Артаксеркс и позднейшие события 2 страница

 

К ним царь бытия Мудрый Бумкхри проявил боль­шое милосердие. Добродетельных людей Гтобу-Додде уничтожает, убивает и держит (присваивает). Мудрый очень опечалился и послал меня в качестве просителя: "О, Шенраб! Прошу тебя обратить в ве­ру обладающего грехом Гтобу-Додде", — так по­просило дитя души. Учитель Шенраб так ответил: "О, знатное дитя! Это нехорошо. Множество моих учеников, которых сотни тысяч, слушают здесь бон истинных и чудесных слов. Но там даже и одному грешнику Гтобу-Додде я не могу говорить (об учении)". Опять дитя души попросило: "Вот это мно­жество учеников учителя в прежней жизни с самого начала обладает очищением. Они увидели лицо учителя, научились словам, просят научить их дру­гим словам (букв, некоторым словам). Они грехов не совершают, накапливают множество добродете­лей и достигают пределов, получают высшее место.

 

Но если не обратить Гтобу-Додде, то он каждый месяц будет убивать сотни тысяч живых существ. Но зато если обратишь Гтобу, то накопления добро­детелей будет много. Прошу Вас быстро идти, О, учитель-лампада! — так он попросил".

 

Учитель некоторое время продолжает колебаться, но в конце концов дитя души его уговаривает. Учитель согласился ради блага живых существ отправиться обращать и меру Гтобу. Перед своим походом учитель делает наставление своим ученикам:

 

"Осуществляйте терпение, охраняйте законы, про­являйте старание, погружайтесь в размышление, изучайте мудрость, получайте молитвы, осуществляйте заклинания, делайте подношения, проявляй­те силу, обладайте мудростью..." и т.д.

 

Учитель отправляется в поход. Там, где он появлялся, распускались разные цветы и с неба сияли лучи света. Затем он появился в стране Мидия ('Od-ma-'byam-skya). Гтобу-Додде собрал армию, взял в руки оружие и сказал:

 

"Появился человек, которого прежде не видал. Это­го человека убью, а богатство его заберу".

 

Сказав это, он бросился туда, где был Шенраб. Учи­тель Шенраб. благодаря своей мудрости, знал, что мир­ным способом его не обратить. Поэтому он произвел на свет четырех свирепых гигантов севера, юга, запада и востока, которые появились из лучей света, излучаемых его телом. Эти гиганты были многорукие, многоголовые и очень свирепые. Они армию Гтобу-Додде частично пода­вили, частично победили, а сам Гтобу-Додде, испугав­шись, пытался бежать, но был остановлен Шенрабом. Тог­да Гтобу-Додде обратился к учителю с почтительными словами и, воздав ему хвалу, сказал, что признает себя подданным Шенраба. Учитель сказал:

 

"Четыре свирепых гиганта говорят, что этого греш­ника Гтобу-Додде, который родился человеком, ко­торый собирает семена пяти ядов и осуществляет самое разнообразное зло, мы этого грешника Гтобу-Додде удалим, должны пожрать его кости и мясо. Но так как я (Шенраб) очистился от зла и осуще­ствляю добродетель, никого не убиваю, и так как хочу делать лучшее (из того, что есть) в мире, то выбираешь ли ты смерть (убийство) или очищение от зла?"

 

Гтобу-Додде заверил учителя, что отныне он будет очищаться от зла и осуществлять добродетели. Но вера у него не появилась, а обещание он дал единственно из чувства страха. Шенраб предупреждает, что если он на­рушит обещание, то в течение пятисот перерождений бу­дет в аду.

Затем Шенраб отправляется в крепость Гтобу, которая называется крайняя крепость Экбатаны (Dang-ba). Люди той страны изумились (увидев Шенраба) и все собрались там. Стало известно повсюду, что Гтобу будет осуществ­лять добродетель, и все люди тех областей и уделов (yul khams) собрались около учителя и оказали ему уважение. Учитель прочитал жителям страны проповедь о том, что нужно молиться богам и делать подношения. В это время Гтобу за свою плохую деятельность угодил в ад. Потом учитель появился на границе между богами и демонами (lha srin gyi mtshams su).

