Артаксеркс и позднейшие события 3 страница

 

"Пусть развивается бонское учение, пусть люди бу­дут счастливы и благополучны, пусть исчезнет грязь и грехи (зло), пусть исчезнут заклятия демонов и все люди этого мира освободятся от всех стра­даний".

 

К нему приходят люди с просьбой о помощи. Один из них по имени Пхйа-Кенце-ланмед-пхйа (Phya-kcn-tse-lan-mcd-phya) просит его прийти с ним в страну, в кото­рой они строят магическую крепость, или храм (gsas mkhar).

В конце с радостью соглашается и прибывает в эту стра­ну с целью бороться против демонов, против зла, а также помочь в строительстве магического храма. Все жители встречают его с восторгом, делают и приготавливают жер­твенные вещи, совершают ритуальные омовения, после чего воздвигают храм. Этот храм был серого цвета, очень блестящий (dkar-nag bkra-gsal). После того как храм был построен, были совершены необходимые жертвы, и все разошлись по своим странам.

Из богов, которым совершались поклонения в той стра­не, упоминаются Сатриг, Белый Свет и Мудрый Бумкхри. Страна, в которой происходит строительство этого храма, называется Страной храма серого, сияющего. От этого храма будто бы берет свое название Страна Тхобар (Thog-'bar, возможно, от То-мери, то есть Верхний Египет), что по-тибетски значит Молние полыхающая, В это самое время дети демонов стали держать совет.

 

"Демон Черный Хада сказал всем демонам: "Во-первых, человеческое отродье этот Гья-конце-пхрулги-гьялпо уничтожает страну демонов; во-вторых, он нарушил клятву, в-третьих, своей мо­литвой, которая спорит с (молитвами) богов, пода­вил демонов. Мы не будем делать ничего другого, (мы только) утопим страну магического храма, се­рого, сияющего, страну Тхобар".

 

Во главе армии демонов были демон Рагша Голова быка (Rag-sha glang-mgo), Даша-гриба ('Da'-sha-ghri-ba), Гарма-дзала (Gar-ma-dza-la), Ягша-кхоре (Yag-sha-kho-re). Кроме того, демоны собрали множество людей — еретиков-негодяев (log-sred).

Армия демонов окружает страну, однако Конце закли­наниями и всякими чарами останавливает наступление. Тогда демон Длинные руки отправляется за помощью к крокодилам (chu-srin), которые, как он думает, проглотят храм и все остальное. Крокодилы действительно вылезают на поверхность и раскрывают пасти. В тот самый момент, когда они уже готовы были проглотить храм и прочес, царь испугался, заплакал и стал читать молитву о том, что он трудился на благо живых существ и думал о жиз­ненно необходимом для умерших. Если храм будет разру­шен, то люди, очевидно, погибнут, а бонское учение за­катится. Придут злые демоны и духи. Если есть покрови­тель учения и добродетели, то теперь настало время ми­лосердия. В это самое время учитель Шенраб, который находился у себя на родине, услыхал этот призыв. Он узнал, что настало время обратить в веру людей и что есть страна, где будет положено учение троичное.

И когда настало время заложить основу добродетели, то он вместе со своими последователями и полутора ты­сячью бонских храбрых духов отправился в поход. Когда все они двинулись, то в это самое время все страны мира сильно содрогнулись, как от землетрясения, затрепетали, задрожали, загалдели, зашумели. Армия появляется в стране Тхобар, а в самой стране появляются знамения: страна залита светом, с неба дождем падают цветы. Царь совершает молебствия, видит Шенраба и воздает ему по­чести. Шенраб с помощью заклинаний наводит ужас на демонов и их сообщников, и все они разбегаются по своим странам. Шенраб проповедует свое учение всем жителям страны, а также оставляет им книги своего учения, дабы оно могло распространяться и в будущем.

