Артаксеркс и позднейшие события 4 страница

Устанавливаем первое. Из сутры "Собрание пропове­дей" (mDo' dus), которую перевел с иранского Нячен-Лишу (sNya-chen-li-shu): "Он единственный мог осуществ­лять аскетизм; он стал в этом мире аскетом и принял обеты. И когда он осуществил за три года практику аске­тизма...".

 

Из того же самого (сочинения):

 

Затем на горе Юндрун-Гуцег (gYung-drung-dru-brtsegs)

Он победил созерцанием "сэнге-намце" (seng-ge rnam-brtse)

Демонов "могучих в любви",

Их армии, (состоящие из) многих миллиардов (демонов).

Созерцанием, подобным небу,

Он рассеял мрак (затемнение) знания.

Гармонично погрузился (в созерцание) и сидел, скрестив ноги, неподвижно.

Когда взошло солнце, он стал истинно мудрым.

В это время (демон) Кхабпа (Khyab-pa) сказал:

"Если только учитель — мудрый (будда),

То кто же будет тебе свидетелем?"

В это время Богиня земли

Высунулась по пояс (из земли) и сказала:

"Только учитель есть истинно мудрый,

И я являюсь совершенным свидетелем.

А демон пусть не говорит гнусные слова!"

В это время, в этот самый момент,

Вся земля шесть раз содрогнулась.

Десять миллионов детей богов

Получили твердую приверженность

к нерожденной (сфере) бон.

Миллион бонских бодхисаттв

Очистились от всякого мрака (затемнения) знания.

 

Из сочинения "Сутра чистых законов чистых поуче­ний" (mDo dri-med-kyi khrims gtsang-ma'i mdo):

 

Таким образом, хотя он три года занимался аскетизмом.

Но не хотел добиться очищения (только своему) воплощенному телу.

Для обращения живых существ, мучимых страданиями, которых трудно обратить,

Он вместе с высшим хранителем истинно выполнил обеты.

Он достиг пределов добродетели, полностью чистых трех изучений[37]

И созрел плод достижения очищенного пути. Как следует из вышеизложенного, потом он появляется и становится мудрым. Обратив (в веру) свой род, он обратил и гордый

чужой род.

И становится в окружении демонов, вампиров-людоедов, еретиков...

 

Поскольку так сказано, то возможное (необходимое) было совершено. О, учитель, вы сами осуществили труд­ное (аскетизм) трех видов, (т.е.) обладание боном. Необ­ходимо добиваться (состояния) совершенного мудреца (будды), которое (есть) ваш плод (результат). Получение (состояния) совершенного мудрого, вашего результата, есть общая (для всех) теория учения мудрого. Например: и то время он осуществил трудное (аскетизм), и поэтому творят, что стал мудрым, при этом владыка демонов Кхабпа в своей земле освободился. Чтобы подготовить почву для назад невозвращающихся[38] он осуществил трудное и победил четырех демонов. Для того, чтобы ис­тинно показать достижение результатов мудрого, чтобы это было прямым, истинным смыслом (делом), осущест­вил трудное (даже) для совершенного мудрого. Но с по­мощью той силы не пожелал достижения покоя (нирва­ны), так как и (без этого был), очевидно, совершенным. Далее (будет говориться) о продолжительности жиз­ни самого учителя, о том, что говорится (об этом) в трактатах; разберем смысл высказываний (трактатов) и примем глубокий смысл (правильное мнение).

 

 

П е р в о е.

Из (сочинения) "Собрание проповедей":

 

Сто человеческих лет — один год жреца.

Демон попросил (учителя) выйти из страданий (т.е. покинуть мир).

Чтобы дух демона превратился в божество,

Он решил остаться на два года.

Тогда ему исполнилось восемьдесят два года.

Чтобы показать непостоянство круговорота (бытия),

Я выхожу полностью из (мира) страданий.

