Введение в понимание творчества как явления, используемого людьми
Для начального осознания весьма сложного феномена творчества, понимания разносторонности творчества как явления, ещё до конца не объяснённого ни философами, ни психологами, необходимо ознакомиться с рядом авторских формулировок основных понятий относящихся к творчеству и выбранных из множества существующих ныне. В конце главы даны более подробные термины и определения, а в приложении к главам книги дополнительно приведен глоссарий и расширенный справочный материал.
Общеизвестное понятие по энциклопедическому словарю: Творчество– это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью.
Интеллект – это способность понимать и продуктивно мыслить, способность обучаться и изъясняться, накапливать знания и пользоваться ими, способность помнить и обобщать информацию для принятия решений к действию.
Интеллект– это умение эффективно и своевременно оперировать суммой знаний. Творчество– это искусство владения интеллектом.
Интуиция– не чудо, а результат накопленного опыта и богатой практики по специальности. «Посредством логики доказывают, а посредством интуиции изобретают» – Пуанкаре.
Культура творчества – это правила следования по пути познания, постижения и воплощения знаний в жизнь, искусство созидания, методология и инструменты, применяемые в творческом состоянии духа.
Творение – это процесс созидания уникального, красивого, совершенного и гармоничного с окружающим миром, чего-либо полезного (или хотя бы безвредного).
Творчество – это способность к созиданию с предвосхищением результата.
Творчество– это процесс материализации знаний из образного, абстрактного, информационного уровня посредством интеллекта, чувств и эмоций.
Творчество – это духовная деятельность человека, движимая потребностью самовыражения, вдохновением или необходимостью выхода из тупиковой ситуации.
Творчество – это уникальное явление природы человеческой, качественно выделяющее человека из животного мира, дающее возможность не только выживания, но и преобразования окружающего мира под свои потребности.
Творчество - это осознанная деятельность, компенсирующая отсутствие знаний при решении непредвиденных проблем возникающих перед человеком, результатом которой является появление ответа на вопрос как что-либо сделать, чтобы достичь цели.
Виды творчества для укрупнённых групп специалистов:
1. Творчество мышления, понимания и философского обобщения, специалисты – учёные, философы, аналитики, эксперты, постановщики задач, криминалисты.
2. Творчество познания и постижения, специалисты – учёные, инженеры, ученики и студенты, да и все люди с детства до старости.
3. Творчество преподавания и воспитания, специалисты – учителя, преподаватели, профессора, доценты, методисты, воспитатели, родители.
4. Творчество художественное, специалисты – писатели, поэты, художники, дизайнеры, модельеры, артисты, скульпторы, самородки народных промыслов, самодеятельность.
5. Творчество техническое, специалисты – инженеры, конструкторы, проектировщики, дизайнеры, технологи, изобретатели, учёные, преподаватели, ИТР.
6. Мировоззренческое творчество – самое трудное, т.к. здесь нет места ремеслу (профессионализму) – это созидание самого себя на пути к совершенству.
7. Коммерческое (деловое) творчество – это управленческая деятельность стратегического и оперативного (тактического) уровня, выражаемая в способности понимать, запоминать, анализировать, обобщать и преображать знания или информацию в режиме импровизации с выдачей мысли (генерации идеи) – руководства к действию (управленческого решения). Если результаты технического творчества защищаются патентами, как промышленная собственность, то результаты делового творчества позволяют фирме выжить или победить в конкурентной борьбе. Если результаты технического творчества впоследствии возможно коммерциализировать, вводя в хозяйственный оборот изобретения или продавая права на их использование по лицензиям, то результаты делового творчества – это ноу-хау каждой фирмы, как системы работы. Нестандартные решения в управлении – суть творчества управленцев, а их искусство – в умении работать в режиме импровизации, интуитивно принимая единственно правильные решения в сложившейся ситуации, срочно и правильно с первого раза, т.к. через час это уже будет поздно или не нужно из-за изменения ситуации.
