РЕГРЕССИЯ И РЕТРОГРЕССИЯ

На вопрос об особом характере замещающей деятель­ности С (рис. 3) в случаях регрессии психоанализ отвечает, об­ращаясь к истории индивида. Говорят, что характер С опреде­ляется видом и степенью фиксации на предыдущей стадии раз­вития. Такое утверждение логически абсолютно законно с точки зрения теории поля, хотя необходимо уточнить, как на нынеш­нее жизненное пространство влияет фиксация, которая произош­ла много лет назад.

Эта теория формы и степени регрессии затрагивает второй концептуальный аспект проблемы регрессии, который нуждает­ся в пояснении. Мак-Дуталл дал подробное объяснение несколь­ких случаев регрессии в результате военного невроза. Он опи­сывает примитивное инфантильное поведение людей и процесс восстановления.

Мак-Дугалл выражает определенное согласие с фрейдистс­кой теорией, но делает акцент на двух довольно важных момен­тах (1922).

1. Он подчеркивает, что регрессировавшее поведение не обя­зательно тождественно поведению, которое этот индивид демон­стрировал ранее. Скорее регрессировавший человек демонст­рирует примитивный, но новый вид поведения.

2. Он считает, что регрессия имеет менее «намеренный» ха­рактер, чем это представляется во фрейдистской теории. Воз­можность нового вида поведения, имеющего место при регрес­сии, делает необходимым различение двух типов изменений:

а) возврат к типу поведенческих характеристик предше­ствующей стадии жизненной истории индивида. Такое из­менение может быть названо «ретрогрессией».

б) переход к более примитивному поведению независи­мо от того, действительно ли такое поведение имело место в жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «регрессией».

Часто происходит так, что ретрогрессия имеет также характер Регрессии, и наоборот. Однако дело не обязательно обстоит так, например, ребенок, который обнаружил примитивное поведе­ние в течение болезни, по выздоровлении возвращается к более зрелому поведению, которое отличало его до болезни. Нужно на­зывать такое изменение ретрогрессией, причем оно никак не может быть названо регрессией.

Четкое разграничение между ретрогрессией и регрессией стало особенно важным ввиду последних экспериментальных исследований с животными (Миллер, Стивенсон, 1936; Кречевский, 1937). Эти исследования показывают, что животные в оп­ределенных условиях, например после шока, могут оставить толь­ко что усвоенное поведение и вернуться к старым привычкам. Насколько мы можем судить, ни об одном из этих исследова­ний нельзя сказать, что оно доказало, что старый способ пове­дения был в действительности более примитивным, чем только что усвоенный. Пока это не сделано, мы будем классифициро­вать эти исследования как эксперименты по ретрогрессии, а не регрессии. Мы можем выразить различие между понятиями рег­рессии и ретрогрессии с помощью следующих определений.

В'\ В'2, В'3... может означать поведение индивида или его со­стояние (в психологически эквивалентных ситуациях) во время

П, а, о...

Определение ретрогрессии. Мы говорим о ретрогрессии, если В°ФВп, но В'3 = В11. Ретрогрессия относится всего лишь к раз­личиям и сходству во временной последовательности, не подра­зумевая утверждений, касающихся «примитивности», «приспо­собляемости» и т. д.

Определение регрессии. Мы. говорим о регрессии, если В" более «примитивно», чем В12. Это не предполагает, что в" = В11.

Конечно, необходимо будет обсудить определение «прими­тивизация» и симптомы, которые можно использовать в каче­стве ее признаков. Вряд ли будет достаточно указать на такие неопределенные критерии, как «менее адаптивный» характер поведения, особенно потому, что сама регрессия часто рассмат­ривается как попытка индивида адаптироваться к определенной ситуации. Ответ можно найти частично в исследованиях по пси­хопатологии. Они наводят на мысль, что происходит переход от «дифференцированного и полного смысла паттерна к более аморфному поведению» (Гольдштейн, 1939). Сложный иерархический порядок в поступке меняется на простую организацию или на дезорганизацию (Камерон, 1938), от абстрактного к более конк­ретному типу мышления, от рассуждения к научению (Майер, 1932; Клювер, 1933), от гибкого к стереотипному поведению (Клювер, 1933; Кречевский, 1937). Примитивизация — это изме­нение в структуре поведения, которое в некоторых отношениях, по-видимому, напоминает морфологическую дедифференциацию, наблюдаемую у некоторых примитивных животных, как, напри­мер, в условиях плохого питания (Флетчер, 1938).