 

Из (сочинения) "Солнечные лучи традиции":

 

Когда жреческих лет (ему) стало восемьдесят два, Тело Шенраба исчезло, (и он) вышел из страданий.

 

Из (сочинения) "Сутра чистых поучений о том, как, покинув дом, стал аскетом" (mDo dri-med-kyi khyim spangs rab-tu phyung-ba'i mdo):

 

"В деяниях, обладающих радостным благом, достиг пределов (мудрости). Принимаем за продолжи­тельность жизни его пребывание (на земле) в тече­ние восьмидесяти двух полных лет".

 

Из (сочинения) "Ключ..." ("gZer-mig"):

 

"Тридцать (лет) телом (лично) обращал (в веру). Тридцать — словами обращал, тридцать — душою (thugs) обращал. Таким образом, ему было девяно­сто лет, и еще прожил десять лет...".

 

Из (сочинения) "Мелодия бона волшебных слов" ('Phrul ngag bon-gyi sgrag (sgra) – byang (dbyangs):

 

"Из периода времени, когда он достиг ста лет, трид­цать телом обращал, тридцать словами обращал, проповедуя веру. Тридцать душою обращал, показывая четыре вида деяний".

 

В том же самом (сочинении) говорится:

 

"Продолжительность его жизни — 3500 тибетских лет (годов), а учения (проповедования) — 518".

 

В т о р о е.

Что касается смысла этих рассуждений, то (согласно) поздним пророчествам, содержащимся в (сочинении) "Мелодия...":

 

"Продолжительность жизни самого учителя, посто­янно обладающего возможностью обращать, состав­ляет только 3500 лет. А бон существует только 9000".

 

Быстро проявляя рвение, для побуждения необходимо­сти стать мудрыми, бонские жрецы, держатели мудрости, истинно говорили, думая о правильном смысле. Поэтому то, что следует из сутр и высказываний Победоносного, из (сочинения) "Солнечные лучи традиции" и "Древних пророчеств..." (sBrang-byang-gi lung ston-ma), будучи со­брано воедино, сообщает (нам) истинный смысл. Суть высказываний "Древних пророчеств" и сутры "Ключ" та­кова: от ста лет продолжительности жизни до семидесяти тридцать телом обращал. От семидесяти до сорока трид­цать словами обращал. От сорока до десяти тридцать ду­шою [мыслью] покорял. Таким образом, говорится, что ему исполнилось девяносто лет и он еще прожил десять. Если это так, то высказывание (учителя) Лачен-Дранпы (Bla-chen dran-pa), что завершены две (части) из трех частей учения и высказываний Победоносного, а продол­жительность жизни людей, в основном, пятьдесят (лет),— соответствует рассуждениям (трактатов).

Некоторые мудрецы весьма неправы, что (Шенраб), когда ему исполнилось тридцать жреческих лет, хотел выйти из (мира) страданий, хотя в (сочинениях) "Ключ..." и "Древние пророчества..." и говорится о трид­цати (годах), которые являются жреческими годами. Во-первых, потому что это расходится с высказываниями из сочинений "Собрание проповедей", "Солнечные лучи традиции", "Сутра сияющих чистых проповедей", о чем прежде говорилось. Во-вторых, это расходится с двумя высказываниями, содержащимися в (сочинении) "Древ­ние пророчества...". Так как те тридцать (лет), когда он покорял телом, являются тридцатью жреческими годами, то поэтому продолжительность его жизни — 3500 тибет­ских лет. Из высказываний держателей мудрости никак не следует такая чушь (об уходе учителя), расхождение с сущностью и словами всего содержания разных тракта­тов. Кроме того, совершенный мудрый, обладающий бо­ном (Шенраб), завершил деяние "выход из страданий". Но еще один жреческий год завершился, когда он был отшельником. Утверждают, что в тридцать жреческих лет он вышел из страданий, но благодаря тому, что в тридцать один год он (еще) был отшельником, мы устанавливаем первое свидетельство. А так как вы соглашаетесь, то ус­танавливаем и второе.