Управленческие решения – уникальные и не подлежат тиражированию, т.к. именно здесь реализуется изречение, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Ситуация меняется непрерывно и то, что годилось вчера нанесёт вред сегодня. Новизна управленческих решений, как результата творчества управленцев, всегда рискованна, т.к. стоит дорого, материализуясь либо в прибыли, либо в убытках реальных, а не абстрактных.
Управленческое творчество ближе к искусству, но более приземлённо, т.к. помещено в рамки производственной деятельности, именно поэтому гениальных управленцев единицы.
Формализовать искусство невозможно, как и творчество в целом, иначе всё уже было бы описано математическими формулами, а человек вытеснен как излишнее звено.
Постулаты творчества:
1. Всё субъективное – не формализуется, т.к. относится к духовной сфере человека. Алгоритмировать духовную деятельность человека невозможно.
2. Важнейшим в творческой деятельности является умение корректно (абсолютно правильно и изящно) осуществить постановку задачи себе и коллегам по команде единомышленников, сделав первый шаг в направлении цели. Но, никакой ветер не будет попутным, если не знаешь куда плыть!
3. Соотношение логического и интуитивного мышления определяет классность (уровень квалификации) специалистов. У гениальных профессионалов это соотношение 20% на 80%, в результате чего единственно правильные решения генерируются почти мгновенно («озарение»).
4. Протекание всех процессов и их развитие происходит по Вселенским законам, но большинство этих законов ещё не открыто людьми, хотя они все работают фактически вне зависимости от человека. Вписаться в непознанные законы и есть интуиция – поисковая умственная и душевная работа специалиста на уровне подсознания, а если она совершается систематически и профессионально, то правильные решения находятся с первой попытки решить задачу. Но способности подсознания всецело зависят от высоты духовного развития, широты кругозора и культурного уровня личности, а профессиональный уровень является лишь катализатором в творческой деятельности.
5.Умение направлять в подсознание задачу и извлекать оттуда решение – это и есть сущность творчества.Например, скульптор, объясняя суть своего творчества, утверждает, что из глыбы мрамора отбрасывает лишь лишнее, оставляя образ, существующий в сознании. Процесс обработки информации – не осознаётся, а в сознание из подсознания входит лишь результат.
6. Учить творчеству теоретически – это всё равно, что учить плаванию без погружения в воду или учить разговаривать молчанием. Учит только творческая окружающая среда, используя способ погружения в неё и общение с коллегами.
7. Совершенствование существующего – это ремесло профессионалов, где конечный результат – совершенство изделий, как правило, массовых, а созидание новизны никогда не имеет аналогов – это непрерывная цепь открытий на разных уровнях творческой деятельности.
8.Мотивы или причины творчества обусловлены потребностью в создании чего-либо, где движет интерес и жажда творения, как свойства творческой личности, но часто движущей силой являются деньги, если произведения создаются по заказу.
9. Творчество сокрыто в интеллектуальных продуктах, оформленных как товар или как интеллектуальная собственность. Цена творчества истинно выявляется при введении интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Невостребованный творческий потенциал или ресурс – бесполезны, т.к. не совершают работы созидания.
10. Только в молчании человек мыслит о решении какой-либо задачи, но как только начинает разговаривать вслух – разум переключается на формирование речи и решение задачи прекращается. Для творца молчание – золото, ибо сбиться с мысли равносильно её потере навсегда.
В данном разделе фрагментарно приведены некоторые понятия о творчестве, которые в последующих разделах будут упоминаться в расширенном виде в форме полемических беседдля того, чтобы читатели смогли составить собственное мнение о феномене творчества, оттолкнувшись в размышлениях от того, что предлагается автором в данной книге.
Этот раздел приведен как разминка для разума, чтобы появилось представление о многогранности рассматриваемой темы и роли творчества в человеческой деятельности.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 933;