Тема тоталитаризма в русской литературе 1 страница
Терминологический минимум:тоталитаризм, тоталитарная система, государство, литература, реализм, художественный метод, лагерная тема, антилагерная поэзия, автор, герой.
План
1. Причины появления темы тоталитаризма в русской литературе.
2. Изображение драматической судьбы России, личности в условиях тоталитарного государства в поэме П. Карпова «История дурака».
3. Проблема выживания человека в нечеловеческих условиях в творчестве В. Шаламова.
4. Роман А. Рыбакова «Дети Арбата» – одно из первых произведений о страшной эпохе сталинизма.
5. Сталинизм как система власти и механизм подавления инакомыслия в творчестве Ю. Домбровского.
6. Система ГУЛАГ как репрессивный инструмент тоталитарной системы в творчестве А. Солженицына.
7. Место темы тоталитаризма в творчестве В. Аксенова.
Литература
Тексты для изучения
1. Аксенов, В. Московская сага.
2. Домбровский, Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей.
3. Карпов, П. История дурака.
4. Рыбаков, А. Дети Арбата.
5. Солженицын, А. Один день Ивана Денисовича.
6. Шаламов, В. Колымские рассказы.
Основная
1. Бугаева, Л. Д. Литература и rite de passage / Л. Д. Бугаева. – СПб. : Петрополис, 2010. – 408 с.
2. История русской литературы XX века : в 2 ч. : учеб. для бакалавров. Ч. 2 / В. В. Агеносов, К. Н. Анкудинов, А. Ю. Большакова [и др.] ; под общ. ред. В. В. Агеносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 687 с.
3. Роговер, Е. С. Русская литература ХХ века : учеб. пособие / Е. С. Роговер. – СПб. – М. : Сага-Форум, 2011. – 496 с.
Дополнительная
1. Кормилов, С. И. История русской литературы XX века (20–90-е годы): основные имена / С. И. Кормилов. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – 480 с.
2. Павлов, О. И. Комментарии к прочитанному. Лагерная проза В. Шаламова / О. И. Павлов. – М. : Прогресс, 2008.
3. Современная русская литература. Анализ произведений. А. Рыбаков «Дети Арбата» / под ред. К. Д. Гордович. – М. : Книжный дом, 2009.
4. Чалмаев, В. А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество / В. А. Чалмаев. – М. : Просвещение, 2006.
5. Шнейдер, Ю. «Границы моей совести». В. Шаламов. Колымские тетради / Ю. Шнейдер // Новый мир. – 2001. – № 12. – С. 48–67.
1. Термин «тоталитаризм» стал употребляться сначала для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни.
С 1929 г., начиная с публикации в газете «Таймс», термин «тоталитаризм» стали применять и к политическому режиму Советского Союза.
Обращаясь к этому понятию, вспомним, что это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Тотальный (от лат. totalis) означает всеобщий, всеобъемлющий. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия – деспотии, тирании, абсолютистской и военной диктатур. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, неограниченные полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессивные меры в отношении прогрессивных сил и инакомыслия. Начиная с середины 1920-х гг. в Советском Союзе формируется административно-командная система.
Всеобъемлющая идеологизация и политизация общественной жизни, чрезмерные разрастание власти и поглощение ею гражданского общества, отсутствие свободы личности с всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата привели к формированию в СССР подобного режима.
Наличие признаков тоталитарного государства в нашей стране подтверждается рядом критериев:
– наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
– официально господствующая в обществе идеология;
– монополия на средства массовой информации, вооруженные силы;
– система контроля (внутренние войска);
– централизованная система контроля и управления экономикой.
Считается, что 1929 г. стал годом утверждения сталинской диктатуры, когда возникли «контуры уже иной цивилизации». Сталин создал систему централизованного управления страной. Большинство решений принимало Политическое бюро ЦК ВКП(б) или сам «Хозяин».
Главной исполнительной структурой была система народных комиссариатов, их местных органов. Все важнейшие руководящие должности страны включались в так называемые номенклатурные списки и замещались решением Политбюро или местных партийных органов.