 

Из (сочинения) "Собрание проповедей":

 

В тридцать один год

Покинул дом и стал отшельником.

Из (сочинения) "Солнечные лучи традиции": Три тысячи сто человеческих лет —

Это тридцать один жреческий год.

Чтобы освободиться от страданий круговорота (бытия),

Когда покинул дом и стал отшельником...

 

Из (сочинения) "Сутра чистых поучений о том, как, по­кинув дом, стал аскетом":

 

"Когда исполнился (Шенрабу) тридцать один жрече­ский год, он подумал покинуть дом и стать отшель­ником (аскетом)".

 

И то, что говорится в сочинении "Ключ к достижению пределов деяний, лампада, рассеивающая мрак (окутыва­ющий) истинный смысл" (Drang don muss el sgron-ma'i mdzad-pa mthar phyung-gi gzer-bu) совпадает с этим. А так как в (сочинении) "Лампада пояснений к дисциплине драгоценного владыки" (rJe rin-po-che'i 'dul 'grel-gyi sgron-me) сказано, что он в три тысячи сто человеческих лет, т.е. в тридцать один жреческий год, показал совер­шенное деяние, покинул дом и стал отшельником, то по­этому он показал способ выхода из страданий (умер) в тысячу восемьдесят два жреческих года, т.е. в миллион двести человеческих лет. Что же касается месяца и числа, сезона и луны, то об этом сказано в (сочинении) "...рас­сеивающая мрак, (окутывающий) истинный смысл".

В последующие годы в стране Юндрун-Кодпа (gYung-drung-bkod-pa'i gling) был собор (bka'-bsdu), о чем сказа­но в (сочинениях) "Собрание проповедей" и "Солнечные лучи...". После того, как учитель ушел (умер), (спустя) тысячу восемьсот лет был завершен пьедестал его учения.

 

"Они три года...".

 

И далее:

 

"Двадцать восемь человеческих лет...";

 

и еще:

 

"Когда появились тайные заклинания, человече­ских лет...".

 

Совершенно очевидно, что таков смысл ясно высказан­ных рассуждений.

Далее, (спустя) триста восемь лет в год Земляной Птицы чудесным образом явил свое рождение Лишу-Тагрин (Li-shu-sTag-ring) в стране Ньян (gNyan) в Зара-Стаг-Скья (Za-ra-Stag-sKya).

Затем спустя сто двадцать пять (лет) чудотворец Еше (Ye-shes) из Крайнего Шаншуна страны Иран появился в стране Шаншун-Мар.

Спустя шестьдесят лет появился тибетский царь Някхри-Цанпо (gNya-khri-bTsan-ро), сын царя Кябсена (sKyabs-seng), обладающий чудесной силой Майтреи (Byams-ma'i dngos-grub). Он спустился с неба на вершину (холма) Лхари-Гьянто (LHa-ri-Gyang-tho).

Затем, спустя шестьдесят два года, родился сын, царь Мукхри-Цадпо (Mu-khri-bTsad-ро).

Некоторые хотят (видеть) Мукхри царем Угьяны [Уддияны] и Шаншуна, но это грубые (наивные) утвержде­ния, которых не встретить в (сочинениях) "Майтрея...", "Мелодия...", "Солнечные лучи...".

После приезда учителя в Тибет, в тот период в обла­стях Тибета, во всех концах, широко распространяется "бонское учение результата" (bras-bu'i bon-rnams) срав­нительно с "учением причины" (rgyu'i bon) двенадцати мудрецов. Мукхри пригласил Намкхаи-Нанба-Догчана (Nam-mkha'i-sNang-ba-mDog-can) и попросил "бонское учение результата" трех разделов "великого множества" Большой колесницы и прочее. Он сам, очевидно, занимал­ся совершением заклинаний (sgrub) и, очевидно, добился результатов. Когда ему было сто восемь лет, у него родил­ся сын Динкхри-Цанпо (Ding-khri).