 

Глава четырнадцатая: "О том, как Шенраб объяснял смысл восемнадцати обрядов" (с. 796—918).В то время сыновья Шенраба обратились к отцу с такими словами:

 

"Необычайно удивительный храм (gsas khang), се­рый, сияющий, морской страны Тхобар искусные демоны поставили (и он) непоколебим. Могучий gnysn-po, жестокий) Бад (Bаd), бог, растирал (полировал), и он блестит. Внутри волшебные дра­коны писали (знаки, и они) сияют. Совершенный Ко (Skos), божество (phyva), делал, и он хорош. Люди, обладающие прекрасными руками, получили его и закончили. Благополучно идущие (мудрецы или жрецы) благословили его. Но если сам учитель Шенраб, обладающий даже спасением, не одарит (не облагодетельствует нас), то хотя и было бы по­том учреждено учение троичное (bstan-pa rnam gsum), но счастье будет недолго, не будет увеличи­ваться достижение пределов (совершенства), нельзя будет трудиться на благо людей, живых существ".

 

Шенраб отвечает, что нужно почитать богов, делать подношения, надо совершенствоваться. Учитель устанав­ливает обряд украшения дерева. Некоторые из других обрядов, установленных для блага живых существ:

 

"Правую ладонь (руки) приложить ко лбу, левую ладонь приложить к сердцу, затем с душой нахо­диться в (учении?) та-бон sta-bon). Четыре раза прочитать (заклинание) А-ХЕ-0-МУ-ЛИН... Затем всем существом находиться в та-бон. Дым благово­ний образует облака (то есть идет клубами дыма). В чистый красивый сосуд наливают чистую воду, держат справа. Выливают воду на маленькую трав­ку (mtshe nyungs), держат в левой (стороне или руке), помещают в драгоценный кувшин. Затем, произнося слова, находятся в та-бон и читают эти стихи:

 

1. Вечная и бесконечная великая сфера (то есть небо) — это сфера бона.

2. Из сферы природы, необъятной и вмещающей в себя все,

3. Для блага людей (идут) лучи света, (то есть) знаки очень светлые.

4. Распространяется на все живое бесконечное и безмерное милосердие.

5. Великая мать сферы Сатриг Эрсан, обладающая благословением,

6. Цвет ее тела вечен (неизменен), он подобен чистому драгоценному золоту.

7. Ее золотые (или небесные) украшения и одежды состоят из золотого (небесного) света.

8. Она находится на троне, который представляет собой могучего льва, составленного из светлых и сияющих драгоценностей.

9. Для блага владельцев (хозяев) и милостынедателей, для неисчислимого множества живых существ.

10. Которые очищаются от двух грехов и накапли­вают два рода добродетелей,

11. Рисует сферу (мир) цветной пылью вещей и знаков (образов).

12. Из совершенной, необъятной небесной сферы природы

13. Исходят от (из) благословения ее для блага живых существ

14. Двести пятьдесят богинь вместе со свитой,

15. Которые для того, чтобы тайно (непостижимо) вести людей, живые существа,

16. Думая о благе людей, трудятся

17. В сфере ясного и несравненного созерцания.

18. Обликом, душой, добродетелями и деяниями

19. Благословляя, боги покровители в небе созер­цают (думают)".

 

Стихи повторяются много раз с той лишь разницей, что вместо Сатриг упоминаются другие боги. На втором месте после нее идет "великий бог мудрости, милосердный бог-жрец Белый Свет; цвет его тела вечный, подобный чисто­му светлому хрусталю... Он находится на троне, который представляет собой драгоценного могучего быка, состав­ленного из ясных, сияющих драгоценностей". На третьем месте идет Мудрый Бумхкри, который сияет белым бле­ском, который подобен чистому серебру. Он восседает на троне, который представляет собой гигантского орла, со­стоящего из драгоценностей. Следом за Бумкхри идет Шенраб, обладающий лучами света.

(Данная глава является одной из самых сложных по содержанию. Смысл некоторых обрядов совершенно непо­нятен и плохо поддается объяснению.)

