Общие выводы по прочтении четвертой главы
Согласно законам поэтики Древнего мира, Откровение о будущей истории дается в четвертой главе Книги Бытия в форме притчи. Каждый символ, из которых слагается эта мифологема, исполнен такого же глубокого смысла и также емок по содержанию, как и в предыдущих главах. Мы уже говорили о двойственности человеческой природы, о свободе выбора, свободе воли, которые входят в мироздание вместе с появлением человека. Мы говорили и о том страшном диалектическом противоречии, которое встало перед человеческой душой в результате грехопадения. Два пути открываются перед каждой отдельной человеческой душой, или перед целым народом, или перед всем человечеством: путь с Богом - и путь без Бога, путь добра, божественной любви и гармонии, ведущий к вечной жизни, и путь гордости житейской, путь произвола человеческой гордыни, зла и ненависти, ведущий в небытие. Эти два пути символически заключены в образы братьев по крови, по человеческому естеству – Каина и Авеля, изначально имеющих одинаковую возможность воплотить в своей жизни замысел Творца.
Убийство Авеля Каином - вещее прорицание и символ человеческих братоубийственных войн, все большего отпадения человека от Бога, сотворившего его. Одновременно это и символическое отображение истории ветхозаветных людей до потопа - до того умножилось беззаконие и до того духовные потомки Каина возобладали над людьми типа Авеля, что не осталось на Земле праведников, кроме Ноя, верных воле Сотворившего их. И еще одно символическое пророчество - образ Сифа, образ нового поколения, нового типа людей, которые веками и тысячелетиями будут шаг по шагу возвращаться на дорогу праведных, ведущую через преодоление греха к Богу. Таким образом, метаистория перемешивается с историей, поэтому вся глава - это, если можно так выразиться, метаистория исторического пути человечества.
Эти особенности содержания объясняют и особенности формы четвертой главы Книги Бытия. В ней сочетается символический язык мифологемы и язык древней истории, изображаемой по законам поэтики Древнего Востока путем перечисления отцов и детей с указанием сроков жизни каждого. Но форма, являясь производным от содержания, не является самодовлеющим элементом, и не так важно, существовал ли в действительности тот или иной персонаж или нет. Самым главным для нас является понимание религиозного смысла этой главы, которая на примере двух братьев показывает нам праведность или злобу и предостерегает от неверно избранного пути. Главным содержанием ее является призыв к праведности и предупреждение от погибели. Поэтому и избрана форма древней притчи, которую применял и Христос, беседуя с окружающими Его людьми.
Жутким предупреждением звучит в конце книги песнь Ламеха, взывающего к кровной мести. Месть и братоубийство идут с тех пор красной нитью через всю историю, многие страницы которой буквально залиты кровью. К счастью, на Земле живут не только потомки Каина, и никогда не прерывалась тропа человека к Богу, к Царствию Небесному.
Родословие Адама (Быт.5)
«Для чего древние жили долго? Чтобы при долговременной жизни более размножаться; для этого же вступали в супружество со многими женами. Так и после потопа до патриархов люди были долговечны; когда же наполнили вселенную, число их лет уже было умалено».
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 181;