Согласно знатокам учения, спустя пять тысяч пятьсот пятьдесят пять лет, в год Земляной Овцы, в пятнадцатый день полнолуния, (когда было) созвездие Стрельца (Chustod), Победоносный Шакьямуни вошел в утробу (мате­ри) . Он родился спустя девять месяцев и двадцать два дня в седьмой день под созвездием Сага (Sa-ga) в год Земля­ной Обезьяны. В двадцать девять лет он оставил свиту своих жен, коих было восемьдесят тысяч, а также и власть, стал отшельником и шесть лет предавался аске­тизму.

В год Деревянной Лошади он стал истинно совершен­ным буддой в (местности) Ваджрасена (rDo-rje-gdan). Одновременно с ним (демон) Раху "схватил луну".

А прежде, когда Муни еще не закончил отшельничест­во, женщина из (семьи) Шакьев (жена будды) Гран-Дзинма (Grangs-'dzin-ma) шесть лет носила в утробе сына (будды), пока не родила. Сыну дали имя Рахула. Затем семью семь дней он (будда) пребывал, не проповедуя веру. Будучи побуждаем богом Брахмой, он произнес первые слова, учение о Четырех Истинах прекрасной общине, окружению, состоявшему из пяти человек. Приняв это, они стали последовательно вращать колесо веры. Он вы­шел из страданий (умер) в полнолуние созвездия Сага в год Железного Дракона в возрасте восьмидесяти одного года.

Это, в основном, есть у Пугпы[39] (в сочинении) "Проро­чество белого лотоса" (Pad-dkar zhal-lung). Кроме того, имеется множество противоречий в методе изложения.

Сакья-пандита говорит, что (Будда) вошел в утробу (матери) в год Огненного Зайца в полнолуние созвездия Сага, родился в десятый день под созвездием Во (dBo) в год Земляного Дракона. В восемьдесят лет в год Огненной Свиньи вышел из страданий (умер).

В сочинении "Хрустальная скала поучений, знамени­тых (среди книг, обнаруженных в) кладах" (gTer-mar grags-pa'i bka'-thang shel-brag-ma) и некоторых других говорится, что он родился в год Деревянной Мыши, жил восемьдесят два года, вышел из страданий в год Деревян­ной Птицы.

Милостивый владыка (Атиша, XI в.) утверждает, что (Будда) родился в год Деревянного Быка и в восемьдесят лет в год Деревянной Обезьяны вышел из страданий.

Некоторые из его последователей, утверждающих, что это (их мнение) есть традиция Атиши, говорят, что (Буд­да) родился в год Земляного Быка, а в год Земляной Обезьяны вышел из страданий.

Некоторые из последователей (системы) Калачакры ("Колесо времени") говорят, что он вошел в утробу (ма­тери) в год Огненной Лошади в полнолуние созвездия Сага и родился в третью неделю, когда кончалась луна и было созвездие Чу (mChu). В год Огненного Зайца, когда ему исполнилось восемьдесят два года, он вышел из стра­даний.

Кхаче-панчен (Kha-chen pan-chen) считает, что (Буд­да) вышел из страданий в год Огненной Змеи, и так далее.

Много наблюдается несовпадений относительно его рождения, ухода (кончины) и продолжительности жизни. В соответствии с этим говорят, что число лет со времени его выхода из страданий будет, если взять год Водяного Тигра, в пределах от 4261 до 2722, но только и это недо­стоверно. Некие (авторы) "Белого лотоса...", "Проро­честв...", а также и астрологи называют гораздо более значительное число лет.