 

Глава пятнадцатая: "О том, как учитель покидал (свой) дом, чтобы стать отшельником"(с. 918—988). Учитель принял решение покинуть дом, но все его угова­ривают не делать этого. Шенраб непреклонен. Известие о его решении очень обрадовало демонов, так как, по их мнению, если он уйдет, то учение Шенраба закатится, а учение демонов будет распространяться. Ученики Шенра­ба просят учителя не уходить в Страну цветов, но Шен­раб стоит на своем. Он даст своим ученикам наставления, в частности, не рекомендует употреблять в пищу мясо не только потому, что это еда демонов-людоедов.

 

"Душа живого существа находится в его мясе и крови, поэтому тот, кто губит ее, будет за это неизбежно расплачиваться. Учитель также осуждает употребление чеснока и лука, так как они отгоняют от людей небожи­телей. Он также запрещает употреблять опьяняющие на­питки, так как они одурманивают сознание.

 

После того как учитель покинул дом и стал отшельни­ком, все охраняли законы, и все повсюду наполнилось благом (миром).

 

Глава шестнадцатая: "Об установлении учителем практики созерцания" (с. 988—1022). Глава, вероятно, создана под влиянием буддизма и является продуктом местного тибетского творчества.

 

Глава семнадцатая: "О том, как учитель вышел из непостоянного мира страданий" (с. 1022—1108). Демон искушает Шенраба, уговаривая его не торопиться с ухо­дом из этого мира. Учитель ему ответил:

 

"Я получил непостоянное, призрачное тело, которое разрушится (и поэтому) теперь я выхожу из мира страданий. Хотя я сам, Шенраб, являюсь ру­ководителем этого видимого бытия, (но тем не ме­нее) душа расстанется с плотью, тело изменится, и, хотя я умру..., но так как я осуществлял десять трудных добродетелей, то возрожусь в великом ме­сте блага (мира)".

 

Шенраб умирает, и все воздают ему почести.

В качестве лучшего места для похорон Шенраба была выбрана Согдиана (Sang-ge-rgyab-bsnol), самая прекрас­ная и светлая страна из всех областей мира.

 

"Она (страна для похорон) — (должна быть как) сердце (сущность) счастливых земель. Если небо, как колесо с восемью спицами, то эта страна счаст­ливая. Если земля, как лотос с восемью листьями (лепестками), то эта земля счастливая. Если снеж­ные вершины, как пики, то эта земля счастливая. Если (там священная) гора Юндрун-Гуцег (gYung-drung-dgu-brtsegs), то эта страна счастливая. Так как это (все) в Согдиане, то эта страна счастливая. Так как там деревья, как сияние радуги, то это страна счастливая. Так как в лесах лекарства и живительный нектар, то эта страна счастливая... и там лучше всего очистить сожжением божествен­ный труп Шенраба" (с. 1069—1070).

 

Тело Шенраба было очищено сожжением в специально для этой цели построенном доме. Этой церемонии пред­шествовали сложные ритуальные обряды. Останки были потом помещены в специальный сосуд.

 

Глава восемнадцатая: "О том, как (каким образом) появится будущий учитель" (с. 1108—1124). Согласно пророчеству самого учителя Шенраба, в будущие време­на, когда продолжительность жизни людей сократится и достигнет десяти лет, появится учитель, которого зовут Лю­бовь (Любимый). Он появится в стране Совершенное высо­кое место Элам Длинная долина во дворце Пасаргады..

 

Праздник узрения подробного изложения

хронологии учения, пучок из пяти (деревьев)

"лика"[25], освещающий (рассеивающий)

сомнения [120, с. 4161]

 