Роль Советов стала формальной, принцип выборности – фикцией. Стимулами к точному выполнению принятых решений, директив были привилегированное положение номенклатурного слоя и угроза репрессий, от которых никто не был застрахован.
В концепции построения социализма, которой придерживался Сталин, насилие занимало все большее место. Запугивая страну, Сталин рассчитывал не только подхлестнуть волну террора, но и укрепить единоличную диктатуру.
По сталинской концепции ликвидации подлежали нэпман и кулак, а сделать это без прямого насилия было невозможно, как невозможно было изъять средства накопления у населения, переместить массу населения из деревни в город, объединить крестьян в колхозы, наладить дисциплину труда среди крестьян, пришедших на фабрики и заводы.
Казарменный социализм, который в соответствии с предначертаниями Сталина строила страна, требовал атмосферы постоянного страха. Создать ее можно было только с помощью насилия. Тогда и родилась теория обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которая оправдывала беззакония и репрессии.
Насилие, репрессии применялись против всех слоев населения. В ходе осуществления коллективизации было насильственно ликвидировано более миллиона крепких крестьянских хозяйств. Многие успели распродать имущество («самораскулачились») и бежали в города. В колхозах по закону 1932 г. за расхищение колхозного имущества предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. С «шахтинского дела» (1928) систематически проводились судебные процессы в отношении различных групп интеллигенции, которые обвинялись во вредительстве, шпионаже, заговорах против советской власти. В 1936–1938 гг. репрессии достигли своего пика и по имени наркома внутренних дел Н. И. Ежова, ревностно выполнявшего указания Сталина, получили название ежовщины.
Одним из самых трагических периодов в истории нашей страны были 1930-е годы. Именно тогда развернулись массовые репрессии, которым подверглись миллионы граждан, объявленных «врагами народа». По всей стране были созданы лагеря, где содержались заключенные по политическим мотивам. Люди осуждались по вымышленным обвинениям, ложным доносам, клевете. Роль законного суда повсеместно выполняли «тройки», создававшиеся на местах и состоявшие из представителей партийной и исполнительной властей и сотрудника НКВД. В целях ужесточения цензуры был создан Главлит. Огромное влияние на культурную жизнь страны стали оказывать Пролеткульт и РАПП, которые проповедовали пролетарскую культуру и оценивали литературные произведения с точки зрения политической платформы авторов и их социального происхождения.
Таким образом, партия получила не только монополию на воспитание «новой личности», но и контроль над духовной жизнью всего советского общества. Однако оставались и такие писатели, которые продолжали жить и работать на родине и при этом не принимать большевистскую идеологию. Были и такие, которые, полагая, что новая власть обновит страну, приняли ее. Также были писатели, которые не смогли смириться со сменой власти. Например, М. Волошин, А. Белый и др. Многие деятели науки и культуры, не согласные с новой идеологией, были обвинены в контрреволюционном заговоре и подверглись нападкам со стороны властей, а многие и арестам. Художникам слова пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Литературное творчество стало для них единственным спасением и выходом, бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения дня них стали Родина, Россия, Отечество. Многие авторы были репрессированы, но, несмотря на все эти обстоятельства, они по-прежнему продолжали создавать свои замечательные произведения. Мы остановимся на рассмотрении творчества писателей, трагическая судьба которых в связи с тоталитарным режимом оказалась наиболее яркой и показательной.
Отечественная литература XX столетия неоднократно обращалась к теме тоталитаризма в стране, к вопросу о преступлениях существующего режима. Лучшие произведения русских писателей, таких как Е. Замятин, А. Ахматова, А. Рыбаков, Ю. Домбровский, В. Гроссман, А. Солженицын, М. Дудинцев, В. Шаламов, Д. Гранин, А. Приставкин и др., были посвящены разоблачению преступлений, совершенных в эпоху сталинизма, ставшего апологетом всей тоталитарной системы.
Тему тоталитаризма, как правило, ассоциируют с темой трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Поэтому одними из первых произведений, посвященных ей, можно назвать поэму П. Карпова «История дурака», роман Е. Замятина «Мы».