После рождения Могущественного Муни прошло сорок шесть лет, а когда после его "учения слов" прошло пять тысяч сто два года, то родился в год Огненной Лошади Дранпа-Намкха (Dran-pa-Nam-mkha'). Что касается его, то некоторые говорят, что он появился во главе "духовно­го учения", когда закончилось "учение слов". Это невер­но, так как оно (духовное учение) прежде не появлялось, тем более, что великий Дранпа сам утверждал, что сейчас еще не закончился (период) "учения слов".

 

Из "Солнечных лучей традиции":

 

"Поскольку так сказано, то суть тех рассуждений в том, что великий учитель (bla-chen) является духов­ным воплощением Всеблагого (Ахуры). Так как высказанные им бонские идеи будут весьма распростра­няться в период "духовного учения", то считается, что он основал "духовное учение".

 

Из (сочинения) "Небесная традиция великого пути, со­брание держателей мудрости" (Rig-'dzin 'dus-pa thabs-chen mkha' yi rgyud):

 

Согласно учению, которое я говорю, Появится жрец (gzhen) сильнее меня. (Появится) в основе храма чудотворного (самопоявившегося)

(Учитель) Дунсоб-Мучо.

 

И еще:

 

Сфера "устного учения".

А для учреждения "духовного учения"

В самом центре мира

Перед Снежными горами (Гималаями)

Появится дух любви (byams-sems) (bеams-sems — сокр.от bеams-chub-sems-dha — бодхисаттва (ред.)), подобный небу,

(Появится) Нга-Гья-Дранпаи-Намкха (Inga-brGya Dran-pa' i Nam-mkha').

Приумножатся переводчики

Ирана, Угьяны, Индии, Рима, Тибета и Шаншуна.

 

Таким образом, в тот период, считая от царя Мукхри, в Шаншуне и Тибете распространялось учение сутр и заклинаний, а в особенности распространилось учение дисциплины. Среди потомков предыдущего и последую­щих возникли раздоры. Индийский Дарма-Гирте (Dar-ma-Ghir-te) сделал так, что (некий) Мула-Мусан (Mu-la-Mu-sangs), основываясь на клеветнических сведениях, разбил царя Лобура (Glo-bur), который не имел отноше­ния к потомкам шаншунских царей. Он сделал так, что само учение, в основном, самоуничтожилось. Учение дис­циплины исчезло в Шаншуне и Тибете. О тибетских ца­рях того времени говорят, что помимо военных начальни­ков (было) двенадцать князей, которые находились в под­чинении Шаншуна.

Далее, в год Земляной Птицы некий Музи-Салзан (Mu-zi-gSal-bzang), испросив "завершения законов" у Чо-цун-Еше (Co-btsun-Ye-shes) и Децун-Рабсала (sDe-btsun-Rab-gsal), добился высшего знания жизни (т.е. бес­смертия). Он пребывает тысячу восемьсот лет в Нижнем Амдо в пещере Делсум (del-gsum) горы Ма (rMa). Об этом сказано в (сочинениях): "Знаменитая область дисципли­ны" и "Комментарий на дисциплину драгоценного влады­ки" (Dul-ba gling grags; rJe rin-po-che'i 'dul 'grel).

Неверны сообщения одних, что его (донское учение дисциплины) подавил Григум (Gri-gum), и других, что его подавил Тисрон (Khri-srohg) и что оно было запрещено восемьсот лет. Что касается подавления тибетскими царя­ми "учения дисциплины", то это не вытекает из историй и поучений (появившихся) из кладов. В (сочинении) "Ис­точник основного учения" (Gleng-gzhi bstan-pa'I byung-khungs) говорится, что, возможно, от Григума период рас­пространения "дисциплины" продолжался более девяти сот лет, а от (времени) Тисрона тот период не продолжался и трехсот лет.

 

Из какого-то (сочинения), известного как "Высшая тра­диция дисциплины" ('Dul-ba stog lugs) времен Тисрона:

 

"Думали, что учение дисциплины было невелико. Во время споров буддистов с бонцами среди буддистов были Пидум (sPyi-zlum), Паца-Гобо (Pha-btsas-mGo-bo), Юггор-Брег (Yug-mgor-'Breg) и другие".