Это тибетское сочинение, которое будет дано ниже в полном переводе в качестве образца бонской исторической литературы, опубликовано в уже упоминавшемся Тибетско-шаншунском словаре. Автором интересующего нас трактата является Нима-Тандзин-Бангьял (Nyi-ma-bstan-' dzin-dbang-rgyal)—настоятель бонского монастыря Манри-Лабран, о чем сообщается на титульном листе словаря. О времени написания сочинения сам автор говорит следу­ющее: "Согласно методу, высказанному Сакья-пандитой (Sa-skya pandita)[26], Муни достиг нирваны в год Огненной Свиньи (2134 г. до н.э.). От года Земляной Мыши (2133 г. до н.э.) до начала года Водяного Тигра (1842 г. н.э.) прошло 3974 (года)" [120, с. 60]. Сочинение, как сообща­ет далее автор, было им закончено в начале года Водяного Тигра (1842 г.), а поскольку в другом своем произведении он сообщает, что в этот год ему исполнилось тридцать лет [120, с. 40], то, следовательно, датой его рождения будет 1812 г.

…………………………………………………………………………………………

(В рукописи Б.И. Кузнецова нет восьми страниц, посвященных терминологическим особенностям данного текста.)

 

В некоторых случаях, когда название дается только в сильно сокращенном виде, приходится сталкиваться с почти бессмысленным набором слогов. Поэтому перевод этих названий приблизителен и дастся исключительно для удобства читателя-нетибетолога.

В тексте перевода в круглых скобках дается трансли­терация тибетских слов, названий и терминов (латинским шрифтом), также даются пояснения (курсивом) и вариан­ты (обычным шрифтом).

 

П е р е в о д

 

Всем своим существом почтительно поклоняюсь Побе­доносному (Шенрабу), всезнающему, собравшему муд­рость (знания) любви (милосердия), высшему, несравнен­ному, ставшему покровителем людей, показавшему, (что наше время есть) время упадка, тому, который (пребыва­ет) вместе с толпой храбрых духов, (с толпой) ходящих по небу держателей мудрости.

(Все) то, о чем (будет сейчас) почтительно сказано, с этим встречались в начале[27] (этой книги, а именно):

 

Сущность учения, безошибочная, свастика-бон,

То, каким образом развивалось и существовало учение.

А также то, как последовательно появлялись мужи, сторонники учения,

Приумножившие праздник узрения полных толкований на хронологию учения.

 

О последовательности хронологии учения говорилось прежде. Поговорим об (этом сочинении) именуемом "Праздник узрения общего смысла и полного толкования их (хронологий), пучок из пяти (деревьев) "лика", кото­рый рассеивает сомнения". Сначала в нем говорится (1) о том, как появлялись владыки (бонского) учения, (2) и как они проповедовали бон учения. (3) Также и о том, как эти проповеди распространялись в Иране, Шаншуне и Тибете, (4) и о том, как появлялись прежде и потом последователи учения, распространявшие его. (5) Расска­зывается и об отдельных моментах состояния драгоценно­го распространяющегося учения. (Рассказ) объединяется в пять (частей).

Из сочинения "Причина необходимого, великий святой Екхри-Тасел" (dGos-ps'i rgyu mtshan ysng/rdzogs-ps chen-po Ye-khri-mtha'-sel): "Общий смысл излагается по хронологии (lo-rgyus), так как это вызывает доверие у достойных". И еще, как сказано (там же): "Если излагать не по хронологии, то это будет причиной недоверия".

Так вот, в природе (естестве, rang-bzhin) пустой, из­начально отсутствующей, сущее, бытие (yod-pa srid-pa) трижды возникает. Внешний материальный (неживой) мир возникает снизу доверху (снизу вверх). Одушевлен­ный мир, живые существа, исходит (букв, освобождается) сверху вниз. (Кальпа) возникшая в (кальпе) "Двадцать средних кальп" (Bar-bskal nyi-shu) называется "Появля­ющаяся кальпа" ('byung-rdzogs-kyi bskal-pa). Примыка­ющая к "Двадцати средним кальпам" называется "Следу­ющая кальпа" (mnyam-ldan-gyi bskal-pa). Разрушающая "Двадцать…" называется "Изменяющая кальпа" ('Рhо-'gyur-gyi bskal-pa). Делающая пустой "Двадцать..." назы­вается "Грубой кальпой" (Drag-rtsub-kyi bskal-pa).

