Поговорим об истоках и целях творчества
Человек, чем-то, куда-то влекомый, как вечный странник жизни ищет себе применение и пристанище, ищет себя в этой жизни, хочет её улучшить, что-то делает в меру сил и возможностей, чего-то достигает, но всё равно остаётся неудовлетворённым до конца жизни. Возможно, в этом и скрыт её смысл: искать, находить и снова искать что-то лучшее и более высокое. А если лучшему и высокому нет предела? Даже человек, у которого есть всё, не может удовлетвориться до конца, почему? Значит в человеке что-то заложено в генах, например, инстинкт искания всё более высокого, совершенного, гармоничного или инстинкт искания истины, добра и справедливости. Следовательно, человек постоянно стремится повысить качество своей жизни на инстинктивном уровне, т.е. только для себя, ибо общественных инстинктов нет. Но человек существо социальное и вне общества жить по-человечески не может, значит должен подавлять личные инстинкты во имя повиновения законам общества и законам своей страны. Из этого следует главное противоречие: у человека по природе есть свобода воли и он должен поступать как лучше для себя, но одновременно должен подавлять сознательно эту свободу, жертвуя ей во благо общества, чтобы безличностно всем было хорошо и государству в частности. Это противоречие человек преодолевает всю жизнь, а у философов это отражено в категориях свободы и необходимости. В марксизме даже есть определение: «Свобода – это осознанная необходимость». Если его логически расшифровать, то, осознав необходимость чего-либо, человеку ничего не остаётся, кроме подчинения этой необходимости как раб подчиняется хозяину. Человек не создан для рабства – это аксиома, но создан царствовать над природой совершенствуя, улучшая и украшая её – это его предназначение на Земле. Кто опровергнет? Знает ли кто своё предназначение?
Несколько философское вступление необходимо для того, чтобы, рассматривая в дальнейшем сложнейшую тему о творчестве, фундаментально понимать, что истоком любого творчества является свобода, но не необходимость, ибо заставить творить невозможно. Заставить можно разрушать или вытворять, но не созидать, ибо для созидания необходимо вдохновение и личная потребность, увлечённость и целеустремлённость, без которых сотворить нечто новое, оригинальное и полезное, не существующее прежде, никому не удаётся и не удастся в принципе.
Чтобы человек творил и «сеял разумное, доброе, вечное» как результат творения, ему необходимо создать условия жизни, достойные человека творящего, а не раба обстоятельств. Прежде всего, творящему человеку необходима убеждённость в его нужности и полезности обществу и семье, а это доказывается социальным заказом и востребованностью результатов творчества каждого человека.
Большинство людей, повинуясь инстинкту повышения качества жизни, творят для себя в свободное от социальных и профессиональных обязанностей время, при этом творчество проявляется как увлечение или игра. Гуманитарии или, так называемые, люди свободных профессий творят по зову души то, что им вздумается, что их каким-то образом взволновало и в качестве эмоционального ответа возникают замыслы произведений искусства, которые вдохновенно воплощаются в реальные вещи. Феномен народного творчества удивляет и поражает, т.к. человек в поисках удовлетворения жизнью всячески старается её украсить и разнообразить – это одновременно и цель, и исток творчества. Работая там, где удалось устроиться для зарабатывания средств к существованию, люди во внерабочее время занимаются самодеятельностью как художественной, так и технической, проявляя свои лучшие качества, а то и реализуя предназначение. Народное творчество является по факту массовости наиболее распространённым видом творчества, где душа в свободном полёте себя проявляет, но об этом теоретики творчества стыдливо умалчивают, ибо его суть и причины объяснить не могут. Философы о народном творчестве также молчат, очевидно, боясь дойти до истоков истины – до потрясающего откровения.
Человек, по зову инстинктов, всю жизнь занимается самосохранением, самореализацией, самоусовершенствованием или саморазвитием, приспосабливаясь к окружающей среде. В первую очередь, чтобы выжить для сохранения своего животного начала, а во вторую очередь проявляет своё духовное начало, но во всех случаях человек проявляет смекалку, сообразительность, разумность и творческий подход к решению всех проблем для повышения качества своей жизни.
В художественном творчестве человек проявляет своё духовное начало для самовыражения не связанного с выживанием, но формирует этим культуру общества, что полезно лишь косвенно.