 

В (сочинениях) "Подробная история цепи бытия", "Мелодия...", а кроме того, конечно, и в (сочинении) "Майтрея..." говорится, что во времена четырех бонских процветающих царей были мудрые в шести направлениях дисциплины и прочие. Они, поименованные в "Высшей традиции дисциплины", те и есть. Они сами исчезли но времена Тисрона.

 

Из (сочинения) "Мелодия...":

 

"Дзибон-Бангруб ('Dzi-bon-dBang-grub), Нобон-Ек-хен (rNo-bon-Ye-mkhyen), Нгаг-Бон-Лханен (sNgags-bon-Lha-gnyen), неся с собой "Дисциплину жрецов" (gShen-gyi 'dul-ba), "Законы деяний" (mDzad khrims) и много других свитков восьми (сочинений), бежали в Иран, и поэтому "Законы деяний" не исчезли (утрачены) в гробницах".

 

В противном случае, очевидно, было бы легко устано­вить расхождение смысла двух названий: "Шесть направ­лений дисциплины" и "Шесть направлений дисциплины поздней традиции", о которых сказано в (сочинении) "Майтрея...". Гатон (sGa-ston) опять же говорит, что тс трое спустя тридцать пять лет вернулись и распространи­ли дисциплину в Латоде (La-stod, Северо-Западный Ти­бет).

Когда великому учителю Дранпе исполнилось двад­цать семь лет, у него родились сыновья Чогце-Бан-Ригзин (mChog-tshe-dBang-Rig-'dzin) и Падма-Тонгрол (Padma-mThong-sgrol), что ясно из "Биографии Кход-Пун-Дранпы" (Khod-sPungs-Dran-pa'i rnam-thar). Кроме того, в (сочинении) "Сияние дня основы счета" (rTsis gzhung nin snang-gi bu-yig) и других говорится, что какой-то буддист спустя сто лет после нирваны Будды создал в Тибете у (озера) Цопри рощу деревьев сала (sa-la).

Далее, спустя шестьсот лет появился Някхри-Цадпо (gNya'-khri-bTsad-po). Потом спустя пятьсот лет появил­ся Тхори-Нянцан (Tho-ri-gNyan-btsan).

Говорят, что затем в период до Намри-Сронцзана gNam-ri-srong-btsan, VI в. н.э.) прошло двести тридцать лет, но это смехотворно. Это противоречит высказыва­нию, что когда учитель появился в Тибете, то весь Тибет был под властью белых кондже (kong-rje dkar-po).

Кроме того, идея всех сутр такова: фундамент каждого из трехтысячных миров, находящегося на сфере эфира, равномерно возникая, равномерно разрушается. А так как, согласно вашему методу, в тот период в Тибете еще не возникла сфера земли, то никак не получается, что от первого тибетского царя до Тхори-Няншала (Tho-ri-gnyan-shal), (т.е.) за двадцать пять царских поколений, не прошло и пятисот лет. Мукхри-Цадпо обладал могуще­ством жизни (бессмертием). Кроме того, Пять Небесных Кхри, будучи богами, воплотились в людей и (каждый спустя) каждые сто лет возводил на престол сына. Кроме того, от Тхори до Намри-Сронцзана прошло двести трид­цать лет. Поэтому это огромное заблуждение, что за двад­цать пять первых царских поколений не прошло и пятисот лет.

Неверны утверждения, что Тисрон был (родился) в Бекаре (Be-dkar) в год Железной Лошади (730 г. н.э.) (или) в Ниннане (Nyin-snang) в год Водяной Лошади (742 г. н.э.). Вы отклоняетесь от того, что говорится в (сочине­нии) "Хрустальная скала поучений, следования прави­лам" (Tshad-mar 'dzin-pa'i bka' –thang shel brag-ma):

 

"В семнадцать лет появились помыслы к буддийской вере. В девятнадцать лет в год Огненного Быка (737 г.) в Тибет прибыл Бодхисаттва (Шантаракшита — ред.), а в год Земляного Тигра (738 г.) прибыл Учи­тель (Падмасамбхаво) и был основан (монастырь) Самье".