В русской литературе трагические события реальной жизни страны долгие годы были запретной темой. До читателя так и не дошло в свое время написанное еще в 1930-е гг. стихотворение О. Мандельштама, разоблачавшее Сталина, стихотворения о трагедии матерей, которые растили детей «для плахи, для застенка и тюрьмы», поэма А. Ахматовой «Реквием», повесть Л. Чуковской «Софья Петровна» и мн. др. произведения, которые только в последние десятилетия стали достоянием читателя.
Попытались нарушить вынужденный заговор молчания, сказать правду о страшных годах террора, о трагедии личности своим творчеством такие писатели, как Ю. Домбровский, автор романов «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей» (продолжение первого романа). К этой теме обращается писатель В. Шаламов, человек трагической судьбы, который долгие годы провел в колымских лагерях.
Вся эта литература стала открытием конца 1980 – начала 1990-х гг. и по сути дела составляет особую литературную нишу. К произведениям, разрабатывающим данную проблему, можно отнести и образцы «потаенной литературы», и тексты, опубликованные за рубежом.
2.В новокрестьянской литературе, заявившей о себе в предреволюционные годы и представленной именами Н. А. Клюева, С. А. Клычкова, А. А. Ганина, П. В. Орешина, А. В. Ширяевца, П. И. Карпова и, конечно, С. А. Есенина, нашли воплощение идеи целостности и гармонии бытия, всеединства, обожествления природы, сакрализации земли, мифологическая поэтика. Одним из таких поэтов был и автор «Истории дурака» Пимен Иванович Карпов.
В декабре 1925 г. П. И. Карпов пишет гневную поэму «История дурака», в которой проклинает Троцкого и «наркомубийцу Джугашвили», а также себя и своих соотечественников, попавшихся на удочку ловких политических авантюристов и пошедших за ними, не зная удержу в надругательстве над родной землей. В 1926 г. он пишет стихотворение, посвященное памяти расстрелянного по делу «Ордена русских фашистов»
А. Ганина. А в конце 1920-х гг. он создает поэму, так и оставшуюся без названия (очевидно, писатель прекрасно понимал, что предлагать ее журналам не только бессмысленно, но и опасно для жизни), в последних строках которой раз и навсегда ставит точку в оценке современного ему бытия («Барахтаясь в крови по горло, таща чугунных пушек жерла, за колесницей князя тьмы, – венчали дьяволицу мы… И дьявол сам себя прославил, а смердов посадил на трон, но никого он не избавил от савана и похорон…»[13]).
В отличие от многих своих современников, бросившихся обслуживать новую тоталитарную идеологию, Пимен Карпов понимал, что происходит в стране, что случилось с народом. Об этом он и написал в поистине много предсказавшем, пророческом стихотворении «История дурака», которое датировано 1925 г.
...Рабы, своими мы руками
С убийцами и дураками
Россию вколотили в гроб.
Ты жив, – так торжествуй, холоп!
Быть может, ты, дурак, издохнешь,
Протянешь ноги и не охнешь:
Потомству ж – дикому дерьму –
Конца не будет твоему:
Исчезнет все, померкнут славы,
Но будут дьяволы-удавы
И ты, дурак из дураков,
Жить до скончания веков.
Убийством будешь ты гордиться,
Твой род удавий расплодится, –
Вселенную перехлестнет;
И будет тьма, и будет гнет!
Кого винить в провале этом!
Как бездну препоясать светом,
Освободиться от оков?
Тьма — это души дураков!..[14]
Удивительна судьба поэта, одного из немногих оставшихся в живых из новокрестьянких поэтов. П. Карпова давно уже считали либо умершим, либо пропавшим без вести еще в 1930-х гг. где-нибудь на Соловках или в Нарымской тундре. Дошло до того, что в некоторых статьях и книгах по истории литературы около его имени стоял год рождения – 1884, а через тире – знак вопроса. Между тем поэт в то время был жив, но это была не жизнь, а забвение, т. е. гражданская и литературная смерть.
Применение интерактивной технологии индивидуального
проектирования
Инструменты: компьютер (ноутбук), переносные накопители информации, интерактивная доска / маркеры.
Условия проведения: выполнение предлекционного задания, касающегося творчества П. И. Карпова.