В этот самый момент к учителю обратились с просьбой трое, которые сообщили, что устранили раздор между бо­гами и демонами, и спросили о том, как вызволить из ада Гтобу. Учитель похвалил их за то, что они устранили раздор между богами и демонами. Вызволить Гтобу мож­но, по словам учителя, молясь богам и делая им подноше­ния. Сказав это, отправился в страну Элам (Олмо) Длин­ная долина.

По пути, когда он шел, пятьсот белых людей на белых лошадях совершили круг почета вокруг учителя, помоли­лись богам, сделали подношения и обратились к нему с такими словами: "'Мы — жители страны Мидия ('Od-ma-'byam-skya). Хотя Гтобу и был самым большим грешни­ком из живых существ, детей, людей, но перед смертью он сильно раскаивался. Любя нас, он оставил своему ок­ружению завещание, в котором говорилось, что пусть учитель Шенраб, который воздвиг жертвенник между богами и демонами, и находится там, вызволит его от адских мук". Сказав это, он скончался.

Люди этой страны собрались, устроили совещание и вынесли решение: послать приглашение учителю и про­сить его прийти. Учитель на это ответил, что совпали причина и результат. Поэтому Гтобу-Додде и оказался в аду, но он будет потом храбрым духом бонской свастики. Шенраб отправляется по приглашению. Все жители той страны собрались перед учителем и совершили круг поче­та. Они помолились богам и сделали подношения. Все собрались в городе Экбатаны (Dang-ba), где учитель Шен­раб сообщил жителям, что для того чтобы помочь Гтобу очиститься от грехов, надо построить ему гробницу трех­этажную, а также нужно молиться богам и делать подношения.

Далее говорится о сущности бонской веры:

 

"Бон — это центр бонской свастики. Бон — это центр мудрости, бон — это центр неба, бон — центр появления, бон — центр бытия. И, таким образом, (все) рождается из пяти великих центров (сфер)".

 

Далее говорится о почитании богов к о том, что "бон— это бог, рожденный из центра бонской свастики..., бон — это жрец, рожденный из центра бонской свастики...". Мо­литвами, а также с помощью жертв, приносимым богам, Гтобу последовательно из ада перемещается в область духов прета, оттуда возрождается в мире животных. В молитвах часто упоминается обожествленная мудрость: Обладающий нектаром мудрости, Обладающий солнечны­ми лучами мудрости, Обладающий домами луны-мудрости. Гтобу возрождается в далекой варварской стране в мире людей, где мучают всякие тяжкие болезни. Все со­вершают молебствия богу ветра, богу огня, богу воды и богу земли, благодаря чему Гтобу умирает и рождается в мире небогов (асуров), которые ведут смертельную войну с небожителями. Все опять делают подношения и молятся богам:

 

"Бон — это бог, рожденный из центра бытия, хвала бесконечному небу!..."

 

Гтобу покидает мир небогов и возрождается среди бо­гов-небожителей. Снова делаются подношения богам и совершаются молитвы. Гтобу умирает в стране богов и снова появляется на земле в своей стране. Учитель Шен­раб возвращается к себе домой в страну Элам (Олмо) Длинная долина. В заключение опять напоминается о важности молиться богам-жрецам, так как благодаря это­му можно очиститься от грехов.

 

Глава шестая:"О почитании трехсот богинь (lha-mo)" (с. 150—221). Учитель проповедует в стране Элам (Олмо). Из страны Сузы (Hos-mo), которая состоит из шести частей, приезжает царь со свитой и приглашает его приехать в свою страну.