 

Поэтому исследуйте, где истина по "Поучениям..." и по "Основе счета...". Согласно нашему методу, должен быть (годом рождения) год Земляной Лошади (718 г.). Он, завершив основание Самье, в год Быка подавлял бонское учение. Пять "царей кладов", четыре ли сановника, один ли, (в общем) спрятали пять тайных кладов и тысячу семьсот мелких кладов, о чем сказано в (сочинении) "Ме­лодия...".

 

Этому соответствует то, что говорится в "Подробной цепи бытия":

 

"В первый день полнолуния весны года Земляного Быка (749 г.) взял (власть), и были спрятаны клады (из книг)".

 

В тот год Лишу и другие, достигшие совершенства держатели мудрости, отправились на небо.

 

В (сочинении) "Великое совершенство" (rDzogs chen yang rtse) говорится:

 

"Нячен (sNya-chen) в (возрасте) 1200 лет перевел с иранского на шаншунский и тибетский великое мно­жество бонских разделов (книг)...".

 

И еще:

 

"В 2500 (лет) он спрятал клад (состоящий из книг): "Три раздела великого совершенства" (rDzogs-pa chen-po skor gsum) и другие бонские трактаты, после чего ушел, улетев на небо".

 

Кроме того, в (сочинении) "Мелодия..." говорится:

 

"Достигшие совершенства в большинстве своем ушли, улетев на небо".

 

Некоторые говорят, что великий жрец Луга появился во втором цикле (kLu-dga') , но это не так. Из десяти буддистов, принявших обеты от великого учителя Мутхуры (Mu-thur), говорят только об одном — Лотон-Додже-Банпхуге (lo-ston-rDo-rje-dBang-phyug) . Так как он был злым духом жреческих кладов, то, обезвредив его, великий жрец Луга благополучно ушел (умер), что про­тиворечит утверждению, будто бы он нарушил приказ (богини) Еше-Палмо (Ye-shes-dPal-mo) и поэтому умер на третий день от сердечного приступа.

В еретическом (трактате) по хронологии буддийского учения Ронтон-Шебья-Кунриг (Rong-ston-Shes-bya-Kunrigs) говорит о годе Огненной Овцы, и что (Луга) был младше Цзонхавы (XIV в.) на десять лет, но это неверно. Это противоречит (сочинению) "Собрание биографий" (rNam-thar bsdus-ра), составленному Намкха-Палзаном (Nam-mkha' –dpal-bzang), истинным учителем Ронтона:

 

"Хотя это можно отрицать и хотя возраст его является тайной, но, по существу, он умер в восемьдесят пять лет. Потом в год Железной Собаки Таши-Намгьял (bKra-shis-rNam-rgyal) утвердился на престоле..." и так далее.

 

Я полагаю, что совершенно неверно утверждение не­которых, что он в год Водяной Птицы основал обитель Манри (sMan-ri). Тем более, что в "Биографии драгоцен­ного владыки" (rJe rin-po-che'i rnam-thar) сказано, что обитель была основана в год Деревянной Птицы, когда ему было уже за пятьдесят.

Далее, (в сочинениях, в которых излагается) то, как развивалось и исчезало учение мудрого, то, как появля­лись приверженцы учения, то, как добывали глубокие клады и как основывались обители и общины и тому по­добное в источниках появления основного учения, в исто­риях еретической (буддийской) веры, в родословных (племени) бру (bru), в историях тайных тантр и в биографиях учителей, в каталогах (списках) Манри, составленных высшими воплощениями, обладающих совершенством бонской свастики, в "Жемчужном ожерелье цепи дисцип­лины, обладающем светом высшей мудрости (находящей­ся) — впереди" и прочих, которые являются фундамен­тальными, (назван) год Лошади, и это безошибочно уста­новлено прежде и потом в соответствии с двумя традици­ями lung-rigs).