Сущность технологии: коллективное обсуждение 2–3 проектов.
3.Многие русские писатели, пытаясь своим творчеством нарушить вынужденное долголетнее молчание, также делали попытки сказать правду о годах террора. Одним из первых о трагедии личности в условиях тоталитарного режима начал писать В. Шаламов. Человек трудной судьбы, долгие годы проведший в колымских лагерях, он стал автором потрясающих по силе психологического воздействия произведений, показывающих всю правду о судьбах многих тысяч безвинно осужденных советских людей. Магистральной темой его известной книги «Колымские рассказы» можно назвать тему выживания человека в нечеловеческих условиях.
Варлам Тихонович Шаламов родился в 1907 г. в Вологде в семье священника. Старинный северный город сыграл большую роль в формировании его взглядов. Обладая с детства сильной восприимчивостью, он чувствовал свою связь с этим городом, в котором сложился особый нравственный и культурный климат. Тем более, что семья Шаламовых находилась в самом центре духовной жизни Вологды. Его отец Тихон Николаевич, потомственный священник, был в городе видным человеком. Он не только служил в церкви, но и занимался активной общественной деятельностью, резко выступал против черносотенцев. 1918 год стал крахом для семьи Шаламовых. Тихон Николаевич скончался в слепоте и крайней бедности. Вслед за ним ушла и мать писателя, которой он, по его словам, был обязан стихами.
В 1926 г. будущий писатель поступил в Московский университет на факультет советского права. Но 19 февраля 1929 г. он был арестован как участник работы подпольной университетской типографии и после пребывания в Бутырской тюрьме осужден на 3 года лагерей (на Северном Урале, в Вишере) за распространение завещания Ленина («Письма к съезду»).
В 1931 г. Шаламова освободили и восстановили в правах. Писатель вернулся в Москву, начал печататься в московских изданиях как журналист, опубликовал несколько рассказов. Но через несколько лет, 12 января 1937 г., он снова был арестован «за контрреволюционную троцкистскую деятельность» и осужден на 5 лет заключения в лагерях с использованием на тяжелых физических работах. Когда писатель находился под следствием, в журнале «Литературный современник» вышел его рассказ «Пава и дерево».Следующая публикация (стихи в журнале «Знамя») состоялась только в 1957 г. Все эти долгие 20 лет писатель провел на Колыме. Условия, в которых там находились заключенные, были рассчитаны на физическое уничтожение.
В 1951 г. Шаламов был освобожден из лагеря как отбывший срок, но в течение еще двух лет ему было запрещено покидать Колыму. Его семья распалась, взрослая дочь не знала отца. Здоровье было подорвано лагерями, он был лишен права жить в Москве. Шаламову удалось устроиться на работу агентом по снабжению на торфоразработках в поселке Туркмен Калининской области (сейчас Тверская).
В 1954 г. писатель начал работать над своим главным произведением – «Колымскими рассказами»,которые включают в себя шесть сборников рассказов и очерков: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2».
В этих трагических произведениях Шаламов дал глубокую оценку страшному лагерному опыту, который пережили миллионы советских людей. Он убедился в том, что в колымских лагерях происходит не очищение, а растление человеческих душ. Лагерный мир у Шаламова – это мир зла и иррациональности.
В мае 1979 г. Шаламов переехал в дом инвалидов и престарелых, откуда в январе 1982 г. был насильно отправлен в интернат для психических больных, простудился по дороге и вскоре скончался.
В рассказах Шаламова с потрясающей силой раскрыта психология обреченных на смерть. Их спасает не вера, надежда и любовь, а первобытный инстинкт самосохранения, заставляющий забыть о ближнем. «Доходяга» остается жить лишь благодаря обману: вместо него на прииск, на верную смерть, отправлен кто-то другой («Тифозный карантин»). Писатель размышляет о могущественной силе «звериных инстинктов», которые правят миром. В рассказе «Берды Онже» взамен потерянного заключенного конвоиры сажают в тюремный вагон первого попавшегося на базаре туркмена. Произвол вершится над человеком только потому, что он не говорит по-русски и поэтому беззащитен.