Сначала туда отправляются ученики Шенраба, а по­том, после вторичного приглашения, и сам учитель. Там он проповедует о том, что надо почитать триста богинь для того, чтобы рассеять грехи (мрак) тела, слова и души. Царица по имени Гхулин-мати (Ghu-ling-ma-ti) спросила Шенраба о признаках этих богинь.

Учитель ответил, что бывают богини Творящие добро, Осуществляющие суть, Бесконечные, Свирепые превра­щения, Совершенный блеск. Обладающие милосердием вести (людей). Обладающие сотней сильных рук: богини небесные — Бесконечного неба, Свет сияет бесконечно, Сто тысяч лучей света, Распространяющие лучи света. Светлая лампада. Всезнающая; небесная богиня, Держа­щая число кальп (эпох); небесная богиня, Побеждающая массу мрака; богиня Различия звуков; богиня центра (сферы) Прониканием целиком распространяющаяся, Осуществлением все делающая, Собиранием все очищаю­щая, Прониканием не имеющая сторон, Рождением все появляющаяся, По причине блеска имеющая знаки, Зна­ющая центр обладания блага; богиня, идущая всегда с силой; богиня Равенства, обладающая пределом неба; бо­гиня Равенства, обладающая цветом света; богиня Равен­ства, обладающая потоком блага; богиня Равенства, ут­вердившаяся в центре.

Царица, которой Шенраб проповедовал учение о почи­тании богинь, в соответствии с учением, воздала почести небесной богине, Обладающей цветом; богине бытия, Все рождающей; богине Срединнорожденной; богине Ветра, Огня, Воды, Земли; богине Свет, покоряющей багровых и черных демонов; богине Хранительница солнца, обладаю­щая светлыми лучами солнца, которые покоряют демо­нов; богине Лучистая луна, покоряющая демонов-рыб; богине Красная стрела — молния, покоряющая демонов; богине Блестящий свет полыхающий; богине Распростра­няющая лучи света в десять сторон; богине Совершенст­во—лампада солнечного света, побеждающая мрак круго­ворота бытия; богине Милосердием защищающая лучи

солнца; богине Рождающая массу яркого блеска; богине Восток — светлая лампада: богине Обладающая языками пламени полыхающего; богине Светлая лампада; богине Распространяющая светлый свет солнца; богине Облада­ющая светлыми лучами луны; богине низа Всезнающей; богине низа Освободительнице.

Все богини делятся на прошлые, настоящие и будущие. Люди страны Сузы (Хос), где проповедовал учитель, очи­стились от всех грехов. Учитель возвращается к себе на родину.

 

Глава седьмая:"О женитьбе Шенраба" (с. 221—236). Учитель из страны Сузы (Хос) взял себе жену, чтобы быть как все люди. Шенраб просит учеников, чтобы те сходили за знаменитым жрецом. Тот приходит, исследуя его жену и говорит, что у нее хорошие признаки. Воздается хвала хорошим признакам жены Шенраба. Сам учитель повто­ряет эту хвалу.

 

Глава восьмая:"О детях Шенраба" (с. 236—309).У Шенраба рождается сын. Появляются боги Индра, Брама и обмывают сына. Жрец исследует знаки ребенка и нахо­дит их хорошими. Потом один из учеников спрашивает Шенраба о мире (земле) и тот отвечает:

 

"Число материальных миров непрерывно из чисто­ты (ясного) выходит. Частное (отдельное) — вот имя этого мира, это есть название неизменного ми­ра (вселенной), трудно покорить его и он действи­тельно неизменный. Он единственный, опирающий­ся на основу эфира (ветра), равномерно возникая, равномерно разрушается. Он состоит из континентов и больших континентов, из мрака и большого мрака, железных гор и больших железных гор, каж­дый малый континент, их три тысячи, окружен ма­ленькими железными горами. Неизменные миры окружены большими железными горами. Между каждыми континентами есть мрак, а большой мрак выходит из пустых железных гор, которых три ты­сячи, и находится между двумя железными горами. Там царство мрака..." и т.д.