Исследования, подобные этим, заходят довольно далеко, очер­чивая более конкретно, что имеется в виду под примитивизаци­ей. Однако они по-прежнему не дают операционального опре­деления регрессии через эмпирически проверяемые симптомы, которые являются достаточно общими и в то же время доста­точно определенными для экспериментальных процедур. Пред­варительно можно определить регрессию как изменение пове­дения от паттерна, типичного для более старших нормальных детей, к тому, который типичен для более младших нормальных детей (в равнозначной психологической ситуации). Такое опе­рациональное определение неизбежно ограничено возрастным интервалом до зрелости, потому что переход от взрослого к стар­ческому поведению нужно считать регрессией, но не прогрес­сивным развитием. Тем не менее в этих пределах оно дает чет­кий и проверяемый критерий для регрессии. До тех пор, пока теория регрессии не продвинется значительно вперед, вполне можно использовать этот критерий в качестве операционально­го определения3.

Такое операциональное определение, очевидно, дает возмож­ность установления величины регрессии и уровня, к которому регрессирует человек. Последний может быть выражен возраст­ным уровнем нормальных детей, для которого это поведение ти­пично. Величину регрессии можно охарактеризовать, указав воз­растные уровни для состояния индивида до и после регрессии.

Вы заметите, что это операциональное определение не относится к какому-либо поведению, которое индивид, о котором идет речь, прояв­лял ранее в своей жизненной истории. Оно относится к типу поведе­ния, характерному для нормальных детей определенных возрастных уровней.

Это определение отнюдь не окончательное, это рабочее определение, необходимость которого вызвана современным состоянием знания в дан­ной области. Его нужно использовать с осторожностью даже в возраст­ном интервале до зрелости, потому что во всяком случае возможно, что в течение некоторых периодов нормальный средний ребенок может в действительности становиться более примитивным в той или иной фун­кции. В конечном счете различные уровни развития необходимо будет определять концептуально с точки зрения степени дифференциации, организации и сходных качеств, но не возраста. В конце концов в опе­рациональном определении нужно будет совсем опустить ссылку на воз­раст и конкретизировать отдельные изменения, происходящие в раз­личных условиях.

ВИДЫ РЕГРЕССИИ

Регрессия поведения и личности: псевдорегрессия. Трехлетняя девочка стоит перед зеркалом, стараясь быть малень­кой, и пытается выяснить, как бы она выглядела, если бы дей­ствительно была маленькой.

Ситуация, в которой имеет место это поведение, следующая. У девочки есть маленький братик, которому она завидует. Она, очевидно, пытается решить, следует ли ей расти или становить­ся меньше. Существует множество случаев, когда дети в такой ситуации пытаются имитировать своих младших братьев или се­стер и начинают демонстрировать младенческое поведение за столом, кричат, как они, или не слушаются и т. д.

Регрессия ли это? Если мы говорим только о внешнем зна­чении этого поведения, мы можем говорить о регрессии в соот­ветствии с определением, данным выше. Стиль поведения пони­зился от паттерна, типичного для уровня трех лет, до паттерна двухлетнего уровня. Тем не менее мы не решаемся отождествить такое изменение с регрессией, происходящей в результате бо­лезни или острого эмоционального напряжения. Девочка, демон­стрирующая поведение своего младшего брата, может на самом деле «играть роль», хотя и роль более маленького ребенка. Эта роль может быть сыграна с мастерством хорошего актера, хотя и не понарошку, а всерьез. Вероятно, было бы справедливее на­звать это улучшенным, а не примитивным поведением.