Писатель стал автором потрясающих по силе психологического воздействия произведений – своеобразного колымского эпоса, показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек в нечеловеческих условиях – так можно обозначить сквозную тему «Колымских рассказов» В. Шаламова. Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, который теперь не нужен. Так, у В. Шаламова появляются понятия «первая жизнь» (долагерная) и «вторая жизнь» – жизнь в лагере.
В своих рассказах В. Шаламов показывает то, что было страшнее холода, голода и болезней, – человеческое унижение, низводившее людей до уровня животных. Оно просто погружает их в состояние небытия, когда из человека уходят все чувства и мысли, когда жизнь замещена «полу-сознанием, существованием».
В рассказе «Сентенция» автор с почти научной точностью анализирует состояние жертвы в этой нечеловеческой жизни, когда единственным чувством остается злоба. Когда смерть отступает, а к человеку возвращается сознание, он с радостью замечает, что его мозг начинает работать, из глубин памяти всплывает давно забытое научное слово «сентенция».
В рассказе «Тифозный карантин» В. Шаламов показывает другую грань человеческого унижения – готовность служить главарям воровского мира, стать их лакеями, холопами. Этих главарей окружает «толпа услужающих», готовых на что угодно, лишь бы им отломили корочку хлеба или налили супчику. И когда в этой толпе герой рассказа видит знакомое лицо – капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, знатока Гете, образованного человека, который прежде поддерживал дух товарищей, а в лагере исполняет унизительную роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки, ему не хочется жить.
Рассказы В. Шаламова – не просто художественный документ. Это целостная картина мира, скорее антимира, абсурда, в который брошен человек страшным монстром террора, перемалывающего миллионы людей. В этом антимире все перевернуто. Человек мечтает попасть из лагеря не на свободу, а в тюрьму.
Творчество В. Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского осмысления эпохи. В целом русская литература XX века раскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позиций гуманизма, в традициях русской классической литературы.
4. В отличие от многих писателей того времени, часть творчества Анатолия Рыбакова (настоящая фамилия – Аронов) снискала любовь и у читателей, и у критиков. Речь идет об адресованной юношеству приключенческой повести «Кортик» (1948) и ее продолжениях – повести «Бронзовая птица» (1956) и «Выстрел» (1974). Все три повести были экранизированы: «Кортик» в 1954 г. (повторно в 1973 г.), «Бронзовая птица» в 1974 г., «Выстрел» в 1974 г. с изменением названия: с «Выстрел» на «Последнее лето детства».
Молодому поколению адресованы и следующие повести – «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации – «Приключения Кроша» в 1961 г., «Каникулы Кроша» в 1979 г., «Минута молчания» в 1971 г. и «Неизвестный солдат» в 1984 г. По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 г. А в 1988 г. вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого», завершивший цикл о Кроше.
Однако мировую известность А. Н. Рыбаков получил благодаря ряду произведений, в которых изобразил тоталитарный режим в СССР. Работу регрессионной машины государства он узнал на самом себе.
Рыбаков родился 1 (14) января 1911 г. в еврейской семье Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов. На самом деле родился он в селе Держановка (ныне Носовского района Черниговской области), где его отец Наум Аронов служил инженером на винокуренном заводе местного помещика Харкуна.
С 1919 г. жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Ю. Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны.
По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофером.
В 1930 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта.
5 ноября 1933 г., будучи студентом третьего курса Московского института инженеров транспорта, Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58.10 (антисоветская пропаганда и агитация) за стенгазету и выступление на дискуссии о троцкистской оппозиции. По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкету, однако с 1938 по ноябрь 1941 гг. был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.
С ноября 1941 по 1946 гг. служил в Красной Армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и заканчивая штурмом Берлина. В конце войны он занимал должность начальника автослужбы и служил в 4-м Гвардейском Стрелковом корпусе, последнее его звание – гвардии-инженер майор. За то, что он отличился в боях с фашистскими захватчиками, с него была снята судимость. А в 1960 г. писателя полностью реабилитировали.
У Рыбакова были ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Трудового Красного Знамени, в также Дружбы народов.