Вместе со "Средней кальпой", когда уже возник внеш­ний материальный мир и еще не возник одушевленный мир, возникло бытие светлое и (бытие) темное. Так на­зываемое "Неизмеримое время" — это есть кальпа "Не­исчислимая" (grangs-su ma-bzung). Что же касается кальпы "Исчислимой" (Grangs-su bzung), то это две: "Темная кальпа" (Mun-bskal) и "Лампада-кальпа" (sGron-bskal). Из этих двух та, в которую не появляется "мудрый"[28] (sangs-rGyas) — это "Темная кальпа", а та, в которую появляется "мудрый", называется "Лампада-кальпа". Ка­ково же их число?

Из сочинения "Основной комментарий к (сочинению) Шикхри" (Zhi-khri'i rtsa 'grel), в котором говорится сле­дующее: "Вначале было сорок темных кальп. Потом ны­нешняя хорошая кальпа, в которой 1002 мудрых. Потом шестьдесят темных кальп. Потом в кальпу "Великая сла­ва" (sNyan-pa chen-po) появится десять тысяч мудрых. Потом триста темных кальп. Потом кальпа "Добродетель­но расположенная" (Yon-tan bkod-pa), (в которую поя­вится) восемьдесят тысяч мудрых".

Теперь о причине, по которой "Лампада-кальпа" на­зывается "Хорошей". В сочинении "Собрание пропове­дей", которое учитель Нячен-Лишу (sNyan-chen li-shu) перевел с иранского, говорится следующее:

 

В начале возникновения "Му-гюн" (mu-rgyung)[29].

На поверхности (озера?) Тиннам-мурзан (Ting-nam-mur-bzang)

Золотой лотос с тысячью листьев,

(Как) бирюзовая бонская свастика, излучающая свет,

А на ней небесные боги возглашают: "Кальпа эта хорошая!"

Так как суть в том, что поведут людей (к спасению).

Тысяча восемь благополучно идущих (святых).

Есть великие предсказания их появления.

Счастье, счастье, действительно счастье!

О, великое чудо!

 

Затем, когда (продолжительность жизни людей) до­стигла (т.е. сократилась) семьсот тысяч (лет), в великую кальпу, в хорошую "Исчислимую кальпу" (был) царь-отец, владыка мира (по имени) Дун-Од (Dung-'od, Свет­лая раковина) и мать Ринчен-Сал-Одма (Rin-chen-gSal-'Od-ma, Драгоценность Ясный Свет). У них было четыре сына и четыре сановника. Благодаря тому, что они помолились и почтили благополучно идущих (святых), которые уже ушли (умерли), в распустившемся цветке лотоса, именуемого хаспун (ha-spung), они обнаружили тысячу двух юношей, которые сидели как аскеты (свя­щенники). Они (родители) встретились с учителем по имени Ранбьюн-Кундрен (Rang-'byang-Kun-'dren) и спросили его о причине (появления юношей). Учитель совершил великую молитву и дал такое предсказание: "О, царь-отец и мать! В хорошую кальпу вы становитесь (бу­дете) родителями тех мудрых. Четыре принца (сына), родившихся знатными, четыре ребенка, обладающих (счастливыми) знаками (на теле) и четыре сановника — (это значит, что) четырежды проявится великое таинство. Совершая молитву, по которой тысяча два ребенка, чу­десно родившихся, будут в хорошую кальпу тысячью дву­мя мудрыми, вы вкладываете надписи (изображения) зна­ков (признаков) в драгоценный сосуд. Последовательно извлекая их, обращаете, таким образом, людей (в веру)".

Кроме того, из (сочинения) "Шамбал" (Sha-'bal): "Что же говорится о появлении тысячи двух мудрых? Царь Дун-Од, управляющий миром, получил цветок лотос хаспун, а тысяча два ребенка, чудесно родившихся, — это владыки учения. Над ними отец и мать, двое, да вдобавок четыре знатных принца, и, действительно, их тысяча во­семь". Из сочинения "Собрание проповедей" (mDo-'dus):

 

Тысяча сыновей аскетами родились, С царем-отцом и детьми (Всего будет) тысяча восемь.