 

Глава девятая: "О почитании тысячи богинь, бытия и богов-жрецов" (Iha gshen srid-pa lha-mo stong-ba phyаg-btsal-ba, c. 309—504).

 

"В то время учитель Шенраб Миво находился в саду разных трав и цветов в высоком месте Элам (Олмо) Длинная долина, разрешая сомнения, вместе (со своим) сыном Гтобу-Бумсан (Gto-bu-'bum-ssngs). В это время в южной стране этого мира прозвучали очень мелодичные звуки, потом появился очень светлый свет, потом появился необычайно удиви­тельный (чудесный) человек в окружении огромной свиты. Затем учитель Шенраб находился в Стране цветов, в которой он был проездом. Затем те люди совершили круг (почета вокруг Шенраба), помоли­лись богам, поднесли цветы и обратились с такими словами: "Совершеннейший из людей, славный по­кровитель живых существ, наиболее выдающийся из людей, путеводная лампада, душа полностью всезнающая, тело (личность) показывающее даже все неясное (неопределенное). Для того, чтобы по­знакомиться с Вами (мы сообщаем о себе следую­щее): мы принадлежим к роду царя Дпо (Dpo), имя которого Дпогьял-барбаи-сгронма-чан (Dpo-rgyal-'bar-ba'i-sgron-mа-cаn). Страна называется Кхри-дан-бьямпаи-лин (Khri-dsng-'bysm-pa'i-gling), кре­пость называется Шодпа-цигпаи-це (Shod-pa-rtsig-pa'i-rtsc), город называется Лхунгруб-дуйпа (Lhun-grub-'dus-pa). Страна эта является очень счастли­вой.

 

Та крепость — очень красивая крепость. В том го­роде — полное изобилие. Дела хорошие и плохие — многочисленны, но (жители) верят в подлинно хо­рошие, не совершают никаких грехов, придержива­ются и в мыслях добродетели. В западной стороне той страны у царя по имени Пхрамо-кхриод ('Pkhra-mo-khri-'od) родился сын по имени Кхри-шан (Khri-shang), и он был болен смертельной бо­лезнью. Здоровье его было в полном расстройстве, и что ни делалось для больного — все без пользы.

 

Прорицательница, очень искусная в гадании, обря­дом, так называемым динна-динлом (sding-ngа sding-lom) совершала гадания, но не получилось как надо. Бонские жрецы совершали "обряды отогнания несчастий", но без пользы. Тогда прорица­тельница сказала: "У него есть любимый раб по имени Кхрише (Khri-shcs), который родился в одно время с принцем. Когда принц не был болен, то он развлекал всех музыкой. Так вот, его надо принести в жертву злым духам. Для принца это то, что на­до..." и т.д.

 

Такое предложение вызвало сомнение у родителей, ко­торые обратились за советом к жрецу, занимавшемуся созерцанием. Тот ответил, что он не слыхал такого, что для лечения одного надо убить другого. Прорицательница настаивает на своем. Больной принц наотрез отказывается от такой жертвы. Раба тем не менее принесли в жертву, а принц тем временем умер. Отец принца обращается с жалобой к Шенрабу. Тот ответил, что жизнь и смерть зависит от судьбы. Большой грех, по мнению Шенраба, пытаться увидеть невидимое и знать неизвестное. Царь спросил Шенраба о будущей судьбе принца, раба и других лиц, замешанных в этой истории. Шенраб ответил, что за свою доброту принц и раб возродятся в раю, тогда как причастные к убийству окажутся в аду, возродятся скота­ми и т.п.