Однако своё духовное начало человек проявляет особенно заметно в научном и техническом творчестве, где познание природы и её изменение для повышения качества жизни человечества является основной целью. Здесь акцент на том, что не для себя, а для других, т.е. жертвенность и благородство такого творчества налицо. Но творцов, посвятивших себя служению науке и технике, по сравнению с количеством людей на земле, ничтожно мало. Это особый контингент добытчиков знаний, а главное, их воплощению и применению в жизни всех людей – весь научно-технический прогресс человечества обеспечен немногочисленной группой таких инакомыслящих чудотворцев. Почему таких творцов меньше всех? Психологи и философы на эти вопросы не отвечают. Психология и философия творчества, как науки, дают лишь обобщения без акцентов на научно-техническое творчество. Однако особенности в творчестве между физиками (технарями) и лириками (гуманитариями) принципиальные. Истоком творчества у технарей является системное видение в устройстве всего сущего и причинно-следственные связи, а у гуманитариев истоком творчества являются эмоции и создают они свои произведения для того, чтобы вызвать эмоции у других, пережив совместную радость или участливо пострадав.Если говорить аллегорически, то гуманитарии овеществляют своими произведениями свою эмоционально-чувственную сферу, а технари овеществляют знания и изменяют мир, чтобы человечество выжило в постоянно изменяющихся внешних условиях. Что труднее, важнее и полезнее? Следовательно, учёные и инженеры, познавая и изменяя природу, пытаются царствовать над ней, но весьма неумело по причине детского возраста человечества, а все остальные люди лишь потребляют природу, фактически являются её иждевенцами, как дети, если не говорить более жестко – паразитируют на ней, только потребляя и засоряя окружающую среду, т.е. ухудшая свою среду обитания. Кто это утверждение опровергнет? «Мусорная» цивилизация рано или поздно - изживёт себя. Следовательно, творчество всех людей для выживания цивилизации должно быть сконцентрировано на улучшении окружающей среды или хотя бы на её сохранении. Это стратегическая цель творчества человечества в целом, чтобы природе Земли и человеку на ней было комфортно. Сверх цель человечества – улучшить природу Земли и именно для выполнения этой миссии человек появился на Земле с заложенной в генах программой в виде скрытого до периода духовного созревания человека инстинкта творения, заставляющего творить на подсознательном уровне. Остаётся для успеха лишь духовно повзрослеть и возмужать.
Напрашивается вывод, что у людей творческие способности являются врождёнными, заложенными на уровне инстинкта не только для выживания и потребления, но и для господства над природой в сторону её улучшения – в этом феномен и предназначение человека. Другой феномен человека в том, что только человек, благодаря свободной воле может разумно и сознательно управлять своими инстинктами, т.е. разум и воля господствуют в человеке, а это понятия нематериальные, чисто духовные, к материальному телу непосредственно не относящиеся.
Единство и борьба двух главных противоположностей в человеке – духовного и материального начал заставляет метаться то в сторону удовлетворения тела, то в сторону удовлетворения души, отсюда и поступки. Но творчество - категория чисто духовная, а духовное в человеке формируется воспитанием и образованием в социуме. Следовательно, воспитание и образование являются фундаментальными истоками творчества. Когда уровень культуры и духовности человека, благодаря хорошему воспитанию, образованию и образу жизни, достигает определённой высоты, то пробуждается высший инстинкт – инстинкт творчества, заставляющий творить разумное, доброе, вечное. В соответствии с полнотой пробуждения инстинкта и пропорционально ей достигаются разные результаты в творческой деятельности людей от гениальности до посредственности. Отсюда вывод: если человек с детства живёт не по человечески, то высший инстинкт пробудиться не может, ибо более мощные животные инстинкты подавляют жестокой необходимостью выживания тела. Таким образом, если человек удовлетворил все свои низшие потребности, то в процессе удовлетворения своих высших потребностей появляются и развиваются творческие способности. При счастливом детстве, когда не надо бороться за существование, творческие способности проявляются быстро и ярко с дальнейшим взлётом в юности и зрелости. Если жить по-скотски – творчество невозможно в принципе, т.к. неопровержим эффект Маугли. Это является убедительным объяснением, почему истинных творцов, тем более гениев, весьма мало на Земле. Проводя жизнь в борьбе за выживание, человек не находит свободного времени для творчества созидания, не говоря уже о том, чтобы творчество стало основной работой человека на Земле. Следовательно, не менее важным истоком творчества является свободное время. У кого его сейчас в избытке? Поэтому и творцов мало из-за нерешения социальных проблем человечества.
Для молодых людей, формирующих своё мировоззрение, знание истоков и целей творчества необходимо. Изложенное выше является частью мировоззрения автора, но у каждого человека должно быть своё мнение и понимание творчества как явления природы человеческой. Для постижения феномена творчества в большинстве случаев не хватает продолжительности жизни, поэтому для экономии времени, критически перечитав изложенное выше, каждый вправе согласиться или отвергнуть мнение автора, ибо, сколько людей – столько и мнений.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1663;