Если ребенок продолжает играть такую роль в течение дол­гого времени, он действительно может стать примитивным. Он может потерять, по крайней мере до некоторой степени, свою способность действовать более зрело. Пока такое состояние не достигнуто, мы можем говорить о «псевдорегрессии поведения» без «регрессии личности». Другими словами, регрессия поведе­ния может быть или не быть симптомом регрессии личности.

Сходство поведения не обязательно свидетельствует о сход­стве состояний одинаково ведущих себя людей. То, что одно и то же состояние человека может проявиться в довольно различ­ных симптомах, было детально показано в отношении гнева (Дембо, 1931) и справедливо для всех областей психологии. Это сле­дует из основной формулы, что поведение {В) есть функция че­ловека (Р) и среды (Е), т.е. В = F (Р, В]. Это делает необходимым разделение непосредственно наблюдаемых «симптомов» [В) и лежащего в основании «состояния человека» (Р), которое с ме­тодологической точки зрения всегда занимает положение «кон­структа».

В связи со стадиями развития это означает, что уровень зре­лости человека может на самом деле быть выше или ниже, чем тот, на который указывает его поведение. Девочка, о которой рассказывалось выше, — пример первого случая. Пример пос­леднего можно обнаружить у ребенка, который твердо следует определенным навязанным правилам так, как это типично для большей «зрелости притязания», и проявляет вследствие этого во многих отношениях более взрослое поведение как результат жесткого давления извне; он будет вести себя на более низком уровне зрелости, как только давление прекратится.

Различие между регрессией поведения и регрессией лично­сти тесно связано с необходимостью ссылаться на сопостави­мые ситуации, если мы хотим использовать различия в поведе­нии в качестве признаков различий в состоянии человека.

Временная и постоянная регрессия. Регрессия может длить­ся лишь несколько минут, например в случае незначительного шока, раздражения или душевного волнения, или она может длиться многие годы, например в результате болезни. Регрес­сия может быть медленным погружением или внезапным паде­нием. Индивид может оставаться регрессировавшим, он может медленно или внезапно восстановить свой предыдущий уровень или вернуться к промежуточному уровню.

Ситуационная и устойчивая регрессия. В условиях эмоцио­нального стресса не только поведение, но и человек могут рег­рессировать к более примитивному уровню. При таких обстоя­тельствах индивид фактически не способен вести себя на более высоком уровне. И все же даже в этом случае примитивизация может ограничиваться особой ситуацией, такой, как «пребыва­ние в тюрьме» или «жесткая фрустрация». Как только человек выходит из этой особой ситуации, он может восстановить свой прежний уровень. В других случаях человек может регрессиро­вать таким образом, что он не будет демонстрировать свой пре­дыдущий более высокий уровень даже в самой благоприятной ситуации. Первый случай мы будем называть ситуационной рег­рессией, последний—устойчивой регрессией. Конечно, суще­ствуют переходные случаи.

Важно не отождествлять это различие с различием между временной и постоянной регрессией. Постоянная регрессия может быть результатом того факта, что индивид постоянно нахо­дится в рамках одной специфической ситуации; регрессия может быть сравнительно постоянной и тем не менее ситуационной. Термины «ситуационная» и «устойчивая регрессия» не относятся к продолжительности. В случае ситуационной регрессии уровень развития сильно колеблется в зависимости от изменений ситуа­ции, тогда как устойчивая регрессия более независима от таких изменений. Это различие имеет практическое значение для ди­агностики и лечения случаев, какие встречаются, например, при социально-психиатрической работе с детьми. Ясно, что экспе­рименты с людьми должны ограничиваться созданием ситуаци­онной регрессии.

Частичная и общая регрессия. Регрессия может поразить бо­лее или менее ограниченные области жизнедеятельности чело­века. Например, регрессия может поразить только моторные функции или эмоциональную жизнь человека без особого изме­нения его интеллектуальных способностей. Психопатология дает множество примеров различных паттернов регрессии специфи­ческих областей жизнедеятельности человека, а также общего ухудшения. Конечно, любая регрессия специфических областей в некоторой степени поражает все поведение индивида.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 732;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.