После беседы с царем Шенраб собирается отправляться домой. Царь обещает ему трудиться на благо живых су­ществ. На прощание учитель читает проповедь о почита­нии богов:

 

"Из самой матери сферы Сатриг Эрсан (Sa-trig Er-sangs) впервые появилось все благополучно идущее всех времен, из нес появилось; в середине находясь, в ней самой находится. Ставшее чистым, от чес самой становится чистым. Поэтому сначала помо­лимся телу (или статус) матери. Что касается ма­тери сферы Сатриг Эрсан, то чистого золота цвет ее тела. Украшения, одежды (или облик) и небесный дворец золотом и золотым блеском прекрасно укра­шены. Справа держит знаки: пять могущественных (сильных) букв золотых. Слева держит знак: зерка­ло из сияющего золота. Она находится на троне из двух львов огромных и удивительных, сияющих, как драгоценность. С благословением (с благо­датью) трудится на благо людей. Помолимся телу Сатриг Эрсан. С милосердием [она] трудится на благо людей в восточной части этого мира, благопо­лучно идущего, который появился из благодати тела матери сферы Сатриг Эрсан. Помолимся беспре­дельно сияющей богине".

 

Об этой богине также сообщается, что она излучает свет и рассеивает мрак, удовлетворяет желания людей и покровительствует всем трем мирам. Далее говорится о почитании бога-жреца мудрости Белый Свет, цвет тела которого, как чистый хрусталь. Он покоится на троне из двух больших, быков, и украшен он светом хрусталь­ным.

Затем следует молитва Мудрому Бумкхри, цвет тела которого подобен чистому серебру. Этот бог покоится на троне из орлов, он удовлетворяет молитвы и трудится, как и предыдущие боги, на благо живых существ. Сразу же после Мудрого Бумкхри воздастся хвала учителю Шенра­бу. Хвала повторяется несколько раз всем этим богам и Шенрабу, но каждый раз указывается определенная часть света, в которой трудятся на благо людей эти боги и Шенраб: восток, запад, север, юг, потом — юго-запад, юго-восток и т.д.

 

Глава десятая:"О том, как его (Шенраба) искушал демон" (с. 504—560).Есть так называемое государство Обладающее лучами света бонской свастики мрака. В центре черной армии мрака был демон по имени Прони­кающие длинные руки (Khyab-pa-Iag-ring). который был очень недоволен. Все демоны обратили на это внимание и спросили его о причине плохого настроения. Он ответил им, что учитель Шенраб. проповедуя свое учение, отвра­щает людей от демонов, так что их страна может стать совсем пустой. Демон говорит, что Шенраб — великий лжец и обманщик:

 

"Я тот, кто спорил за свет очень страдающий, за покоренные мной земли и страны. Я тот, кто рато­вал за то, чтобы действительно сражаться. Я тот, кто горит огнем за то, чтоб действительно быть в злобе... Люди страдающие теперь становятся не­страдающими. Люди спорящие теперь становятся неспорящими. Люди сражающиеся идут к миру и не сражаются, люди злобствующие идут к миру и не злобствуют... Люди отвращаются от нас и мало таких, которые осуществляют деятельность демонов. Немногие уходят от деятельности жрецов, немногие произносят грубые слова демонов... и мою эту тем­ную страну делают светлой, несуществующей".

 

Демоны насылают на страну Шенраба мор, эпидемии и т.п. Учитель прочитал заклинание и тем избавил всех от напастей демонов. Демоны под видом его отца, матери, брата и друзей появляются перед Шенрабом и пытаются искушать его, убеждая отказаться от своей деятельности. Тогда учитель прочитал молитву, и все люди благодаря этой молитве стали умиротворенными. Благодаря этой мо­литве он победил армии демонов, которые присоедини­лись к учителю. Князь демонов в расстройстве и одиноче­стве бежал в свою страну. "Закатилось учение демона, а учение Шенраба распространяется".