Теперь о том, как прежде и потом распространялось учение.

В так называемом Крайнем Шаншуне, в западной стране Иран, в великой стране Олмо (Элам), которую индийцы называют Шамбалой, в стране чистого мудрого (будды) всех людей, в этой великой стране, которую ни­кто не может пройти (пешком), если он не обладает чудесной силой (волшебством), сам учитель проявил дух молитвы, достиг пределов заботы о людях, но этого мы касаться не будем. Развития и исчезновения учения муд­рого изначально не было. Само по себе, многократно воз­никая, оно распространялось и исчезало в варварской стране Тибет.

Так вот, в учении мудрого (Шенраба) две стороны: учение дисциплины и духовное учение заклинаний (sngags sems-kyi bstan-pa). Хотя имеются незначительные несоот­ветствия в методе изложения учения дисциплины, но не прерывалась чистая традиция дисциплины.

Следуя безупречному методу изложения великого не­сравненного владыки, (мы выделяем) два (периода): пер­воначальное распространение и позднее распростране­ние. Первоначальное распространение было в тот период, когда чудотворец Еше прибыл в Шаншун и когда Музи-Салзан находился в созерцании. Потом — тысяча восемь­сот лет, известные как "низкие обычаи", так как не было именно этого учения дисциплины. Потом, когда получили его от святого, который его полностью дал, то это стало началом так называемого позднего распространения дис­циплины.

В учении заклинаний (выделяем периоды): раннее распространение, среднее распространение и позднее распространение,

Раннее распространение: во времена царя Мукхри-Цадпо началось (учение) дух заклинаний (sngags sems) и оно распространялось в период (царей, известных как) "шесть небесных Кхри". Было воздвигнуто 37 "мест со­браний" ('du-gnas) и тому подобное.

К концу жизни царя Григума — средний период. Этот (царь) подавлял бон. В возрасте семнадцати лет вроде бы принц Пуде-Гунгьял (sPu-de-Gung-rgyal) сделал поста­новление о существовании законов и бон. Толег-Цадпо (Tho-legs-bTsad-po) сам взошел на престол, захватив его. Демон, обладавший святостью, к концу жизни того царя-воплощения, когда ему было тридцать два года, подавлял бон.

За период появления кладов жрецов-учителей прошло двести шестьдесят восемь лет. Хотя после этого (периода) появилось около пятнадцати бонских проявившихся кла­дов, но учение широко не распространялось.

 

Из "Цепи бытия...":

 

Появился Луга-Цанчан (Klu-dga'i-mTshan-can), жрец,

Наше высшее воплощение.

Он открыл клад в Цо-Нга-Браге (mTho-rnga-brag)

И распространил учение, как распространяются лучи солнца.

 

У светильника учения, великого и высшего мужа, дав­шего пророчества, воплощения, у великого жреца Луга были дети-ученики: четыре великих сына, ниспосылаю­щих слова (приказы), четыре человека высшего знамени, пятеро из (рода) Чогро (lCogs), четыре сановника из Нянтода (Nyang-stod) и множество прочих самых разных. Из совершенных духовных его детей, ставших самыми высшими, весьма добродетельными в учении — это Бан-дан-Шуя-Легпо (dBang-ldan-Zhu-gyas-Legs-ро), Бручен-Намкха-Юндрун ('Bru-chen-Nam-mkha' –gYung-drung), Бруша-Кхюнги-Гьялцан (Bru-sha-Khyung-gi-rGyal-mtshan), Патон-Палчог-Занпо (sPa-ston-dPal-mchog-bZang-po). Известные как Бру, Шу и Па — это они и есть.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 486;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.058 сек.