 

Они были в (период) так называемого "Долгого нача­ла" (thog-ring) хорошей кальпы.

Затем, последовательно сокращаясь (продолжитель­ность жизни) достигла ста тысяч лет. В это время в стране Сридпа-Ко (Srid-pa-skos) появился учитель Нанба-Ранбьюн (sNang-ba-Rang-'byung), Обладающий милосердием, который вел (за собой) людей. Он был сыном отца, царя богов, Рабсала (Rab-sal) и матери, богини, Бьям-Ченма (Byams-chen-ma). Это было начало (начальным перио­дом) тысячи мудрых хорошей кальпы. В то время нельзя было избавиться от десяти недобродетелей, а десять до­бродетелей сами собой закончились. Поэтому этот период времени называется "Обладание концом" (rdzogs-ldan).

Потом, когда (продолжительность жизни) была во­семьдесят тысяч лет, появился учитель Геба-Кхорба-Кун-дрен (dGe-ba-'Khor-ba-Kun-'dren), который вел людей к освобождению. Он был сыном царя-отца Пхья-Дже-Гун-тана (Phya-rjc-Gung-rhang) и матери Муцун-Прулмо (dMu-btsun-'Phrul-mo). Потом, когда (продолжитель­ность жизни) шестьдесят тысяч, появился учитель Кунше, Сжигающий шесть страданий (КипKun-shes non-mogs-drug-sreg), который вел людей. Он был сыном отца Мугьял-Адара (dMu-rgysl-A-ds-ra) и матери Пхьяза-Нан-Бранма (Phya-za-Ngang-'Brang-ma).

Во времена (когда продолжительность жизни была) от восьмидесяти до шестидесяти тысяч (лет) были недобро­детели слов и действий, и нельзя было придерживаться трех духовных заповедей[30]. Этот период времени называ­ется "Обладающий тремя" (Sum-ldsn). Затем (когда продолжительность жизни была) сорок тысяч лет, появился учитель Легпа-Цадмед, Обладающий милосердием (Legs-pa-Tshad-med thugs-rje-can), который вел людей. Он был сыном царя-отца Дун-Од-Бара (Dung-'Od-'bar) и матери Сал-Одма (gSal-'Od-ma). Потом в (период) двадцати ты­сяч (лет) появился учитель Ньомпа, Всезнающий и Все­видящий (sNyoms-pa thams-cad-mkhyen-gzigs), который обращал (в веру) шесть категорий живых существ[31]. Он был сыном царя-отца Лхадула (IHa-'dul) и матери Кун-ше-Драима (Kun-shes-Drang-ma).

Затем, когда (продолжительность жизни была) десять тысяч лет появился Бьямпа-Кхригьял-кхугпа (Byams-pa-Khri-rgyal-khug-pa), который вел людей к освобождению. Он был сыном царя-отца Кхри-Дже-Танпо (Khri-rje-thang-po) и матери Саза-Лха-Цунма (gSas-za-lha-bTsun-ma). Потом (продолжительность жизни) достигла тысячи лет и появился учитель Дагпа-Тогьял-Екхeн (Dag-pa-gTo-rgyal-Ye-mkhyen), который обращал (в веру) людей. Он был сыном отца, царя Чанше-Шепрула (Cang-shes-Shes-'phrul) и матери Ече-Кун-Гагма (Ye-lce-Kun-Grags-ma). Так вот, (период) от сорока до тысячи лет называется периодом времени "Обладание двумя" (Nyis-ldan). Поя­вились мерзкие мысли души (духовные), не нужно было заботиться о ядовитых мыслях и еретических взглядах, так как естественно (само собой) обладали (этим).