 

Глава одиннадцатая: "О том, как демон искушал (по­казывал чудеса) окружение Шенраба" (с. 563—652).Де­мон Длинные руки, страдая, сидит в темном доме. К нему приходят демоны мамо (ma-mo) и демоны масрин (ma-srin). Они утешают своего владыку и предлагают ему следующее: раз он не может победить учителя Шенраба, то стоит взяться за его учеников. Если окружение учителя будет побеждено, то наступит конец и бонскому учению.

Главный демон вместе со своей свитой отправляется в страну Элам (Олмо). Но благословением чудесным мило­сердия учителя Шенраба между деревьями садов заполы­хало пламя, и лучами красного пламени была побеждена и отвращена армия демона.

Демон Длинные руки в большом расстройстве возвра­щается к себе в страну и входит в свой дом страдания (мучения). Демоны вторично собираются в поход, имея цель разрушить город, в котором живет учитель. Но из города хлынул поток воды, и демоны были побеждены и отвращены. Снова демоны идут в поход, решив уничто­жить на этот раз его детей, жену, женщин, скот (богатст­во), учеников. Учитель как раз в это время находился (временно) в раю. В это самое время его сын в стране Элам (Олмо) у подножия горы проповедовал верующим ученикам доктрину о непрерывности бытия.

Вдруг появилось сто совершенных по красоте юношей, которые совершили вокруг него круг почета и воздали почести. Они сказали, что уверовали в бонское учение, поэтому и пришли. Попросили растолковать им истинный бон причины и результата. О себе они сказали, что являются детьми драконов и богов. Он им ответил, что прежде всего надо внимательно слушать:

 

"Короткое тело, прижатые руки; встав на колени, сложить ладони; затаив дыхание, оцепенев, слу­шать".

 

Эти обманщики, слуги демона, ему заметили, что они, конечно, пришли выразить свое уважение, но ведь любо­вью живых существ не просветить (озарить). Они попро­сили рассказать про бон, который полыхает, словно огонь гнева. Сын Шенраба им ответил, что обладающие гневом рождаются в аду. Если же рождаются людьми, то непре­менно уродливыми, а потом, накопив причины кармы (судьбы), все же рождаются в аду.

Слуги демона попросили рассказать им про бон, кото­рый кипит, словно поток страстей. Он им ответил, что обладающие страстью люди рождаются в месте, где свя­заны души (сердца), а если они рождаются людьми, то непременно бедняками, а по смерти попадают в то самое место. Слуги демона сказали, что умных на свете немного, и попросили рассказать про бон, который упорядочивает невежество. Сын Шенраба ответил, что невежды-кретины рождаются в стране скотов. Если же рождаются людьми, то становятся кретинами-заиками, а потом все же рожда­ются в стране (мире) скотов. Демоны ему сказали, что много завистливых, рождающихся повсеместно, и попроси­ли рассказать про бон, который появился как зависть. Он им ответил, что завистливые рождаются людьми в дале­ких (варварских) странах. А если в центре (мира), то — генералами армий, и держат шелковые знамена, как сим­вол своей власти. А потом, конечно, рождаются в диких странах. Демоны ему говорят, что если мирно обращать в веру живые существа, то верующих будет немного.

Они просят рассказать про бон, который бушует, как ветер гордыни. Сын Шенраба им ответил, что обладающие гордыней рождаются в стране небогов (асуров). Если же рождаются людьми, то — солдатами, держащими оружие. Но когда они накопят причины кармы (судьбы), то рож­даются в стране небогов. Демоны утверждают, что только немногие придерживаются правильных пророчеств (поу­чений), а держащихся еретических — много. На это он им возражает тем, что держащиеся еретических поучений рождаются долгоживущими божествами. А если рождают­ся людьми, то становятся недобродетельными нищими. Потом, накопив причины кармы, рождаются долгоживу­щими божествами. Демоны ему сказали, что он врет, и исчезли в небе.