После окончания войны Рыбаков начал вплотную заниматься литературой и писать рассказы и повести для молодых читателей, детей и юношества. За свой первый роман «Водители» автор получил Сталинскую премию в 1951 г. Текст посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам «производственной» прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров. В 1955 г. выходит новый роман А. Рыбакова «Екатерина Воронина», где в центре внимания писателя – непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников.
В романе «Лето в Сосняках» (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени. С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман «Тяжелый песок» (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910–1940-х гг. в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии «Холокоста» и мужестве Сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полу реальное олицетворение гнева и мести еврейского народа.
В центре сюжета романа оказывается еврейская семья. Здесь писатель не только демонстрирует свои литературные навыки, но и затрагивает философские и моральные вопросы, включает мистику и символизм. Главная героиня романа Рахиль превращается из простой девушки в возлюбленную, а затем в жену и мать. Ее образ олицетворяет собой гнев и желание мести за все беды еврейского народа. Спасая оставшихся узников гетто, Рахиль в конце романа «…исчезла, растаяла, растворилась в воздухе, в сосновом лесу, вблизи маленького города, где она родилась, прожила жизнь, где она любила и была любима, где, несмотря на все невзгоды, была счастлива, вырастила детей, воспитала внуков, видела их страшную гибель, перенесла то, чего не может выдержать ни одно человеческое сердце. Но ее сердце выдержало, и в последние минуты жизни она сумела стать матерью для всех несчастных и обездоленных, наставила их на путь борьбы и достойной смерти»[15]. Заключает роман надпись на иврите, сделанная на братской могиле Щорса: «Все прощается, пролившим невинную кровь не простится никогда»[16].
Роман «Дети Арбата», написанный еще 1960-х гг. и опубликованный только в 1987 г., был одним из первых о судьбе молодого поколения 30-х годов, времени больших потерь и трагедий. Роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.
В 1989 г. вышло его продолжение – роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 г. – роман «Страх», в 1994 г. – «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов). Повышенный интерес к этому произведению объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом.
«Дети Арбата» – это роман о столичной молодежи 30-х годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, каждое слово, сказанное против, могло решить судьбу человека, поэтому каждый боялся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам легко судить 30-е годы, теперь нам многое известно о Сталине, а каково было им, жившим в период полного поклонения вождю, ведь для большинства Сталин в то время был больше, чем икона. Сам лично он знал очень малую часть, но вся его вина, по мнению писателя, заключается в том, что Сталин одержим идеей безмерного могущества. Люди для него – только материал для достижения цели. В повествовании Рыбаков пытается раскрыть психологию этого человека. Сталин считал, что только страдания вызывают величайшую энергию, отсюда – объяснения и оправдания, которые позволяли ему с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионы людей. По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна сильная власть, которая способна внушить страх. Эта теория лишь прикрывает главное – желание беспредельной власти. Существует известная точка зрения, что великая цель оправдывает любые средства. В своем романе А. Рыбаков отчетливо определил иную цель. Не ту, что массово пропагандировали в лозунгах и на плакатах, а потаенную, истинную. Эта цель – стремление к единоличной власти. Гений власти – вот кто Сталин у А. Рыбакова. «Власть, основанная на любви народа к диктатору, – слабая власть, ибо зависит от народа; власть, основанная на страхе народа перед диктатором, – сильная власть, ибо она зависит только от самого диктатора». Сталин у А. Рыбакова выводит еще более циничную формулу: «Великий правитель тот, кто через страх сумел внушить людям любовь к себе». Постепенно перед нами вырастает зловещая фигура человека, возомнившего себя вождем. Он готов принести в жертву самому себе жизнь миллионов советских людей. Но гибнут не только простые люди. Гибнут и те, кто стоял у истоков революции, кто начинал строить новое государство, кто был соратником Ленина.
Одним из таких героев в романе является Киров. Истинный революционер и талантливый политик, он понимает, что тот путь развития общества, по которому идет Сталин, обречен на провал. Однако Сталин себя отождествлял с Советской властью. Те, кто против него, – следовательно, против Советской власти, а такие подлежат уничтожению. Так автор романа показал принцип, по которому строится система страха вокруг «вождя всех народов».
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 6119;