Хотя имеются некоторые несоответствия относительно имен первых семи учителей, но здесь мы следовали вы­сказываниям большинства трактатов: (сочинению) "Сут­ра чистая, сияющая и полыхающая" (mDo dri-med gzi-brjid rab-tu'bar-ba'i mdo), "Собранию проповедей" (mDo-'dus), а также "Лампаде солнечных лучей традиции" (rTsa rgyud nyi-zcr sgron-ma), которое появилось из клада в обрывах у озера Цонка (Tsong-ka) и другим. Так что суть по существу одна. Что же касается рассказа о пери­одах времени "Обладание концом", "Обладание тремя", "Обладание двумя", "Обладание борьбой" и так далее, то мы следовали высказываниям (сочинения) "Мелодия бона волшебных слов" ('Phrul ngag bon-gyi sgra-byang (dbyangs), и незначительны отклонения между ним и дру­гими высказываниями. В нем, как и в других, говорится, в общем, то же самое.

Теперь о появлении самого покровителя (Шенраба) столетнего[32] периода. Есть рассуждения в разных сутрах и тантрах (заклинаниях) о том, как он сначала проявил стремление к высшему совершенству, и о том, как он накопил заслуги в (период) трех неисчислимых (эпох) и в конце концов стал мудрым, полностью Совершенным, и о том, как он показал двенадцать деяний (подвигов) в этом мире. Мы не будем здесь подробно распространяться и о том, как он сначала около учителя по имени Соднам-Бандан-Данпа (bSod-nams-dBang-dang-lDan-ра) принял общее решение просить обетов "Большой колесницы"[33] и войти (в нее), и о том, как он совершил великую молитву и благодаря ей принял (обеты) и принял решение родиться высшим, бессмертным, со светлым умом, (и о том, как) накапливал заслуги в трех бесчисленных (эпохах).

Хотя по существу (Шeнраб) был, очевидно, совершен­ным мудрецом, а по мирским понятиям, находился на почве "десяти этапов"[34] и проявлял образ действия вели­кого бонского бодхисаттвы, и был так называемым свет­лым умом, (а также) бессмертным и высшим, он, побуж­даемый пророчеством учителя Тогьял-Екхена, подумал о (своем) появлении на благо людей в качестве учителя столетнего (периода).

Благодаря тому, что во дворце богов (восточного неба) ('Og-min) он получил полное, совершенное и силь­ное побуждение, он созерцанием, подобным бонской сва­стике, совершенно избавился от затемнения (темноты) знания, уразумел всезнание, выходящее за пределы (его) окружения, стал, очевидно, обладающим сущностью всезнания, великим, вышедшим из страданий, которые не находятся (ни в сфере) бытия, (ни в сфере) покоя (нирва­ны), и рассказал, будучи мудрым, о чудесном возникновении "троицы" (трех тел, sku gsum). Из сутры:

 

Тот светлый юноша бытия,

Учитель бога мудрости,

Рассеял мрак (скрывающий) знания,

И принял облик, воплотивший беспредельность.

 

Как об этом сказано в (сочинении) "Великое облада­ние" (gZungs chen): "Шенраб, понимая то, что надо от­вергнуть, достигает пределов (знания) и благополучно идет. Он, очевидно, становится мудрым в (восточном не­бе) Огмин".

Так вот, обдумав указание бога мудрости, II стране Гундруг-Лхаце-Сридпа (Gung-drug-lHa-rtse-Srid-pa) (Шенраб) вместе с царем бытия Мудрым Бумкхри последовательно появились, обладая вместе как мудростью, так и способом действия.

Он (Шенраб) родился в царь-год Деревянная Мышь, в полнолуние первого месяца весны, в месяц Огненного Тигра, в главный день (т.е.) 15-го числа, в начале часа на рассвете, (когда была на небе звезда) Гиругон (Gyi-ru-gong), полностью превосходящая все звезды. Если вы об­думаете рассуждения (по этому поводу) разных сутр и тантр, собранных воедино, то потеряете день (дни). По некоторым сутрам, время это — полнолуние весны, кото­рое неправильно отождествляют с 12-м месяцем монголов (тюрок, hor). Так как в сочинении "Гвоздь (основа) рас­пространения добродетели (каковая является) лампадой истинного смысла, рассеивающей мрак" (dRang don mun sel sgron-ma'i dge spel tshogs 'gyur gyi gser-bu), говорится: "Вот что касается времени появления учителя: когда он появился в год Мыши, в месяц Лошади, под созвездием Пса (rGyal) — великое достижение...", по поэтому (время рождения) следует отождествить, несомненно, с первым месяцем монголов (тюрок).