Тогда демоны решили взяться за женщин и одержать победу на этом поприще. Они явились к женам и дочерям учителя Шенраба и стали их соблазнять, порицая при этом учителя Шенраба, который осуждал сластолюбие. Одна из дочерей Шенраба не устояла от искушения и стала женой демона Длинные руки. У неё со временем родилось два демоненка, а она сама превратилась в ведьму и оказалась в стране демонов. Как-то раз детишки так ее искусали, что она была близка к смерти.

Узнав об этом, учитель сказал, что она умрет и что владыка ада уже идет за ней. Но, будучи милосердным, сказал, что можно будет ее спасти, если она вернется и совершит очистительное омовение в озере. Ее убедили вернуться, и она отправилась к себе домой. Она принима­ет свой прежний облик красивой женщины, приходит к отцу и кается в своих грехах и заблуждениях.

Дочь и отец не забыли и про демонят. Они появились в стране демонов, где отец прочитал заклинание, ворота железного города демонов открылись и показались эти два демоненка. Когда они увидели учителя, то снова стали людьми. Перед этим событием дочь учителя совершила обряд поднесения цветов всем божествам и жрецам. Часть демонов становятся почитателями учения Шенраба.

 

Глава двенадцатая: "О том, как демон вредил богат­ству (скоту) Шенраба" (с. 652—714).Армия демонов пытается нанести ущерб имуществу и лошадям учителя. Шенраб покоряет армию демонов, после чего отправляет­ся в Тибет, где также покоряет демонов и проповедует свое учение. Демоны становятся его последователями. По­том учитель Шенраб появляется в стране Шаншун, где он также покоряет всех демонов и проповедует свое учение. Затем учитель возвращается к себе на родину в страну Элам (Олмо), где опять успешно покоряет демонов.

 

Глава тринадцатая: "О том, как было потом уч­реждено учение Шенраба, состоящее из трех разделов" (с. 714—796).В начале главы дается пророчество учите­ля о том, что один из последователей его учения, некий царь Салчог-дампа (gSal-schog-dam-pa) переродит­ся после своей смерти сыном царя запада, царя по име­ни Кадала-серги-догчан (Ka-mda'-Ia— gser-gyi-mdog-can). По причине его добродетели заслуги его будут велики, и он учредит учение в той стране, а потом учение будет только в той стране.

 

"В тот период и в то время в стране Континент халдеев (rGya-lag-'od-ma'i-gling), континент вели­кого множества храмов (mkhar, дворцов) и множе­ства (букв, ста) высоченных ворот (sgo rise), в горо­де, наипервейшем по части колдовства, (был) отец по имени Кадала-серги-догчан (и была) мать по имени Мутрила Ясный Свет (Mu-tri-la gsal-'od-ma). У них была власть, богатство и тому подобное. Они были самыми великими из всех людей мира, но не было у них детей. В это время на юге (нашего) мира, обладающего страданием, умер царь Салчог-дампа и силой своих заслуг (добродетелей) родился сыном Кадала-серги-догчана, царя страны Конти­нент халдеев.

 

Когда он родился, то все жители той страны очень обрадовались, совершили молебствие, а когда исс­ледовали знаки (на теле ребенка, то оказалось, что) волосы на голове (ребенка) с синевой, ногти серо­ватые, голова похожа на хрустальный сосуд... На ладонях правой и левой руки были написаны победоносные знаки по окружности, тридцать букв волшебных чашко-образных, чему отец очень обрадо­вался. Гадатели дали ему имя Гья-конце-пхрулги-гьялпо (rGya-kong-rtse-'phrul-gyi-rgyal-po), так как только у выдающегося потомка царей написаны (на руках) по кругу тридцать[24] волшебных чашко-образ­ных букв...".

