:1-9)
Потомки Ноя поселились в долине Сенаар. "И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь… вот, что начали они делать и не отстанут от того, что задумали... Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город и башню.." (11:2-8). Что же произошло с потомками великого праведника? Что за башню решили они соорудить, и почему это вызвало Божественное вмешательство? "Сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по всей земле (важно, что в оригинале это звучит иначе: чтобы не рассеяться по лицу всей земли)", - вот ключевые слова повествования. Древние предания сохранили любопытные подробности строительства Вавилонской башни: на верхних ярусах гиганта (кое-где в Ираке, Афганистане сохранились как бы уменьшенные копии - спиралевидные, сужающиеся кверху башенки, т. н. "зиккураты") стояли лучники и пускали в небо стрелы, как бы пытаясь проткнуть его; а если у кого-либо сверху падал кирпич, то и его самого сбрасывали с высоты. Строительство башни с одной стороны должно было консолидировать жителей города-цивилизации ("чтобы не рассеяться", не пропасть), а с другой - сделать ее храмом человеческой гордыни и самости (не Богу имя - напротив, именно "себе"; ср. "не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу", Пс. 113:9). Столь великим оказалось человеческое отпадение от Бога, что людям их Отец небесный оказался ненавистен, и они решают свергнуть его с небес! И вот тут происходит самое интересное: древние мифы полны историй о том, как богов скидывают с престолов и лишают силы, но автор с некоторой иронией пишет о том, что истинному Богу для того, чтобы разглядеть очередной нелепый замысел падшего человека, приходится сойти вниз - столь Он недосягаемо высок!
– ст.2 гл. 11: «Двинувшись с Востока…» – так как ковчег Ноя после потопа остановился на горах Араратских, то либо Турция, либо Армения были первым пунктом поселения послепотопного человечества. Хотя по отношению к Палестине, где Моисей писал свое повествование, Армения лежала на северо-востоке, но у библейских авторов не в обычае такая строгая география, а в преимущественном употреблении только указания на восток и запад. Но с другой стороны, это выражение «с востока» дало повод некоторым ученым думать, что под «Араратскими горами» имеется ввиду не Арарат Армении, а «Ариарата» – высочайшая гора в кряже Индунуша к Востоку от Тигра, – та гора Низир, на которой по ассиро-вавилонскому сказанию остановился корабль Ут-Напистима после потопа. В таком случае выражение «двинувшись с востока» будет буквально верно.
Прп. Максим Исповедник: "Так как строившие башню прежде двинулись с востока - области света (я имею в виду область единственного и истинного ведения о Боге), а затем пришли в землю Сеннаар (Быт.11:2-4), которая толкуется как "богохульные уста", то они впали в многоразличность мнений о Божестве и, складывая словно кирпичи речи каждого мнения, стали возводить словно башню, многобожное безбожие" (20, с.83). Бог разрушает исповедание порочного созвучия заблуждавшихся людей.
– ст.6 гл.11: «Бог обыкновенно поступает так: когда намеревается послать наказание, то прежде показывает великость грехов и как бы представляет оправдание, а потом уж и наказывает. Так и в данном случае, единый язык – этот величайший дар божественной любви и лучшее средство для развития в людях высших гуманных чувств всеобщего братства и равенства – был обращен людьми во зло, на содействие к развитию бурных и низших инстинктов их природы.
Таким образом, они были, с одной стороны, наказаны, а с другой стороны, в этом явилось очередное благодеяние Божие. Появилась возможность для некоторого карантина: если развращается один народ, то, поскольку он отделен от народов других (мы с вами видим, что единство и неразделенность людей допотопных привели к тому, что развратилось все человечество: кроме Ноя и его сыновей, не был обнаружен никто, достойный того, чтобы его спасать) - и здесь это разделение языков привело к тому, что появилась возможность Богу создать себе народ и отделить его от прочих народов так, чтобы в нем хранилось и передавалось истинное благочестие. Преодоление этого греховного разделения мы видим опять же в Новом Завете, когда апостолы получают дар языков. В день Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа, апостолы начинают свою проповедь, и мы видим людей из разных народов, говорящих на разных языках, которые слушают эту апостольскую проповедь и понимают ее. То есть это уже преодоление разделения, ставшего результатом греха. Такое понимание этого события дается в кондаке праздника Святой Троицы - Пятидесятницы.
– ст.7 гл.11: «Полную новозаветную антитезу этому событию представляет чудо сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, возвратившее им некогда утраченную способность полного взаимного понимания» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.47).
– ст.9 гл.11: «Очевидно, и священнописатели и Иосиф Флавий производят слово «Вавилон» от еврейского слова «balal», что значит смешивать. Но новые ориенталисты разлагают это имя на составные части – Bal-Bel, т.е. «двор или ворота Бела», древневавилонского божества. Однако если и можно признать некоторое значение за последним производством, то его, во всяком случае, должно отнести уже к позднейшей эпохе, к тому времени, когда в Вавилоне утвердилось почитание бога Бела, а событие вавилонского смешения успело уже несколько изгадиться из памяти народа». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.48).
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 175;