Далее, принц (Шeнраб) занял царский трон, когда ему был один год. Когда учителю исполнилось зимой три ме­сяца, то предсказатель, жрец Сал-Кхаб-Оддан (gSal-khyab-'Od-ldan) благополучно выяснил, (что Шенраб имеет) 33 хороших знака, 81 хороший признак, 140 вели­ких добродетелей, 40 настоящих записей слов, 62 мудро­сти знания, 1005 оттенков созерцаний и собрал такое из­лучение света, которое наполняет страны мира. Поэтому ему дали имя Светлый, победитель, лучший из жрецов, превосходящий полностью всех людей (Sangs yang rgyal-ba gshen-rab mi-bo-kun-las rnam-par rgyal-ba). Все совер­шили неисчислимое множество обрядов почитания (Шенраба) и вознесли молитвы. Потом, когда ему исполнилось двенадцать месяцев, он занял царский трон. Из (сочинения) "Чистая сутра" ("mDo dri-med"):

 

Три месяца (жизни) обычных людей

Это один день (жизни) самого Шенраба.

Собрались цари богов, драконов и людей

И совершили (обряд) омовения и очищения (Шенраба).

Предсказатель-жрец исследовал знаки тела.

Там, толпам (людей он) явил свой лик.

Жрец Пхиме (Phyi-mes) и другие,

Многочисленные живые существа

Освободились, стали мудрыми и ушли.

Потом, когда было основано учение Тогьяла (gTo-rgyal),

Статуи (Шенраба) летели, как птицы,

Его гробницы возносились, как знамена,

Три хранилища[35] сияли на небе радугой.

Полный год (или) двенадцать месяцев,

(Т.е.) триста шестьдесят дней,

И (еще) семьсот двадцать (дней),

Когда еще не исполнилось трех жреческих лет,

То о способе скрываться, укрываться (быть отшельником)...

 

И еще:

 

Затем, когда он занял царский трон...

 

Поскольку так сказано, то из этого следует, что (Шен­раб) в 31 (именно) жреческий год стал аскетом[36]. Что же касается того, что он показал непостоянность плоти и выход из страданий, то, хотя в рассуждениях разных сутр и тантр нет несоответствий, но есть небольшие несходства в методе изложения. То, как широко осуществлялись де­яния Победоносного, показано преимущественно по (сочинению) "Чистая сутра".

Что касается практики аскетизма, то в "Хвале десяти деяниям" (mDzad-pa bcu'i bstod-pa) сказано, что (оно было) девять человеческих лет, и для не слишком мудрых людей, которых надо обратить (убедить), очевидно, что сказано (в соответствии с) истинным (прямым) смыслом. Это не так, поскольку из всех сутр и тантр следует, что (учитель) практиковал аскетизм три жреческих года. Так вот, благодаря практике аскетизма "трех форм" он побе­дил четырех демонов и показал метод (способ) становле­ния истинно совершенным и мудрым.

Некоторые говорят: "Что касается практики аскетиз­ма, то это следует из всех сутр и тантр, но утверждение, что благодаря силе своей стал мудрым (буддой) — это следует из религиозной (chos, или буддийской) традиции, но не из самой (его) традиции. Учитель стал совершен­ным, мудрым, и появился в мире на благо людей'". Это высказывание есть всего лишь рассказ глупцов, которые не знают истинной и правильной сути, а это вытекает из их собственной традиции, что подтверждается двумя ро­дами пророчеств (или авторитетных высказываний).








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 438;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.047 сек.