 

Далее сообщается о добродетелях и всяких прекрасных качествах принца. Затем, когда ему исполнилось девять лет, в день полнолуния весеннего месяца он преподнес цветы лучам сияющего солнца и совершил молитву мате­ри вечной сферы Сатриг Эрсан. Он также почтительно помолился богу-жрецу Белому Свету и совершенству муд­рости во всем, царю бытия Мудрому Бумкхри. Чтобы пришло ниспослание мудрости, почтительно помолился учителю Шенрабу. В своей молитве он выражает радость, что родился человеком в этом мире и что он может осу­ществлять бонское учение. В молитве он выражает поже­лание, чтобы, когда ему исполнится двадцать пять лет, у него было бы три сына и две дочери, чтобы было богатство и изобилие. Все исполняется по его молитве.

Тогда он решает совершить нечто такое, что отличало бы его от других людей.

 

"Он посмотрел на свечко-образные, чашко-образные буквы на руке, сделал вычисления по книгам и уви­дел: что бы он ни делал добродетельное, благодаря его заслугам это совершится. Потом, для того чтобы отличаться от других людей, не быть с ними рав­ным, он подумал о воздвижении основы добродете­ли — огромного храма в стране Моря Окружного и дал великую клятву, поскольку люди не могут до­стичь неба и умирают в морс (озере). Он сделал вычисления по чашкообразным, свечкообразным буквам на руках и узнал, что все демоны в соответ­ствии с прежней судьбой и с данной клятвой будут строить [этот храм — ред.], и это совершится. За­тем Конце-пхрулги-гьялпо отправился заклинать демонов в Черную страну Мухала (Mu-hа-la mun-pa'i gling)".

 

Когда он совершил заклинания, то появился царь де­монов по имени Зловещий (Черный) Хада (Hа-'da') — огромного роста, вдоль и поперек в девять сажен ('dom), у него девять голов, девять глаз, девять рук и ног и ог­ромная черная курчавая борода. Когда демон спросил, что он должен делать, то ему Конце ответил:

 

"Я осуществляю идею о процветании людей мира. Хотя у меня волшебная сущность (природа), но здесь — непостоянность, смерть. Я думаю поста­вить здесь самое необходимое (для) умерших, до­бродетель, благодаря которой буду отличаться от других. Так как будет воздвигнут храм в стране морской, то люди смогут достигать неба, (люди, которые) умирают в морс (озере или болоте). Ты, царь демонов, самый великий по части волшебства и искусства в странах этого мира. С помощью моей добродетели ты сделай достижение неба (чтобы храм достиг неба), так как я решил не расставаться с жизнью". Ему дети демонов ответили: "Мы всех демонят, обладающих волшебным искусством, (всех) мужей и людей пошлем делать твое "дости­жение неба". Своим искусством поднимем горы, вы­копаем скалы, осушим озеро Гандрил (Gangs-'dril), В три месяца мы осуществим "достижение неба", которого ты желаешь. Дай нам волшебством (сво­им) одежду, как у самого тебя. Если Конце не даст волшебством одежду, как у самого себя, то дети демонов вместе с людьми рассердятся...".

 

Демоны начинают строить гигантский храм: пятьсот измерений (пагцад) в окружности и сто двадцать пять в ширину. Конце приказал демонам, чтобы основание хра­ма вознеслось вверх на сто тысяч измерений. Основание поднялось, а сам царь исчез. Он погиб или скоропостижно умер, как предположили жители страны. Жена царя от­правляется на юг к Окружному Вытянутому Морю. Над морем поднялся густой туман, и царица сказала старшему сыну, который ее сопровождал, чтобы тот обошел морс и нашел дорогу к храму, который посередине этого моря. Сын находит дорогу. Он видит там, где этот храм, отца и демонов. Сын возвращается и сообщает об этом матери. Царица вместе со свитой приходит к храму и видит мужа, усталого и измученного. Они все вместе возвращаются домой.

Царь Конце, не удовлетворенный жизнью, решает по­кинуть свою страну. Он уходит и живет в Стране, в которой нет людей. Там он беседует о вере со святым, который убеждает его распространять веру и бороться с демонами. Царь молится богам:








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 414;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.